Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

Методы и формы налогового администрирования


Методы и формы налогового администрирования


И.А. Перонко,
государственный советник налоговой службы II ранга,
к.э.н, профессор, Краснодарский край

С.И. Межерицкий,
советник налоговой службы I ранга

     Очередной этап налоговой реформы в России, ознаменовавшийся введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), коренным образом изменил взаимоотношения налоговых органов и налогоплательщиков, а также других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
     
     Строгая регламентация всех процедур, осуществляемых в ходе проведения мероприятий налогового контроля, ослабление фискальной функции и постановка новых задач налоговым органам (информационное взаимодействие с различными государственными органами, контроль за расходами физических лиц и др.) - все это значительно изменило и осложнило содержание работы налоговых органов.
     
     Для успешного проведения налоговой политики государства необходима стройная система организационных мероприятий. Государство должно располагать достаточно надежным механизмом сбора налогов для того, чтобы получить ожидаемые средства в казну. Одним из главных составляющих в этом механизме является налоговое администрирование.
     
     Рассматривая налоговое администрирование как систему управления государством налоговыми отношениями, определим совокупность методов и форм, посредством которых государство осуществляет это управление.
     
     Схема методов и форм налогового администрирования представлена на рисунке.
     


     
     В процессе управления налоговыми отношениями участвуют не только налоговые, но и законодательные и исполнительные органы власти, Конституционный суд РФ и арбитражные суды, органы федерального казначейства, финансовые органы, правоохранительные органы и др. Для повышения качества и результативности налогового администрирования необходимо законодательно закрепленное взаимодействие названных органов на разных уровнях управления.
     
     В качестве методов налогового администрирования выступают: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.
     
     Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются.
     
     Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.
     
     Налоговое планирование может быть текущим (тактическое) и на более отдаленную перспективу (стратегическое или налоговое прогнозирование).
     

     Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.
     
     Основная задача налогового планирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий.
     
     В ходе налогового планирования оценивается налоговый потенциал региона; прогнозируются объемы налоговых поступлений с учетом темпов экономического роста региона, утверждается бюджет по налогам, выводятся суммы бюджетного дефицита, уровень инфляции, индексы цен, разрабатываются контрольные задания в разрезе бюджетов различных уровней, определяется долевое распределение налоговых ставок и льгот.
     
     Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
     
     Система налогового стимулирования предполагает изменение срока уплаты налога и сбора, а также пени; предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога; предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
     
     Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями: фискальной и регулирующей. От размера налоговых ставок зависит построение рациональной налоговой системы. Расчет оптимального уровня налоговых ставок - процесс крайне сложный и трудоемкий. Здесь прежде всего необходимо экономическое обоснование с целью оптимизации государственных расходов, их приведение в соответствие с возможностями реальной экономики.
     
     Система налоговых льгот представляет собой комплекс налоговых преференций стратегического действия, компенсирующий финансовые потери при выпуске новой и конкурентоспособной продукции, модернизации технологических процессов, укрепляющий основы малого и среднего производственного бизнеса. Налоговые льготы предоставляются в виде отмены авансовых платежей, уменьшения или полного сложения налогового обязательства при соблюдении определенных условий, снижения размера налоговой ставки.
     
     Неотъемлемой составляющей налогового регулирования и формой налогового администрирования является система санкционирования. К нарушителям законодательства о налогах и сборах применяются финансовые и административные санкции, а также меры уголовной ответственности.
     
     Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель - препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
     
     Можно выделить следующие основные формы налогового администрирования при осуществлении мероприятий налогового контроля:
     
     - регистрация и учет налогоплательщиков;
     
     - прием и обработка отчетности;
     
     - учет поступления налогов и начисленных сумм;
     
     - контроль за своевременным поступлением платежей;
     
     - камеральные налоговые проверки;
     
     - выездные налоговые проверки;
     
     - реализация материалов налоговых проверок;
     
     - контроль за реализацией материалов проверок и уплатой начисленных финансовых санкций и административных штрафов.
     

     Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.