Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О контроле за полнотой и своевременностью перечисления в федеральный бюджет арендной платы от сдачи в аренду федеральной собственности, дивидендов по находящимся в федеральной собственности акциям, а также средств от приватизации федерального имущества

     

О контроле за полнотой и своевременностью
перечисления в федеральный бюджет арендной платы от
сдачи в аренду федеральной собственности, дивидендов по
находящимся в федеральной собственности акциям, а также
средств от приватизации федерального имущества

В.И. Майоров,
советник налоговой службы I ранга   

1. Арендная плата

1.1. Законодательные и нормативные правовые акты

     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" одним из источников формирования доходов федерального бюджета на 2000 год являются доходы от сдачи в аренду федерального имущества.
     
     В своей работе при проведении проверок арендаторов и балансодержателей федерального имущества по вопросам полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет арендной платы от сдачи в аренду федерального имущества налоговые органы руководствовуются следующими законодательными и нормативными правовыми актами:          
     
     - Федеральным законом от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" (ст. 10, 26, 29), а также соответствующими федеральными законами на предыдущие годы;
     
     - Законом РФ от 21.03.1991 N 943-1 (в ред. Федерального закона от 08.07.1999 N 151-ФЗ) "О налоговых органах Российской Федерации" (ст. 7);

     - Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая, ст. 210, 295; часть вторая, глава 34);
     
     - Бюджетным кодексом Российской Федерации (п. 4 ст. 41, ст. 42 и 51);
     
     - Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284 (п. 4.1);
     
     - Федеральным законом от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" (ст. 25);
     
     - постановлением Правительства РФ от 10.02.1994 N 96 (в ред. постановления Правительства РФ от 03.02.2000 N 104) "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности";
     
     - постановлением Правительства РФ от 29.06.1995 N 641 (в редакции постановления Правительства РФ от 25.11.1995 N 1146) "О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов" (п. 3 Приложения);
     
     - постановлением Правительства РФ от 04.12.1995 N 1190 (в ред. постановлений Правительства РФ от 14.10.1996 N 1189, от 16.06.1997 N 735) "Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом" (п. 6,7 Положения);
     
     - постановлением Правительства РФ от 05.01.1998 N 3 "О порядке закрепления и использования находящихся в федеральной собственности административных зданий, строений и нежилых помещений";
     

     - постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (п. 3 и 4);
     
     - постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329 "О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации" (п. 4);
     
     - постановлением Правительства РФ от 30.04.1999 N 477 "Об утверждении поквартального распределения показателей федерального бюджета на 1999 год и установлении заданий по мобилизации дополнительных доходов на 1999 год" (п. 3 Приложения 4);
     
     - постановлением Правительства РФ от 24.06.1999 N 689 "Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования";
     
     - распоряжением Госкомимущества России от 31.12.1996 N 1391-р "О расчете арендной платы за объекты федеральной собственности в г. Москве";
     
     - распоряжением Мингосимущества России от 30.04.1998 N 396-р "О порядке определения величины перечисления в федеральный бюджет арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями, сооружениями и отдельными помещениями";
     
     - распоряжением Мингосимущества России от 14.05.1999 N 671-р "О порядке расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом";
     
     - распоряжением Мингосимущества России от 06.10.1999 N 1343-р "Об утверждении примерных договоров о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью;
     
     - совместным письмом Минфина России (N 143) и Госналогслужбы России (N ЮУ-4-15/194н) от 08.12.1993 "О сроках и порядке перечисления в бюджет дивидендов и арендной платы", зарегистрированным в Минюсте России 23.12.1993 N 441 (абзац 6);
     
     - письмом Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом";
     
     - инструкцией Госналогслужбы России N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей", утвержденной приказом Госналогслужбы России от 15.04.1994 N ВГ-3-13/23 (в ред. от 20.11.95 N ВГ-3-13/80, п. 1 Приложения N 2);
     
     - Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (Приложение 2), утвержденными приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н (в ред. приказа Минфина России от 18.04.2000 N 45н).
     

1. 2. Порядок проведения проверки полноты и своевременности

     
     перечисления арендной платы в федеральный бюджет и ее отражение
     
     в бухгалтерском учете   
     
     Проверка полноты и своевременности перечисления арендной платы от сдачи в аренду федерального имущества в федеральный бюджет начинается с изучения договоров аренды.
     
     В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
     
     Постановлением Правительства РФ от 10.02.1994 N 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности" к компетенции Госкомимущества России (Мингосимущество России, с 17.05.2000 - Министерство имущественных отношений Российской Федерации)  отнесена  передача в установленном порядке  государственного имущества, относящегося к федеральной собственности, в аренду, пользование юридическим лицам на основе заключенных с ними договоров.
     
     Вышеназванное Министерство вправе поручать осуществление его полномочий своим территориальным агентствам.
     
     Мингосимущество России распоряжением от 30.04.1998 N 396-р утвердило порядок определения величины перечисляемой в федеральный бюджет арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и отдельными помещениями.     
     
     Базовая ставка арендной платы за 1 квадратный метр полезной площади недвижимого имущества определяется комитетами по управлению имуществом и утверждается местными органами власти.
     
     В  договоре аренды должно быть предусмотрено перечисление арендной платы арендатором на соответствующий лицевой счет, размер арендной платы, сроки ее уплаты, а также финансовые санкции в виде пени за ее неполное и несвоевременное перечисление в федеральный бюджет.
     
     Пунктом 4 постановления Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" с 1 августа 1998  установлен порядок внесения арендных платежей за пользование арендуемым имуществом, при котором арендатор в соответствии с договором аренды ежемесячно, не позднее 10 числа отчетного месяца, перечисляет арендную плату на лицевой счет соответствующего территориального органа Мингосимущества России, открытый им в органах федерального казначейства.
     
     В соответствии с п. 10 Положения о составе затрат в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов плата за аренду включается в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
          У арендатора сумма арендной платы, подлежащая взносу в бюджет, отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов учета затрат в корреспонденции со счетом  68 "Расчеты с бюджетом".
     
     Приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н утверждены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации.
     
     Учет арендной платы, поступившей на счета 40102 "Доходы федерального бюджета", осуществляется по следующим кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации:
     
     группа 2000000 "Неналоговые доходы";
     
     подгруппа 2010000 "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности";
     
     статья 2010200 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности";
     
     подстатья 2010240 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности".
     
     По отдельному договору арендатор должен возмещать балансодержателю коммунально-эксплуатационные расходы.
     
     При проведении капитального ремонта недвижимого имущества за счет средств арендатора может производиться зачет арендной платы на сумму затрат по капитальному ремонту.
     
     Функции контроля по определению целесообразности и сроков проведения капитального ремонта сданного в аренду имущества, а также  источников для его проведения должен осуществлять комитет по управлению государственным имуществом с учетом требований нормативных актов соответствующих органов исполнительной власти.
     
     Сумма арендной платы, определенная в договорах аренды между арендодателем и арендатором, подлежит обложению НДС по ставке в размере 20 % от суммы арендной платы. Сумму НДС арендатор самостоятельно перечисляет в доход бюджета в установленном порядке отдельным платежным поручением. Арендодатели обязаны уведомить арендаторов о номере лицевого счета и порядке заполнения платежного поручения на перечисление в доход бюджета арендной платы и НДС.
     
     Арендатор  перечисляет в бюджет НДС, начисленный на сумму арендной платы, и представляет в налоговую инспекцию налоговую декларацию по НДС, в которой перечисленную в бюджет сумму налога (при уплате в бюджет арендной платы) отражает по строкам 3 и 7, а отнесенную в установленном порядке сумму НДС на расчеты с бюджетом (на дебет счета 68 субсчета "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость") - по строке 1а. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по расчету (налоговой декларации), отражается по строке 6.1, а по строке 9 - сумма налога, подлежащая зачету (возмещению) в счет предстоящих платежей, в соответствии с п.21 Инструкции Госналогслужбы России от 10 ноября 1995 г. N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" ( с учетом последующих изменений и дополнений).
     
     При определении сроков уплаты в бюджет налога на добавленную стоимость с сумм указанной арендной платы и представления расчетов следует руководствоваться разделом IX вышеназванной Инструкции Госналогслужбы России N 39.
     
     В соответствии со статьей 615 части второй Гражданского кодекса РФ арендатор вправе сдавать  в субаренду полученное по договору имущество с согласия арендодателя (балансодержателя). Поступающая на расчетный счет арендатора плата за субаренду имущества после уплаты налога на добавленную стоимость включается в состав внереализационных доходов арендатора и облагается налогами в общеустановленном порядке.
     
     Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) установлено, что для арендных предприятий, созданных на основе аренды имущества государственных предприятий и их структурных подразделений, сумма налога на прибыль, исчисленная по установленным ставкам, уменьшается на сумму арендной платы (за вычетом амортизационных отчислений, входящих в ее состав), подлежащей взносу в бюджет (пункт 8 статьи 6).
     
     Статьей 26 Федерального закона от 31.12.99 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что в 2000 году доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества научных организаций, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, государственных музеев, государственных учреждений культуры и искусства, государственных архивных учреждений, организаций Министерства обороны Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также организаций научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, финансируемых за счет федерального бюджета на основании смет доходов и расходов федерального бюджета в полном объеме учитываются в доходах федерального бюджета и полностью отражаются в сметах доходов и расходов указанных учреждений и организаций.
     
     Учет в доходах федерального бюджета арендной платы от сдачи в аренду  недвижимого имущества научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства производится в соответствии с порядком, установленным постановлением Правительства Российской Федерации   от  24.06.99 г. N 689 "Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования" и письмом Министерства финансов Российской Федерации от 10.09.99 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
     
     Перечисление в доход федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за указанными организациями и учреждениями,  осуществляется арендатором в соответствии с заключенными договорами платежными поручениями 0401060 на счета по учету доходов федерального бюджета 40102 "Доходы федерального бюджета", открытые органам федерального казначейства по месту открытия организациям - арендодателям лицевых счетов для учета операций по дополнительному финансированию.
     
     Арендаторы в платежных поручениях на перечисление средств в доход федерального бюджета в поле "Назначение платежа" указывают: коды доходов бюджетов Российской Федерации, "Арендная плата", период, за который она уплачивается, наименование организации - арендодателя, номер ее лицевого счета, открытого для учета операций по дополнительному финансированию, номер и дату заключенного договора, в соответствии с которым перечисляется арендная плата.
     
     Сумма арендной платы, определенная в договорах аренды между организацией - арендодателем и арендатором, также подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 20 процентов от суммы арендной платы. Сумму налога на добавленную стоимость арендатор самостоятельно перечисляет в доход бюджета в установленном порядке отдельным платежным поручением.
     
     Арендная плата, поступившая от арендаторов за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, зачисляется на коды подстатей классификации доходов бюджетов Российской Федерации NN 2010205-2010208.
     
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.03.2000 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год"  предусматривается разработать "Порядок учета и использования средств, поступающих в доход федерального бюджета от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества, закрепленного за государственными архивными учреждениями, организациями Министерства обороны Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также организациями научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук".
     
     До вступления в силу Порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями,  государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.99 N 689, арендная плата поступала непосредственно на счета вышеназванных учреждений и организаций и использовалась ими самостоятельно на цели, предусмотренные соответствующими законодательными и нормативными правовыми актами.
     
     Кроме того, статьей 25 Федерального закона Российской Федерации от 17.07.99 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что средства, получаемые организациями федеральной почтовой связи от сделок с имуществом, в том числе по договорам аренды, остаются в распоряжении этих организаций и могут быть направлены только на развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы.
     
     Также пунктом 4 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 17.12.93 N 1299 "Об организации управления морскими портами" предусмотрено, что ремонт, развитие и строительство портовых сооружений и объектов, а также содержание морских администраций портов производится за счет средств, получаемых портовых сборов, сдаваемого в аренду государственного имущества и оказываемых услуг, связанных с выполнением функций морских администраций портов.
     
     Необходимо иметь в виду, что статьей 58 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" приостановлено на 2000 год действие абзаца  второго  пункта  1 статьи  5 Закона Российской Федерации от 14.07.92 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", а также действие пункта 1 статьи 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации для органов местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований, за исключением закрытых административно-территориальных образований, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры.
     
     В связи с этим, арендная плата от сдачи в аренду федеральной собственности, находящейся на территориях ЗАТО (за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры), должна перечисляться в федеральный бюджет.
     

1.3. Меры ответственности, порядок взыскания невнесенных платежей

     
      В случае нарушения арендатором сроков перечисления арендной платы в федеральный бюджет, установленного пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.98 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" или договором аренды, не внесенная в бюджет сумма считается недоимкой, на которую начисляется пеня в размере,  определенном договором аренды.
     
     Если  в договоре аренды не определены финансовые санкции, то пеня начисляется в размере 0,05 процента за каждый день просрочки в соответствии с п.11 Инструкции Минфина СССР от 12.06.81 N 121, изданной на основании п.37 Положения о взыскании не внесенных в срок налогов и неналоговых платежей, утвержденного   Указом   Президиума   Верховного   Совета    СССР  от   26.01.81
     
      N 3820-Х, а также п.1 приложения 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 15.04.94 N 26 "О порядке ведения в государственных налоговых инспекциях оперативно-бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей".
     
     Согласно п.15 вышеназванной инструкции Минфина СССР начисление пени производится, начиная со следующего дня после наступления срока уплаты, по день уплаты включительно.
     
     Следует иметь в виду, что в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом от 15.08.96 N115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" арендная плата от сдачи в аренду государственного и муниципального имущества относится к неналоговым доходам, поэтому ее поступление в бюджет не регулируется налоговым законодательством и налоговым органам не предоставлено право в бесспорном порядке взыскивать с арендаторов  не внесенную в бюджет арендную плату и начисленные пени.
     
     В соответствии с Положением "О Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственным имуществом", утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.12.95 N 1190, основными задачами и функциями Госкомимущества России (Мингосимущества России, с 17.05.2000 . - Министерства имущественных отношений Российской Федерации) являются:
     
      - управление и распоряжение объектами федеральной собственности;
     
      - контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности государственного имущества и поступлением в федеральный бюджет средств от использования этого имущества.
     
     К доходам от использования федерального имущества относятся арендная плата от сдачи в аренду федеральной собственности и дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности.
     
     Этим же Положением определено, что Госкомимущество России (Мингосимущество России, с 17.05.2000 г. - Министерство имущественных отношений Российской Федерации) осуществляет в пределах своей компетенции необходимые действия по устранению нарушений законодательства Российской Федерации в области приватизации, управления и распоряжения объектами федеральной собственности, т.е. обращается с исками в арбитражный суд.
     
      Таким образом, при наличии у арендаторов задолженности по уплате в бюджет арендной платы за пользование федеральным имуществом налоговым органам следует направлять комитетам по управлению имуществом выписки из материалов проверок для взыскания в  судебном порядке в федеральный бюджет задолженности с арендаторов по арендной плате с учетом  финансовых санкций.


(Окончание следует)