Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение льготы по прибыли, полученной от вновь созданного производства

     

Применение льготы по прибыли, полученной от вновь созданного производства

     
     В.В. Нарежный,
главный специалист Департамента налоговой политики Минфина России
     

1. Содержание льготы и существенные условия ее предоставления.

     
     Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в ред. от 31.03.1999 N 62-ФЗ) установлено, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Рассматривая содержание нормы Закона, устанавливающей данную льготу, можно выделить следующие существенные условия, при выполнении которых налогоплательщик получает право на ее использование:
     
     - производство, прибыль которого подлежит льготированию должно быть вновь созданным;
     
     - необходимо наличие технико-экономического обоснования по инвестированию средств во вновь созданное производство;
     
     - данное технико-экономическое обоснование должно быть согласовано с государственным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого создается новое обособленное производство;
     
     - вновь созданное производства должно быть выделено в структурное подразделение;
     
     - вновь созданное производство должно быть создано на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей;
     
     - стоимость новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей вновь созданного производства должна превышать 20 млн руб.;
     
     - вновь созданное производство не должно быть создано в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности;
     
     - вновь созданное производство не должно быть организовано на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     - срок, на который может быть предоставлена рассматриваемая льгота не может превышать трех лет, но не более срока его окупаемости.
     

2. Что считается "вновь созданным производством"

     
     Законодательные нормативные акты Российской Федерации не содержат понятия "вновь созданное производство".
     
     В инвестиционной практике используются следующие понятия: "новое строительство", "реконструкция", "расширение", "техническое перевооружение".
     
     В соответствии с письмом Минфина СССР от 29.05.1984 N 80 "Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий" к новому строительству относится строительство комплекса объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, а также филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, осуществляемое на новых площадках в целях создания новой производственной мощности.
     
     К новому строительству относится также строительство на новой площадке предприятия такой же или большей мощности (производительности, пропускной способности, вместимости здания или сооружения) взамен ликвидируемого предприятия, дальнейшая эксплуатация которого по техническим и экономическим условиям признана нецелесообразной, а также в связи с необходимостью, вызываемой производственно-технологическими или санитарно-техническими требованиями.
     
     Сопоставляя приведенное определение нового строительства и условия предоставления льготы, можно заключить, что вновь созданное путем нового строительства производство не всегда будет удовлетворять условиям предоставления данной льготы. Одним из существенных условий, дающих право на применение льготы, является факт выделения вновь созданного производства в структурное подразделение. Выделение подразумевает обособление нового производства из какого-либо ранее существовавшего. Если же осуществлено строительство вновь создаваемого предприятия (совершенно нового или взамен ликвидируемого), то есть самостоятельного юридического лица, а производства, из которого выделялось вновь созданное, ранее не существовало, льгота предоставлена быть не может.
     
     В случае если новое строительство осуществляется в форме филиалов и отдельных производств, которые после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, условие выделения вновь созданного производства в структурное подразделение соблюдается, и льгота в случае выполнения иных условий может быть предоставлена.
     
     Согласно указанному выше письму Минфина СССР к расширению действующих предприятий относится строительство дополнительных производств на действующем предприятии (сооружении), а также строительство новых и расширение существующих отдельных цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения на территории действующих предприятий или примыкающих к ним площадках в целях создания дополнительных или новых производственных мощностей.
     
     К расширению действующих предприятий относится также строительство филиалов и производств, входящих в их состав, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.
     
     Исходя из определения "расширение" и иных условий предоставления льготы вновь созданное путем расширения действующих предприятий производство будет льготироваться в случае, если имеет место строительство новых отдельных цехов и объектов, а также иных обособленных подразделений, которые не будут находиться на отдельном балансе, но будут обособлены территориально от ранее существовавшего производства.
     
     В соответствии с вышеупомянутым письмом Минфина СССР к реконструкции действующих предприятий относится переустройство существующих цехов и объектов основного, подсобного и обслуживающего назначения, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений основного назначения, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса и осуществляемое по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом в целях увеличения производственных мощностей, улучшения качества и изменения номенклатуры продукции в основном без увеличения численности работающих при одновременном улучшении условий их труда и охраны окружающей среды.
     
     К техническому перевооружению действующих предприятий относится комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков на основе внедрения передовой техники и технологии, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены устаревшего и физически изношенного оборудования новым более производительным, а также по совершенствованию общезаводского хозяйства и вспомогательных служб.
     
     Таким образом, в случае модернизации существующих производственных мощностей путем реконструкции и технического перевооружения не образуется вновь созданного производства выделенного в структурное подразделение, и данная льгота предоставлена быть не может.
     
     Все выше сказанное можно проиллюстрировать на двух примерах:
     
     1. Мебельная фабрика построила цех по производству мягкой мебели, который не является филиалом фабрики и не имеет отдельного баланса и расчетного счета, но организационно-распорядительными документами предприятия выделен в структурное подразделение и территориально обособлен от основного здания фабрики. В данном случае льгота может быть предоставлена при соблюдении иных условий.
     
     2. Мебельная фабрика ликвидирует в одном из своих цехов производство корпусной мебели и в помещении этого цеха создает производство мягкой мебели с выделением производственного корпуса в обособленное подразделение и приобретением новых производственных мощностей (оборудования). В этом случае указанная льгота предоставлена быть не может.
     

3. Выделение вновь созданного производства в структурное подразделение

     
     При обосновании права на получение данной льготы часто возникает вопрос о том, что для целей применения льготы считать обособленным подразделением и должно ли такое подразделение обязательно иметь отдельный баланс и расчетный счет.
     
     Дело в том, что в законодательстве о налогообложении прибыли обособленные подразделения подразделяются на филиалы, представительства и иные обособленные подразделения организаций, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, и территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета.
     
     С вступлением в действие Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении вопроса о предоставлении данной льготы, следует руководствоваться определением обособленного подразделения данным в ст. 11 НК РФ. Так в соответствии со ст. 11 НК РФ для целей Кодекса под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от отражения или неотражения его создания в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создано на срок более одного месяца.
     
     Таким образом, выделение вновь созданного производства в обособленное подразделение не обязательно должно производиться путем придания такому производству статуса филиала. Достаточно закрепить такое выделение в организационно-распорядительных документах организации.
     
     Вместе с тем вопрос о том, что понимается под территориальной обособленностью структурного подразделения, все еще остается дискуссионным. Думается, точку в решении данного вопроса может поставить судебная практика.
     

4. Срок, на который может предоставляться данная льгота

     
     Согласно норме законодательства о налоге на прибыль, регулирующей предоставление рассматриваемой льготы прибыль от вновь созданного производства освобождается от налогообложения на период его окупаемости, но не свыше трех лет.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1470 и приказом Минэкономики России от 01.10.1997 N 118 срок окупаемости инвестиционного проекта равен периоду времени от начала его финансирования до момента, когда объем инвестиций сравняется с суммарным объемом амортизации и чистой прибыли.
     

5. Запрет на применение льготы по вновь созданному производству, приобретенному как имущественный комплекс

     
     Согласно норме Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" вновь созданное производство, прибыль которого может освобождаться от обложения налогом на прибыль, должно образоваться на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей. Вновь созданное производство не должно быть организовано на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Согласно ст. 132 ГК РФ предприятие как объект прав представляет собой имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности. Предприятие в целом или его часть могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав.
     
     В соответствии с п. 2 названной статьи ГК РФ в состав предприятия как имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, если иное не предусмотрено законом или договором.
     
     С учетом изложенного, не может признаваться вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей приобретенного предприятия.
     
     Данное ограничение введено законодателем для того, чтобы предотвратить налоговые уклонения, которые могли бы иметь место в случае многократной перепродажи фактически одних и тех же предприятий номинально разным юридическим лицам с целью неоднократного использования данной льготы, а также с целью стимулирования строительства и приобретения промышленными предприятиями новых производственных мощностей.
     
     Очевидно, и порог стоимости вновь созданного производства в 20 млн руб., который обусловливает применение данной льготы, установлен с целью поощрения реализации крупных инвестиционных проектов.
     

6. Дата вступления в действие Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ и связанные с ней ограничения на применение льготы

     В соответствии с п. 4 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Вышеназванный Федеральный закон указаний на обратную силу действия не содержит.
     
     Федеральный закон от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"", вводящий понятие вновь созданного производства для целей обложения налогом на прибыль, вступил в силу с 1 апреля 1999 года.
     
     Соответственно, вновь созданным производством, прибыль которого подлежит льготированию, может быть признано только производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей после принятия указанного Федерального закона.
     
     Таким образом, организация может воспользоваться вышеупомянутой льготой в случае, если производство создано на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей и выделено в обособленное структурное подразделение после вступления в действие вышеуказанного Федерального закона.
     
     В заключение остается добавить, что применение данной льготы, так же как и большинства других льгот по налогу на прибыль возможно только при ведении раздельного учета.