Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Указание Банка России от 29.06.2000 N 810-У (комментарий)


Указание Банка России от 29.06.2000 N 810-У (комментарий)

     
     Л.Т. Кузнецова     
М.А. Наумова
     
     Федеральный закон от 02.12.1990 N 394-1 "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в п. 4 ст. 18 устанавливает, что Председатель Банка России подписывает нормативные акты Банка России. Согласно этому нормативному документу передача этих полномочий или их части другим должностным лицам Банка России не предусмотрена.
     
     Решение Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.1999 о признании недействительным Указания Банка России от 25.12.1997 N 101-У "О введении инструкции "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам и об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам" как раз и основано на том, что вышеприведенное Указание было подписано не Председателем Банка России. Действие Указания Банка России отменено с 3 февраля 2000 года, но данное решение не относится к самому порядку налогообложения величины резерва на возможные потери по ссудам, установленному этим Указанием и согласованному с Минфином России и Госналогслужбой России.
     
     Однако следует обратить внимание на следующие изменения при исчислении налоговой базы при расчете налога на прибыль.
     
     Так, в соответствии с п. 4 Указания Банка России от 25.12.1997 N 101-У суммы резерва на возможные потери по ссудам, изначально выданным под поручительство субъектов Российской Федерации или местных органов самоуправления, а затем получившим дополнительное обеспечение, соответствующее требованиям п. 2.6.1 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А "О порядке формирования и использования резервов на возможные потери по ссудам", уменьшали налоговую базу.
     
     Однако с введением в действие с 3 февраля 2000 года Указания Банка России от 29.06.2000 N 810-У "Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам"" суммы резерва на возможные потери по ссудам, выданным под поручительство субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, налоговую базу при расчете налога на прибыль не уменьшают (п. 1.2).
     
     Сформированный резерв на возможные потери по ссудной задолженности и задолженности, приравненной к ссудной [по предоставленным кредитам, включая межбанковские кредиты (депозиты); по суммам, не взысканным по банковским гарантиям и операциям, осуществленным в соответствии с договором финансирования под уступку денежного требования (факторинга)], принимается в соответствии с п. 1.1 в размере фактически начисленных исходя из требований инструкции сумм резерва по ссудной и приравненной к ссудной задолженности, отнесенной ко 2, 3 и 4 группам риска с учетом ограничений, установленных п. 1.2 Указания Банка России N 810-У, но не более 100 % от суммы расчетного резерва.
     
     Следует учесть, что отмена действия Указания Банка России от 25.12.1997 N 101-У не является основанием для пересчета налоговой базы за период с 1 февраля 1998 года до момента вступления в силу Указания Банка России от 29.06.2000 N 810-У (с момента опубликования в "Вестнике Банка России" 06.07.2000 N 36 (464)). Установленный Указанием Банка России N 810-У порядок учета при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями, вступает в силу начиная с 3 февраля 2000 года,
     
     Согласно Решению Верховного Суда Российской Федерации от 02.12.1999 признание Указания Банка России N 101-У недействительным не является основанием для признания инструкции от 30.06.1997 N 62А недействительной.
     
     Пунктом 2.5 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А установлено, что в целях данной Инструкции под обеспечением понимается залог.
     
     При определении источника формирования резерва на возможные потери по ссудной и приравненной к ней задолженности для оценки вида ссуд по качеству обеспечения, в том числе по ссудам, предоставленным физическим лицам, необходимо руководствоваться понятиями, приведенными в пункте 2.6 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А.
     
     В соответствии с п. 2.6 указанной инструкции по качеству обеспечения выделяются обеспеченные, недостаточно обеспеченные и необеспеченные ссуды. Согласно подпункту 2.6.2 инструкции недостаточно обеспеченная ссуда - это ссуда, имеющая обеспечение в виде залога, но данный залог не отвечает хотя бы одному из требований, предъявляемых к залоговому обеспечению по обеспеченной ссуде в соответствии с подпунктом 2.6.1 инструкции.
     
     Что касается необеспеченных ссуд, то согласно подпункту 2.6.3 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А к этому виду ссуд относятся ссуды, не имеющие обеспечения или имеющие обеспечение в виде залога, не отвечающего требованиям, содержащимся в подпунктах 2.6.1 и 2.6.2 инструкции, и в связи с этим созданный резерв на возможные потери по необеспеченным ссудам [кроме межбанковских кредитов (депозитов)] соответствии с пунктом 1.2 Указаний Банка России от 29.06.2000 N 810-У налоговую базу при исчислении налога на прибыль не уменьшает.
     
     Учитывая изложенное, порядок учета в налоговой базе по налогу на прибыль отчислений в резерв на возможные потери по ссудам, которые в соответствии с подпунктом 2.6.2 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А относятся к недостаточно обеспеченным ссудам, аналогичен порядку, установленному для обеспеченных ссуд.
     
     Указанное в полной мере относится и к ссудам, предоставленным физическим лицам, на что обращается внимание кредитных организаций в письме Банка России от 29.12.1999 N 364-Т, в котором отмечено, что при определении источника формирования резерва на возможные потери по ссудам, предоставленным физическим лицам, для суждения о качестве обеспечения ссуды используются понятия, приведенные в п. 2.6 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А. Следовательно, в случае если выданные физическим лицам ссуды относятся ко 2, 3 и 4 группам кредитного риска и являются обеспеченными исходя из положений п. 2.6 инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А, то для целей налогообложения сформированный резерв на возможные потери по этим ссудам включается в состав расходов банка, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, с учетом ограничений, установленных Указанием Банка России от 29.06.2000 N 810-У.