Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О Едином социальном налоге

             

О Едином социальном налоге

Н.В.Криксунова,
советник налоговой службы I ранга  
     
     В настоящее время экономическая политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих увеличение объемов производства продукции и оказании услуг. Вместе с тем невозможно добиться экономического роста без проведения комплекса мероприятий, позволяющих увеличить платежеспособный спрос населения, одновременно повышая личный уровень доходов граждан.

     Одним из направлений мобилизации средств, предназначенных на финансирование мероприятий по государственному социальному страхованию, является совершенствование работы по учету и контролю за поступлением страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, о чем свидетельствует часть вторая Налогового  кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 05.08.2000 N 117-ФЗ (далее - Федеральный Закон N 117-ФЗ), в соответствии с которой с 1 января 2001 года вводится единый социальный налог.

     Идея единого социального налога возникла не на пустом месте. Еще в 1998 году МНС России предположило ввести для всех фондов единую налогооблагаемую базу и передать функции учета и контроля одному ведомству сохраняя существующий механизм сбора страховых взносов. Однако эти предложения в то время остались невостребованными, но проблемы остались, которые и будут решены с введением единого социального налога.

     Принятый Федеральный Закон N 117-ФЗ единый социальный налог - альтернатива существующему порядку обложения предприятий взносами в различные внебюджетные социальные фонды.

     В настоящее время для всех этих фондов установлена одна и та же база - выплаты, начисленные в пользу работников, но разные ставки [Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) - 29 %, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) - 3,6 %, Государственный фонд занятости населения (далее - ГФЗН РФ) - 1,5 %, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) - 5,4 %], в совокупности составляющие 39,5%.

     Если рассматривать этот вопрос с позиции налогоплательщика, то дело обстоит следующим образом.

     В настоящее время плательщик страховых взносов:

     - представляет отдельные формы отчетов в каждый фонд в установленные сроки;

     - производит уплату страховых взносов в сроки, установленные каждым фондом.
     
     При этом Фонды:

     - представляют отсрочки по просроченным платежам на различных условиях;

     - каждый фонд проводит отдельные проверки предприятий, работая с одними и теми же документами на выплату заработной платы;

     - каждый фонд имеет свое мнение, как облагать любую выплату из существующего множества видов различных выплат работникам предприятия, и вводит различные условия их обложения.

     В настоящее время действуют свыше тысячи писем, указаний, разъяснении фондов, и малейшая ошибка бухгалтера может привести предприятие на грань банкротства из-за финансовых санкций.

     Единый социальный налог снимает вышеназванные проблемы. Введением единого социального налога, государственные внебюджетные социальные фонды (кроме ГФЗН РФ) не ликвидируются. При этом  устанавливается единая налогооблагаемая база, снижаются начисления на заработную плату (тариф страховых взносов уменьшается с 39,5 % до ставки единого социального налога 35,6 % от налоговой базы с введением регрессивной шкалы налогообложения), сокращается отчетность, вводится единый порядок применения финансовых санкций и сокращается количество проверок плательщиков.

     Следует отметить, что единый социальный налог не предполагает уплату его части в ГФЗН РФ. Но не стоит опасаться, что с ликвидацией этого Фонда трудящиеся лишатся пособий, выплачиваемых за счет средств ГФЗН РФ. С введением единого социального налога обеспечение такими пособиями будет осуществляться из федерального бюджета.

     Что касается совершенствования механизма налогового администрирования в части платежей в государственные социальные внебюджетные фонды, то ст. 9 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" (далее Федеральный Закон N 118-ФЗ) предусмотрено, что с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ и ФОМС), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

     Кроме того, Федеральный закон N 118-ФЗ установил, что в отношении налогоплательщиков единого социального налога налоговые органы проводят:

     - все предусмотренные НК РФ мероприятия налогового контроля, осуществляют взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды;
     
     - осуществляют зачет (возврат) излишне уплаченных сумм единого социального налога (взноса) в порядке, установленном НК РФ;

     - взыскивают суммы недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ, ФОМС), образовавшиеся на 1 января 2001 года, в порядке, установленном НК РФ.

     Кроме того, Федеральный закон N 118-ФЗ предусмотрел нормы, касающиеся порядка погашения задолженности или возврата излишне уплаченных сумм по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с которыми:

     - налогоплательщик в случае излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 1 января 2001 года имеет право произвести зачет этих сумм в счет уплаты единого социального налога или произвести возврат в порядке, установленном НК РФ;

     - недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в ПФР, ФСС РФ, ГФЗН РФ и ФОМС) и соответствующие пени должны  уплачиваться в порядке, действующем до введения в действие части второй НК РФ, при этом недоимка, пени и штрафы по взносам в ГФЗН РФ уплачиваются в федеральный бюджет;

     - порядок и условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся у организаций по состоянию на 1 января 2000 года определяются Правительством РФ;

     - отсрочки (рассрочки) по уплате взносов, предоставленные до введения в действие части второй НК РФ ПФР, ФСС РФ, ФЗН РФ и ФОМС, а также решения о реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленным пеням в указанные государственные социальные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были предоставлены;

     - с 1 января 2001 года при нарушении налогоплательщиком условий, на основании которых была предоставлена отсрочка (рассрочка) по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, либо условий уплаты налогов, органами государственных внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение 5 дней будет приниматься решение об отмене предоставления отсрочки (рассрочки). При этом, сумма задолженности взыскивается налоговыми органами в порядке, установленном НК РФ.

     Следует особо заметить, что  ст. 9 Федерального закона N 118-ФЗ предусмотрено, что порядок расходования средств, уплачиваемых (зачисляемых) в вышеуказанные фонды, а также иные условия, связанные с использованием этих средств, устанавливаются законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, то есть за фондами остаются функции расходования средств по государственному пенсионному, социальному и медицинскому страхованию.

     Кроме того, сохранены особенности исчисления и уплаты взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС, а именно:
     
     - взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования (ст.11 Федерального закона N 118-ФЗ);

     - взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения в ФОМС производятся органами исполнительной власти за счет средств, предусматриваемых на эти цели в соответствующих бюджетах (ст.19 Федерального закона N 118-ФЗ).

     В настоящее время контроль за поступлением средств по вышеназванным видам страхования осуществляется соответствующими фондами.

     Теперь рассмотрим более подробно основные положения главы 24 "Единый социальный налог (взнос)" части второй НК РФ (далее - глава 24).

     Прежде всего следует отметить, что надежды бухгалтерских работников на то, что при разработке единого социального налога будет применен принцип, заложенный в налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности, при котором налог рассчитывается и перечисляется одной суммой, не оправдались.

     Сумма единого социального налога (далее - налог) должна исчисляться налогоплательщиками отдельно по каждому социальному внебюджетному фонду (ПФР, ФСС РФ, Федеральному и территориальному ФОМС) и скорее всего будет перечисляться на счета фондов отдельными платежными поручениями.

     Налогоплательщики (ст. 235)

     Глава 24 части второй НК РФ расширила круг плательщиков, а именно: плательщиками единого социального налога стали физические лица, выступающие в качестве работодателей и производящие выплаты наемным работникам.

     Теперь законодательно закреплена норма (п. 2 ст. 235 главы 24), в соответствии с которой если налогоплательщик одновременно относится к нескольким категориям налогоплательщиков, указанным в подпунктах 1 и 2 п. 1 настоящей статьи НК РФ, он признается отдельным налогоплательщиком по каждому отдельно взятому основанию, а именно: индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты являются  плательщиками социального налога как со своего дохода, так и с дохода, начисленного в пользу наемных работников.

     В главе 24 сохранена норма, в соответствии с которой не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

     Объект налогообложения (ст. 236)
     
     Произошло значительное расширение объекта налогообложения по сравнению с действующими в настоящее время нормами, для исчисления страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Так, наряду с ранее облагаемыми выплатами, вознаграждениями и иными доходами, начисляемыми работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе вознаграждениями по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским договорам, объектом налогообложения с 1 января 2001 года будут также и выплаты, производимые по лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) (за исключением налогоплательщиков - физических лиц), в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором. Что касается ФСС РФ, то в налогооблагаемую базу не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые работникам по договорам гражданско-правового характера, авторским и лицензионным договорам (п. 3 ст. 238). Данный подход к налогообложению по ФСС РФ действует и в настоящее время.

     В отношении индивидуальных предпринимателей, сохранился подход к налогообложению, действующий до вступления в силу главы 24, а именно: объектом налогообложения являются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением. С 2001 года такой же порядок уплаты установлен и для родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов.

     Для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, сохранена норма, в соответствии с которой объектом налогообложения является доход, определяемый исходя из стоимости патента.

     Налоговая база (ст. 237)

     Главой 24 предусмотрено, что при определении налоговой базы для налогоплательщиков (работодателей) учитываются любые доходы (за исключением доходов, указанных в ст. 238 НК РФ) начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде материальных, социальных и иных благ или в виде иной материальной выгоды.

     Данная статья содержит совершенно новую норму, в соответствии с которой, вышеуказанные выплаты (выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты налогоплательщиков (работодателей) в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором) не признаются объектом налогообложения, если они производятся из прибыли, остающейся в распоряжении организации.
     
     Новым является и то, что выплаты в виде материальной помощи, иные безвозмездные выплаты, а также выплаты в натуральной форме, производимые сельскохозяйственной продукцией и (или) товарами для детей, не признаются объектом налогообложения в части сумм, не превышающих 1000 рублей в расчете на календарный месяц;

     Особенностью единого социального налога является то, что работодатель должен будет определять налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

     При этом п. 2 ст. 237части второй НК РФ установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные работниками от других работодателей (то есть по нескольким местам работы).

     Таким образом, в случае, если работник получает налогооблагаемые доходы от нескольких работодателей и совокупная налоговая база, исчисленная по нескольким местам работы, подпадает под иную ставку социального налога, право на зачет или возврат излишне уплаченных сумм налога не возникает. Это обусловлено тем, что плательщиком единого социального налога является не сам работник, а работодатель. При этом начисление налога производится на выплаты в пользу работника, а не его удержание с заработной платы, как в подоходном налоге.

     Что касается налоговой базы для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, то при ее исчислении имеется отсылочная норма к отдельным статьям главы 23 НК РФ "Налог на доходы физических лиц", в соответствии с которой в расходы могут быть отнесены только "профессиональные налоговые вычеты" (ст. 221). Отнесение в расходы "Стандартных налоговых вычет" (ст. 218), "Социальных налоговых вычет" (ст. 219) и "Имущественных налоговых вычет" (ст. 220), которые участвуют в расчете подоходного налога, при расчете единого социального налога законом запрещено (п. 3 ст. 237 главы 24 НК РФ).

     Новым является еще и то, что с введением в действие главы 24 НК РФ налоговая база расширяется на сумму дополнительной материальной выгоды, к которой, в частности относится:

     дополнительная выгода от оплаты (полностью или частично) работодателем приобретаемых для работника и (или) членов его семьи товаров (работ, услуг) или прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах работника;
     
     дополнительная выгода от приобретения работником и (или) членами его семьи у работодателя товаров (работ, услуг) на условиях, более выгодных по сравнению с предоставляемыми в обычных условиях их продавцами, не являющимися взаимозависимыми с покупателями (клиентами);

     материальная выгода в виде экономии на процентах при получении работником от работодателя заемных средств на льготных условиях, определяемая по правилам, предусмотренным п. 2 ст. 212 НК РФ;

     материальная выгода, получаемая работником в виде суммы страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подпункте 9 п. 1 ст. 238 НК РФ) в случае, если страховые взносы полностью или частично вносились за него работодателем.

     Особо хочется отметить, что до введения единого социального налога его противники говорили о том, что "социальный налог" может всех оставить без пособий по государственному социальному страхованию, что у ФСС РФ есть сейчас право расходования начисленных страховых взносов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и других пособий непосредственно на предприятии, а в ФСС РФ перечислять только разницу. Не будет ли означать введение социального налога отмену такого права, не придется ли потом работающим на предприятии идти еще в какие-то учреждения, стоять в очереди за получением своих денег?

     Так вот, в главе 24 сохранена особенность по определению налоговой базы по ФСС РФ - "остаточный принцип", а именно: сумма налога, зачисляемая в составе социального налога в ФСС РФ, подлежит уменьшению налогоплательщиками на произведенные ими самостоятельно расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 243).

     Суммы, не подлежащие налогообложению (ст. 238)

     В НК РФ предусмотрены меры как ужесточающего характера, так и предоставления дополнительных льгот по уплате социального налога в отношении сумм, не подлежащих налогообложению по сравнению с перечнями выплат, на которые не начисляются страховые взносы.

     Более ограничены виды материальной помощи, оказываемой работникам (п. 3 ст. 238), которые не облагаются социальным налогом.

     Кроме того, отмечается более широкая социальная направленность данного Федерального закона в отличие от ранее действующих законодательных актов (перечней выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, ФСС РФ и ФОМС).
     
     Так, главой 24 (подпунктами 4, 5 п. 1 ст. 238) предусмотрены нормы, в соответствии с которыми в состав доходов, подлежащих налогообложению не включаются, суммы, выплаченные работодателями за счет средств, оставшихся в их распоряжении после уплаты налога на доходы организаций, а именно:

     - суммы полной или частичной компенсации стоимости путевок в расположенные на территории Российской Федерации санаторно - курортные и оздоровительные учреждения (за исключением туристических путевок), выплачиваемые работодателями своим работникам и (или) членам их семей;

     - суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание работников, их супругов, родителей или детей, при наличии у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также при наличии документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание.

    Указанные доходы освобождаются от налогообложения как в случае безналичной оплаты работодателями медицинским учреждениям расходов на лечение и медицинское обслуживание работников (членам их семей), так и при выдаче денежных средств, предназначенных на эти цели непосредственно работнику (членам его семьи) или зачислении средств, предназначенных на эти цели, на счета работников (членов их семей) в учреждениях банков.

     На материальную помощь, оказываемую бывшим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту, в состав доходов не включаются суммы, не превышающие в год 2000 рублей.

     Удовлетворены долгожданные просьбы и ожидания садоводов в части освобождения от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды.

     Теперь в соответствии с подпунктом 10 п. 1 ст. 238 части второй НК РФ в налогооблагаемую базу не включаются суммы, выплачиваемые за счет членских взносов садоводческими, садово-огородными, гаражно-строительными и жилищно-строительными кооперативами (товариществами) лицам, выполняющим работы (оказывающих услуги) для указанных организаций.

     Что касается доходов членов крестьянского (фермерского) хозяйства, то в состав доходов, подлежащих налогообложению, не включаются доходы, которые получены в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства.

     Настоящая норма применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой, как члены другого подобного хозяйства(подпункт 7 п. 1 ст. 238 части второй НК РФ).
     
     Кроме того, подпунктом 8 п. 1 ст. 238 введена норма, в соответствии с которой в состав доходов, подлежащих налогообложению не включаются доходы (за исключением оплаты труда наемных работников), получаемые членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, в случае если данные общины зарегистрированы в установленном порядке, от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

     В настоящее время страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды на перечисленные выше доходы начисляются.

     Налоговые льготы (ст. 239)

     В отличие от ранее действовавшего порядка главой 24 введены ограничения по льготам, предоставляемым в виде освобождения от уплаты налога.

     Так, организации любых организационно-правовых форм освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100000 рублей в течение налогового периода, начисленных работникам, являющимся инвалидами I II III групп.

     Для других льготных категорий работодателей введен также критерий до 100 000 рублей, но с некоторыми особенностями его исчисления, а именно: таковые освобождены от уплаты налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника независимо от того, является он инвалидом или нет. Данный критерий установлен для:

     - общественных организаций инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, и их структурных подразделений;

     - организаций, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50 %, а доля заработанной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25 %;

     - учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям - инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов (данная категория работодателей ранее от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды не освобождалась).

     Аналогичное ограничение установлено для индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов, являющиехся инвалидами I, II и III групп, а именно, таковые освобождены от уплаты единого социального налога в части доходов от их предпринимательской деятельности и иной профессиональной деятельности в размере, не превышающем 100 000 рублей в течение налогового периода.

     В данной редакции Федерального закона (подпункт 4 п. 1 ст. 239) введена новая льгота, касающаяся освобождения от уплаты единого социального налога, в части сумм налога, зачисляемого в ФСС РФ, индивидуальных предпринимателей, родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянских (фермерских) хозяйств, адвокатов. Следует отметить, что ранее по индивидуальным предпринимателям действовал принцип "добровольности", то есть только в случае уплаты страховых взносов в ФСС РФ индивидуальные предприниматели пользовались пособиями по государственному социальному страхованию. Теперь введенная норма скорее всего не лишает права на обеспечение пособиями по государственному социальному страхованию, так как данная категория отнесена к плательщикам единого социального налога, но при этом ей предоставлена льгота при уплате части налога, подлежащего зачислению в ФСС РФ.
     
     Новым является и то, что Федеральным законом (п. 2 ст. 239) определены правоотношения с иностранными гражданами, а именно:  если иностранные граждане и лица без гражданства не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь, осуществляемую соответственно за счет средств ПФР, ФСС РФ, ФОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации или условиями договора с работодателем, то доходы таких иностранных граждан, являющихся индивидуальными предпринимателями, или выплаты в пользу работника (иностранного гражданина) облагаются единым социальным налогом.

     Налоговый период (ст.  240). Порядок исчисления и уплаты налога (ст. 243)

     Налоговым периодом единого социального налога признан календарный год.

     Настоящая редакция Федерального закона определяет, что налогоплательщики-работодатели должны представлять налоговую декларацию один раз в год, а в течение года производить уплату авансовых платежей по налогу ежемесячно в срок, установленный для получения средств в банке на оплату труда за истекший месяц, но не позднее 15-го числа следующего месяца.

     Кроме того, банк не вправе выдавать своему клиенту - налогоплательщику средства на оплату труда, если последний не представил платежных поручений на перечисление налога.

     В свою очередь, налогоплательщики, не являющиеся работодателями, будут обязаны производить уплату авансовых платежей на основании налоговых уведомлений:

     1) за январь-июнь - не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;
     
     2) за июль-сентябрь - не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

     3) за октябрь-декабрь - не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

     При этом исчисление суммы авансовых платежей на текущий налоговый период, подлежащих уплате налогоплательщиками, не являющимися работодателя, за исключением адвокатов, будет производиться налоговым органом, в порядке, определенном главой 24.

     Следует особо отметить, что несмотря на то, что налогоплательщики должны теперь представлять отчетность по единому социальному налогу налоговым органам, в Федеральном законе предусмотрена норма, в соответствии с которой за ними (налогоплательщиками) также закреплена обязанность представлять сведения в:

     - ПФР - в соответствии с федеральным законодательством об индивидуальном персонифицированном учете в системе государственного пенсионного страхования;

     - ФСС РФ - о суммах использованных на выплаты по государственному социальному страхованию.

     Необходимость представления данных сведений в ФСС РФ продиктована тем, что по ФСС РФ в законодательстве заложен "остаточный" принцип зачисления части суммы социального налога, подлежащей зачислению в ФСС РФ, о котором говорилось ранее (раздел "Налоговая база").

     Ставки налога (ст. 241)

     С введением единого социального налога на налогоплательщика-работодателя ложится обязанность по исчислению данного налога в расчете на каждого отдельного работника нарастающим итогом с начала года по регрессивной шкале по ставкам установленным ст. 241 главы 24 для различных категорий плательщиков.

     При этом при исчислении суммы социального налога используется величина налоговой базы в среднем на одного работника, а затем производится расчет суммы налога в зависимости от того, в какой уровень регрессивной шкалы попала налогооблагаемая база, то есть:

     - до 100 000 рублей;

     - от 100 001 рубля до 300 000 рублей;

     - от 300 001 рубля до 600 000 рублей;

     - свыше 600 000 рублей.
     
     Следует отметить, что Федеральным законом предусмотрены следующие необходимые условия для использования регрессивной шкалы налогоплательщиками-работодателями, а именно:

     - в предыдущем налоговом периоде величина налоговой базы в среднем на одного работника должна превышать 50 000 тыс. рублей.

     При этом если налогоплательщик осуществляет деятельность менее одного налогового периода, но не менее трех месяцев, в целях расчета величины налоговой базы в среднем на одного работника накопленная за последний квартал величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть умножена на четыре.

     Кроме того, при расчете величины налоговой базы в среднем на одного работника в организациях с численностью работников свыше 30 человек не должны учитываться 10 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы, а в организациях с численностью работников до 30 человек (включительно) - 30 % работников, имеющих наибольшие по размеру доходы;

     - на момент уплаты налога за истекший месяц накопленная с начала года величина налоговой базы в среднем на одного работника должна быть больше суммы, равной 4 200 рублям, умноженным на количество месяцев, истекших в текущем налоговом периоде.

     В случае невыполнения вышеназванных условий расчет социального налога производится по ставкам, установленным для величины налоговой базы на каждого отдельного работника до 100000 рублей (в данном Федеральном законе они являются максимальными), независимо от фактической величины налоговой базы на каждого отдельного работника.

     При введении регрессивной шкалы преследуется цель выведения из "тени" части заработной платы, так как с увеличением начислений в пользу работника снижается размер отчислений единого социального налога, а введение определенных условий ее применения направлены на то, чтобы высокая  заработная плата (выплаты в пользу работника) на предприятии производились всем работникам, а не определенной группе лиц либо только руководящему составу.

     Необходимо отметить, что с введением в действие главы 24 возникает множество вопросов, связанных с введением единого социального налога, которые должны найти отражение в дополнительных нормативных актах, должны быть решены вопросы взаимодействия налоговых органов и органов государственных внебюджетных фондов, а также налогоплательщиков с данными органами.

     В заключение следует, отметить что отдельные положения главы 24 требуют существенной доработки и в настоящее время проводится работа по внесению дополнений и изменений в главу 24 НК РФ.