Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Начисление НДС по организациям культуры

          

Начисление НДС по организациям культуры *1

     _____
     *1 Окончание. Начало см. "Налоговый вестник". 2000, N 9. С. 49.
     
И.Н. Петрова          
     
     2. Организации, основной деятельностью которых является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих этому услуг в целях формирования и удовлетворения потребностей населения в сценическом искусстве, классифицируемые под кодовым обозначением 93611 "Театры".
     
     При осуществлении хозяйственной деятельности организациями, основной деятельностью которых является подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений, классифицируемых под кодовым обозначением 93611 "Театры" (театры стационарные и передвижные, оперы и балета, музыкальной комедии, оперетты, музыкально-драматические, драматические, детские, юного зрителя, кукольные и народные театры) Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), от НДС освобождаются:
     
     - стоимость входных билетов и абонементов театров на спектакли, концерты, творческие вечера, театрализованные праздники, карнавалы, вечера, фестивали, конкурсы, новогодние елки, дискуссионные встречи с интересными людьми, литературно-музыкальные гостиные, вечера с участием диск-жокеев, концерты художественной самодеятельности и другие театрально-зрелищные, культурно-просветительные и развлекательные мероприятия;
     
     - другие мероприятия художественно-творческого характера, проводимые собственными силами или силами приглашенных коллективов, приглашенными исполнителями, на которые реализуются входные билеты;
     
     - реализация театрами программ на спектакли и концерты, каталогов, буклетов и других предметов, пропагандирующих культуру и искусство, вышеуказанных входных билетов по безналичному расчету;
     
     - выдача на прокат аудиокассет, музыкальных инструментов, сценических костюмов, обуви, бутафории, культинвентаря, театрального реквизита, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов, гримерных, постижерных и других принадлежностей;
     
     - фотокопирование, репродуцирование, ксерокопирование, микрокопирование из книг, брошюр, газет, журналов, с музейных экспонатов, документов из фондов библиотек и музеев;
     
     - изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотек театров;
     
     - плата театральным коллективам за участие в вышеуказанных театрально-зрелищных, культурно-просветительных и развлекательных мероприятиях, поступившая от других учреждений культуры и искусства, реализующих входные билеты на эти мероприятия;
     
     - реализация и безвозмездная передача книжной продукции, связанной с художественно-творческой деятельностью театра, а также иной периодической печатной продукции, зарегистрированной как продукция СМИ, и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (на основании порядка, предусмотренного подпунктом "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями).
     
     Льготный налоговый режим также применяется в случае реализации театрами товаров (выполнении работ, оказании услуг), предусмотренных в иных подпунктах п. 1 ст. 5 этого Закона РФ.
     
     Иная деятельность театров подпадает под действие ст. 3 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и подлежит обложению НДС в общеустановленном порядке.
     
     Не относятся к числу освобождаемых от НДС, в частности, следующие услуги театров:
     
     - тиражирование видеоматериалов, а также реализация копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
     
     - оплата, поступающая театрам от других учреждений культуры и искусства (а также от других учреждений) за проведение развлекательных мероприятий, не связанная с продажей входных билетов на эти мероприятия;
     
     - сдача в аренду сценических площадок, сценических постановочных средств для проведения спектаклей и концертов, а также иного имущества (как театрами, так и этим учреждениям);
     
     - реализация театрами сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям;
     
     - получение любых денежных средств, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не перечисленных в п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", в частности получение спонсорских средств, являющихся платой за рекламу (или связанных с каким-либо иным обязательством по их отработке);
     
     - получение денежных средств за организацию товаропотока без участия в реализации и оплате товаров (а также другой предпринимательской деятельности) для привлечения дополнительных финансовых ресурсов, необходимых для осуществления основной уставной деятельности по проведению концертов, фестивалей творчества и искусства и других театрально-зрелищных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий, входные билеты на посещение которых не облагаются НДС;
     
     - оказание финансовой помощи в виде безвозмездной передачи основных средств, товарно-материальных ценностей (налогообложение которых осуществляется на балансе передающей стороны);
     
     - реализация имущества;
     
     - безвозмездная передача имущества (за исключением безвозмездной передачи государственного или муниципального имущества с баланса одного государственного или муниципального учреждения (организации) на баланс другого государственного или муниципального учреждения (организации) по решению органов государственной власти и местного самоуправления (включая соответствующие комитеты по имуществу) без изменения государственной или муниципальной собственности на это имущество).
     
     3. Организации, основные виды деятельности которых классифицируются кодовыми обозначениями ОКОНХ 93120 "Фильмо-и фонотеки", 93620 "Киностудии, студии звукозаписи", 93630 "Прокат кинофильмов" (конторы и отделения по прокату кинофильмов), 93612 "Кинотеатры".
     
     Деятельность организаций кинематографии регулируется Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 126-ФЗ). Согласно ст. 15 этого Федерального закона в ОКОНХ организации кинематографии относятся к отрасли "Культура и искусство" (код 93000) с присвоением им в установленном порядке подкода "кинематография".
     
     На основании ст. 3 Федерального закона N 126-ФЗ организации кинематографии могут осуществлять не только деятельность по производству, тиражированию, прокату, показу, восстановлению, хранению фильма; производству кинолетописи, хранению исходных материалов кинолетописи; техническому обслуживанию кинозала; изготовлению киноматериалов и кинооборудования; выполнению работ и оказанию услуг по производству фильма или кинолетописи, но и образовательную, научную, исследовательскую, издательскую, рекламно-пропагандистскую деятельность в области кинематографии.
     
     Согласно ст. 1 Федерального закона от 06.01.1999 N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" подпункт "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", на основании которого осуществляется предоставление льготного налогового режима по услугам учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищным, культурно-просветительным, развлекательным мероприятиям, включая видеопоказ, дополнен следующим текстом: "работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Порядок и условия выдачи удостоверения национального фильма устанавливаются в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона N 126-ФЗ под кинопродукцией понимается фильм (аудиовизуальное произведение, созданное в художественной, хроникально-документальной, научно-популярной, учебной, анимационной, телевизионной или иной форме на основе творческого замысла, состоящее из изображений, зафиксированных на кинопленке или на иных видах носителей и соединенных в тематическое целое, последовательно связанных между собой кадров и предназначенное для восприятия с помощью соответствующих технических устройств), исходные материалы фильма (негатив, контратип, контрольная копия фильма, оригинал магнитных фонограмм перезаписи, музыки, шумов, видеофонограмма-мастер, компакт-диск и иные, необходимые для тиражирования фильма материалы в любой материальной форме), кинолетопись (регулярные съемки документальных сюжетов, отражающих характерные особенности времени, места, обстоятельств и рассчитанных в перспективе на производство фильма), исходные материалы кинолетописи (негатив, видеофонограмма-мастер, оригинал магнитных фонограмм реплик и шумов и иные, необходимые для производства и тиражирования фильма материалы в любой материальной форме), тираж фильма (одна или более копий фильма в любой материальной форме) или часть тиража фильма.
     
     Национальным фильмом признается фильм (в частности, игровой, неигровой, мультипликационный), отвечающий требованиям, предусмотренным в ст. 4 Федерального закона N 126-ФЗ и в Положении о национальном фильме, утвержденном приказом Государственного комитета Российской Федерации по кинематографии от 27.01.1999 N 7-1-19/4.
     
     На основании п. 9 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39) к суммы авансовых платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения работ (услуг), освобожденных от налога в соответствии с подпунктом "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), НДС не облагаются.
     
     Этот режим в полной мере распространяется на получение организациями кинематографии авансовых платежей за выполнение работ (оказание услуг) по предстоящему производству фильма при наличии удостоверения национального фильма (в том числе полученного до момента начала производства).
     
     Однако в случае последующего аннулирования удостоверения национального фильма невключение в облагаемый НДС оборот вышеуказанных авансовых платежей является неправомерным и влечет налоговые последствия.
     
     От налога на добавленную стоимость освобождаются:
     
     - выполнение работ (оказание услуг) организациями кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное).
     
     Документами, подтверждающими право на применение льготного налогового режима, предусмотренного подпунктом "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (в ред. ст. 1 Федерального закона N 10-ФЗ) по работам и услугам по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, являются удостоверение национального фильма и смета на производство национального фильма, в которую включены работы и услуги по производству национального фильма;
     
     - плата за тиражирование кинопродукции, получившей удостоверений национального фильма (то есть за изготовление одной или более копий (тираж) в любой материальной форме);
     
     - прокат (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Согласно ст. 3 Федерального закона N 126-ФЗ прокатом фильма является его распространение в любой форме и любыми способами.
     
     Таким образом, плата за распространение кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, в любой форме и любыми способами, включая реализацию прав на ее использование, обложению НДС не подлежит.
     
     Вместе с тем оплата сторонним организациям (предприятиям) организациями, осуществляющими распространение кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, рекламных, транспортных услуг, услуг по реставрации фильмокопий и иных, в том числе включенных в сметную стоимость проката, должна осуществляться с учетом НДС в общеустановленном порядке;
     
     - показ кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма (плата за публичную демонстрацию фильма, осуществляемую в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами);
     
     - видеопоказ кинофильмов, кино- и видеопрограмм (вне зависимости от наличия удостоверения национального фильма).
     
      Постановлением Правительства РФ от 17.11.1994 N 1264 "Об утверждении правил по киновидеообслуживанию населения" утверждены Правила показа художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино- и видеофильмов для всех кинозрелищных предприятий, осуществляющих публичную демонстрацию киновидеофильмов на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. На основании п. 5 указанных Правил публичная демонстрация киновидеофильмов без лицензии и прокатного удостоверения на киновидеофильм не допускается. Прокатное удостоверение выдается в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 396 "О регистрации кино- и видеофильмов и регулировании их публичной демонстрации" на кино- и видеофильмы, прошедшие регистрацию и включенные в Государственный реестр кино- и видеофильмов. Согласно этому постановлению регистрации подлежат все кино- и видеофильмы российского, зарубежного и совместного производства, используемые в целях тиражирования и распространения; сдачи в прокат и аренду; публичной коммерческой и некоммерческой демонстрации; трансляции по кабельному телевидению на территории Российской Федерации.
     
     На основании указанных выше Правил по киновидеообслуживанию населения показ художественных, документальных, научно-популярных, мультипликационных, учебных кино- и видеофильмов является услугой по киновидеообслуживанию. Договор на киновидеообслуживание считается заключенным с момента продажи билета. В билете должны быть указаны наименование киновидеозрелищного предприятия, посадочное место, дата и время начала сеанса, цена. Расчеты между зрителями и киновидеозрелищным предприятием осуществляются как в наличной, так и в безналичной форме в валюте Российской Федерации. Цены на билеты устанавливаются киновидеозрелищными предприятиями самостоятельно. Киновидеозрелищные предприятия могут организовывать предсеансовое обслуживание зрителей (в том числе выступление музыкальных ансамблей, артистов-исполнителей, демонстрацию киножурнала).
     
     В соответствии с инструкцией Комитета Российской Федерации по кинематографии от 31.08.1994 N 02-20/967 "О едином порядке ведения билетного хозяйства киновидеозрелищными предприятиями, осуществляющими платную публичную демонстрацию кино- и видеофильмов на территории Российской Федерации", согласованной с Минфином России на киновидеозрелищных предприятиях или во время публичной демонстрации кино- и видеофильмов (на киноустановках, в кинотеатрах, в видеосалонах и других специально оборудованных для подобных целей помещениях и площадках) в качестве обязательной расчетной формы используются билеты с установленными данной Инструкцией реквизитами. Билеты на основании п. 3 этой Инструкции являются бланками строгой отчетности. Указанная Инструкция направлялась для сведения финансовым и налоговым органам письмами Минфина России от 23.02.1995 N 17 и Госналогслужбы России от 18.04.1995 N НП-6-01/220.
     
     Порядок освобождения от НДС видеопоказа, предусмотренный подпунктом "н" п. 12 Инструкции N 39, распространяется на входные билеты (абонементы) на кино- и видеосеансы кинотеатров, видеозалов и других организаций культуры и искусства (перечисленных в данном подпункте Инструкции), а также на услуги предприятий и организаций всех форм собственности по выдаче напрокат кинофильмов, кино- и видеопрограмм кинозрелищным организациям, телевидению, киноустановкам и видеозалам, видеокассет населению. Данный режим льготирования применяется вне зависимости от наличия удостоверения национального фильма.
     
     Вместе с тем согласно ст. 3 и 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) реализация товаров (работ, услуг), а также получение любых денежных средств, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги), подлежит обложению НДС.
     
     Таким образом, объект обложения НДС возникает, если на основании контрактов, заключенных с организациями кинематографии, осуществляется реализация кинопродукции (исходных материалов фильма или кинолетописи) путем сдачи изготовителем готовой кинопродукции заказчику по заключенным договорам на финансирование производства этой кинопродукции. В этом случае объем вышеуказанного финансирования должен включать сумму НДС, так как на основании вышеуказанных статей Закона РФ реализация кинопродукции подлежит обложению НДС по ставке в размере 20 %.
     
     Если получение денежных средств не связано с реализацией кинопродукции (исходных материалов фильма или кинолетописи) путем сдачи изготовителем готовой кинопродукции заказчику по заключенным договорам на финансирование производства этой кинопродукции, то эти денежные средства включению в облагаемый НДС оборот не подлежат.
     
     Вышеуказанный льготный налоговый режим применяется с 13 января 1999 года (даты его официального опубликования в "Российской газете").
     
     До этого времени действовал (с 1 января 1997 года по 12 января 1999 года) порядок освобождения от НДС, предусмотренный письмом Госналогслужбы России от 27.02.1997 N ВЗ-4-03/8н "Об освобождении от налога на добавленную стоимость кинопродукции", разработанный с учетом положений ст. 12 Федерального закона N 126-ФЗ и применяемый до внесения в установленном порядке изменений или дополнений в Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Таким образом, от НДС освобождались следующие виды работ (услуг) по реализации, производству, тиражированию, распространению кинопродукции (вне зависимости от наличия удостоверения национального фильма):
     
     - исходные материалы фильма или кинолетописи путем сдачи изготовителем готовой кинопродукции заказчику по заключенным договорам на финансирование производства этой кинопродукции;
     
     - работы, услуги по производству фильма и кинолетописи, выполненные организациями кинематографии и включенные в смету на производство фильма или кинолетописи (прокат кинооборудования, аренда павильонов, кинокомплексов, пошив костюмов, строительство декораций, изготовление грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов, обработка пленки, звуковое оформление фильма и иное);
     
     - права на прокат или показ кинопродукции, осуществляемый в кинозале, по эфирному, кабельному, спутниковому телевидению и другими техническими способами, переданные предприятиям (организациям), организующим прокат или осуществляющим прокат или показ фильмов;
     
     - услуги изготовителей фильмокопий по тиражированию фильма или изготовлению части тиража фильма.
     
     На основании Федерального закона N 126-ФЗ организации кинематографии могут выполнять работы (услуги), не включенные в смету на производство фильма, по восстановлению, хранению фильма, в том числе получившего удостоверение национального фильма, техническому обслуживанию кинозала, изготовлению киноматериалов и кинооборудования, проводить образовательную, научную, исследовательскую, издательскую, рекламно-пропагандистскую деятельность в области кинематографии.
     
     Данная деятельность не освобождается от НДС на основании подпункта "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Однако образовательная деятельность в области кинематографии может быть освобождена от налога в порядке, предусмотренном подпунктом "л" п. 12 Инструкции N 39.
     
     Согласно этому подпункту от НДС освобождены услуги в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях.
     
     Под услугами в сфере образования понимаются услуги по проведению учебного процесса по основному или дополнительному образованию, оказываемые организациями (образовательными учреждениями любой формы собственности и ведомственной принадлежности), получившими лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с Законом РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании".
     
     Научная или исследовательская деятельность в области кинематографии может быть освобождена от НДС в порядке, предусмотренном подпунктом "м" п. 12 Инструкции Госналогслужбы России N 39. Согласно этому подпункту от налога освобождены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; (НИОКР), выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
     
     Данная налоговая льгота применяется следующим образом.
     
     При выполнении НИОКР за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты НДС освобождаются как головные организации, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители.
     
     Основанием для освобождения НИОКР, выполняемых за счет федерального бюджета, от НДС являются договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае если средства для оплаты НИОКР выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием для освобождения является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.
     
     При выполнении НИОКР на основе хозяйственных договоров от уплаты НДС освобождаются исполнители этих работ в случае, если они являются учреждениями образования и науки (как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, если они также являются учреждениями образования и науки).
     
     Согласно Закону РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) учреждением образования является учреждение независимо от организационно-правовой формы и подчиненности, осуществляющее образовательный процесс в соответствии с выданной в установленном порядке соответствующей лицензией.
     
     Согласно ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и научно-технической политике" (с изменениями и дополнениями) учреждением науки является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также общественное объединение научных работников, осуществляющие в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующие в соответствии с учредительными документами научной организации. Объем научной и (или) научно-технической деятельности научной организации должен составлять не менее 70 % общего объема выполняемых указанной организацией работ, уставом которой в качестве одного из органов управления должен быть предусмотрен ученый (научный, технический, научно-технический) совет.
     
     Внебюджетные фонды министерств, ведомств, ассоциаций, из которых выделяется финансирование на проведение НИОКР, не облагаемых НДС, образуются в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 13.10.1999 N 1156 "Об утверждении Порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".
     
     Издательская, рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии может быть освобождена от НДС в порядке, предусмотренном подпунктом "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и нормативными письмами Госналогслужбы России.
     
     Согласно этому порядку от НДС освобождается издательская деятельность по производству нерекламной и неэротической книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции.
     
     На основании постановления Совета Министров РСФСР от 17.04.1991 N 211 "О регулировании издательской деятельности в РСФСР" установлено, что издательская деятельность на территории Российской Федерации осуществляется на основании лицензии. Под издательской деятельностью понимается подготовка, а равно подготовка и выпуск печатных изданий любого вида. Печатным изданием признается газета, книга, журнал, брошюра, альбом, плакат, буклет, открытка, иное изделие полиграфического производства независимо от тиража и способа изготовления, предназначенное для передачи содержащейся в нем информации.
     
     Под издательствами понимаются предприятия, а равно структурные подразделения предприятий, организаций, учреждений (отделы, группы, центры и др.), осуществляющие издательскую деятельность.
     
     Выпуск печатных изданий производится на основе договора с автором (правопреемником) в соответствии с действующим законодательством.
     
     Выпуск произведений литературы, науки и искусства, являющихся интеллектуальной собственностью юридического лица или гражданина, осуществляется по договору с собственником издания с учетом требований авторского права.
     
     Издательства, не имеющие собственной полиграфической базы, заключают договоры на изготовление тиража с полиграфическими и другими предприятиями. Оплата издательствами полиграфическим предприятиям за выполненные работы по изготовлению тиража нерекламной и неэротической книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции на основании подпункта "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" производится без НДС.
     
     Распространение печатных изданий осуществляется издательствами самостоятельно либо по договору с торговыми и другими организациями, а также с гражданами. Распространение нерекламной и неэротической книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, на основании вышеуказанной нормы Закона РФ НДС также не облагается.
     
     Перечень книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, приведен в нормативном письме Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции". Газетная и журнальная продукция должна быть отнесена в установленном порядке к продукции СМИ.
     
     Рекламно-пропагандистская деятельность в области кинематографии также может быть освобождена от НДС в случае, если рекламные услуги оказываются нерекламными издательствами (редакциями) по размещению рекламных материалов в периодических печатных изданиях и иной продукции СМИ, а также в книжной продукции в соответствии с порядком, приведенным в нормативных письмах Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
     
     Услуги по хранению фильма могут быть освобождены от НДС в порядке, предусмотренном для услуг архивной службы на основании подпункта "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Под услугами архивной службы понимаются услуги архивных организаций (учреждений), приведенные в частях 1 и 2 Положения об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.03.1994 N 552 (с изменениями и дополнениями).
     
     Услуги по восстановлению фильма могут быть освобождены от НДС в порядке, предусмотренном подпунктом "я.1" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
     
     Данный порядок льготирования применяется также по работам и услугам по реставрации и охране памятников истории и культуры, охраняемых государством.
     
     На основании Закона РСФСР от 15.12.1978 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" памятниками истории и культуры являются сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями в жизни народа, развитием общества и государства, произведения материального и духовного творчества, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
     
     Среди видов памятников истории и культуры (предусмотренных ст. 6 этого Закона РСФСР) имеются памятники искусства (произведения монументального, изобразительного, декоративно-прикладного и иных видов искусства), документальные памятники (акты органов государственной власти и органов государственного управления, другие письменные и графические документы, кинофотодокументы и звукозаписи), а также древние и другие рукописи и архивы, записи фольклора и музыки, редкие печатные издания. Кроме того, на основании ст. 6 указанного Закона РСФСР к памятникам истории и культуры могут быть отнесены и другие объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.
     
     Таким образом, работы (услуги) по реставрации в целях восстановления кино- и видеоматериалов (в том числе фильмов), отнесенных в установленном порядке к числу памятников истории и культуры, охраняемых государством, не облагаются НДС при наличии у предприятий (организаций), выполняющих эти работы, соответствующих лицензий.
     
     Порядок лицензирования реставрационных работ предусмотрен Федеральным законом от 25.09.1998 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
     
     4. Клубные учреждения, классифицируемые под кодовым обозначением 93141 "Клубные учреждения" ОКОНХ.
     
     При осуществлении клубной деятельности от НДС освобождаются:
     
     - реализация входных билетов на посещение театрально-зрелищных, культурно-просветительных и развлекательных мероприятий;
     
     - реализация программ на спектакли и концерты, каталогов, буклетов и других предметов, пропагандирующих культуру и искусство;
     
     - выдача на прокат культинвентаря, аудиокассет, а также видеокассет населению;
     
     - изготовление копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотек клубных учреждений;
     
     - плата за посещение детей и подростков (граждан, не достигших 18 лет) кружков и студий клубных учреждений (на основании подпункта "л" п. 12 Инструкции N 39).
     
     - редакционная, издательская деятельность клубных учреждений по производству нерекламной книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой, газетной и журнальной продукции, а также деятельность по реализации такой продукции (на основании и в порядке, предусмотренном подпунктом "э" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями);
     
     - иная деятельность клубных учреждений, перечисленная в других подпунктах п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями, при выполнении условий, предусмотренных п. 2 и 5 этой статьи Закона, и п. 12 Инструкции N 39.
     
     Экскурсионные бюро, классифицируемые под кодовым обозначением 93141 "Клубные учреждения" ОКОНХ, относятся к учреждениям культуры и искусства, поэтому при оказании ими услуг, перечисленных в подпункте "н" п. 12 Инструкции N 39, они освобождаются от НДС.
     
     Кроме того, учитывая, что Минфин России приказом от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" утвердил в качестве документов строгой отчетности форму бланка "Экскурсионная путевка" в музей и на выставку, оказание экскурсионными бюро экскурсионных услуг, оформленных на бланках "Экскурсионная путевка" в музей и на выставку, а также на бланках строгой отчетности, утвержденных письмом Минфина России от 14.02.1995 N 16-00-30-13 ("Наряд-путевка", "Счет-путевка"), освобождается от НДС (наряду с льготным налоговым режимом по услугам учреждений культуры и искусства действует льготный налоговый режим по экскурсионным путевкам, предусмотренный подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость").
     
     5. Организации культуры, классифицируемые под кодовым обозначением 93131 "Музеи" (кроме музеев, отнесенных к числу научных учреждений) ОКОНХ.
     
     Организации культуры, имеющие в наличии музейные предметы (культурные ценности, качество либо особые признаки которых делают необходимым для общества их сохранение, изучение и публичное представление) и музейные коллекции (совокупность культурных ценностей, которые приобретают свойства музейного предмета только будучи соединенными вместе в силу характера своего происхождения, либо видового родства, либо по иным признакам), количество и историко-культурная ценность которых позволяют организовать их публичный показ в форме музейной экспозиции, а также помещения, пригодные для хранения и публичного показа музейных предметов и музейных коллекций, и постоянные источники финансирования деятельности классифицируются под кодовым обозначением 93131 "Музеи" (кроме музеев, отнесенных к числу научных учреждений) ОКОНХ.
     
     В соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93 музеи, относящиеся к учреждениям культуры, осуществляют деятельность, связанную с посещением музеев (классифицируемую в группе 9232100 ), а именно:
     
     - демонстрацию музейных коллекций на выезд (код 9232110);
     
     - показ экспозиций музеев (код 9232120);
     
     - показ экспозиций выставок (код 9232130);
     
     - создание музейных каталогов и обслуживание посетителей
     
      музеев (код 9232140);
     
     - изготовление копий, с возможным увеличением (код 9232150);
     
     - изготовление копий, с возможным увеличением, с музейных
     
      экспонатов (код 9232151);
     
     - изготовление копий с документов из фондов музеев (код 9232152);
     
     - выполнение исследований по тематике экспозиций музеев (код 9232160).
     
     При осуществлении деятельности, связанной с посещением музеев (перечисленной выше), НДС не облагается стоимость входных билетов, абонементов (а также экскурсионных путевок) на посещение музеев и выставок.
     
     Кроме того, НДС не облагаются:
     
     - выдача музеями на прокат музейных экспонатов;
     
     - услуги музеев по фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию из книг, брошюр, газет, журналов, с музейных экспонатов, документов из фондов музеев;
     
     - услуги по изготовлению копий звукозаписей, фонограмм концертов, спектаклей, музыкальных произведений из фонотек музеев;
     
     - иная деятельность музеев, перечисленная в других подпунктах п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями, при выполнении условий, предусмотренных п. 2 и 5 этой статьи Закона и п. 12 Инструкции N 39.
     
     При этом следует иметь в виду, что на основании Положения о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179, деятельность государственных и негосударственных музеев подлежит лицензированию Минкультуры России. Согласно этому Положению данная лицензия подписывается Министром культуры Российской Федерации (в случае его отсутствия - заместителем Министра) и заверяется печатью Минкультуры России. Проверка деятельности владельца лицензии осуществляется Минкультуры России или создаваемой для этих целей комиссией, состав которой утверждается данным министерством. Минкультуры России в соответствии с порядком, предусмотренным указанным выше Положением, ведет регистрацию заявлений о выдаче лицензий и реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий.
     
     При приобретении музеями предметов антиквариата для создания или пополнения музейных коллекций (музейных предметов), в том числе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.1994 N 1108 "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей", или иного имущества НДС взимается поставщиками в установленном порядке.
     
     При предоставлении музейных экспонатов в аренду или при их реализации, а также при реализации иного имущества музеи осуществляют исчисление НДС в общеустановленном порядке (данный порядок приведен в ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" и в п. 19 Инструкции N 39).
     
     При предоставлении имущества (в том числе недвижимого) в аренду музеи также являются плательщиками НДС. Исключение составляют музеи, предоставляющие в аренду государственное, муниципальное имущество (арендная плата за которое перечисляется арендаторами в бюджет) и федеральное недвижимое имущество (арендная плата за которое перечисляется арендаторами на специально открытые в казначействе счета). В этом случае плательщиками налога являются арендаторы, а не арендодатели-балансодержатели (музеи).
     
     Если организации культуры осуществляют несколько видов деятельности, как облагаемых, так и освобождаемых от НДС, то в соответствии с п. 2 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" право на получение льгот, предусмотренных подпунктом "н" или другими подпунктами п. 1 ст. 5 вышеуказанного Закона, возникает только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг).
     
     Порядок ведения раздельного учета затрат, в том числе накладных расходов, определяется на основании отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг), которыми может быть предусмотрено распределение накладных расходов, в частности, пропорционально фонду оплаты труда или прямым затратам, и др.
     
     Выбор базы, относительно которой распределяются накладные расходы, осуществляется в установленном порядке с оформлением организационно-распорядительного документа руководителя учреждения.


(Окончание следует)