Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке


Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке

     

В.Н. Васькин,
Управление МНС России по Московской обл.


     Во исполнение п. 1 ст. 3 части первой Налогового кодекса Российской Федерации Минфином России и МНС России приказом от 10.03.1999 N 20н/ГБ-3-04/39 утверждено Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке (далее - Положение).

     В п. 1.1 уточнено, что настоящее Положение устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при выездной налоговой проверке.
     
     Распоряжение об инвентаризации имущества налогоплательщика (организации и индивидуального предпринимателя, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и сборы), порядке и сроках ее проведения, составе комиссии принимает руководитель налогового органа или его заместитель.
     
     Основной целью инвентаризации является выявление фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению.
     
     Для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика налоговые органы вправе привлекать экспертов и других специалистов.
     
     До начала инвентаризации комиссия получает последние приходные и расходные документы, отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств, а председатель комиссии их визирует с указанием "до инвентаризации на “...” (дата)". Это будет служить основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным.
     
     Материально-ответственные лица, в свою очередь, дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию, отражены в бухгалтерских регистрах или переданы инвентаризационной комиссии и все ценности оприходованы, а выбывшие списаны.
     
     Фактическое наличие имущества записывается в инвентаризационную опись или акт инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах.
     
     Налогоплательщик должен создать в установленные сроки все необходимые условия, которые должны обеспечить полную проверку наличия имущества. Для перевешивания и перемещения грузов налогоплательщик выделяет рабочую силу, предоставляет исправные весы, измерительные приборы, мерную тару.
     
     Если товары хранятся в неповрежденной упаковке поставщика, то количество этих ценностей может определяться по документам, но с обязательной выборочной проверкой этих ценностей.
     

     Следует обратить внимание, что в инвентаризационных описях не допускается оставлять незаполненные строки, на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально-ответственные лица, причем последние в конце описи дают расписку о том, что проверка имущества произведена в их присутствии и у них нет претензий к членам комиссии.
     
     В случае проведения инвентаризации в течение нескольких дней, помещения, где хранятся ценности, при уходе комиссии должны быть опечатаны.
     
     Материалы инвентаризации оформляются по формам первичной учетной документации по инвентаризации имущества, которые приложены к Положению, либо по формам, разработанным министерствами и ведомствами.
     
     В Положении приведены правила проведения инвентаризации отдельных видов имущества: основных средств, нематериальных активов, финансовых вложений, товарно-материальных ценностей, незавершенного производства и расходов будущих периодов, животных и молодняка животных, денежных средств, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, расчетов; а также особенности проведения инвентаризации имущества индивидуального предпринимателя.
     
     При инвентаризации основных средств комиссия производит осмотр объектов и заносит в описи полное их наименование, назначение, инвентарные номера и технические показатели; проверяет наличие документов, подтверждающих нахождение недвижимости в собственности налогоплательщика.
     
     Машины, оборудование и транспортные средства заносятся в описи с указанием заводского инвентарного номера по техпаспорту организации-изготовителя, года выпуска, назначения, мощности и т.д.
     
     Оценка выявленных инвентаризацией неучтенных объектов производится экспертами.
     
     При инвентаризации нематериальных активов проверяется наличие документов, подтверждающих права налогоплательщика на их использование, правильность и своевременность отражения активов в балансе.
     
     Инвентаризацией финансовых вложений устанавливаются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы.
     
     Если ценные бумаги хранятся в организации, то их инвентаризация проводится вместе с инвентаризацией денежных средств; если они сданы на хранение в специальные организации, например в банк, то их инвентаризация заключается в сверке остатков сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок специальных организаций (банка).
     
     Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в описи названия, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков гашения и общей суммы.
     
     Финансовые вложения в уставные капиталы других организаций, как и займы, предоставленные другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами.
     
     К товарно-материальным ценностям относятся производственные запасы, готовая продукция, товары и прочие запасы. Их фактическое наличие проверяется путем обязательного их пересчета, перевешивания или перемеривания.
     
     Если товарно-материальные ценности поступили во время проведения инвентаризации, они принимаются материально-ответственным лицом в присутствии комиссии, но приходуются после инвентаризации.
     
     При длительном проведении инвентаризации товарно-материальные ценности могут отпускаться. Это делается в исключительных случаях с письменного разрешения председателя инвентаризационной комиссии. В этих случаях отпущенные ценности заносятся в отдельную опись под наименованием "товарно-материальные ценности, отпущенные во время инвентаризации".
     
     Инвентаризация товарно-материальных ценностей в пути, отгруженных, не оплаченных в срок покупателями, находящихся на складах других организаций, заключается в проверке числящихся сумм на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, подтвержденных документами. Инвентаризационные описи на товарно-материальные ценности в пути, отгруженные, не оплаченные в срок покупателями или находящиеся на складах других организаций составляются отдельно.
     
     Проверка фактического наличия МБП, находящихся в эксплуатации, проводится путем осмотра каждого предмета. Предметы спецодежды и белья, находящиеся в стирке или на ремонте, записываются в инвентаризационную опись на основании накладных или квитанций прачечных и ремонтных мастерских, а предметы, выданные в индивидуальное пользование работникам, - на основании личных карточек.
     
     Инвентаризацией незавершенного производства организаций, занятых промышленным производством, определяется наличие заделов и не законченных изготовлением изделий, находящихся в производстве; комплектность незавершенного производства; а также выявляется остаток незавершенного производства по аннулированным заказам или заказам, выполнение которых приостановлено.
     
     Сырье, материалы и полуфабрикаты, находящиеся у рабочих мест, не подвергавшиеся обработке, как и забракованные детали в опись незавершенного производства не включаются. По ним составляются отдельные описи.
     
     При инвентаризации незавершенного капитального строительства в описях приводятся наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту. По законсервированным и временно прекращенным строительством объектам выявляются причины и основания для их консервации.
     
     При инвентаризации в кассе организации подсчитываются наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы.
     
     Проверка наличия бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров бланков, а также по каждому месту их хранения и материально-ответственным лицам.
     
     В ходе инвентаризации расчетов проверяются расчеты с банками по ссудам, с бюджетом, покупателями, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, депонентами, другими дебиторами и кредиторами. Суть инвентаризации расчетов заключается в проверке обоснованности сумм, числящихся на счетах бухгалтерского учета организаций.
     
     Инвентаризация имущества индивидуального предпринимателя проводится в его присутствии.
     
     По результатам инвентаризации имущества налогоплательщика составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.