Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Лавры и тернии Евгения Царева


Лавры и тернии Евгения Царева

П.Т. Сопкин,
советник налоговой службы I ранга, Краснодарский край

     Видимо, будет правильно, если скажем: жизненный путь советника налоговой службы I ранга Евгения Степановича Царева усыпан терниями, особенно после того, как 27 марта 1990 года в городе-курорте Анапа была создана налоговая инспекция, которую он возглавил. Можно даже утверждать: будучи в этой должности, Е.С. Царев нередко осознанно выбирает неизведанное. Почему же он предпочитает тернистый путь? Во-первых, потому что для руководителя крупной инспекции, члена коллегии краевого Управления, заслуженного экономиста России иначе быть не должно. Во-вторых, как гражданин, он осознает, что равнодушие мешает обществу встать на путь оздоровления. В-третьих, новаторство свойственно только истинным профессионалам. В-четвертых, Е.С. Царев и пассивная позиция?.. Тогда бы он не был тем  Е.С. Царевым, которого хорошо знают в Краснодарском крае. И, поверьте, как личность был бы никому не интересен...

     С первого дня работы руководителем ГНИ он внушил не только себе, но и всему коллективу: анапская инспекция заняла согласно алфавиту первую строчку в списке налоговых органов Краснодарского края. Стало быть, вполне правильно, логично, если она будет стремиться к таким показателям в работе, которые оправдают ее порядковый номер - первый! Как этого добиться на практике? Тем более в условиях, когда все ГНИ имели на старте одинаковые возможности. А вернее сказать, они ничего не имели: все начинали с нуля...
     
     Словом, в обстановке, в которой Е.С. Царев оказался, он должен был отдать работе всего себя.
     
     Время подтвердило: Евгений Степанович стал лидером среди коллег-руководителей налоговых органов края во многом благодаря знаниям, упорству, инициативе... И надо особо подчеркнуть такую черту его характера, как настойчивость в достижении поставленной цели. Так, когда появились средства, налоговики Анапы первыми построили собственное административное здание. Причем, уложились в рекордные сроки - 5 месяцев! Уже 25 февраля 1993 года в нем состоялась первая выездная расширенная коллегия краевой налоговой инспекции.
     
     С той поры в анапской инспекции побывали свыше 3 тысяч кубанских мытарей - более половины списочного состава. Много было визитеров и из-за пределов Кубани - официальные делегации, работники, отдыхающие в ведомственном пансионате "Эллада". Сюда бы никто не стремился, если бы посмотреть и узнать было нечего.
     
     Еще на втором году своего существования ГНИ Анапы получила статус базового звена по внедрению в налоговых органах региона компьютерной техники. Выбор на эту инспекцию пал не случайно: у нее для апробации компьютеров были очень веские предпосылки - кадры, идеи, ответственность, желание... И коллектив не раз подтверждал свои способности.
     
     Взять хотя бы такой факт, что после переезда в новое здание на базе ГНИ проводился общеотраслевой семинар по информатизации, в котором участвовал руководитель Госналогслужбы России В.В. Гусев. Информационно-вычислительный центр Госналогслужбы России разработал к семинару программный продукт, рассчитанный на физических лиц, с надеждой, что им заинтересуются и кто-то попробует его у себя. Желающих на эксперимент не находилось.
     
     А Е.С. Цареву идея понравилась, но он виду не подал - обдумывал...
     
     Когда оказались втроем - он, В.В. Гусев и И.А. Перонко - Е.С. Царев как бы между прочим говорит: "Попробовали бы, да база слаба. Вот если бы еще десяток компьютеров..."
     
     В общем, договорились.
     
     В.В. Гусев пообещал: "Если справитесь, скажу “спасибо” и в твой кабинет, Евгений Степанович, телевизор поставлю. Как знак признания..."
     
     Стороны сдержали слово. Программа начала применяться. Но прежде специалисты анапской инспекции довели ее до совершенства. В.В. Гусев, в свою очередь, прислал телевизор.
     
     В марте 2000 года В.В. Гусев, ныне первый заместитель министра РФ по налогам и сборам, проводил в Анапе совещание с руководителями налоговых управлений регионов, входящих в ассоциацию "Северный Кавказ". Он также ознакомился с делами инспекции и остался удовлетворен, так как нашел в Анапе много ценного, чему следует и другим поучиться.
     
     Начав с внедрения техники, коллектив ГНИ предложил впоследствии немало смелых, оригинальных идей - организационных, методических. Например, еще в 1993 году была изменена структура построения инспекции: от отраслевой к функциональной. Иными словами, отделы были созданы не по видам налогов, а по выполняемым функциям и операциям. Впоследствии так была перестроена вся налоговая служба края.
     
     Е.С. Царев упорно добивается того, чтобы отказаться от прямых, непосредственных контактов инспектора и налогоплательщика. Эта проблема, пожалуй, одна из самых острых во всей налоговой службе.
     
     Стремясь "обезличить" связи, в Анапе давно отказались от принципа закрепления инспекторов за налогоплательщиками. Вместо этого перешли на графики проверок. Они составляются очень продуманно: Иванову, инспектировавшему предприятие "N", неизвестно, когда он снова там окажется. Причем, он не узнает, кто будет проводить следующую проверку: Петров или Сидоров? Кто-то из них вполне может обнаружить, что предшественник (Иванов) поступил неправильно. Скрыть его ошибку? Тогда всю ответственность будешь нести сам.
     
     Особенно тщательно Е.С. Царев реформирует оперативную работу. Для этого еще в середине 1994 года была создана специальная оперативно-инспекторская группа. Потом ее неоднократно переформировывали. Почему? При непосредственной работе с налогоплательщиком у инспектора велик соблазн. Или почему оперативники должны контролировать только применение ККМ? Возникли и другие вопросы.
     
     В результате изменена суть организации оперативного контроля. Приоритет отдан массовым рейдам. В летний сезон в них участвуют 40-70 работников одновременно.
     
     Откуда столько оперативников? При необходимости ими временно становятся работники всех отделов. В городе-курорте такая практика разумна, ибо в летнее время резко возрастает торговля. Чтобы пресечь массовые злоупотребления, необходимо много людей.
     
     Наиболее обезличен в анапской инспекции прием у налогоплательщиков отчетности. Согласно отработанной методике все просчитывает только машина. Она, образно говоря, - прозрачная стена, по разные стороны которой инспектор и налогоплательщик. Друг друга они видят. Но поговорить, прикоснуться друг к другу не могут.
     
     Вообще-то в настоящее время здесь обезличена буквально каждая операция, все они как бы на компьютерном "конвейере". Налогоплательщик разговаривает с конкретным работником только один раз, при приеме документов для постановки на налоговый учет. Причем непосредственно в отдел он не попадет: в одном из холлов организовано место регистрации, оборудованное наподобие отделения связи (сберкассы). По одну сторону стойки - инспекторы, по другую - налогоплательщики...
     
     В последнее время Е.С. Царев вместе со своим заместителем Э. Делиболтояном основательно занялись содержанием документальной проверки, для того чтобы расширить ее диапазон, сделать комплексной. В обсуждении данной проблемы участвовали все специалисты инспекции. В итоге разработана памятка для внутреннего пользования, которая содержит 27 пунктов, базирующихся на Перечне видов деятельности, лицензирование которых ведет соответствующая палата администрации Краснодарского края. Теперь для налоговика-документальщика полнейшая картина, какие реквизиты нужно включать в акт.
     
     Для избежания дублирования Е.С. Царев объединил функции ГНИ по контролю за юридическими лицами, сняв с отдела налогообложения физических лиц контроль за уплатой подоходного налога. В результате работа отдела налогообложения юридических лиц значительно упростилась.
     
     Евгений Степанович идеи вынашивает порой годами и затем последовательно воплощает в реальность. Так, четыре года назад появилась мысль: создать специальное подразделение по консультированию налогоплательщиков. Потом появился штатный консультант. В настоящее время существует отдел, занимающийся консультированием налогоплательщиков.
     
     Нововведение повлияло на загрузку остальных отделов. Теперь их сотрудникам не надо отвечать на нескончаемые вопросы.
     
Показатели ГНИ г. Анапы по пополнению бюджета растут постоянно. Так, общая сумма за I квартал текущего года превысила аналогичную за 1999 год более чем на 6 млн. рублей. Для возможностей города в "мертвый" период (курорт - основной поставщик денег в бюджет - в эти месяцы не работает) - очень позитивный показатель. И в этом большая заслуга Е.С. Царева.