Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении страховых организаций


О налогообложении страховых организаций

М.В. Романова,
советник налоговой службы II ранга


     Согласно какому закону следует облагать налогом получаемую прибыль страховой организации, не имеющей лицензии на занятие страховой деятельностью?
     

     В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном настоящим Законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации. Законодательными актами Российской Федерации могут устанавливаться ограничения при создании иностранными юридическими лицами и иностранными гражданами страховых организаций на территории Российской Федерации.
     
     Предметом непосредственной деятельности страховщиков не может быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.
     
     Юридические лица, не отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 6 указанного Закона, не вправе заниматься страховой деятельностью.
     
     Согласно подпункту "а" п. 1 ст. 1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2116-1) плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, включая страховые организации.
     
     С учетом вышеизложенного, страховая организация, не имеющая лицензии на занятие страховой деятельностью, является плательщиком налога на прибыль в соответствии с Законом РФ N 2116-1 на общих основаниях и по общеустановленной ставке.
     

     При расчете налога на прибыль у страховых организаций исключаются доходы по ценным бумагам. Следует ли производить данное исключение, если в результате не остается налогооблагаемой прибыли?
     

     Согласно п. 6.1.1 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 37), предприятия, кроме налога на прибыль, уплачивают налоги с доходов по ценным бумагам.
     

     В соответствии с п. 10 раздела III Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утверж-денного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491 (с изменениями и дополнениями), финансовые результаты, учитываемые при налогообложении прибыли страховщиков, определяются согласно Положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденному постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552, с учетом настоящего Положения.
     
     В соответствии с п. 13 Положения о составе за-трат конечный финансовый результат (прибыль или убыток) складывается из финансового результата от реализации продукции (работ, услуг), основных средств и иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     
     Таким образом, если, например, по результатам страховой деятельности страховой организацией в течение I квартала, полугодия, 9 месяцев получен убыток, то при расчете налога на прибыль необходимо исключать доходы по ценным бумагам, поскольку по результатам за год может быть получена прибыль.
     
Подлежат ли налогообложению средства, поступающие от страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, в поликлинику на проведение платных услуг, оказываемых юридическим и физическим лицам, по проведению профилактических медицинских осмотров?

     Финансовые средства, поступающие в поликлинику от страховой медицинской организации, осущест-вляющей обязательное медицинское страхование, за оказание юридическим и физическим лицам платных услуг по проведению профилактических медицинских осмотров, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     
Может ли арендатор относить затраты по добровольному страхованию арендуемого имущества, учитываемого у арендодателя в составе основных производственных фондов, на себестоимость продукции в пределах норм?

     При заключении договора аренды и уплате аренд-ной платы следует руководствоваться ст. 421, 614, 616 и др. Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
     

     Учитывая указанные статьи ГК РФ, затраты по добровольному страхованию арендуемого имущества, учитываемого у арендодателя в составе основных производственных фондов, арендатор может отнести на себестоимость продукции в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, при условии, что это является необходимым требованием при заключении договора аренды, с отнесением фактических расходов на себестоимость согласно подпункту "р" п. 2. Положения о составе затрат.
     

     Какой порядок уплаты налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы для страховой организации за филиал, не имеющий баланса с конечным финансовым результатом, но имеющий расчетный счет?
     

     В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления.
     
     При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: льготы, налоговая ставка и формы отчетности.
     
     Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" решения органов и должностных лиц местного самоуправления, принятые в пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовой формы.
     
     В соответствии с п. 4 Примерного положения о налоге на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, рекомендованного к применению совместным письмом Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по бюджету, планам, налогам и ценам от 04.06.1992 N 51/693, Минфина России от 02.06.1992 N 04-05-20, Госналогслужбы России от 02.06.1992 N ИЛ-6-04/176 "Примерные положения (рекомендации) по отдельным видам местных налогов и сборов", местным органам власти рекомендовано устанавливать для предприятий и организаций, имеющих филиалы в других регионах, порядок внесения указанного налога в соответствующие бюджеты пропорционально численности работающих или их фактической заработной плате в филиале. При уплате налогов филиалами и представительствами следует учитывать также ст. 9 Федерального закона от 31.07.1998 N 147_ФЗ (в ред. от 09.07.1999 N 155-ФЗ).
     
Распространяется ли на страховые организации понятие "малое предприятие" для целей обложения налогом на прибыль?

     Согласно подпункту 1.1.6 п. 1 Инструкции N 37 критерии отнесения предприятий к малым предприятиям (включая среднюю численность работников) установлены Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
     
     Согласно указанному Федеральному закону под субъектами малого предпринимательства (малыми предприятиями) понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объ-единений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 %, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 % и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации.
     
     Малым предприятием считается юридическое лицо - головная организация, включая филиалы, а также брокеров, агентов (см. письмо Росстрахнадзора от 07.10.1994 N 15/1-1986-15 "О налогообложении страховщиков").
     
     Учитывая вышеизложенное, для целей обложения налогом на прибыль понятие "малое предприятие" распространяется на страховые организации.
     

     Имеет ли право страховая организация применять ускоренную амортизацию на ксерокс и компьютер по аналогии с банками, так как также относится к финансово-кредитным организациям?
     

     Согласно п. 7 постановления Правительства РФ от 19.08.1994 N 967 "Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов" в целях создания условий для развития высокотехнологичных отраслей экономики и внедрения эффективных машин и оборудования предприятиям и организациям предоставлено право применять механизм ускоренной амортизации активной части основных производственных фондов.
     
     Перечень высокотехнологичных отраслей и эффективных видов машин и оборудования, по которым применяется механизм ускоренной амортизации, устанавливается федеральными органами исполнительной власти.
     

     Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 17.05.2000 N 867 "О структуре федеральных органов исполнительной власти".
     
     При введении ускоренной амортизации применяется равномерный (линейный) метод ее исчисления, при котором утвержденная в установленном порядке норма годовых амортизационных отчислений увеличивается на коэффициент ускорения в размере не выше 2.
     
     В настоящее время отсутствует нормативный документ, которым был бы установлен перечень высокоэффективных видов машин и оборудования для страховых организаций, по которым применяется механизм ускоренной амортизации.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно письму Миниэкономики России от 17.01.2000 N МВ-32/6_51 "О применении механизма ускоренной амортизации на персональные компьютеры" начиная с 1 января 2000 года персональные компьютеры у всех предприятий, организаций, в том числе у страховых организаций, относятся к активной части основных средств, на которые распространяется механизм ускоренной амортизации (изложенная позиция доведена до налоговых органов письмом МНС России от 17.03.2000 N ВГ-6-02/201).
     
     Что касается ксероксов, то в настоящее время документ, позволяющий страховым организациям относить данное оборудование к активной части основных средств, на которые распространяется механизм ускоренной амортизации, отсутствует.
     

     Уменьшается ли налоговая база налога на прибыль, а также налогов, уплачиваемых от выручки страховщика, на сумму начислений резерва предупредительных мероприятий?
     

     В соответствии со ст. 26 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) для обеспечения выполнения принятых страховых обязательств страховщики в порядке и на условиях, установленных законодательством Российской Федерации, образуют из полученных страховых взносов необходимые для предстоящих страховых выплат страховые резервы по личному страхованию, имущественному страхованию и страхованию ответственности.
     
     В аналогичном порядке страховщики вправе создавать резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
     

     В соответствии с п. 4 раздела II Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, ут-вержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 491 (с изменениями и дополнениями), к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся отчисления в резервы для финансирования мероприятий по предупреждению несчастных случаев, утраты или повреждения застрахованного имущества.
     
     Согласно п. 2 письма Росстрахнадзора от 18.01.1995 N 15/1-1р "О порядке представления Положения о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования" формирование и использование средств резерва предупредительных мероприятий осуществляются страховщиками на основании утвержденного ими Положения, разработанного в соответствии с Примерным положением о резерве предупредительных меро-приятий по добровольным видам страхования.
     
     В соответствии с п. 5 вышеуказанного письма в Положении о резерве предупредительных мероприятий должны найти отражение основные направления использования аккумулируемых средств.
     
     Изменения и дополнения, вносимые страховщиком в Положение по сравнению с Примерным положением, подлежат согласованию с Росстрахнадзором.
     
     Поскольку одни и те же расходы дважды не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль, так как отчисления в резерв предупредительных меро-приятий относятся к расходам страховщика, включаемым в себестоимость оказываемых страховщиками страховых услуг, учитываемых при расчете налогооблагаемой базы, то и резерв предупредительных мероприятий является дополнительным резервом и не относится к резервам, отраженным в подпункте "а" п. 1 вышеуказанного Положения, поэтому отчисления в резерв предупредительных мероприятий не уменьшают налоговую базу, определяемую от выручки.
     
     Одновременно сообщаем, что страховые организации имеют право формировать и использовать резерв предупредительных мероприятий на основании утвержденного ими Положения о резерве предупредительных мероприятий, если оно не противоречит Примерному положению о резерве предупредительных мероприятий по добровольным видам страхования, утвержденному страховым надзором.
     

     Как учитываются расходы на ведение дел у страховых медицинских организаций системы обязательного медицинского страхования при расчете налога на прибыль?
     

     Перечень расходов по обязательному медицинскому страхованию изложен в п. 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018, в соответствии с которым состав и норматив расходов на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию определяются территориальным фондом обязательного медицинского страхования.
     
     Согласно подпункту 3.6.2 Положения о бухгалтерском учете и отчетности в страховых медицинских организациях, утвержденного приказом Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью от 25.07.1994 N 02-02/13, в течение отчетного года расходы на ведение дела, в том числе расходы на оплату труда, произведенные сверх сумм, исчисленных от страховых платежей по установленным нормативам на эти цели, относятся на счет 31 "Расходы будущих периодов", субсчет "Обязательное медицинское страхование".
     
     В конце отчетного года суммы расходов на ведение дела, отнесенные на указанный субсчет, в пределах сумм, исчисленных исходя из установленных нормативов, списываются в дебет счета 20 "Основное производство", субсчет "Обязательное медицинское страхование", а превышение установленных нормативов - в дебет счета 81 "Использование прибыли", 87 "Нераспределенная прибыль" или 88 "Фонды специального назначения".
     
     Приказом Росстрахнадзора от 31.10.1994 N 02-02/21 по согласованию с Минфином России были внесены изменения и дополнения в План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкцию по его применению.
     
     С учетом изменения общего порядка использования Плана счетов бухгалтерского учета финансовой деятельности предприятий и Инструкции по его применению, распространенного на страховые организации приказом Росстрахнадзора  от 22.03.1995 N 02-02/07 "О типовых формах квартальной бухгалтерской отчетности страховых организаций в 1995 году и указаниях по их заполнению", счета 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" и 87 "Добавочный капитал" в бухгалтерском учете использовать в отражении вышеуказанных операций не целесообразно, так как изменились название данных счетов и их содержание:
     
     счет 87 "Добавочный капитал" предназначен для обобщения информации о добавочном капитале страховой организации;
     

     счет 88 "Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)" предназначен для обобщения информации о наличии и движении сумм нераспределенной прибыли, в том числе фондов специального назначения (если образование их предусмотрено учредительными документами), или непокрытого убытка страховой организации.
     
     Вышеуказанные изменения нашли отражение в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций и Инструкции по его применению.
     
     Таким образом, при расчете налога на прибыль учитывается норматив расходов на ведение дел по операциям обязательного медицинского страхования, установленный территориальным фондом обязательного медицинского страхования.