Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговая статистика и прогнозирование налоговой базы регионов


Налоговая статистика и прогнозирование налоговой базы регионов

А.И. Новикова,
советник налоговой службы I ранга

А.Д. Мельник,
советник налоговой службы I ранга, к.т.н.
     
В.П. Золотарев,
советник налоговой службы II ранга

     Налоговая статистика является важнейшим инструментом социально-экономического анализа на всех уровнях управления налоговым процессом. Своевременно собранные, обработанные и проанализированные данные налоговой отчетности дают возможность руководству МНС России и его управлений по субъектам Российской Федерации делать правильные выводы о результатах практической работы по обеспечению роста налоговых поступлений и повышению уровня собираемости налоговых платежей и намечать пути повышения ее качества и эффективности.
     
     В условиях необходимости укрепления и расширения налоговой базы федерального бюджета, как главного стабилизирующего фактора экономики страны, важнейшей задачей налоговой статистики является всестороннее исследование эффективности налогового процесса и происходящих в налоговой системе преобразований в увязке с развитием макроэкономической ситуации в стране и регионах на основе научно обоснованной системы показателей, обобщения и прогнозирования тенденций развития налоговой базы, выявления имеющихся резервов повышения налоговых поступлений и своевременного обеспечения надежной информацией политического руководства страны и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.
     
     В целях успешного решения этих задач представляется целесообразным:
     
     - проводить дальнейшую работу по совершенствованию форм налоговой отчетности в части повышения оперативности и достоверности, а также сокращения и упрощения используемой системы показателей (в первую очередь, за счет отмены потерявших свою актуальность показателей);
     
     - обращать больше внимания на качественные показатели, позволяющие выявлять взаимосвязь эффективности налогового планирования с региональным экономическим и социальным развитием, а также определенные тенденции для последующего анализа влияния значимости отдельных факторов на налоговые характеристики региона;
     
     - предусматривать проведение разнообразных выборочных обследований, позволяющих объективно оценивать развитие налоговой базы регионов и прогнозировать поступление налогов и сборов на перспективу как в условиях действующего налогового законодательства, так и с учетом его возможного изменения.
     
     В настоящее время указанные направления совершенствования налоговой отчетности приобретают особую практическую значимость в связи с проводимой МНС России работой по внедрению Налогового паспорта региона.
     

     С этой точки зрения целесообразно придерживаться принципа, при котором показатели налогового потенциала, содержащиеся в планируемом к утверждению Налоговом паспорте региона, должны быть зафиксированы и неизменны в налоговой отчетности последующих периодов.
     
     В то же время при любых возможных изменениях форм налоговой отчетности должна быть обеспечена преемственность информации, необходимой для определения налогового потенциала субъектов Российской Федерации и налоговой базы по основным налогам, что позволит в полной мере обеспечить сопоставимость отчетных данных за ряд лет. Значение этого положения можно проиллюстрировать примером с месячными формами отчетности N 1-НОМ «Отчет о поступлении налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики» и 4-НОМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации по основным отраслям экономики».
     
     В соответствии с приказом МНС России от 23.11.1999 N АП-3-09/370 «Об утверждении форм отчетности Министерства РФ по налогам и сборам на 2000 год» составление отчетности по этим формам в связи с отсутствием инструмента отбора предприятий для формирования данных отчетов не предусматривалось. При этом на перспективу в целях обеспечения сбора и разработки указанной отчетности предполагается внести в заголовочную часть бухгалтерского баланса признак отнесения предприятия к определенной отрасли экономики (код по ОКОНХ).
     
     По мнению специалистов налоговых органов, в частности Управления МНС России по Санкт-Петербургу, отмена указанных отчетов на 2000 год могла бы привести к утрате преемственности отраслевой базы данных, то есть к нарушению важнейшего принципа любой информационной системы. В то же время база данных о налоговых поступлениях и недоимке в разрезе основных отраслей (которая, например, по Санкт-Петербургу, ведется систематически начиная с 1994 года) имеет большое практическое значение для:
     
     - оценки налогового потенциала отдельных отраслей экономики и перспективы его развития;
     
     - анализа налоговой нагрузки на предприятия различных отраслей;
     
     - оценки адекватности налоговых поступлений уровню развития и социально-экономическим параметрам отдельных отраслей и выбора на этой основе объектов налоговой проверки;
     
     - принятия органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации решений о предоставлении льгот;
     
     - прогнозирования налоговых поступлений.
     
     В связи с этим Управление МНС России по Санкт-Петербургу (письмо от 11.01.2000 N 20-08/222) впредь до усовершенствования отраслевого классификатора и инструмента отбора предприятий по отраслевому признаку просило оставить в системе налоговой статистики отчеты по формам N 1-НОМ и 4_НОМ, сократив их периодичность до ежеквартальной. Это предложение было принято; согласно приказу МНС России от 03.03.2000 N АП-3-09/89 указанные формы сохранены как ежеквартальные. При этом принималось во внимание и то, что во внедряемом Налоговом паспорте региона также присутствует база данных по основным отраслям экономики.
     
     Между тем действующая в настоящее время налоговая отчетность не обеспечивает в полном объеме выборку сведений, необходимых для формирования Налогового паспорта региона.
     
     В рамках проводимой работы по налоговой паспортизации регионов имеются следующие замечания и предложения по совершенствованию отдельных форм налоговой отчетности.
     
     В форму N 1-НМ «Отчет о поступлении налоговых платежей и других доходов в бюджетную систему Российской Федерации» целесообразно ввести показатель начисления налогов и сборов в федеральный бюджет. Кроме этого, содержащиеся в форме N 1-НМ сведения о начисленных платежах включают суммы штрафов и пени, что не позволяет получить реальную оценку возможностей региона по начислению платежей в бюджет. Поэтому в данной форме отдельной строкой следует выделить: «исчислено по декларациям текущего года». В разделе 3 «Структура поступления налога на добавленную стоимость» формы N 1-НМ в подразделе «справочно» в строках 410-413 также необходимо с 2001 года выделить федеральный бюджет.
     
     С 2000 года отменена форма N 3-НЛК «Льготы по налоговым платежам, предоставленные налогоплательщикам в соответствии с действующим законодательством». Для заполнения Налогового паспорта региона данными по потерям в связи с предоставлением льгот налогоплательщикам необходимо восстановить данную форму отчетности.
     
     Для анализа коэффициента собираемости по всем налогам отчет по форме N 4_НМ «Отчет о задолженности по налоговым платежам в бюджетную систему Российской Федерации и уплате налоговых санкций и пеней» необходимо дополнить данными о недоимке по налогам, не включенным в совокупность налогов, по которым имеется информация о недоимке в отчете N 4-НМ.
     
     С учетом большой значимости рентного фактора особого внимания заслуживают платежи за пользование природными ресурсами, которые необходимо дифференцировать, указав отдельно задолженность по налогу на землю и платежам за пользование недрами.
     
     Исходя из задачи полноты исполнения доходной части федерального бюджета и необходимости объективного определения налоговой базы по всем видам налогов, контролируемых МНС России, а также установления на этой основе контрольных показателей по мобилизации доходов в федеральный бюджет, представляется целесообразным вернуться к вопросу периодичности представления отчета по форме N 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам налогов». По нашему мнению, эта форма должна быть полугодовой или даже квартальной. Отчет по форме N 5-НБН следует дополнить акцизами на бензин.
     
     Проектом бюджета на 2001 год предусмотрено расширение перечня подакцизных товаров; вводится акциз на дизельное топливо и моторные масла. Считаем целесообразным включить данное изменение в действующие формы налоговой отчетности, в том числе и в отчет формы N 5-НБН.