Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об акцизах


Об акцизах


Е.Н. Шереметьева,
советник налоговой службы I ранга

     С 1 января 2001 года вступает в действие часть вторая Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), глава 22 которой посвящена акцизам.
     

О перечне подакцизных товаров

     В ст. 181 части второй НК РФ сохранен действующий перечень подакцизных товаров, но в него дополнительно включены дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, спирт-сырец, спиртосодержащая продукция с объемной долей спирта этилового от 9 до 12 % и мотоциклы.
     
     Включение в перечень подакцизных товаров дизельного топлива и моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей обусловлено необходимостью компенсации выпадающих доходов бюджета в связи с отменой налога на реализацию горюче-смазочных материалов, а спирта-сырца - необходимостью усиления контроля за производством и оборотом спирта этилового.
     
     При отнесении конкретных видов товаров, произведенных на территории Российской Федерации и отгруженных с 1 января 2001 года, к подакцизным товарам или товарам, не облагаемым акцизами, следует учитывать следующие нововведения.
     

Спирт этиловый

     К спирту этиловому, облагаемому акцизами, относятся все виды спиртов этиловых, (за исключением спирта коньячного), изготовленных из всех видов сырья независимо от вида нормативно-технической документации, по которой они выпускаются (ГОСТов,  ОСТов, технических условий, фармакопейных статей).
     
     Статьей 181 части второй НК РФ не предусмотрено исключение из перечня подакцизных товаров спирта этилового, производимого в соответствии с фармакопейными статьями и включенного в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Поэтому спирт этиловый 95 %, производимый по фармакопейной статье ФС 42-3072-94, и спирт этиловый 90, 70 и 40 %, производимый по фармакопейной статье ФС 42-3071-94, будут, так же как и в настоящее время, облагаться акцизами в общеустановленном порядке.
     
     Спирт коньячный, не облагаемый акцизами, согласно Федеральному закону от 07.01.1999 N 18-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции”» должен производиться по государственным стандартам и техническим условиям, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и проходить государственную регистрацию в Минсельхозе России в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 874 «О введении государственной регистрации этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной, алкогольсодержащей пищевой продукции и другой спиртосодержащей продукции».
     
     Что касается денатурированного этилового спирта, то условия, при которых операции по его реализации не подлежат налогообложению, изложены в подпункте 2 п. 1 ст. 183 части второй НК РФ. При этом обращаем внимание на то, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 09.07.1998 N 732 «О введении государственной регистрации денатурированных спирта и спиртосодержащей продукции из всех видов сырья» (с учетом дополнений от 31.10.1998 N 1283 и от 16.03.1999 N 303) денатурированный спирт должен пройти государственную регистрацию, которую проводят Минсельхоз России (денатурированный этиловый спирт из пищевого сырья) и Минэкономики России (денатурированный этиловый спирт из непищевого сырья).
     

Спиртосодержащая продукция

     Конкретные виды спиртосодержащей продукции не будут облагаться акцизами при соблюдении следующих условий:
     
     - спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства должны пройти государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и быть внесены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Государственная регистрация данной продукции осуществляется Минздравом России;
     
     - индивидуальные рецепты и требования лечебных организаций на изготовление аптечными организациями лекарственных, лечебно-профилактических средств (включая гомеопатические препараты) должны быть заверены в установленном порядке;
     
     - спиртосодержащие препараты ветеринарного назначения должны пройти государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и быть внесены в Государственный реестр зарегистрированных ветеринарных препаратов, разработанных для применения в животноводстве на территории Российской Федерации. Государственную регистрацию данной продукции проводит Минсельхоз России (Департамент ветеринарии);
     
     - спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция должна пройти государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, которую в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.08.1999 N 967 «О производстве и обороте спиртосодержащих лекарственных средств и парфюмерно-косметической продукции (средств)» проводит Минздрав России.
     
     При этом обращаем особое внимание на то, что в главе 22 части второй НК РФ с 1 января 2001 года не рассматриваются как подакцизные товары только спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, препараты ветеринарного назначения, разлитые в емкости не более 100 мл, и парфюмерно-косметическая продукция, разлитая в емкости не более 270 мл.
     
     В случае если данная продукция прошла государственную регистрацию в уполномоченных органах исполнительной власти, внесена в соответствующие государственные реестры, но разлита соответственно в емкости более 100 мл и более 270 мл, она подлежит обложению акцизами в общеустановленном порядке как спиртосодержащая продукция;
     
     - подлежащие дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий, должны соответствовать нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти, и быть внесены в Государственный реестр этилового спирта из пищевого сырья, алкогольной и алкогольсодержащей продукции в Российской Федерации.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ N 874 (с учетом изменений и дополнений от 06.09.1998 N 1069) государственную регистрацию данной продукции и внесение ее в вышеназванный реестр проводит Минсельхоз России.
     
     Вместе с тем обращаем внимание на то, что с 1 января 2001 года из перечня подакцизных товаров исключены товары бытовой химии в аэрозольной упаковке.
     
     Что касается спиртосодержащей денатурированной продукции, то условия, при которых операции по ее реализации не подлежат налогообложению, изложены в подпункте 3 п. 1 ст. 183 части второй НК РФ. В соответствии с постановлением Правительства РФ N 732 государственную регистрацию данной продукции проводят Минсельхоз России и Минэкономики России.
     

О легковых автомобилях

     В настоящее время действующим законодательством на легковые автомобили с рабочим объемом двигателя менее 2500 куб. см ставка акциза не установлена, поэтому эти легковые автомобили к подакцизным товарам не относятся.
     
     С 1 января 2001 года по легковым автомобилям с рабочим объемом двигателя менее 2500 куб. см ставка налога предусмотрена (в связи с чем в соответствии со ст. 17 части первой НК РФ налог по ним считается установленным), данные автомобили будут относиться к подакцизным товарам на общих основаниях.
     
     Частью второй НК РФ на легковые автомобили определены три размера ставок - 0, 10 и 100 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) в зависимости от мощности двигателя. Нулевая ставка установлена для легковых автомобилей с мощностью двигателя до 67, 5 кВт (90 л.с.).
     

О плательщиках акцизов

     С введением в действие части второй НК РФ налогоплательщиками продолжают оставаться организации, индивидуальные предприниматели и лица, признаваемые плательщиками налога в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации и определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Порядок установления налогоплательщика в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) подробно изложен в ст. 180 части второй НК РФ.
     
     Филиалы и другие обособленные подразделения юридических лиц-российских организаций перестают быть самостоятельными плательщиками акцизов. Вместе с тем интересы бюджетов территорий, на которых расположены филиалы и обособленные подразделения (бывшие плательщики акцизов), сохранены в ст. 204 части второй НК РФ, предусматривающей зачисление акцизов по месту производства подакцизных товаров.
     
     Кроме того, частью второй НК РФ расширен круг налогоплательщиков по алкогольной продукции путем возложения обязательств по уплате части акцизов (50 % соответствующих ставок) на организации, осуществляющие операции по реализации алкогольной продукции с акцизных складов.
     
     Уточнен круг налогоплательщиков по конфискованным и (или) бесхозяйным подакцизным товарам, а также подакцизным товарам, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность. Обязательства по уплате налога с 1 января 2001 года возложены на лиц, продающих переданные им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов данные товары.
     

Новое в объектах налогообложения

     Наряду с операциями по реализации с акцизных складов алкогольной продукции новым объектом налогообложения признаны операции по передаче организациями произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, в паевые фонды кооперативов, в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), а также реализация предметов залога и передача подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе.
     

Сфера налогового контроля

     Принципиально новым в сфере налогового контроля является установление ст. 196, 197 части второй НК РФ специального налогового режима в отношении алкогольной продукции. Хранение, транспортировка и поставка (передача) покупателям алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации, осуществляются в соответствии с условиями режимов налогового склада. Под режимом налогового склада понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами в отношении алкогольной продукции с момента ее производства до момента ее отгрузки (передачи) покупателям. В период нахождения алкогольной продукции под действием режимов налогового склада данная продукция не будет являться реализованной и в отношении ее не возникнет обязательств по уплате акциза.
     
     Порядок выдачи разрешений на учреждение акцизных складов, порядок их функционирования, а также состав осуществляемых в отношении них мер налогового контроля определяются Правительством РФ.
     

Новое в налогообложении подакцизных товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации

     Норма, изложенная в подпункте 4 п. 1 ст. 183 части второй НК РФ, предусматривающая освобождение от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, выводит из-под налогообложения операции по поставкам подакцизных товаров в государства-участники СНГ, которые в настоящее время освобождению от налогообложения не подлежат. Согласно п. 1 ст. 184 части второй НК РФ из-под налогообложения данные операции будут выводиться только при условии представления налогоплательщиком в налоговый орган поручительств уполномоченных банков.
     
     При отсутствии поручительства уполномоченного банка налогоплательщик обязан уплатить налог в соответствии с общим порядком, предусмотренным для операций с подакцизными товарами на территории Российской Федерации.
     
     При уплате налога вследствие отсутствия у налогоплательщика поручительства уполномоченного банка уплаченные суммы налога подлежат возврату после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров.
     
     Согласно Федеральному закону от 05.08.2000 N 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» эта норма вводится в действие с 1 июля 2001 года.
     
     Кроме того, еще одним нововведением в данном вопросе является увеличение срока подтверждения обоснованности освобождения от налогообложения подакцизных товаров при их вывозе в таможенном режиме экспорта за пределы территории Российской Федерации с 90 до 180 дней (п. 6 ст. 198 части второй НК РФ).
     
     Перечень документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, приведен в п. 6 ст. 198 части второй НК РФ.
     
     Вместе с тем, как установлено и в настоящее время, в случае непредставления или представления в неполном объеме в указанный срок документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, налогоплательщик теряет право на освобождение от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации. В этом случае акциз по таким товарам подлежит уплате в полном объеме в порядке и сроки, установленные в отношении операций по реализации подакцизных товаров на внутреннем рынке.
     
     Следует также иметь в виду, что освобождение от налогообложения операций по реализации подакцизных товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта за пределы территории Российской Федерации, производится только при вывозе подакцизных товаров в режиме экспорта непосредственно  налогоплательщиком-производителем этих товаров, а по нефтепродуктам, произведенным из давальческого сырья, - их собственником.
     

Порядок уплаты акцизов

     В главе 22 части второй НК РФ сохранен ныне действующий порядок исчисления суммы акциза по подакцизным товарам, подлежащей уплате в бюджет, предусматривающий ее уменьшение на сумму акциза, уплаченную по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для их производства. Но в отличие от ныне действующего порядка уменьшение производится в части стоимости подакцизного сырья, фактически включенной в расходы на производство реализованной продукции, а не по мере списания подакцизного сырья в производство независимо от времени реализации.
     
     При этом, если в настоящее время отрицательная разница между суммами акциза, уплаченными по подакцизному сырью, и суммами акциза по реализованным готовым подакцизным товарам к зачету в счет предстоящих платежей в бюджет или к возмещению из бюджета не принимается, то ст. 203 главы 22 части второй НК РФ предусмотрен подробный порядок, предусматривающий возможность такого возмещения (зачета) и даже возврата излишне уплаченной суммы по истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным.
     
     Сохранен порядок возмещения акцизов по спирту этиловому из непищевого сырья, уплаченных покупателем при его приобретении. Но уточнено, что указанное возмещение (возврат) производится только в случае приобретения спирта этилового из непищевого сырья покупателем, производящим неподакцизные товары с использованием этого спирта, и не распространяется на случаи приобретения спирта этилового из непищевого сырья в порядке товарообмена или взаиморасчетов.
     
     При уплате акцизов остается действующий метод начисления налога на день отгрузки, за исключением бензина автомобильного с октановым числом до «80» включительно, дизельного топлива и моторных масел, начисление акцизов по которым производится в день оплаты подакцизных товаров. Вместе с тем следует иметь в виду, что Федеральным законом от 05.08.2000 N 118-ФЗ норма в отношении даты реализации, связанной с оплатой бензина и дизельного топлива, вводится в действие с 1 января 2002 года.
     
     Что касается сроков уплаты акцизов, то согласно действующему в настоящее время законодательству между моментом начисления акцизов, которым определена дата отгрузки (передачи) подакцизных товаров, и сроком уплаты проходит 45-60 дней. Фактически это является предоставлением отсрочки платежа, введенной в целях компенсации негативных последствий перехода к начислению акцизов по методу отгрузки исходя из оптимально возможного срока оплаты отгруженных подакцизных товаров.
     
     Часть вторая НК РФ сохраняет указанные сроки уплаты акциза по подакцизным товарам, в том числе и для производителей алкогольной продукции, за исключением сроков уплаты акциза по бензину автомобильному с октановым числом свыше «80», увеличенных до 105 дней.
     
     При реализации алкогольной продукции с акцизных складов организаций установлены сокращенные сроки уплаты акцизов, которые в зависимости от дня реализации указанной продукции составляют от 15 до 30 дней.
     
     Обращаем внимание на то, что с 1 января 2001 года изменен срок представления налоговой декларации по акцизам. Согласно п. 6 ст. 204 части второй НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.
     

     По остальным позициям, относящимся к порядку исчисления и уплаты акцизов, часть вторая НК РФ сохраняет нормы, действующие в настоящее время.