Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О льготах по НДС в свете Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ


О льготах по НДС в свете Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ

Н.М. Пекельник,
советник налоговой службы I ранга, Новосибирская обл.

    Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ  "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" внесен ряд изменений в порядок и условия предо-ставления налогоплательщикам льгот по НДС.

     В частности установлено, что все льготы по НДС предоставляются только при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством.
     
     Требование лицензии как условия для предоставления льготы по НДС для отдельных товаров (работ, услуг) было зафиксировано ранее в отдельных  письмах и разъяснениях Госналогслужбы России. Однако это требование неоднократно оспаривалось в суде. Теперь законодательная норма существенно меняет ситуацию.
     
     В связи с этим налогоплательщикам, использующим льготы, необходимо еще раз обратить внимание на постановления Правительства РФ от 11.04.2000 N 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности", от 24.12.1994 N 1418, а также Федеральный закон от 23.09.1998 N 158-ФЗ. В этих целях следует использовать также отраслевые законы и постановления, касающиеся лицензирования.
     
     Например, согласно подпункту "п" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" от обложения НДС освобождаются ритуальные услуги похоронных бюро, кладбищ и крематориев, проведение обрядов и церемоний религиозными организациями. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (в ред. от 05.03.1999), утвержденный Госстандартом России, содержит 31 вид ритуальных и обрядовых услуг. Кроме этого, Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" включает 5 видов гарантированных услуг по погребению.
     
     Постановление Правительства РФ N 1418 не приводит перечня видов деятельности по оказанию ритуальных услуг, на осуществление которых требуется лицензия. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" отсылает по этому поводу к законодательству, вступившему в силу до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а до вступления в силу Федерального закона N 158_ФЗ имеется только постановление Правительства РФ от 26.12.1995 N 1272 "От утверждении Положения о порядке лицензирования деятельности по оказанию ритуальных услуг", согласно которому лицензированию подлежат только 7 видов ритуальных услуг.
     
     Согласно подпункту "ю" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от обложения НДС освобождается пожарно-техническая продукция, работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе; материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности; обороты по передаче на безвозмездной основе имущества граждан и юридических лиц в собственность (поль-зование) пожарной охране для выполнения задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" перечень лицензируемых видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности определяется Правительством РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут с учетом местных условий устанавливать дополнительные виды деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности, подлежащие лицензированию.
     
     Совет Министров-Правительство РФ постановлением от 23.08.1993 N 849 "Вопросы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации и организации Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации" утвердил Положение о Государственной противопожарной службе МВД России и перечень видов деятельности (работ, услуг), на проведение которых выдается лицензия Государственной противопожарной службой МВД России. Указанный перечень состоит только из 8 видов деятельности, который подтвержден приказом МВД России от 06.01.1994 N 5 "Об организации лицензирования видов деятельности (работ, услуг) в области пожарной безопасности".
     
     Приведенные два примера свидетельствуют о том, что на сегодняшний день из большого перечня товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, обязательному лицензированию подлежат лишь определенные виды товаров (работ, услуг). Все другие виды, не подлежащие лицензированию, освобождаются от налогообложения в прежнем порядке.
     
     Федеральным законом N 36-ФЗ установлена норма, согласно которой от НДС освобождаются товары, работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 % общей численности персонала составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
     
     Главное отличие новой редакции подпункта "х" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" состоит в том, что эта льгота теперь применяется только организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
     
     Как видно из текста Закона, данную льготу могут получать также предприятия и организации, осущест-вляющие снабженческо-сбытовую, торговую или закупочную деятельность, на которые до 1 января текущего года эта льгота не распространялась. Таким образом, организации, использующие труд инвалидов, но уставный капитал которых не состоит (состоит не полностью) из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, лишаются права на льготу.
     
     При этом следует иметь в виду, что согласно ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" в Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межведомственные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территории более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения-организации, отделения или филиалы и представительства.
     
     Из вышеприведенного следует, что в формировании уставного капитала предприятия как условия для получения льготы по НДС могут принимать участие общественные объединения инвалидов не только федерального уровня, но также их региональные и местные структурные подразделения. При этом льгота не распространяется на предприятия, учрежденные самостоятельными общественными организациями инвалидов.
     
     Внесено также изменение в предоставление льготы по квартирной плате. Существенное дополнение этой нормы, предусмотренной подпунктом "г" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", значительно расширило ее рамки.
     
     Согласно ст. 7 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" жилищный фонд делится на частный, государственный, муниципальный и общественный жилищный фонд. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.08.1999 N 887 "О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения" структура платежей граждан (кроме собственников частных домовладений), проживающих в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, включает плату:
     
     1) за содержание и текущий ремонт жилищного фонда;
     
     2) за капитальный ремонт жилищного фонда;
     
     3) за наем жилья (для нанимателей жилья).
     
     Кроме того, граждане, проживающие в домах, относящихся к жилищному фонду, независимо от формы собственности, оплачивают коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, горячее водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз бытовых отходов, обслуживание лифтового хозяйства и др.).
     
     Таким образом, под действие льготы по НДС подпадают не только суммы квартирной платы (платы за жилое помещение), но и суммы, которые носят аналогичный экономический характер, то есть не относятся к целевым сборам или к услугам, оказываемым за отдельную плату.
     
     Что касается НДС при расчетах за коммунальные услуги, а также услуги, которые носят эпизодический (разовый) характер или оказываются по желанию физических лиц, то они должны облагаться налогом в общеустановленном порядке.
     
     Согласно новой редакции Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от НДС освобождаются операции, связанные с обращением золотых, серебряных и платиновых монет (за исключением используемых в целях нумизматики), осуществляемые в соответствии с порядком, утверждаемым Правительством РФ по представлению Банка России. На сегодня такой порядок пока отсутствует.
     
     Перечень товаров, освобождаемых от НДС при ввозе на территорию Российской Федерации, дополнен двумя новыми позициями. Это продукция, произведенная в результате хозяйственной деятельности российскими предприятиями и организациями на земельных участках, являющихся территорией иностранного государства, с правом землепользования Российской Федерации на основании международного договора. Представить, что это такое, сложно. Некоторые специалисты ГТК России полагают, что эта льгота распространяется практически на любую российскую организацию, осуществляющую производство на чужой земле. Таким образом, получается, что если российская организация арендует землю, предположим, в Польше, производит товар и ввозит его в Россию, то при ввозе товара она освобождается от уплаты НДС.
     
     От уплаты НДС при ввозе в Российскую Федерацию освобождается технологическое оборудование (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого в России не производятся. Льгота по НДС предоставляется по технологическому оборудованию, оплаченному до 1 января 1999 года, в отношении которого она предоставлялась и ранее. Так записано в Законе и в письме ГТК России от 01.02.2000 N 01-06/2082.
     
     Однако таможенный комитет пошел дальше и разъяснил, что на самом деле для участников ВЭД ничего не изменится - по крайней мере, сейчас, так как для попадания под льготный режим ввозимое оборудование должно быть внесено в специальный утвержденный Правительством РФ перечень технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации. В настоящее время Правительство РФ ничего подобного не утвердило. Поэтому, хотя вышеперечисленные положения Закона вступили в силу с 1 января 2000 года, получить льготу по НДС в отношении технологического оборудования представляется проблематичным.
     
     Что касается льготы по НДС по товарам (работам, услугам), реализуемым в рамках безвозмездной помощи (подпункт "я4" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость"), то Федеральный закон N 36-ФЗ не изменил порядка ее предоставления, а внес лишь редакционное уточнение в формулировку, которую следует воспринимать и применять с учетом Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".