Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О налоге на имущество

     
     А.В. Сорокин,
начальник Отдела имущественных и прочих налогов Департамента налоговой политики Минфина России
     

     Организация занимается выработкой спирта из зерна. Частично спирт реализуется, а частично идет на производство водочной продукции. Вправе ли организация пользоваться льготами по налогу на имущество предприятий, предусмотренными для переработчиков сельскохозяйственной продукции?

     
     Пунктом "б" ст. 4 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2030-1) , определено, что налогом на имущество не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     При этом инструкцией Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33) установлено, что отнесение продукции к сельскохозяйственной производится в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93.
     
     Таким образом, если организация в рамках единого технологического цикла использует для производства спирта и водочной продукции зерно или другую сельскохозяйственную продукцию и соблюдает вышеназванную норму закона (в части 70 %), то она имеет право воспользоваться указанной льготой независимо от выпуска конечной продукции, реализуемой потребителю (спирта или готовой водочной продукции).
     
     В соответствии с письмом Госналогслужбы России от 27.10.1997 N ВЗ-6-04/57 "О налоге на имущество предприятий" выручка от льготируемых видов деятельности определяется по итогам налогового периода (отчетного года).
     
     При этом следует учитывать, что исходя из положений части первой НК РФ плательщиками налога на имущество предприятий признаются только организации, а на филиалы и иные территориально обособленные подразделения организаций возлагается обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой они осуществляют функции организации.
     
     Учитывая это, начиная с 1 января 1999 года указанный выше объем должен рассчитываться в целом по организации.
     

     В случае если по результатам отчетного периода выручка от производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции в целом по организации составила менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), организация имеет право воспользоваться льготой, предусмотренной п. "в" ст. 5 Закона РФ N 2030-1, уменьшив для целей налогообложения стоимость имущества на балансовую стоимость имущества, используемого в рамках единого технологического цикла непосредственно для переработки сельскохозяйственной продукции и выпуска готовой продукции.
     
     Если организация представила за отчетный период расчет по налогу, в котором сумма налога исчислена без учета льгот, а впоследствии, по истечении этого отчетного периода, представила уточненный расчет, в котором сумма налога исчислена с учетом льгот, уточненный расчет налоговым органам следует принимать к исполнению с учетом положений, определенных ст. 87 части первой НК РФ.
     
     Статья 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" предусматривает, что законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     

     Сохраняется ли право органов местного самоуправления в предоставлении дополнительных льгот по данному налогу после введения в действие части первой НК РФ?

     
     Налог на имущество предприятий установлен Законом РФ N 2030-1, обязателен к уплате на всей территории Российской Федерации и отнесен к региональным налогам.
     
     Статья 5 указанного Закона предусматривает, что законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу на имущество предприятий в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации.
     
     Вместе с тем необходимо учитывать, что согласно ст. 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, определенный ст. 2 Закона, действуют в части, не противоречащей части первой НК РФ.
     
     Пунктом 5 ст. 3 части первой НК РФ определена компетенция по установлению федеральных налогов и сборов, налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов. Так, представительным органам местного самоуправления предоставлено право принимать нормативные правовые акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие лишь местные налоги и сборы.
     

     При установлении налога определяются все необходимые элементы налогообложения, предусмотренные ст. 17 части первой НК РФ. Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком могут также предусматриваться в необходимых случаях при установлении налога.
     
     При этом необходимо учитывать, что признание нормативного правового акта органа местного самоуправления не соответствующим НК РФ и не подлежащим применению осуществляется в судебном порядке.
     
     Согласно п. "и" ст. 5 Закона РФ "О налоге на имущество предприятий" стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
     
     В соответствии со ст. 15 (п. 2) Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва и другое имущество мобилизационного назначения не облагаются налогом на имущество предприятий.
     

     Может ли в условиях действия НК РФ Федеральный закон "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" ограничивать применение льготы, установленной Законом РФ "О налоге на имущество предприятий"?

     

     Начисляется ли амортизация по мобилизационным мощностям, используемым в текущем производстве?

     
     Согласно ст. 56 части первой НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов преимущества, которые предусмотрены законодательством о налогах и сборах.
     
     Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 21 части первой НК РФ налогоплательщик вправе использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     При этом действующим законодательством Российской Федерации установлено, что законодательные акты, регулирующие отношения, не связанные в целом с вопросами налогообложения, не могут устанавливать особый порядок налогообложения.
     
     Пунктом 2 ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) определено, что налог на имущество предприятий устанавливается законодательным актом Российской Федерации.
     

     Налог на имущество предприятий взимается в соответствии с Законом РФ N 2030-1.
     
     Таким образом, положения ст. 15 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" основанием для предоставления налоговых льгот не являются.
     
     В соответствии с п. "и" ст. 5 Закона РФ N 2030-1 стоимость имущества предприятия для целей налогообложения уменьшается на балансовую стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей. При этом Закон не оговаривает, что данная льгота распространяется только на законсервированные и не используемые в текущем производстве мобилизационные мощности.
     
     Следовательно, данная норма Закона распространяется на все мобилизационные мощности, находящиеся на балансе у предприятия, независимо от их фактического использования.
     
     Основанием для предоставления льготы по налогу на имущество предприятий, предусмотренной данным Законом, являются документы, подтверждающие наличие на балансе предприятия мобилизационных мощностей и мобилизационного резерва. К таким документам относятся соответствующее решение (постановление, приказ и т.п.) органа государственной власти (законодательной, исполнительной), определившего данному предприятию мобилизационный план, а также перечень мобилизационного имущества, согласованный с данным органом власти.
     
     Мобилизационные задания предприятиям и организациям утверждаются и доводятся отраслевыми министерствами и ведомствами.
     
     В настоящее время, до принятия мобилизационного плана на новый расчетный год, при предоставлении льгот следует руководствоваться мобилизационными заданиями 1986 расчетного года с их уточнениями в 1992 году, при этом перечень необходимых мобилизационных мощностей и объем мобилизационного резерва должны быть уточнены вышестоящей организацией, а объем мобилизационного резерва, кроме того, согласован с территориальным управлением Госкомрезерва России.
     
     Таким образом, данная норма Закона предусматривает освобождение от налогообложения имущества, находящегося на балансе предприятия и включенного в мобилизационный план, установленный для данного предприятия.
     
     В целях применения льготы налогоплательщик обязан обеспечить раздельный учет льготируемого имущества. В случае отсутствия раздельного учета льгота не применяется.
     
     При рассмотрении вопроса о порядке начисления амортизации следует исходить из того, что согласно ст. 15 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" амортизационные отчисления на мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, не производятся.
     
     Следовательно, если мобилизационные мощности используются для производства продукции, то амортизационные отчисления должны начисляться в общеустановленном порядке.
     
     Организация (ОАО) осуществляет свою деятельность в качестве физкультурно-оздоровительного комплекса, обслуживающего спортивные команды (код по ОКОНХу 91700 "Физическая культура и спорт"). Имущество организации представляет собой единый комплекс, включающий спальные корпуса с соответствующими коммуникациями, освещением, оборудованием, необходимым для их функционирования (в том числе мебель, холодильники и т.д.), гаражное хозяйство, котельную с мазутным хозяйством, объекты газо-, энерго- и водоснабжения и другое имущество, в совокупности позволяющее функционировать физкультурно-оздоровительному комплексу.
     
     Согласно инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (п. 6 "а") стоимость имущества для целей налогообложения уменьшается на стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
     

     Может ли в данном случае физкультурно-оздоровительный комплекс рассматриваться в качестве такового объекта в целом и пользоваться вышеназванной льготой?

     
     В соответствии с п. "а" ст. 5 Закона РФ N 2030-1 стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства физкультурно-оздоровительные комплексы относятся к объектам физической культуры и спорта (код 91700).
     
     Учитывая, что физкультурно-оздоровительный комплекс, осуществляющий свою деятельность в форме открытого акционерного общества, является юридическим лицом, то есть налогоплательщиком, он не может быть полностью освобожден от уплаты налога на имущество.
     
     В этом случае в стоимость льготируемого имущества физкультурно-оздоровительного комплекса согласно норме вышеназванного Закона следует включать объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, находящиеся на его балансе, к которым, в частности, могут быть отнесены: спальные корпуса с соответствующими коммуникациями, оснащением, оборудованием, необходимым для их функционирования (в т.ч. мебель, холодильники и т.п.); котельные, объекты коммунального и бытового водоснабжения, объекты газо-, тепло- и электроснабжения для нужд комплекса; мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта физкультурно-оздоровительного комплекса; спортивные сооружения, медпункты, библиотеки и другое имущество, относящееся согласно Классификатору к жилищно-коммунальной и социально-культурной сферам.
     
     При необходимости уточнения перечня имущества, относящегося к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, его следует согласовать с органами управления данных отраслей в субъектах Российской Федерации по месту нахождения налогоплательщика.
     
     Вместе с тем административные здания и помещения, рестораны, столовые, обменные пункты валюты, автомобили (не связанные с техническим обслуживанием и ремонтом физкультурно-оздоровительного комплекса), а также другое имущество физкультурно-оздоровительного комплекса облагаются налогом в общеустановленном порядке, так как согласно ОКОНХу данные объекты не относятся к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы.
     
     В целях правильного применения льготы предприятие обязано обеспечить раздельный учет льготируемого имущества в каждом отчетном периоде.
     
     Для обеспечения раздельного учета льготируемого имущества стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения (коммуникаций и другого оборудования), может быть разделена с учетом занимаемой этими помещениями площади.
     
     Стоимость оборудования и коммуникаций в данном случае следует исключать из общей стоимости имущества пропорционально доле площади, занимаемой льготируемыми помещениями.
     
     Кроме того, физкультурно-оздоровительный комплекс может пользоваться другими льготами, предусмотренными Законом РФ N 2030-1.
     
     Одним из видов выпускаемой предприятием продукции является мороженое.
     

     Должно ли данное предприятие для получения льготы по налогу на имущество как предприятие, занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции, включать в льготируемую продукцию выручку, полученную от реализации мороженого, учитывая, что молоко закупается и перерабатывается этим же предприятием?

     
     Согласно п. "б" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 данным налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Подпунктом "в" п. 6 Инструкции N 33 установлено, что к сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года.
     
     Согласно вышеназванному классификатору молоко коровье, а также молоко других животных относится к сельскохозяйственной продукции (продукция животноводства, код 980000). Организации, осуществляющие его переработку, вправе учесть полученную от реализации продукции, произведенной из молока, выручку при определении своего права на применение указанной льготы.
     
     В случае если для производства продукции закупались молочные продукты, полученные ранее в результате переработки молока, то выручка от реализации такой продукции не может учитываться при определении права на вышеназванную льготу.
     
     Кроме того, следует учитывать, что в связи с вступлением в силу части первой НК РФ изменился порядок применения данной льготы.
     
     Так, согласно Закону РФ N 2030-1 плательщиками налога на имущество являются предприятия, учреждения и организации, считающиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, иностранные юридические лица, а также филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
     
     Таким образом, исходя из данной нормы Закона филиалы и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, рассматривались как самостоятельные плательщики налога, и следовательно, льготируемый объем выручки рассчитывался отдельно по головному предприятию и по его подразделениям.
     
     Частью первой НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются только организации и физические лица, а на филиалы и иные территориально обособленные подразделения организаций только возлагается обязанность этих организаций по уплате налогов и сборов на той территории, на которой они осуществляют функции организации.
     
     Учитывая данное положение, начиная с 1 января 1999 года указанный объем должен рассчитываться в целом по организации.
     
     Основным видом деятельности предприятия является оптовая и розничная торговля продовольственными товарами.
     
     В соответствии с областным законом предприятие переведено на уплату единого налога на вмененный доход в части розничной торговли.
     
     Является ли предприятие плательщиком налога на имущество предприятий, если его имущество (здание, транспортные средства и т.д.) одновременно используется как для розничной, так и для оптовой торговли?
     

     Следует ли уплачивать налог на имущество в случае прекращения деятельности предприятия на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход (например, в связи с ремонтом здания) до окончания квартала?

     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности" определено, что на уплату единого налога переводятся организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в определенных сферах (в частности, в розничной торговле), и они не являются плательщиками ряда налогов и сборов, в том числе и налога на имущество предприятий.
     
     Согласно п. 4 ст. 4 указанного Федерального закона налогоплательщики, осуществляющие наряду с деятельностью на основе свидетельства иную предпринимательскую деятельность, должны вести раздельный бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, проводимых ими в процессе деятельности на основе свидетельства и в процессе иной деятельности.
     
     Таким образом, организации по сферам деятельности, не переведенным на уплату единого налога, подлежат налогообложению (в том числе налогом на имущество предприятий) в общеустановленном порядке.
     
     Если имущество организации используется в сферах деятельности, как переведенных так и не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход, и по данному имуществу невозможно обеспечить раздельный бухгалтерский учет, стоимость имущества, являющегося объектом обложения налогом на имущество, следует определять пропорционально сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной в процессе иной деятельности, в общей сумме выручки от реализации продукции (работ, услуг) организации.
     
     В случае прекращения организацией деятельности, на которую было получено свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход, до окончания квартала сумма налога на имущество за этот квартал определяется исходя из количества месяцев осуществления деятельности на основании свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход.
     

     Предприятие продало другому предприятию (акционерному обществу) объект недвижимости (здание). С учетом этого предприятием была составлена форма ОС-1 "Акт приема-передачи основных средств". С какого момента следует начислять амортизацию и налог на имущество предприятию, приобретшему объект недвижимости, если по не зависящим от предприятия причинам между датой акта ввода данного объекта в эксплуатацию (акт ОС-1) и датой получения свидетельства о государственной регистрации права собственности проходит более одного месяца?

     
     При рассмотрении данного вопроса следует исходить из ст. 2 Закона РФ N 2030-1, которой установлено, что налогом на имущество предприятий облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика. Указанное имущество организации учитывается в бухгалтерском учете в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета.
     
     В соответствии с ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
     
     Кроме того, исходя из ст. 223 ГК РФ, в случае если отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не предусмотрено законом.
     
     Согласно Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", вступившему в силу с 31 января 1998 года, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним представляет собой юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения, перехода и прекращения права собственности на недвижимые вещи.
     
     Исходя из положений ГК РФ при решении вопроса принятия объекта к бухгалтерскому учету учет недвижимого имущества осуществляется в зависимости от того, кому принадлежит право собственности.
     
     В связи с этим объект недвижимости, право собственности на который не зарегистрировано в Едином государственном реестре, не может быть принят к бухгалтерскому учету в качестве объекта основных средств. Указанный объект недвижимости до момента регистрации права собственности должен отражаться на счете 08 "Капитальные вложения".
     
     Учитывая это, организация до момента государственной регистрации прав собственности на недвижимое имущество не должна уплачивать налог за такое имущество, а также начислять амортизацию.
     
     В связи с вступлением в силу части первой НК РФ филиалы и другие обособленные подразделения организации, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, перестали являться самостоятельными плательщиками налога на имущество предприятий.
     

     В каком порядке следует уплачивать организацией налога за имущество, находящееся на их балансе?

     
     Действительно, исходя из положений ст. 10 части первой НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются только организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возлагается обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. При  этом установлено, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций не являются налогоплательщиками, а только исполняют обязанности этих организаций по уплате налога на имущество предприятий.
     
     Следует напомнить, что ране исходя из положений ст. 1 Закона РФ N 2030-1 плательщиками данного налога являлись как предприятия, учреждения и организации, считавшиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, иностранные юридические лица, так и филиалы, и другие аналогичные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет.
     
     Согласно ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", с изменениями и дополнениями, признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, преду-смотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     В соответствии со ст. 7 Закона РФ N 2030-1 предприятия, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, зачисляют налог на имущество предприятий в порядке, установленном настоящим Законом, в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
     
     Таким образом, исходя из положений вышеназванных законодательных актов в настоящее время установлен единый порядок исчисления налогооблагаемой базы для филиалов и других обособленных подразделений организаций, как имеющих, так и не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущого) счета.
     
     Для определения налогооблагаемой базы налога на имущество филиалов и других обособленных подразделений организации должны принимать отражаемые в активе баланса предприятия остатки по следующим счетам бухгалтерского учета:
     
     - 01 "Основные средства" (за минусом суммы начисленной амортизации);
     
     - 03 "Доходные вложения в материальные ценности" или 03 "Долгосрочно арендуемые основные средства" (за минусом суммы начисленной амортизации);
     
     - 10 "Материалы";
     
     - 12 "Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы" (за минусом суммы начисленной амортизации);
     
     - 40 "Готовая продукция";
     
     - 41 "Товары";
     
     - 45 "Товары отгруженные".