Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4

О реструктуризации кредитных организаций


О реструктуризации кредитных организаций

Е.В. Бурмак,
советник налоговой службы I ранга

Согласно ст. 5 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" (далее - Федеральный закон N 144-ФЗ) к кредитным организациям применяются следующие процедуры: обследование и ре-структуризация.

     Как следует из ст. 6 Федерального закона N 144_ФЗ, обследование кредитной организации применяется в целях определения возможности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (далее - Агентство) принять кредитную организацию под свое управление.
     
     Обследование проводится Агентством в срок, не превышающий 90 дней с момента получения им предложения Банка России о переходе кредитной организации под управление Агентства. Окончание обследования определяется днем принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под его управление либо отказа.
     
     Пунктом 3 ст. 7 Федерального закона N 144-ФЗ предусмотрено, что учредители (участники) кредитной организации, иные заинтересованные лица вправе обжаловать в суде решение Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства. Обжалование решения Банка России о направлении предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства не приостанавливает его исполнения до вынесения судом решения по существу.
     
     Принципиально важно отметить, что основанием для рассмотрения кредитной организации в качестве потенциального "клиента" Агентства помимо соответствия условиям распространения на него Федерального закона N 144-ФЗ (ст. 2 и 3) является отнесение кредитных организаций с точки зрения финансового состояния к одной из двух категорий, установленных Указаниями Банка России от 31.03.2000 N 766-У "О критериях определения финансового состояния кредитных организаций".
     
     В целях организации банковского надзора территориальные учреждения Банка России относят все кредитные организации по их финансовому состоянию к одной из двух категорий, а в рамках каждой категории - к одной из двух классификационных групп:
     
     I категория - "Финансово стабильные кредитные организации":
     
     группа 1. Кредитные организации без недостатков в деятельности;
     
     группа 2. Кредитные организации, имеющие отдельные недостатки в деятельности;
     
     II категория - "Проблемные кредитные организации":
     
     группа 3. Кредитные организации, испытывающие серьезные финансовые трудности;
     
     группа 4. Кредитные организации, находящиеся в критическом финансовом положении.
     
     Отнесение кредитных организаций к той или иной категории и классификационной группе производится территориальными учреждениями Банка России на основании мотивированного суждения и установленных Банком России критериев.
     
     К проблемным кредитным организациям относятся кредитные организации, недостатки в деятельности которых создают или могут создать угрозу интересам их кредиторов, клиентов и (или) участников.
     
     К указанной категории относятся кредитные организации, имеющие как минимум хотя бы одно из оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" либо имеющие хотя бы один неустраненный факт нарушений Правил ведения бухгалтерского учета и (или) представившие недостоверную отчетность [по данным документарного надзора и (или) инспекционных проверок, включая результаты проверок филиалов кредитных организаций, аудиторских проверок].
     
     Основываясь на указанной группировке кредитных организаций, Совет директоров Банка России принимает предложение о переходе кредитной организации под управление Агентства, которое подписывается Председателем Банка России или его заместителем.
     
     Подробное рассмотрение процедуры принятия указанного решения связано с тем, что многие кредитные организации, а также их вкладчики в целях возрождения банков, оказавшихся из-за межбанковского кризиса в тяжелой ситуации, направляли свои обращения о возможности реструктуризации их долгов при участии Агентства непосредственно кредиторам таких банков и в финансовые и налоговые органы.
     
     Вместе с тем, как ранее было рассмотрено, принятие решения о направлении предложений о ре-структуризации кредитной организации является исключительной компетенцией Банка России.
     
     Кроме того, указанные предложения могут быть направлены Банком России Агентству только при условии пересмотра ранее изданного им приказа об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у кредитной организации, если обращения вкладчиков касаются банков с отозванной лицензией.
     
     В свою очередь Банк России не позднее дня, следующего за днем направления предложения о переходе кредитной организации под управление Агентства, обязан назначить в кредитную организацию Временную администрацию по управлению кредитной организацией, действующую в соответствии с Федеральными законами от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также Положением Банка России от 14.05.1999 N 76-П "О Временной администрации по управлению кредитной организацией", с учетом особенностей, установленных Федеральным законом N 144-ФЗ и Положением Банка России от 20.08.99 N 87_П "О Временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой на период ее обследования в соответствии с Федеральным законом “О реструктуризации кредитных организаций”".
     
     Руководителем Временной администрации может быть назначено лицо, соответствующее требованиям, предъявляемым к руководителям Временной администрации действующим законодательством и нормативными актами Банка России.
     
     В состав членов Временной администрации, назначенной на период обследования кредитной организации, могут входить служащие Агентства и Банка России, а также иные лица, рекомендуемые Агентством, которые соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым действующим законодательством и нормативными актами Банка России к членам Временной администрации.
     
     При этом следует учитывать, что в соответствии с п. 1.5 Положения Банка России от 14.05.1999 N 76_П "О Временной администрации по управлению кредитной организацией" членом Временной админист-рации может являться лицо, назначаемое Банком России для участия в работе Временной администрации и осуществляющее функции и полномочия согласно распределению обязанностей, установленных руководителем Временной администрации.
     
     Согласно п. 2.5 вышеуказанного Положения в состав Временной администрации не могут входить лица, являющиеся кредиторами кредитной организации.
     
     Таким образом, представители налоговых органов, являющиеся кредиторами кредитной организации, не вправе быть членами Временной администрации.
     
     Срок действия Временной администрации определен п. 5 ст. 8 Федерального закона N 144-ФЗ, которым предусмотрено, что Временная администрация действует со дня своего назначения и, в случае принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под управление Агентства, до дня представления в Банк России учредительных документов кредитной организации для регистрации изменений в соответствии со ст. 12 настоящего Федерального закона, а в случае отказа Агентства от принятия кредитной организации под управление Агентства - до дня назначения в кредитную организацию арбитражного управляющего (ликвидатора).
     
     Отметим, что в соответствии с подпунктом 4.2 Положения Банка России от 20.08.1999 N 87-П "О Временной администрации по управлению кредитной организацией, назначаемой на период ее обследования в соответствии с Федеральным законом “О реструктуризации кредитных организаций”" при отказе Агентства от принятия кредитной организации под управление, Банк России должен издать новый приказ о назначении Временной администрации по управлению кредитной организацией либо внести изменения в ранее изданный приказ в установленном порядке. Указанный приказ издается Банком России в день получения от Агентства отказа от принятия кредитной организации под свое управление.
     
     В обязанности Временной администрации входит проведение анализа финансового состояния кредитной организации и представление заключения о его результатах в Банк России и Агентство, а также предоставление Агентству по запросу Банка России дополнительной информации о финансовом состоянии кредитной организации и иной информации, необходимой для принятия соответствующего решения.
     
     По результатам проведенного в период обследования анализа финансового состояния кредитной организации Временная администрация представляет заключение в Банк России и Агентство в срок не позднее 5 рабочих дней до даты завершения процедуры обследования кредитной организации. Напомним, что исходя из положений ст. 6 Федерального закона N 144-ФЗ срок проведения обследования не может превышать 90 дней.
     
     Заключение Временной администрации должно быть составлено по форме, предусмотренной инструкцией Банка России от 12.07.1999 N 84-И "О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций".
     
     В свою очередь Агентство при проведении процедуры обследования кредитной организации исходя из положений ст. 9 Федерального закона N 144_ФЗ изучает финансовое состояние кредитной организации, оценивает размер активов (имущества), обязательств и собственных средств (капитала) кредитной организации.
     
     С этой целью Агентство получает необходимую информацию от Временной администрации и Банка России.
     
     В случае необходимости Агентство вправе обратиться в Правительство РФ или в органы государственной власти субъектов Российской Федерации с ходатайством об определении видов финансовой помощи и (или) иных видов содействия кредитной организации при ее переходе под управление Агентства.
     
     Кроме того, Агентство разрабатывает подходы к реструктуризации кредитной организации.
     
     Федеральные органы исполнительной власти, требования которых отражены в бухгалтерской отчетности кредитной организации, находящейся под обследованием, в силу действия постановления Правительства РФ от 15.04.2000 N 348 "О представлении государственной корпорацией “Агентство по реструктуризации кредитных организаций” интересов Российской Федерации при заключении мировых соглашений с реструктурируемыми кредитными организациями" проводят сверку имеющейся у данной кредитной организации задолженности.
     
     В частности МНС России поручает налоговым органам провести сверку задолженности кредитной организации как самостоятельного налогоплательщика и задолженности по уплате налогов и сборов клиентов этой организации, а также начисленных пени и штрафов.
     
     Впоследствии поступившие сведения учитываются при подписании протокола сверки на момент перехода под управление Агентства (о дате перехода кредитной организации сообщается дополнительно) либо предъявляются в составе консолидированных требований в адрес конкурсного производства в случае отказа Агентства от принятия кредитной организации под свое управление.
     
     Статьей 10 Федерального закона N 144-ФЗ установлено, что Агентство вправе принять решение о переходе кредитной организации под свое управление или отказаться от принятия кредитной организации под свое управление.
     
     Мотивами отказа могут служить следующие основания:
     
     1) проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации не соответствует организационным и (или) финансовым возможностям Агентства.
     
     В данном случае финансовые возможности Агент-ства на сегодняшний момент действительно не высоки.
     
     Вместе с тем Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предусмотрено, что финансирование расходов Агент-ства из федерального бюджета на реализацию мероприятий по реструктуризации кредитных организаций оформляется в установленном порядке в качестве имущественного взноса Российской Федерации в имущество указанного Агентства.
     
     С этой целью Правительству РФ поручено направить Агентству из средств федерального бюджета на 2000 год не менее 1000,0 млн руб.
     
     Особым источником средств на реструктуризацию будут являться средства, поступающие Агентству от погашения задолженности по кредитным организациям, образовавшейся на дату перехода кредитных организаций под управление Агентства по денежным обязательствам перед федеральным бюджетом, налоговым и иным обязательным платежам кредитных организаций, включая пени и штрафы, а также по не исполненным ими поручениям (распоряжениям) о перечислении налоговых и иных обязательных платежей, включая пени и штрафы.
     
     Кроме того, ст. 119 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что Правительство РФ предоставляет государственные гарантии в целях обеспечения исполнения обязательств Агентства в сумме 4000,0 млн руб. для финансирования мероприятий по реструктуризации кредитных организаций за счет средств облигационного займа, выпущенного с 1 июля 2000 года;
     
     2) в соответствии с заключением Агентства проведение мероприятий по реструктуризации кредитной организации является неэффективным;
     
     3) при обследовании кредитной организации было выявлено, что к кредитной организации Федеральный закон N 144-ФЗ не может быть применен в соответствии с п. 3 ст. 2, то есть доля вкладов граждан и доля активов не соответствуют установленным параметрам;
     
     4) при обследовании кредитной организации было выявлено, что отсутствует основание для перехода кредитной организации под управление Агентства в соответствии со ст. 3 Федерального закона N 144_ФЗ, то есть достаточность капитала не соответствует установленному параметру и отсутствуют неисполненные денежные обязательства.
     
     Агентство при отказе от принятия кредитной организации под свое управление не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, обязано известить об этом Банк России. В свою очередь Банк России в течение 15 дней со дня получения указанного извещения и при наличии оснований, установленных Федеральным законом от 02.12.1990 N 395_1 "О банках и банковской деятельности", принимает решение об отзыве у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.
     
     Отметим, что решение Банка России по данному вопросу основывается на анализе деятельности кредитных организаций с целью выявления ситуации, угрожающей законным интересам кредиторов, стабильности банковской системы в целом, и рассматривается с учетом интересов всех, а не отдельных кредиторов и вкладчиков.
     
     При этом, как следует из положений ст. 20 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", отзыв лицензии на осуществление банковских операций является исключительной мерой воздействия, применяемой Банком России к кредитным организациям.
     
     В случае принятия Агентством решения о переходе кредитной организации под его управление оно вправе принять решение об уменьшении уставного капитала кредитной организации до величины ее собственных средств (капитала) и о последующем увеличении уставного капитала кредитной организации. Указанное решение Агентство опубликовывает в "Вестнике Банка России".
     
     Изменение величины уставного капитала кредитной организации в связи с принятием решения о переходе кредитной организации под управление Агент-ства регламентируется ст. 11 и 12 Федерального закона N 144-ФЗ и Указанием Банка России от 07.06.2000 N 798-У "О порядке регистрации изменения величины уставного капитала кредитной организации в связи с принятием решения о переходе кредитной организации под управление государственной корпорации “Агентство по реструктуризации кредитных организаций”".
     
     Указанными нормативными документами преду-смотрено, что решение Агентства об уменьшении уставного капитала кредитной организации подлежит немедленному исполнению. На основании указанного решения Агентства Временная администрация по управлению кредитной организацией обязана совершить действия, направленные на приведение учредительных документов кредитной организации в соответствии с принятым решением.
     
     Регистрация изменения величины уставного капитала кредитной организации осуществляется путем согласования соответствующих изменений и дополнений в учредительные документы кредитной организации территориальным учреждением Банка России по месту нахождения кредитной организации.
     
     Документы для регистрации увеличения уставного капитала кредитной организации представляются Временной администрацией в территориальное учреждение Банка России после регистрации уменьшения уставного капитала и внесения Агентством вклада в уставный капитал кредитной организации в размере, достаточном, чтобы считать кредитную организацию находящейся под управлением Агентства.
     
     При отрицательном значении величины собственных средств (капитала) кредитной организации уставный капитал кредитной организации уменьшается до одного рубля.
     
     В данной ситуации не применяются положения федеральных законов и иных нормативных актов:
     
     об обязательном уведомлении кредиторов, об их праве требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
     
     о праве кредиторов требовать от кредитной организации прекращения или досрочного исполнения ее обязательств и возмещения связанных с этим убытков;
     
     о необходимости ликвидации кредитной организации, если ее чистые активы (собственные средства) становятся меньше минимального размера уставного капитала.
     
     При этом уставный капитал кредитной организации, действующей в форме акционерного общества, не может быть уменьшен путем приобретения Агент-ством и (или) кредитной организацией акций кредитной организации у акционеров в целях сокращения их общего количества.
     
     В случае принятия Агентством решения об увеличении уставного капитала кредитной организации размер дополнительной эмиссии акций или вклада Агентства должен быть достаточен, чтобы кредитная организация считалась переданной под управление Агентства в соответствии с законодательством.
     
     На случаи приобретения Агентством акций (долей) кредитной организации не распространяются требования:
     
     о необходимости получения предварительного согласия Банка России на приобретение акций (долей) кредитной организации и об обязательности уведомления Банка России об осуществлении сделки по их приобретению;
     
     о необходимости представления заключения федерального антимонопольного органа о соблюдении антимонопольных правил;
     
     о последствиях приобретения 30 и более процентов обыкновенных акций кредитной организации, являющейся акционерным обществом;
     
     о соблюдении минимального размера уставного капитала кредитной организации, установленного федеральным законом и нормативными актами Банка России на дату государственной регистрации кредитной организации.
     
     При этом состав и предельный размер неденежных средств для оплаты акций (долей) кредитной организации при увеличении ее уставного капитала устанавливаются нормативными актами Банка России.
     
     Документы для согласования изменений в уставном капитале представляются Временной администрацией территориальным учреждениям Банка России. Срок их рассмотрения не должен превышать 10 дней.
     
     После согласования указанных документов от территориальных учреждений Банка России в Банк России поступает заключение, обосновывающее согласование новой величины уставного капитала кредитной организации, и другие документы, определенные нормативными документами Банка России.
     

     В свою очередь Банк России на основании полученных документов вносит в Книгу государственной регистрации кредитных организаций информацию об изменении величины уставного капитала кредитной организации.