Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги и налогообложение в Республике Таджикистан

          

Налоги и налогообложение в Республике Таджикистан

     
     М.Р. Бобоев,
представитель Налогового комитета Республики Таджикистан в Российской Федерации, к.э.н.
          
     Определяющее значение для формирования налоговой политики Республики Таджикистан имеет введение в действие с 1 января 1999 года Налогового кодекса Республики Таджикистан (НК РТ, Кодекс), регламентирующего общие положения налоговой системы, в том числе перечень действующих налогов и сборов, порядок их введения, исчисления, взимания и отмены, а также весь комплекс взаимоотношений государства с налогоплательщиками и их агентами. С введением этого законодательного документа осуществлен системный и комплексный пересмотр всей системы налогообложения Республики, появившейся после принятия в начале 1992 года Закона "Об основах налоговой системы Республики Таджикистан". НК РТ стал единым документом, регулирующим все налоговые вопросы, начиная со взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков и кончая порядком расчета и уплаты всех предусмотренных в нем налогов.
     
     В отличие от ранее действовавших многочисленных и противоречивых в некоторых принципиальных аспектах законодательных актов по налогообложению в НК РТ установлена четкая систематизация налогов, узаконена жесткая процедура их введения, отмены, утверждения ставок, предоставления льгот и т.д. В частности, по общегосударственным налогам и сборам порядок налогообложения, включая определение налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот и сборов, устанавливается самим Кодексом. По местным налогам и сборам в соответствии с Конституцией Республики Таджикистан в НК РТ указаны общие для всех органов местного самоуправления принципы налогообложения, обеспечивающие единый налоговый правопорядок.
     
     Налоговый кодекс Республики Таджикистан практически полностью отменил огромное количество подзаконных актов по налогам, что позволило налоговому законодательству стать более понятным.
     
     В отличие от ранее действовавшего законодательства в Кодексе регламентированы процедура налоговых проверок, варианты применения штрафных санкций при неисполнении налогоплательщиком возложенных на него обязательств. Уменьшены ранее действовавшие чрезмерно жесткие нормы ответственности за налоговые нарушения, установлены более четкие и конкретные формулировки составов налоговых нарушений.
     
     Изменена процедура уплаты налогов, согласно которой налоговая инспекция сначала выставляет требование об уплате налога, а уже затем в законодательном порядке применяет финансовые и административные санкции к неплательщикам.
     
     В НК РТ указано, что за неуплату налогов и других обязательных платежей, в том числе текущих платежей, к установленному сроку налогоплательщик обязан уплатить проценты с этой суммы за период с даты наступления срока платежа до даты уплаты налога. В случае выплаты излишних сумм налога проценты подлежат уплате налогоплательщику за период с даты подачи заявления на возврат излишних сумм до даты осуществления возврата. В случае зачета излишних сумм возврат считается произведенным на дату разрешения зачета. Предусмотрено, что возврат считается произведенным при условии, что налогоплательщик получает средства в течение следующих семи дней с даты получения разрешения на возврат. Возврат излишне взысканных с налогоплательщика средств или излишне уплаченных им самостоятельно при неисполнении налоговым органом установленного срока возврата осуществляется с процентами в размере 125 % ставки кредита Межбанковского кредитного аукциона Национального банка Таджикистана, определяемой на каждый текущий квартал в виде средней арифметической ставок кредитов кредитных аукционов по итогам предыдущего квартала.
     
     Примечательно, что проценты за задержки, связанные с несоблюдением очередности списания со счетов налогоплательщика сумм налогов, подлежащих перечислению в бюджет, и связанные с этим штрафные санкции, при наличии средств на счете, взимаются с обслуживающих банков. Размер штрафа определен в размере 10 % от суммы средств платежных поручений, не исполненных в порядке установленной очередности, а за задержку перечисления - в размере полуторакратной простой ставки кредита Межбанковского кредитного аукциона Национального банка Таджикистана от незачисленной (неперечисленной ) суммы налога за каждый день нарушения срока.
     
     Принятие и введение в действие НК РТ обеспечивают гарантию того, что каждый из участников налоговых отношений четко знает, кто, когда и при каких обстоятельствах вправе или обязан предпринять те или иные действия.
     
     Вместе с тем в результате введения Кодекса уменьшилось количество налогов, действующих в Республике Таджикистан. Вместо более 40 установленных республиканским законодательством налогов, отчислений, сборов и иных обязательных платежей Кодексом установлены 17 налогов и сборов, из которых 14 - республиканского значения. При этом важно подчеркнуть, что перечень как республиканских, так и местных налогов стал исчерпывающим. Установление новых налогов осуществляется исключительно путем внесения изменений и дополнений в ныне действующий НК РТ.
     
     Отличительной чертой Кодекса является введение специальных налоговых режимов, например, упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства.
     
     Согласно НК РТ с 1 января 1999 года в Республике введено декларирование доходов физических и юридических лиц. За несвоевременное представление налоговой декларации с налогоплательщика взыскивается штраф в размере 5 % от суммы недоплаты налога за отчетный период за каждый месяц, в котором не представлена декларация, но не более 25 % от данной суммы. Взимаемая сумма штрафа не может превышать 250 не облагаемых налогом минимумов дохода за первый месяц (или часть месяца), в который не предоставляется декларация. В любом случае, сумма штрафа не может быть меньше, чем меньшая одного из двух величин:
     
     А) 25 облагаемых подоходным налогом минимумов дохода;
     
     Б) 100 % суммы налога, которая должна быть указана в декларации.
     
     При этом, сумма недоплаты налога исчисляется как разница между сумой налога, которая должна была быть указана в декларации, и суммой налога, уплаченной к установленном сроку платежа.
     
     В настоящее время в Таджикистане действует двухуровневая налоговая система:
     
     первый уровень - общегосударственные налоги Республики Таджикистан, формирующие основу доходной части государственного бюджета и имеющие следующие ставки:
     
     - подоходный налог с физических лиц - 10-30 %;
     
     - налог на прибыль юридических лиц - 30 %;
     
     - налог на добавленную стоимость - 20 % (кроме льготного перечня);
     
     - акцизы - по дифференцированным ставкам;
     
     - социальные взносы - 20-25 %;
     
     - земельный налог - 1,5-3 руб. за 1 кв.м;
     
     - налоги на недропользователей - согласно контракту;
     
     - налог на имущество предприятий - 0,5 %;
     
     - налог с владельцев транспортных средств - 20-110 руб. на 1 л.с. мощности двигателя;
     
     - налог с пользователей автомобильных дорог - 2 %;
     
     - налог, уплачиваемый субъектами малого предпринимательства по упрощенной системе - 5 %;
     
     - налог с продаж (хлопка-волокна - 23 % и алюминия - 4 %);
     
     - таможенные пошлины и другие таможенные платежи - согласно Таможенному кодексу Республики Таджикистан;
     
     - государственная пошлина - 15-30 % цены иска;
     
     второй уровень - местные налоги, то есть налоги областей, городов, районов, поселков. Среди местных налогов наибольшие поступления обеспечивают:
     
     - налог с розничных продаж - до 5 %;
     
     - налог на недвижимое имущество физических лиц - до 1 %;
     
     - налог на содержание общественного пассажирского транспорта - до 2 %.
     
     Рассмотрение особенностей некоторых видов налогов Таджикистана дает наиболее ясную картину действующей налоговой системы Республики.
     
     Механизм взимания налога на прибыль юридических лиц во многом сходен с действующим механизмом его взимания во многих странах СНГ. Однако в Таджикистане имеются определенные особенности в обложении данным налогом, связанные со спецификой механизма его взимания. В качестве плательщиков данного налога выступают предприятия и организации - резидентные и иностранные.
     
     Основная ставка налогообложения - 30 %. Предусмотрены также ставки, по которым налог взимается с доходов юридических лиц-нерезидентов, не связанных с постоянным учреждением (представительством). Так, по ставке 12 % уплачивается налог с доходов в виде процентов и дивидендов, по ставке 4 % - с доходов по страховым платежам, от оказания услуг связи и транспортных услуг при осуществлении международной связи и перевозок, по ставке 6 % - с доходов по фрахту, по ставке 20 % - с доходов в форме роялти. В Таджикистане действует порядок определения налогооблагаемой базы по данному налогу, несколько схожий с порядком, принятым в Казахстане и Кыргызской Республике. В качестве объекта налогообложения здесь выступает разница между валовыми доходами и вычетами. Отличительной же особенностью выступает порядок определения объекта обложения по предприятиям-нерезидентам. Прибыль данных предприятий, полученная через постоянное представительство в Таджикистане, облагается налогом в общепринятом порядке, а по прибыли, не связанной с постоянным представительством, объектом налогообложения является доход у источника выплаты без осуществления вычетов.
     
     Таким образом, наличие или отсутствие постоянного представительства имеет системообразующее значение. Так как от этого зависит, будет ли иностранное юридическое лицо платить налог с доходов или нет. Термин "постоянное представительство" резъяснено в НК РФ следующим образом: зарегистрированное представительство иностранного предприятия, не являющееся отдельным юридическим лицом. Считается постоянным учреждением иностранного предприятия. При этом, постоянное представительство характеризуется следующими чертами:
     
     - постоянным характером деятельности;
     
     - предпринимательским характером деятельности;
     
     -  осуществлением деятельности только на территории одного из договаривающихся государств.
     
     К функциональному статусу постоянного предстательства не относятся: использование сооружений исключительно для целей научных исследований, хранения, рекламы, демонстрации или поставки товаров, в том числе для целей их переработки другим лицом и последующего экспорта из Республики Таджикистан осуществление вспомогательной или подготовительной деятельности и т.д.
     
     Таким образом, согласно Таджикскому налоговому праву, если иностранное юридическое лицо действует через постоянное представительство, оно фактически рассматривается как таджикская компания-налогоплательщик, но в то же время налогообложению в Республике Таджикистан подлежит только та часть прибыли, которая получена в связи с деятельностью в Республике Таджикистан.
     
     Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица. полученная  по внешнеторговым операциям, совершаемым исключительно от имени данного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в Республике Таджикистан при условии, что в грузовой таможенной декларации на вывоз этого товара в графе "поставщик" указывается таджикское юридическое лицо-изготовитель, а в графе "получатель" - головной офис иностранного юридического лица. Факт дальнейшей продажи товара головным офисом за границей не вызывает налоговых обязательств иностранного юридического лица в Таджикистане.  Не учитывается прибыль, полученная при поставках  иностранным юридическим лицом продукции, работ, услуг, при которых юридическое лицо-резидент Республики Таджикистан становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы.
     
     В Таджикистане платежи по налогу на прибыль вносятся не позднее 15-го числа каждого месяца в размере 1/12 суммы налога за предыдущий налоговый год, умноженной на коэффициент 1,2. Окончательный расчет - не позднее 30 апреля по декларации, которая должна быть представлена до 1 апреля. Для сравнения: в Кыргызской Республике налог на прибыль уплачивается ежемесячно не позднее 20-го числа в размере ставки налога, в Беларуси - ежемесячно на основе данных бухгалтерской отчетности.
     
     Согласно действующему законодательству, иностранное юридическое лицо, имеющее в соответствии с международными договорами право на льготное обложение налогом доходов от источников в Республике Таджикистан, в течение года со дня получения дохода подает заявление о снижении или отмене налога в порядке, установленном Налоговым комитетом республики. Возможны два способа применения льгот по налогу: возврат уже оплаченной суммы налога и предварительное освобождение от налога. Обязательным условием применением льготного налогообложения является наличие действующего соглашения об освобождении от двойного налогообложения между правительством Республики Таджикистан и страной пребывания иностранного юридического лица, в соответствии с которым иностранное юридическое лицо подлежит освобождению от налога у источника выплат.
     
     По действующему законодательству по налогам, при предоставлении предварительного освобождения, налоговыми органами должна проверяться его обоснованность. В частности, налоговые органы должны удостоверится, что получатель доходов действительно имеет фактическое право на такие доходы в течение периода, к которому относятся такие доходы. В качестве документов, подтверждающих фактическое право иностранного юридического лица на выплачиваемый ему доход, могут служить контракты (договоры). Также налоговые органы должны убедиться в том, что возможность предварительного освобождения предусмотрена в текущем году, получатель доходов является лицом с постоянным местопребыванием (боле 182 дней в году) в стране, с которой заключено соглашение об избежании двойного налогообложения.
     
     Налоговый орган обязан в месячный срок рассмотреть заявление и дать разрешение на неудержание налога у источника выплаты в случае соответствия указанных в нем сведений положениям конкретного соглашения об избежании двойного налогообложения конкретно соглашения об избежании двойного налогообложения.
     
     Действия налоговой инспекции могут быть обжалованы в судебном или административном порядке в соответствии с действующим законодательством Республики Таджикистан. Ущерб (включая упущенную выгоду), причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления налоговыми органами и их сотрудниками возложенных на них обязанностей (необоснованный отказ в предоставлении предварительного освобождения), подлежит возмещению в установленном порядке.
     
     Налог на имущество предприятий в Таджикистане установлен в размере 0,5 % среднегодовой балансовой остаточной стоимости имущества рассчитанное как среднее арифметическое остаточной балансовой стоимости такого имущества на начало и конец отчетного года. К числу плательщиков относятся все без исключения юридические лица, в том числе и иностранные, имеющие имущество, а также филиалы и другие обособленные подразделения, имеющие свой расчетный счет и составляющие отдельный баланс.
     
     Объектом налогообложения является имущество предприятия в его стоимостном выражении, находящееся на балансе этого предприятия, включая нематериальные активы и запасы. Иностранные предприятия, осуществляющие предпринимательскую деятельность в Таджикистане через свои постоянные учреждения в объект обложения включают только имущество, связанное с постоянным учреждением. У финансово-кредитных и страховых учреждений объектом налогообложения являются чистые активы.
     
     Налогоплательщику предоставлено право оплатить налог на имущество за отчетный налоговый период до 1 апреля следующего года. Разрешается зачет суммы налога на прибыль, начисленного за налогооблагаемый год, против налога на имущество за этот период.
     
     Земельный налог в Республике Таджикистан устанавливается с учетом состава угодий, их качества и месторасположения земельного участка, кадастровой оценки земель, характера использования и экологических особенностей. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, имеющие в собственности, владении и пользовании земельные участки. Особенностью определения объекта обложения земельным налогом в Таджикистане является разделение земель в целях налогообложения на два типа: земли городов и поселков городского типа (3 руб. с 1 кв.м) и земли вне городов и поселков городского типа (1,5 руб. с 1 кв.м). В облагаемую налогом площадь включаются земли, занятые под строения, сооружения, участки, необходимые для  их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические и другие зоны. Иными словами, размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности землепользователей и устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на один год. Землепользователи ежегодно не позднее 1 марта отчетного года представляют налоговым органам по месту расположения земельного участка расчет причитающегося с них земельного налога. По вновь отведенным земельным участкам расчет налога представляется в течение месяца с момента их отвода. Налоговые органы ведут учет плательщиков налога, и осуществляется контроль за правильностью его исчисления и уплаты.  Сумма налога уплачивается налогоплательщиками не позднее 15 марта, 15 июня, 15 сентября и 15 декабря равными долями.
     
     Налогообложение недропользователей в Республике Таджикистан осуществляется согласно налогового режима, установленного контрактом по недропользованию, заключаемого между уполномоченным Правительство органом и физическим или юридически лицом.
     
     Налогообложение недропользователей, исходя из основных видов контрактов, разделяется на две недели:
     
     а) первая модель предусматривает уплату недропользователями всех видов налогов и специальных платежей, установленных НК РТ;
     
     Б) вторя модель предусматривает уплату (передачу) недропользователями доли Республики Таджикистан по разделу продукции, а также уплату следующих видов налогов и других обязательственных платежей: налога по прибыль юридических лиц, налога на добавленную стоимость, бонусов, роялти, других обязательных платежей, устанавливаемых законодательными актами Таджикистана.
     
     Первая модель налогового режима устанавливается во всех видах контрактов, за исключением контрактов вида "О разделе продукции", для которых устанавливается вторая модель налогового режима.
     
     Доля Республики Таджикистан по разделу продукции, получаемая по контрактам "О разделе продукции", являются источником пополнения республиканского и местных бюджетов, и поступает в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Таджикистан о государственном бюджете на отчетный год.
     
     Налоговый режим, установленный контрактом на недропользование, заключенным в установленном порядке и прошедшим обязательную налоговую экспертизу, как правило действует до окончания срока действия данного контракта.
     
     Специальные платежи и налоги недропользователей включают в себя бонусы (подписной, коммерческого обнаружения, добычи), роялти, налог на сверхприбыль. Все виды бонусов и роялти вычитаются для целей налога на прибыль и налога на сверхприбыль  (дифференцировано от 4 % до 30 %).
     
     Подписной бонус является разовым фиксированным платежом недропользователя за право осуществления деятельности по недропользованию при заключении контракта. Окончательный размер подписного бонуса устанавливается в контракте в зависимости от экономической ценности предаваемых для недропользования месторождений. Срок уплаты подписного бонуса устанавливаются соглашением сторон, но не позднее тридцати календарных дней с даты заключения контракта.
     
     Бонус коммерческого обнаружения и бонус добычи являются фиксированными платежами и уплачиваются недропользователями за каждое коммерческое обнаружение или при достижении определенных контрактом объемов добычи. Порядок их исчисления и сроки уплаты определяются в соглашении.
     
     Роялти выплачиваются недропользователями по своим видам полезных ископаемых в отдельности на территории республики. НК предусматривает как денежную, так и натуральную форму выплаты роялти, ставка которых устанавливается в каждом контракте на недропользование. В зависимости от видов полезных ископаемых.
     
     Расчет по роялти представляются плательщиками налоговым  органам по месту налоговой регистрации до десятого числа месяца. Следующего за отчетным периодом, а оплаты роялти производится на позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом.
     
     Объектом обожения налогом на сверхприбыли является сумма чистой прибыли недропользователя по каждому отдельному контракту за отчетный год, по которому недропользователем получена внутренняя норма прибыли больше двадцати процентов. Данный налог исчисляется исходя их достигнутого уровня внутренней нормы прибыли на конец отчетного года. Отсчет по налогу на сверхприбыль предоставляются недропользователями налоговым органам до 1 апреля года, следующего за отчетным, а срок оплаты установлен до десятого апрелях года, следующего за отчетным.
     
     Присоединение Республики Таджикистан в 1999 году к Договору об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года и соглашениям о Таможенном союзе имеет большие перспективы и позволит в дальнейшем использовать в совершенствовании налогового законодательства и повышении эффективности работы налоговых органов Республики тот богатый опыт, который накоплен налоговыми службами России, Беларуси, Казахстана и Кыргызской Республики.