Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Итоги конференции «СРП-2000»


Итоги конференции «СРП-2000»

А.И. Салина,
заместитель руководителя Департамента налоговой политики Минфина России

     О большом интересе к вопросам, связанным с соглашением о разделе продукции (СРП), свидетельствует заседание Правительства РФ, которое состоялось 31 августа 2000 года, а также Международная практическая конференция «СРП-2000», состоявшаяся в первых числах сентября в г. Южно-Сахалинске.
     
     Казалось бы, что вопросы, нашедшие отражение в материалах заседания Правительства РФ, должны были бы автоматически найти отражение и в рекомендациях Первой международной конференции по вопросам СРП.
     
     Однако этого не случилось. По ряду вопросов потребовались дополнительные разъяснения, в том числе комментарии Президента Российской Федерации, которые повлияли в значительной степени на выводы, сделанные конференцией.
     
     В процессе работы еще раз подчеркнуты важность и значимость рассматриваемых вопросов, обращено внимание на необходимость государственного подхода к решению возникших проблем. Президентом Российской Федерации был сделан акцент на то, что выгодность, достигаемая при реализации СРП, должна быть обоюдной для инвесторов и государства. Необходимо более четко оговаривать и отстаивать финансово-экономические интересы как России в целом, так и ее субъектов. Экономические, природные, социальные и другие потери и приобретения от разработки месторождений на условиях СРП должны заранее хорошо просчитываться.
     
     Следует признать, что подобного пока не происходит. Предполагалось, что благодаря соглашениям о разделе продукции в российские нефтегазовые проекты удастся привлечь десятки миллиардов долларов США. Однако эти надежды не оправдываются. По всем действующим проектам имеет место значительное отставание от параметров конкретных технико-экономических проектов и по вложенным инвестициям, и по поступлениям в бюджет. Учитывая, что нефтегазовые отрасли капиталоемки, значительные поступления в бюджет планируется получить от работающих проектов в виде роялти, прибыли и прибыльной продукции через 7-10 лет.
     
     Основная сумма доходов от реализации сахалинских проектов поступила в бюджет и внебюджетный фонд Сахалинской области, что нарушает баланс интересов участников соглашений с российской стороны.
     
     Всего от реализации действующих соглашений от инвесторов на настоящий момент поступило российской стороне 123,345 млн долл. США, из них в федеральный бюджет - всего 5,443 млн долл. США, или 4,4 % от общей суммы доходов. Естественно, учесть в бюджете косвенный эффект по предложению Министра энергетики РФ в сумме 91 млн долл. США по проекту «Сахалин-1» и порядка 280 млн долл. США по проекту «Сахалин-2», не представляется возможным.
     

     Перечень острых проблем, затронутых на конференции, достаточно обширен. Остановимся на некоторых из них.
     
     Речь, в частности, шла о нецелесообразности создания координационного центра по налаживанию механизма реализации и функционирования СРП в России при наличии действующего соответствующего органа - Минэкономразвития России, поскольку, по мнению В. Путина: «плодить бюрократические структуры вряд ли целесообразно». Тем не менее практически все участники конференции согласились с необходимостью сокращения срока прохождения согласования конкретного проекта и создания «единого окошка», то есть органа, упрощающего бюрократическую систему.
     
     Важной проблемой, поднятой на конференции, является рассмотрение специальной главы по СРП в Налоговом кодексе Российской Федерации (НК РФ). По мнению инвесторов, поправки в налоговое законодательство должны быть незначительны.
     
     Обсуждался вопрос о возможности уплаты налогов в натуральной форме, который актуален как для тех, кто работает на условиях СРП, так и в целом для нефтедобытчиков. Так, например, Тюменской областной Думой подготовлен законопроект, из пояснительной записки к которому следует, что исчисление и взимание налогов в натуральном выражении фактически направлено на контроль за уровнем цен реализуемых добытых полезных ископаемых.
     
     В настоящее время сложилось такое положение, при котором вертикально интегрированные компании Западной Сибири фактически являются монополистами. Используя свое положение, они резко занижают цены на нефть (добытое сырье), а конечную продукцию продают по рыночной цене (например, бензин на автоколонках), получая при этом сверхприбыли.
     
     Однако предложение о взимании налога в натуральной форме противоречит ст. 8 НК РФ, согласно которой под налогом понимается обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
     
     Вместе с тем расширение возможности внесения платежей долей от объема добытой продукции является способом перекладывания на государство издержек, связанных с дальнейшей переработкой и реализацией добытого минерального сырья (в частности, транспортировка нефти до нефтеперерабатывающих заводов, ее последующая переработка, транспортировка полученных нефтепродуктов и т.д.).
     
     Кроме того, внесение налогов в натуральной форме создаст основу для злоупотреблений в финансовой сфере и в целом снизит эффективность сбора налогов.
     
     Внесение платежей в натуральной форме не предусмотрено законодательством о налогах и сборах и не эффективно с экономической точки зрения, поскольку создаст дополнительные проблемы, затраты на решение которых, могут превысить предполагаемые поступления в бюджет.
     
     Однако Федеральный закон  от 30.12.1995 N 225_ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» предусматривает такую возможность уплаты налогов, а именно: регулярных платежей (роялти) и прибыльной продукции в денежной форме или в виде части добытого минерального сырья.
     
     Поскольку порядок уплаты налогов и определения цен реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения является общим вопросом налогового законодательства руководствоваться, по нашему мнению, указанными выше нормами Закона об СРП нецелесообразно.
     
     Выдвинутое на конференции предложение о взимании всех налогов в натуре наводит на мысль о налоге ясак, которым облагались в старину некоторые народности Поволжья, Сибири и Дальнего Востока. В настоящее время такое предложение абсурдно, поскольку собрать в натуре (нефть, пушнину) такие налоги, как подоходный или отчисления во внебюджетные фонды, не представляется возможным.
     
     Другое предложение о распространении 30 % квоты использования разведанных запасов на условиях СРП только на иностранцев также нереально, поскольку, решая проблему таким образом, мы только усугубим проблемы, сопряженные с этим вопросом, и дискриминируем иностранного инвестора. Предполагалось устранить 30 % «ресурсную квоту на СРП», ограничиваясь критерием экономической целесообразности выбора СРП, хотя было известно, что пунктом 3 протокола заседания Правительства РФ от 31.08.2000 N 28 предусматривается сохранение на данном этапе нормы предоставления на условиях соглашений о разделе продукции не более 30 % разведанных и учтенных государственным балансом запасов полезных ископаемых.
     
     Естественно, заслуживающим внимание является вопрос о возмещении налога на добавленную стоимость. Об этом свидетельствовали и подборки к материалам конференции с соответствующими кричащими названиями: «Плюс-минус 20 %», «Кому платить за ужин?» и так далее, а также выступление Министра экономического развития и торговли, который назвал проблему возмещения НДС животрепещущей.
     
     В соответствии с п. 2 раздела II протокола заседания Комиссии Правительства РФ по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации соглашений о разделе продукции от 15.03.2000 N 1 в августе текущего года Минфин России произвел возмещение НДС по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» в суммах, подтвержденных МНС России, за период с 17 февраля 1999 года (с даты вступления в силу Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ) по 1 января 2000 года (по проекту «Сахалин-1» в сумме, эквивалентной 2,69 млн долл. США, по проекту «Сахалин-2» - в сумме, эквивалентной 15,69 млн долл. США).
     
     Кроме того, Минфином России совместно с МНС России и Минюстом России был подготовлен и внесен в Правительство РФ письмом от 01.09.2000 N 01-02-01/04-3285 проект постановления Правительства РФ «О порядке возмещения налога на добавленную стоимость при реализации Соглашения о разработке Чайвинского, Одоптинского и Аркутун-Дагинского нефтегазоконденсатных месторождений на шельфе острова Сахалин (проект «Сахалин-1») и Соглашения о разработке Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа на условиях раздела продукции (проект «Сахалин-2»)».
     
     Данным проектом предусматривается, что при реализации соглашений о разделе продукции по проектам «Сахалин-1» и «Сахалин-2» необходимо возмещать НДС с учетом процентов в суммах, сообщенных МНС России, за весь период действия соглашений.
     
     С принятием этого постановления снимутся следующие спорные вопросы: чем руководствоваться - нормами налогового законодательства или нормами действующего соглашения; признается легитимность протокола о взаимопонимании по проекту «Сахалин_2» или нет; какие сроки действия протокола и т.д.
     
     Рассматривались вопросы подготовки и принятия нормативных правовых актов, необходимых для реализации соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».
     
     Обсуждение велось с учетом протокола заседания Правительства РФ от 31.08.2000 N 28, пунктом 7 которого федеральным органам исполнительной власти с участием администраций Сахалинской области и Ненецкого автономного округа поручено в 2-месячный срок провести консультации с операторами проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское соглашение» с целью внести в оперативном порядке в Правительство РФ предложения по:
     
     - реализации мер по повышению экономической эффективности этих проектов;
     
     - порядку освобождения от уплаты таможенных платежей;
     
     - составу и порядку возмещения затрат;
     
     - порядку исчисления и уплаты НДС;
     
     - бухгалтерскому учету;
     
     - возмещению задолженности по НДС.
     
     В настоящее время федеральные органы исполнительной власти занимаются подготовкой нормативных актов по действующим соглашениям о разделе продукции. Предполагается проведение консультаций с инвесторами по проектам «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Харьягинское соглашению» по указанным вопросам.
     
     Одновременно на заседании Правительства РФ 31 августа 2000 года был одобрен представленный Минэнерго России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти план-график подготовки законодательных и нормативных правовых актов по вопросам соглашений о разделе продукции, которым определены сроки подготовки указанных актов и ответственные исполнители.
     
     В частности, планом-графиком предусмотрено:
     
     - внесение изменений и дополнений в Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции»;
     
     - внесение изменений и дополнений в Положение о формировании и использовании ликвидационного фонда при реализации соглашений о разделе продукции;
     
     - внесение изменений и дополнений в Положение о составе и порядке возмещения затрат при реализации соглашений о разделе продукции и т.д.
     
     В настоящее время проводится работа над проектом главы 53 части второй НК РФ, определяющей систему налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Принятие такой главы будет способствовать обеспечению стабильных условий для инвесторов.
     
     Кроме того, параллельно подготавливаются изменения в отдельные налоговые законы по вопросам, связанным с соглашением о разделе продукции. Это также обсуждалось на конференции и вызвало определенный резонанс, что явилось импульсом к объединению сил государственных и коммерческих структур с целью доработки налогового законодательства.