Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы

О подоходном налоге

     

Е.А. Назарова,
советник налоговой службы I ранга
     

     В каком порядке доплачиваются и возвращаются в 2000 году суммы излишне уплаченного физическими лицами подоходного налога за 1999 год на основании декларации о доходах?

     
     Согласно ст. 13 части первой НК РФ подоходный налог с физических лиц относится к федеральным налогам.
     
     В соответствии со ст. 10 и 32 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что одним из источников формирования доходов федерального бюджета являются поступающие в 2000 году платежи подоходного налога с физических лиц в размере 16 %. В бюджеты субъектов Российской Федерации в 2000 году зачисляются поступления от подоходного налога с доходов физических лиц в размере 84 %.
     
     Установленными правилами формирования доходов федерального бюджета, а именно статьей 10 названного Федерального закона - федеральные налоги и сборы, зачисляемые в бюджетную систему Российской Федерации в 2000 году, в том числе и подоходный налог, распределяются между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации органами федерального казначейства Минфина России и подлежат зачислению на распределительный счет N 40101 "Налоги и сборы, распределяемые органами федерального казначейства".
     
     Таким образом, если у налогоплательщика образуется переплата по подоходному налогу, то в результате межбюджетного регулирования эта переплата образуется применительно ко всем уровням бюджетов.
     
     Согласно ст. 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ казначейское исполнение доходов федерального бюджета предусматривает возврат излишне уплаченных сумм доходов.
     
     Вместе с тем в соответствии со ст. 243 Бюджетного кодекса Российской Федерации все средства федерального бюджета и операции в ходе исполнения бюджета должны быть отражены в системе балансовых счетов казначейства. Осуществление операций в процессе исполнения федерального бюджета минуя систему балансовых счетов казначейства запрещено.
     
     В соответствии с Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" доходы от уплаты подоходного налога с физических лиц поступают в 2000 году на единый распределительный счет N 40101 и непосредственно между уровнями бюджетов распределяются в результате межбюджетного регулирования и передачи органами федерального казначейства доходов федерального бюджета в бюджеты другого уровня, в связи с чем возврат излишне уплаченных регулирующих доходов федерального бюджета со счетов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов противоречит бюджетному законодательству Российской Федерации и приводит к искажению и недостоверности отчетных данных о доходах федерального бюджета.
     

     В связи с вышеизложенным при осуществлении зачета или возврата излишне уплаченного подоходного налога с физических лиц необходимо выписывать заключение по форме N 21 в целом по налогу без указания уровня бюджетов к счету N 40101 "Налоги и сборы, распределяемые органами федерального казначейства".
     
     При этом соблюдаются не только положения бюджетного законодательства, но и положения НК РФ в части обеспечения возврата за счет средств соответствующих бюджетов.
     

     Предприятие перечисляет в 2000 году в бюджет задолженность по налогу за 1998 год. Правомерно ли в данном случае при осущест-влении межбюджетного регулирования платежей подоходного налога применять нормативы отчислений, утвержденные на 2000 год, то есть 16 % доходов от поступлений подоходного налога перечислять в федеральный бюджет, а 84 % - в бюджет субъекта Российской Федерации, поскольку в 1998 году все платежи подоходного налога полностью поступали в бюджет субъекта Российской Федерации?

     
     В ходе исполнения федерального бюджета органы федерального казначейства руководствуются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, определяющим источники формирования доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации от уплаты федеральных налогов и сборов. Причем все нормы федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год применяются в период действия самого закона.
     
     Поскольку финансовый год в соответствии со ст. 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации завершается 31 декабря, исполнение бюджетов по доходам 1998 года завершилось 31 декабря 1998 года.
     
     Согласно бюджетному законодательству Российской Федерации зачисленные на счета учета доходов бюджетов платежи, в том числе и в погашение задолженности прошлых периодов, должны найти отражение в учете и отчетности того года, в котором они поступили на счета учета доходов бюджетов.
     
     Учитывая изложенное, с момента вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" ко всем поступающим платежам при осуществлении межбюджетного регулирования следует применять нормативы отчислений, утвержденные на 2000 год, независимо от периода начисления этих платежей.
     
     Нормативы отчислений платежей подоходного налога определены в соответствии со ст. 10 и 32 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", где предусмотрено, что доходы федерального бюджета, поступающие в 2000 году, формируются в том числе и за счет подоходного налога с физических лиц в размере 16 % доходов, доходы бюджетов субъектов Российской Федерации в 2000 году формируются за счет поступлений от федеральных налогов, в том числе и подоходного налога, в размере 84 % доходов.
     
     Следовательно, доходы от уплаты подоходного налога с физических лиц, в том числе от погашения задолженности по налогу прошлых лет, должны быть переданы в доходы местных бюджетов органом, исполняющим бюджет субъекта Российской Федерации, по нормативу отчислений, установленному вышеназванным Федеральным законом.
     
     В соответствии с Законом РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц", с изменениями и дополнениями, установлен перечень льгот, предоставляемых физическим лицам при налогообложении их доходов. Ряд видов предоставляемых налоговых льгот и вычетов зависит от кратности размера минимальной месячной оплаты труда. Согласно вышеназванномуо Закону исчисление подоходного налога производится с начала календарного года по истечении каждого месяца с суммы совокупного дохода, уменьшенного на предусмотренные Законом вычеты.
     

     Следует ли начиная с июля месяца при предо-ставлении налоговых вычетов по подоходному налогу, непосредственно связанных с кратным размером минимальной месячной оплаты труда, применять новый размер минимальной месячной оплаты труда в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда"?

     
     С 1 июля 2000 года вступил в силу Федеральный закон от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда". Статьей 1 настоящего Федерального закона предусмотрено установить следующие минимальные размеры оплаты труда: с 1 июля 2000 года в сумме 132 рубля в месяц; с 1 января 2001 - 200 рублей; с 1 июля 2001 года - 300 рублей в месяц. Вместе с тем в соответствии со ст. 5 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 июля 2000 по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 рублям 49 копейкам, с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы, равной 100 рублям. Учитывая изложенное, до конца текущего года при предоставлении налоговых вычетов, непосредственно связанных с кратным размером минимальной месячной оплаты труда, следует принимать для расчета действующий на сегодняшний день размер минимальной месячной оплаты труда, то есть 83 рубля 49 копеек.
     
     Пример.
     
     Если предприятие в августе 2000 года выплатило своему сотруднику материальную помощь, которая в соответствии с Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (подпункт "к" п. 1 ст. 3) не включается в состав облагаемого налогом дохода в пределах до двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда в год включительно, то при определении не облагаемого налогом размера материальной помощи следует принимать для расчета действующий на сегодняшний день размер минимальной месячной оплаты труда, то есть 83 рубля 49 копеек.
     
     Такой же порядок следует применять и к другим вычетам по подоходному налогу, непосредственно связанным с кратностью минимальной месячной оплаты труда, это и не облагаемый налогом минимум доходов (одно-, трех-, пятикратный размер минимальной месячной оплаты труда) в зависимости от категории плательщиков и суммы расходов на содержание детей и иждивенцев (двух- и однократный), и другие.
     

     Вместе с тем в настоящее время уже принята часть вторая НК РФ, в том числе и глава 23 "Налог на доходы физических лиц", которая вступит в действие с 1 января 2001 года. Предоставление налоговых вычетов физическим лицам в соответствии с вышена-званной главой НК РФ не предусматривает использование показателя минимальной месячной оплаты труда, поскольку все налоговые вычеты определены в рублях.
     

Т.В. Богданова,
советник налоговой службы II ранга
     

     Гражданин приобрел по договору купли-продажи квартиру. Оплата квартиры произведена банковскими платежными поручениями по перечислению денежных средств со счета, принадлежащего сыну этого гражданина. В подтверждение факта оплаты квартиры из личных средств гражданин представил следующие документы, составленные в произвольной форме и не заверенные нотариусом: расписку в получении денег сыном от отца для их внесения в банк с целью оплаты квартиры по договору купли-продажи, договор поручения [поверенный (сын) принимает обязанность по оплате и за счет доверителя (отца) расходов по оплате квартиры]; акт приема - сдачи работ по договору поручения (поверенный оплатил квартиру, передал платежные поручения). Вправе ли в данной ситуации физическое лицо - отец получить льготу по подоходному налогу, предусмотренную подпунк-том "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц?

     
     Льгота, предусмотренная подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" (с изменениями и дополнениями), предоставляется физическим лицам, являющимся застройщиками либо покупателями жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории Российской Федерации. При этом к суммам, подлежащим исключению из совокупного налогооблагаемого дохода физических лиц, относится только стоимость приобретенного объекта недвижимости, указанная в договоре купли-продажи. Предоставление такого вычета физическим лицам повторно не допускается.
     
     В соответствии с подпунктом "в" п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”", в случае если в договоре купли-продажи отсутствует нотариально удостоверенная запись, подтверждающая факт получения денежных средств продавцом, к договору должны быть приложены документы, подтверждающие оплату приобретенного объекта (расписки продавцов, удостоверяющие передачу им покупателем денежных средств и т.д.).
     
     Статьей 161 ГК РФ определено, что сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения.
     
     Исходя из вышеизложенного, если для получения упомянутой льготы в качестве документов, подтверждающих факт оплаты квартиры из личных средств, покупатель (отец) представил вышеперечисленные документы, он вправе воспользоваться жилищным вычетом.
     
     При этом необходимо проконтролировать факт внесения сыном на счет денежных средств, полученных им от отца согласно расписке. В противном случае эта расписка не может быть принята в качестве документа, подтверждающего оплату квартиры из личных средств покупателя (отца).
     

     Физическое лицо в декабре 1999 года по договору купли-продажи приобрело комнату в коммунальной квартире, а в феврале 2000 года - вторую комнату в этой квартире и стало собственником целой квартиры. С какого времени у гражданина возникает право на уменьшение совокупного дохода: с 1999 года или 2000 года?

     
     В соответствии с подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" (в ред. от 25.11.1999 N 207) льгота на строительство или приобретение поименованных в Законе объектов предоставляется при обращении с заявлением по совокупному доходу, полученному начиная с 2000 года, исходя из совокупного дохода, учитываемого за три года подряд, начиная с того года, в котором приобретены жилой дом, или квартира, или дача, или садовый домик либо начато новое строительство.
     
     Следовательно, физическое лицо, которое купило вторую комнату в 2000 году и стало владельцем целой квартиры, имеет право на льготу в пределах своего совокупного дохода, полученного за три года подряд, начиная с года приобретения квартиры в целом, то есть с 2000 года.
     
     Физическое лицо заключило договор мены 10 февраля 2000 года, в котором была указана доплата в сумме 20 тыс. рублей. Фактически за неравноценный обмен было уплачено 200 тыс. руб., что подтверждается распиской о передаче денег, составленной 6 марта 2000 года, то есть после заключения договора мены. Правомерно ли налоговый орган отказывает в предоставлении льготы на сумму доплаты 200 тыс. руб., поскольку эта сумма не зафиксирована в договоре мены, который зарегистрирован в органах БТИ 21 февраля 2000 года?
     
     В соответствии с подпунктом "в" п. 6 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" необходимым условием права на льготу является направление денежных средств на новое строительство или приобретение указанных в Законе объектов.
     
     Статьей 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - государственная регистрация прав) - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
     
     Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
     
     Согласно договору мены от 10 февраля 2000 года, зарегистрированному в БТИ 21 февраля 2000 года, обмен произведен с доплатой в сумме 20 тыс. рублей.
     
     Представленная гражданином расписка об увеличении денежной суммы проданной квартиры по договору мены не может быть принята к зачету налоговым органом в целях предоставления налоговой льготы, поскольку изменение продажной цены квартиры в указанный договор до момента государственной регистрации не вносилось.
     

     Существует ли в настоящее время конкретная норма компенсации (возмещения) морального вреда, превышение которой включается в облагаемый подоходным налогом доход физического лица?

     
     Суммы, выплачиваемые физическим лицам в возмещение вреда, причиненного повреждением здоровья, если такая выплата производилась на основании ст. 51 Правил возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, утвержденных постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.12.1992 N 4214-1, подпадают под действие подпункта "д" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и налогообложению не подлежат как компенсационные выплаты.
     
     Статьей 151 ГК РФ определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Размер этой компенсации определяется судом.
     
     Следовательно, взысканная по решению суда в пользу физического лица компенсация в возмещение морального вреда предусмотрена законодательством, и в соответствии с подпунктом "д" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" не включается в налогооблагаемый доход такого лица, независимо от ее размера.
     

     В декабре 1998 года физическое лицо заключило договор долевого строительства квартиры, по которому первоначальный взнос оплачен частично в декабре 1998 года и частично в январе 1999 года. По доходам 1998-1999 годов льгота по подоходному налогу по месту основной работы физическому лицу была предоставлена. Поскольку в 1999 году застройщиком строительство дома не было начато, может ли физическое лицо приостановить использование льготы на 1999 год (соответственно доначислить и уплатить подоходный налог) с последующим ее возобновлением по расходам 2000-2001 годов?

     
     Согласно п. 2 ст. 56 части первой НК РФ налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько периодов. Указанное положение применяется в случае, если льгота за конкретный налоговый период налогоплательщиком еще не использовалась.
     
     В данной ситуации физическое лицо согласно заявлению в 1998-1999 годах пользовалось по месту основной работы льготой по подоходному налогу в части взносов, внесенных в счет оплаты стоимости жилья по договору долевого участия, то есть правоотношения по использованию льготы в данный налоговый период закончились, поэтому приостановить использование льготы на 1999 год он не вправе.
     

     Администрация города по ходатайству организации перечислила целевой взнос в размере 2500 руб. на поездку ребенка-инвалида для участия в конкурсе. При возвращении документы о произведенных расходах на полученную сумму представлены не были. Бухгалтерия организации применила льготу по подоходному налогу в размере 12 ММОТ, а с остальной суммы удержала налог. Правильно ли это?

     
     Согласно подпункту "к" и подпункту "ч" п. 1 ст. 3 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" в целях налогообложения не включаются в совокупный доход физических лиц, полученный в налогооблагаемый период, материальная помощь, стоимость подарков и призов в денежной и натуральной форме в сумме, не превышающей двенадцатикратный установленный законом размер минимальной месячной оплаты труда (на сегодня 1001 руб. 88 копеек). Суммы, превышающие указанный размер по каждому из оснований, включаются в совокупный налогооблагаемый доход, так как плательщиками налогов являются все граждане, получившие доход, независимо от их возраста.
     
     Организации, выплачивающие такие доходы физическим лицам, в том числе не состоящим с работодателем в трудовых отношениях, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о выплаченных доходах, в том числе не свыше двенадцатикратного размера минимальной месячной оплаты труда, и суммах удержанных налогов.
     
     При невозможности взыскания подоходного налога с физических лиц у источника выплаты дохода организация обязана на основании ст. 21 Закона РФ "О подоходном налоге с физических лиц" и ст. 24 части первой НК РФ в течение месяца сообщить о сумме задолженности налоговому органу по месту своего нахождения. Взыскание налогового платежа будет производиться в таком случае налоговым органом на основании налогового уведомления с окончательным расчетом по годовой декларации.