Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении и отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств


О налогообложении и отчетности крестьянских (фермерских) хозяйств

Н.Н. Васькин,
советник налоговой службы I ранга, Московская обл.

Согласно ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

     Однако ни Федеральным законом от 30.11.1994 N 52-ФЗ "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ни иными федеральными законами предельные сроки приведения правового статуса крестьянских (фермерских) хозяйств в соответствие с требованиями ГК РФ не установлены. До приведения своей организационно-правовой формы в соответствие с ГК РФ кресть-янское (фермерское) хозяйство остается юридическим лицом и подлежит налогообложению как юридическое лицо.
     
     Действующим налоговым законодательством крестьянским (фермерским) хозяйствам, пользующимся правами юридического лица, предоставлены значительные льготы по уплате налогов и других обязательных платежей в бюджет.
     
     Так, согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) крестьянские (фермерские) хозяйства не являются плательщиками налога на прибыль от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной в данном хозяйстве собственной сельскохозяйственной продукции. Прибыль же, полученная ими от других видов деятельности, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. В первые два года работы они не уплачивают налог на прибыль как малые предприятия, осуществляющие производство и одновременно переработку сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, при условии, что выручка от указанных видов деятельности превышает 70 % общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг). На третий и четвертый годы работы эти малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 % и 50 % от основной ставки, если выручка от перечисленных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации ими продукции (работ, услуг).
     
     Согласно  Закону РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий" крестьянские (фермерские) хозяйства освобождены от уплаты налога на имущество как предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Достаточным условием для пользования этой льготой является ведение предприятием одного из указанных видов деятельности.
     
     В соответствии с Законом РФ от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 % и более, освобождаются от уплаты налогов в дорожные фонды.
     
     При реализации сельскохозяйственной продукции потребителям крестьянские (фермерские) хозяйства применяют ставку НДС в размере 10 %. Согласно Приложению N 1 к Закону РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) утвержден перечень продовольственных товаров, по которым применяется ставка 10 %, включающий скот и птицу в живом весе, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца и яйце- продукты, масло растительное, маргарин, сахар, соль, зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы, маслосемена и продукты их переработки, хлеб и хлебобулочные изделия, крупу, муку, макаронные изделия, рыбу живую, море- и рыбопродукты, продукты детского и диабетического питания, овощи и продукты их переработки, картофель и картофелепродукты, дикорастущие плоды, ягоды, орехи.
     
     Суммы НДС, уплаченные крестьянскими (фермерскими) хозяйствами при приобретении основных средств и нематериальных активов, принимаются в соответствии с вышеуказанным Законом к вычету из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в полном объеме на момент их принятия на учет. Суммы данного налога вычитаются также по приобретенным товарам, использованным на непроизводственные нужды этих хозяйств, независимо от размеров дохода, полученного от сельскохозяйственной деятельности.
     
     От НДС освобождается продукция собственного производства, реализуемая в счет натуральной оплаты труда, натуральных выдач для оплаты труда, а также для общественного питания работников, привлекаемых к сельскохозяйственным работам. НДС, уплаченный за материальные ценности, использованные для производства этой продукции, относится на издержки производства и включается в цену сельскохозяйственной продукции, предназначенной для натуральной оплаты труда.
     
     В соответствии с Законом РФ от 11.10.1991 N 1738_1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями) крестьянские (фермерские) хозяйства в течение пяти лет с момента предоставления им земельного участка освобождаются от уплаты земельного налога.
     
     Если крестьянское (фермерское) хозяйство является пользователем недр (в том числе добывает подземные пресные воды), оно должно платить за право пользоваться недрами согласно инструкции Госналогслужбы России от 30.01.1993 N 17 "О порядке и сроках внесения в бюджет платы за право на пользование недрами" и делать отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы согласно инструкции Госналогслужбы России от 31.12.1996 N 44 "О порядке исчисления, уплаты в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и целевом использовании отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы" (с изменениями и дополнениями).
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы от 12.08.1998 N 46 "О порядке исчисления и внесения в бюджет платы за пользование водными объектами" плательщиками платы за пользование водными объектами являются организации и предприниматели, непосредственно пользующиеся водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств, подлежащие лицензированию в установленном порядке.
     
     К плательщикам платы за пользование водными объектами при заборе воды из поверхностных водных объектов и сбросе сточных вод в том числе относятся организации, имеющие животноводческие комплексы и фермы, включая птицефабрики и птицефермы, и др.
     
     Крестьянские (фермерские) хозяйства имеют право вести учет способом простой, однократной записи, не применяя счета бухгалтерского учета и метод двойной записи в учетных регистрах, с помощью книги учета имущества крестьянского (фермерского) хозяйства - ф. N 1-кх, книги учета продукции и материалов - ф. N 2-кх, книги учета труда - ф. N 3-кх, журнала учета хозяйственных операций - ф. N 4_кх, ведомости финансовых результатов - ф. N 5_кх.
     
     В соответствии с подпунктом "ш" п. 1 ст. 3 Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" не подлежат налогообложению доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные в этом хозяйстве от сельскохозяйственной деятельности, в течение пяти лет начиная с года образования хозяйства.
     
     Доходы, полученные от несельскохозяйственной деятельности, облагаются подоходным налогом в общеустановленном порядке.
     
     Исчисление подоходного налога и предоставление льгот по подоходному налогу производятся вне зависимости от статуса крестьянского (фермерского) хозяйства.
     
     Если крестьянское (фермерское) хозяйство не является юридическим лицом, то есть его глава является предпринимателем без образования юридического лица, то в соответствии с п. 63 инструкции Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”" (далее - Инструкция N 35) глава крестьянского (фермерского) хозяйства обязан продекларировать свои доходы не  позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 66 Инструкции N 35 работодатели обязаны вести учет доходов, начисленных и полученных физическими лицами в календарном году, и сумм подоходного налога в порядке и по форме, приведенной в приложении N 7 к Инструкции N 35 (налоговая карточка), ежеквартально представлять в налоговый орган отчет по форме приложения N 8 к Инструкции N 35 об итоговых суммах доходов и удержанного подоходного налога с налогоплательщиков (за год - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, за квартал, полугодие, 9 месяцев - не позднее 1 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом).
     
     Отчет составляется по фактически выплаченным (выданным) за отчетный период доходам на основании показателей налоговых карточек.
     
     Не реже одного раза в квартал работодатели долж-ны представлять в налоговый орган сведения о доходах по форме приложения N 3, выплаченных физическим лицам не по месту основной работы (с доходов за 2000 год - не позднее 1 марта), а также ежегодно не позднее 1 марта - сведения о доходах, выплаченных физическим лицам по месту основной работы.