Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение НДС организациями туризма


Применение НДС организациями туризма*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник» № 8. С. 24.
          

И.И. Воробьева

     20. Турфирма передает на безвозмездной основе средней образовательной школе, являющейся некоммерческой организацией, движимое имущество: компьютеры и мебель. Данные виды имущества школой планируется использовать в уставных целях.
     
     Согласно ст. 39 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией.
     
     Какие налоговые последствия может иметь турфирма с учетом ст. 39 части первой НК РФ?
     

     С момента вступления в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (с 13.08.1999) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, реализацией не признается; соответственно, объекта обложения НДС в таких случаях не возникает.
     
     Поэтому безвозмездная передача турфирмой компьютеров и мебели некоммерческой организации - средней образовательной школе непосредственно на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, с 13 августа 1999 года не рассматривается как объект обложения НДС.
     
     Однако если после получения от турфирмы имущества некоммерческая организация - школа будет использовать его не по назначению или в двойных целях (то есть использовать также в предпринимательских целях), данная безвозмездная передача может быть квалифицирована налоговым органом как реализация имущества на безвозмездной основе, являющаяся объектом обложения НДС. В такой ситуации налоговые органы вправе предъявить требования о доначислении налога с применением мер налоговой ответственности к стороне, передавшей указанное имущество.

     
     21. Наряду с туристской деятельностью турфирма осуществляет рекламную деятельность, имея структурное подразделение - рекламный отдел. В рамках этой деятельности рекламный отдел оказывает услуги по размещению рекламы в средствах массовой информации. В каком порядке осуществляется исчисление НДС при получении рекламным отделом турфирмы предоплаты от рекламодателя?

     
     Турфирма может осуществлять указанную рекламную деятельность, применяя налоговый режим, предусмотренный нормативным письмом Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции".
     
     Согласно этому письму Госналогслужбы России обороты по реализации продукции средств массовой информации нерекламного характера НДС не облагаются. Редакции и издательства, выпускающие нерекламную продукцию средств массовой информации, не являются плательщиками НДС с услуг по размещению рекламных материалов в нерекламных периодических печатных изданиях, включая газеты и журналы, и нерекламных теле-, радио-, кинохроникальных программах, отнесенных к продукции средств массовой информации. Вместе с тем редакции и издательства, выпускающие рекламную продукцию средств массовой информации, являются плательщиками НДС как с оборотов от реализации этой продукции, так и с услуг по размещению рекламы в этих СМИ.
     
     Если турфирма, имеющая в качестве структурной единицы рекламный отдел, осуществляет деятельность, подобную рекламному агентству, то согласно нормативному письму Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" такая деятельность (оказание рекламных услуг рекламодателям) по размещению рекламы в нерекламных средствах массовой информации подлежит обложению НДС.
     
     Таким образом, рекламный отдел турфирмы, оказывающий услуги по размещению рекламы в нерекламных средствах массовой информации, исчисление НДС производит с суммы дохода, остающегося у рекламного отдела. При оказании рекламным агентством услуг по размещению рекламы в рекламных средствах массовой информации исчисление НДС производится с суммы денежных средств, полученных от рекламодателя.
     
     При получении предоплаты от рекламодателя исчисление налога производится в таком же порядке.

     
     22. Турфирма покупает у другой турфирмы туристские путевки и реализует их путем выписки своей собственной путевки, в стоимость которой включает цену путевки, приобретенной у другой турфирмы, и свои услуги по предоставлению туристам услуг по приобретению билетов, транспортному и экскурсионному обслуживанию. Подлежат ли такие путевки освобождению от НДС?
     

     Согласно подпункту "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) от этого налога освобождены туристские и экскурсионные путевки (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок).
     
     На основании Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" реализация туристских путевок возможна в рамках турагентской или туроператорской деятельности. Согласно этому Закону турагентом является организация, осуществляющая турагентскую деятельность по реализации туристского продукта, в том числе оформленного туристской путевкой.
     
     Поэтому реализация турфирмой туристской путевки, приобретенной у другой турфирмы в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом, должна рассматриваться как турагентская деятельность.
     
     Реализация турфирмой собственных путевок (сформированных из комплекса услуг, входящих в состав тура: по размещению, перевозке, питанию, экскурсионных услуг и др.) согласно Федеральному закону "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" относится к туроператорской деятельности.
     
     Учитывая это, реализация турфирмой путевок, сформированных из услуг по приобретению билетов, транспортному и экскурсионному обслуживанию, не может рассматриваться как туроператорская деятельность по реализации туристских путевок.
     
     Поэтому реализация турфирмой путевок, сформированных из путевки, приобретенной у другой турфирмы, и из услуг по приобретению билетов, транспортному и экскурсионному обслуживанию, и оформленных на бланках туристской путевки, под льготный налоговый режим по НДС подпадать не должна. При этом стоимость туристской путевки, приобретенной у турфирмы-туроператора (по цене приобретения), в налогооблагаемой базе не учитывается.
     
     Вместе с тем следует отметить, что реализацию услуг по транспортному и экскурсионному обслуживанию возможно оформлять на бланках экскурсионных путевок, которые не подлежат обложению НДС в порядке, предусмотренном подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость".
     

     23. Турфирма продает взятые на реализацию у авиакомпаний авиабилеты на международные авиарейсы, оформленные едиными международными перевозочными документами, по цене, превышающей стоимость, указанную в билете, оказывая при этом дополнительную услугу по приобретению билетов.
     
     Согласно подпункту "а" п. 12 и подпункту "г" п. 14 Инструкции N 39, услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств-участников СНГ, в том числе и по территории Российской Федерации, при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами считаются для целей налогообложения экспортируемыми, подлежащими освобождению от НДС.
     
     Стоимость дополнительной услуги определяется величиной дохода, полученного от реализации билетов по ценам, превышающим их приобретение, и облагается НДС.
     
     Следует ли турфирме включать в декларацию по НДС суммы полученных авансов за предстоящее приобретение билетов, если на момент поступления денежных средств на счет турфирмы не известна продажная цена билетов и не определена сумма дохода турфирмы, что в свою очередь зависит от сезона, спроса и предложения?

     
     Освобождению от НДС в режиме экспортных услуг подлежат услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств-участников СНГ, в том числе по территории Российской Федерации, при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами на основании п. 14 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39), а не услуги по продаже на территории Российской Федерации российскими налогоплательщиками российским гражданам авиационных билетов на международные авиарейсы, приобретенных у авиакомпаний.
     
     На основании ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) и п. 9 вышеуказанной Инструкции суммы авансовых платежей, полученные российской организацией (предприятием) в счет предстоящей реализации вышеуказанных билетов и услуг по их приобретению, подлежат включению в облагаемый НДС оборот.
     
     Поэтому суммы авансовых платежей, полученных за предстоящее предоставление турфирме для дальнейшей реализации авиакомпаниями авиабилетов на международные авиарейсы, оформленных едиными международными перевозочными документами, подлежат включению в декларацию по НДС с исчислением налога по соответствующей ставке с полной суммы поступивших турфирме денежных средств. После подтверждения авиакомпанией реального экспорта этих услуг сумма налога, приходящаяся на долю денежных средств, перечисленных данной турфирмой авиакомпании, подлежит зачету (возмещению из бюджета) в установленном порядке.

     
     24. Турагентство арендует помещение для осуществления деятельности по продаже взятых на реализацию туристских путевок. В связи с этим турагентство в данном отчетном периоде имело затраты, связанные с уплатой арендной платы арендодателю, включая сумму НДС. Данное турагентство оплатило при этом аренду за шесть месяцев вперед и затраты по использованию арендуемых помещений отнесло в дебет счета 31 "Расходы будущих периодов". Как учитывать в этом случае НДС?

     
     Согласно п. 65 приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов и подлежат списанию в порядке, устанавливаемом организацией (равномерно, пропорционально объему продукции и др.) в течение периода, к которому они относятся.
     
     Поэтому, если турагентство отнесло затраты по использованию арендуемых помещений в дебет счета 31 "Расходы будущих периодов", списание на затраты должно осуществляться ежемесячно по мере оказания услуги (начисления износа).
     
     Что касается порядка возмещения суммы НДС, уплаченной в составе платы за аренду, то согласно п. 19 Инструкции N 39 сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за приобретенные (оприходованные) материальные ресурсы (выполненные работы, оказанные услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     Поэтому сумма НДС, уплаченная в составе платы за аренду и учтенная на счете 19, может быть предъявлена к зачету (возмещению) из бюджета и включена в налоговую декларацию ежемесячно (ежеквартально) лишь в части, списанной на себестоимость производства, то есть в части объема начисленного износа (оказанной услуги по предоставлению помещений в аренду).
     
     Действующим налоговым законодательством четко сформулирован порядок, при котором налогоплательщик имеет право на возмещение входного налога:
     
     - товары (работы, услуги) должны быть оплачены поставщику (производителю), в данном случае арендодателю;
     
     - оплаченные покупателем товары (работы, услуги) должны быть оприходованы (выполнены, оказаны);
     
     - оплаченные и оприходованные (выполненные, оказанные) товары (работы, услуги) должны относиться на затраты (издержки) производства и обращения.
     
     В противном случае источника для вычета суммы НДС, полученной от покупателей реализованных товаров (работ, услуг), не будет.
     

     25. Какой порядок исчисления НДС должен применяться турагентом, реализующим туристские путевки населению, после вступления в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”"? Должен ли турагент, реализующий туристские путевки населению в 2000 году, исчислять НДС исходя из стоимости реализации путевки без включения НДС, то есть являться плательщиком налога со всего оборота по реализации таких путевок?

     
     С введением в действие Федерального закона от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" порядок исчисления НДС, подлежащего уплате в бюджет турагентами, реализующими туристские путевки, не изменен. Поэтому турагент, реализующий туристскую путевку по форме, утвержденной Минфином России, исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет, осуществляет с суммы комиссионного или агентского вознаграждения, полученного турагентом от продажи этих путевок, по ставке в размере 16,67 %.
     

     26. Турагентство арендует помещение у образовательного учреждения федерального уровня. Учитывая, что сдача в аренду любого имущества, включая федеральное, подлежит обложению НДС, в каком порядке в этом случае выписываются счета-фактуры на данную услугу?

     
     Учитывая, что на основании постановления Правительства РФ от 24.06.1999 N 689 "Об утверждении порядка учета в доходах федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом, закрепленным за научными организациями, образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения, государственными музеями, государственными учреждениями культуры и искусства, и ее использования" и письма Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об исполнении федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом" арендная плата за пользование закрепленным за организациями находящимся в федеральной собственности недвижимым имуществом перечисляется арендаторами посредством платежных поручений с указанием лицевого счета арендодателя на доходные счета, открытые на балансовом счете 40102 "Доходы федерального бюджета", по месту нахождения организаций с указанием кодов доходов: группа 2000000 "Неналоговые доходы", подгруппа 2010000 "Доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности", статья 2010200 "Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности", подстатья 2010206 "Доходы от сдачи в аренду недвижимого имущества, закрепленного за образовательными учреждениями", и то, что арендатор должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20 %), предусмотренную договором аренды, он же (арендатор) несет обязанность по составлению счета-фактуры в одном экземпляре с пометкой "аренда федерального имущества". Составленный счет-фактура регистрируется арендатором в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы (в указанном выше порядке) и НДС (на соответствующую статью доходной части бюджета). В книге покупок счет-фактура арендатором регистрируется только в той части арендного платежа, которая в данном отчетном периоде подлежит списанию на издержки производства и обращения, и в соответствующей доле НДС.
     
     Учитывая, что для образовательного учреждения-арендодателя предоставление в аренду федерального имущества является операцией по дополнительному бюджетному финансированию, арендодатель (балансодержатель предоставленного в аренду федерального имущества) указанные выше счета-фактуры не выписывает и их учет не осуществляет.
     

     27. Российская турфирма проводит консультационные семинары за рубежом с привлечением лекторов со стороны. Предприятие имеет лицензию на туристскую деятельность, но не имеет лицензии на образовательную деятельность.
     
     Каковы налоговые аспекты этой деятельности, в частности по НДС?

     
     Согласно Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" объектами налогообложения являются обороты по реализации товаров (выполнению работ, оказанию услуг).
     
     В связи с этим услуги российской турфирмы по организации проведения семинаров за рубежом с привлечением лекторов со стороны подлежат обложению НДС в установленном вышеуказанным Законом порядке.
     
     Согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" местом реализации услуг по проведению семинаров (оказываемых в рамках образовательной деятельности), при наличии контракта на осуществление образовательной деятельности с иностранным лицом (документов, подтверждающих оплату за оказанные услуги иностранному лицу, и документов об оказании услуг, подписанных иностранным лицом, оказавшим услуги в области образования), является место фактического осуществления услуг.
     
     Учитывая, что российская турфирма проводила семинары за рубежом самостоятельно и у данной турфирмы отсутствуют приведенные выше документы, в налогооблагаемую базу по НДС включаются услуги по организации и проведению этой российской турфирмой семинаров за рубежом.
     

     28. Турфирма приобретает по договорам купли-продажи путевки у российских санаториев и домов отдыха, в которые включены услуги по проживанию и питанию. Далее турфирма формирует свою путевку, включающую вышеперечисленные услуги и железнодорожные билеты. Облагается ли НДС реализация данного вида путевок?

     
     Согласно подпункту "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" путевки в санатории и дома отдыха НДС не облагаются. Формы указанных путевок утверждаются в установленном порядке как бланки строгой отчетности.
     
     Турфирмы, реализующие путевки, приобретенные у других организаций (предприятий), на основании ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" рассматриваются в качестве турагентов.
     
     Вместе с тем на основании подпункта "у" п. 1. ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация турагентами путевок, форма которых утверждена как бланк строгой отчетности, подлежит обложению НДС в части дохода турагента, полученного от продажи путевок.
     
     Таким образом, налогообложение турфирм, реализующих путевки, в стоимость которых включены путевки, приобретенные у санаториев и домов отдыха и железнодорожные билеты, должно осуществляться в режиме, предусмотренном для турагентов.
     

     29. Российская туристическая организация приобретает путевки для отдыха на территории Украины по договорам купли-продажи, заключенным с хозяйствующими субъектами Украины. Бланки приобретаемых путевок не соответствуют формам бланков путевок, утвержденным в установленном порядке Минфином России. Турфирма продает туристам свою путевку, используя при этом форму ТУР-1.
     
     Относится ли эта деятельность к туроператорской, которая не облагается НДС?

     
     Согласно подпункту "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" путевки в дома отдыха НДС не облагаются. Формы указанных путевок утверждаются в установленном порядке как бланки строгой отчетности.
     
     Турфирмы, реализующие путевки, приобретенные у других организаций (предприятий), на основании ст. 1 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" рассматриваются в качестве турагентов.
     
     Вместе с тем на основании подпункта "у" п. 1. ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" реализация путевок (форма которых утверждена как бланк строгой отчетности) турагентами подлежит обложению НДС в части дохода турагента, полученного от продажи путевок.
     
     Таким образом налогообложение турфирм, реализующих путевки, в стоимость которых включены путевки, приобретенные у домов отдыха, должно осуществляться в режиме, предусмотренном для турагентов.
     
     Этот порядок налогообложения должен применяться при реализации российской турфирмой путевок для отдыха на территории Украины, используя при этом форму ТУР-1, в стоимость которой включена путевка дома отдыха, являющегося хозяйствующим субъектом Украины.
     

     30. Согласно письму Госналогслужбы России, Минфина России и Госкомтуризма России от 25.09.1996 N ВЗ-4-03/58, 04-03-07 и СШ-01/449 "О налоге на добавленную стоимость" под действие льготы, предусмотренной подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями), подпадает стоимость путевок, утвержденных Минфином России как бланки строгой отчетности и зарегистрированных Минюстом России в установленном порядке.
     
     Может ли турфирма лишиться права применения льготы по НДС в случае, если она применяла формы путевок, утвержденные Минфином России и не зарегистрированные Минюстом России?

     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением и Перечня отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин" (с изменениями и дополнениями) формы путевок по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций утверждаются Минфином России как бланки строгой отчетности, которые могут использоваться при расчетах с населением для учета наличных денежных средств.
     
     Приказы Минфина России от 10.12.1999 N 90н и от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности", которыми утверждены формы путевок, по заключению Минюста России в государственной регистрации не нуждаются (основание: письма Минюста России от 28.01.2000 N 559-ЭР и от 24.03.2000 N 2098-ЭР).
     
     Поэтому применение льготного налогового режима по НДС в 1997, 1998, 1999 и 2000 годах при реализации путевок, перечисленных в подпункте "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", распространяется на все формы путевок, утвержденные Минфином России, вне зависимости от их регистрации в Минюсте России.