Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы (Г.В. Зинькова )


Ответы на вопросы

     

О налоге на прибыль

     

Г.В. Зинькова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     В связи с тем что в изменениях, внесенных в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (приказ Минфина России от 28.03.2000 N 32н), недостаточно четко раскрыт механизм отражения в учете основных средств, просим разъяснить:
     
     1. Учитывая изменения порядка отражения в учете затрат, связанных с приобретением основных средств (затраты, ранее не увеличивающие стоимость основных средств, теперь включаются в первоначальную стоимость основных средств), подлежит ли изменению первоначальная стоимость основных средств на суммовые разницы, возникающие после ввода основных средств в эксплуатацию в связи с оплатой задолженности поставщикам за приобретенные основные средства с рассрочкой платежа?
     
     2. Следует ли в 2000 году начислять амортизацию по основным средствам, безвозмездно полученным предприятием от сторонних организаций в 1998-1999 годах?

     
     1. С 1 января 2000 года вступили в действие Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 и "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденные приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и 33н, которые регламентируют вопросы формирования для целей бухгалтерского учета доходов и расходов организации. В связи с этим были внесены изменения в Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н. Указанные изменения применяются начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года.
     
     В соответствии с названными Методическими указаниями основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
     
     Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством Российской Федерации и Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденным приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н (с изменениями и дополнениями).
     
     Суммовые разницы, возникающие в связи с оплатой задолженности поставщикам после ввода основных средств, приобретенных с рассрочкой платежа, в эксплуатацию и оприходования на счете 01 "Основные средства", первоначальную стоимость основных средств не увеличивают, а учитываются в составе внереализационных доходов (расходов) и отражаются на счете 80 "Прибыли и убытки".
     
     2. Приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н внесены изменения в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету. В частности отменен действовавший в 1999 году порядок, в соответствии с которым не начислялась амортизация по объектам основных средств, полученных по договору дарения и безвозмездно в процессе приватизации. Начиная с бухгалтерской отчетности 2000 года указанные объекты основных средств включены в состав амортизируемого имущества. Данный порядок распространяется только на правоотношения, возникшие после 1 января 2000 года.
     

     Относятся ли на себестоимость продукции (работ, услуг) затраты предприятия, связанные с оплатой инициативных аудиторских проверок, если проверка проводится по инициативе руководителя предприятия, являющегося одним из учредителей?

     
     Постановлением Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355 "Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которым их бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке" установлены экономические субъекты, бухгалтерская (финансовая) отчетность которых подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке. К таким субъектам относятся независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и другие объединения), организации и учреждения, банки и другие кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность, а также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
     
     Кроме того, вышеназванным постановлением Правительства РФ установлены критерии (система показателей) деятельности экономических субъектов, по которым проводится аудиторская проверка.
     
     Затраты, связанные с проведением обязательной ежегодной аудиторской проверки в соответствии с положениями постановления Правительства РФ от 07.12.1994 N 1355, могут быть отнесены на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подпункту "и" п. 2 Положения о составе затрат.
     
     Затраты, связанные с ревизией или аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации, проводимой по инициативе одного из учредителей (участников) этой организации, не включаются в себестоимость, а могут быть отнесены за счет чистой прибыли предприятия.
     

     Вправе ли предприятие применять льготу по капитальным вложениям производственного назначения при налогообложении прибыли, если расчеты с поставщиками или подрядчиками в этот отчетный период полностью не произведены? Данный вопрос возник в связи с разным пониманием налоговыми органами и налогоплательщиками формулировки "при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия". Местные налоговые органы трактуют данное понятие как требование оплаты произведенных затрат для применения льготы на капитальные вложения.

     
     При рассмотрении вопроса о предоставлении указанной льготы следует руководствоваться п. 2 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли, доведенных письмом Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768@. Так, при предоставлении льгот налогоплательщикам, фактически осуществившим затраты и расходы за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, льготы могут быть предоставлены при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли текущего года, остающейся в распоряжении предприятия. При этом льгота предоставляется в размере фактически оплаченных затрат.
     

     Имеет ли право предприятие, использующее по лицензионному договору запатентованное изобретение, требовать от патентовладельца возмещения своих затрат по изготовлению, испытанию опытных образцов, а также корректировке документации в процессе подготовки производства и по результатам испытаний?

     
     В соответствии с Законом РФ от 23.09.1992 N 3517-1 "Патентный закон Российской Федерации" по лицензионному договору патентообладатель (лицензиар) обязуется предоставить право на использование охраняемого объекта промышленной собственности в объеме, предусмотренном договором, другому лицу (лицензиату), а последний принимает на себя обязанность вносить лицензиару обусловленные договором платежи и осуществлять другие действия, предусмотренные договором.
     
     Изобретение является промышленно применимым, если оно может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности. Из вышеприведенного следует, что лицензиар предоставляет право на использование объекта промышленной собственности, и этот объект полностью применим к использованию.
     
     В случае если лицензиат перед промышленным применением изобретения осуществляет изготовление опытных образцов и их испытание, а также корректировку документации, эти затраты должны производиться за счет собственных средств лицензиата, внебюджетных фондов финансирования и других аналогичных источников или за счет лицензиара, если это предусмотрено договором или соглашением.
     

     Льгота по налогу на прибыль для малых предприятий не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений. Что понимается под ликвидацией предприятия и ликвидацией структурного подразделения?

     
     Установленная п. 4 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) льгота для малых предприятий не предоставляется малым предприятиям, образованным на базе ликвидированных (реорганизованных) предприятий, их филиалов и структурных подразделений.
     
     Согласно ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Представительства и филиалы являются не юридическими лицами, а обособленными подразделениями юридического лица.
     

     В соответствии со ст. 61 ГК РФ под ликвидацией юридического лица понимается прекращение его прав и обязанностей без перехода в порядке правопреемства к другим лицам. Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников), либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, либо по решению суда по основаниям, предусмотренным указанной статьей данного Кодекса.
     
     Ликвидация юридического лица означает ликвидацию головной организации, филиалов, структурных подразделений и представительств. Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Поскольку структурное подразделение не является юридическим лицом, ответственность по его обязательствам несет головное предприятие.
     
     В случае ликвидации юридическим лицом обособленного подразделения в учредительных документах юридического лица делаются соответствующие записи. Вносятся изменения и в учетную политику организации.
     

     1. Регулирует ли постановление Правительства РФ от 08.02.1999 N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды" вопросы неприменения штрафных санкций, предъявляемых к кредитным организациям органами Пенсионного фонда Российской Федерации?
     
     2. Освобождаются ли коммерческие банки от уплаты пеней, начисленных им за задержку указанных в постановлении платежей клиентов и самого банка?

     
     1. Постановление Правительства РФ от 08.02.1999 N 140 "О порядке неприменения штрафных санкций к кредитным организациям за задержку проведения платежей в бюджет и во внебюджетные фонды" распространяется на те внебюджетные фонды, платежи в которые контролируются налоговыми органами. Поскольку платежи в государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и т.п.) осуществляются организациями минуя налоговые органы, то порядок, предусмотренный названным постановлением, не распространяется на штрафные санкции, предъявляемые к коммерческим банкам со стороны указанных внебюджетных фондов.
     
     2. В соответствии со ст. 133 части первой НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение банком установленного данным Кодексом срока исполнения поручения налогоплательщика (плательщика налога) или налогового агента о перечислении налога или сбора. Это выражается во взыскании пени в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2 % за каждый день просрочки.
     

     Согласно утвержденному постановлением Правительства РФ от 08.02.1999 N 140 Порядку к кредитным организациям, задерживающим платежи в бюджет и во внебюджетные фонды по причинам, изложенным в п. 1 указанного Порядка, не применяются штрафные санкции - пени, установленные ст. 133 части первой НК РФ, равные сумме задолженности по централизованным кредитам, взысканной Банком России.
     

     Лица, работающие в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый проезд к месту использования отпуска и обратно. Могут ли предприятия относить на себестоимость продукции (работ, услуг) средства, выплачиваемые сотруднику для оплаты проезда к месту проведения отпуска и обратно?

     
     Согласно ст. 33 Закона РФ от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" лица, работающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплачиваемый один раз в два года за счет предприятий, учреждений и организаций проезд к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта, в том числе личным (кроме такси), а также на оплату стоимости провоза багажа до 30 кг общего веса.
     
     Положением о составе затрат установлено, что оплата проезда к месту использования отпуска и обратно, включая оплату провоза багажа, работников предприятий, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, относится на себестоимость продукции (работ, услуг) и отражается в элементе "Затраты на оплату труда".
     
     КЗоТ установлено, что отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок и может быть перенесен только в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При увольнении работника, не использовавшего отпуск, ему может быть выплачена денежная компенсация за неиспользованный отпуск.
     
     Комментариями Госкомсевера России (письмо от 23.08.1993 N 2028) к вышеназванному Закону по вопросу компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно разъясняется, что при увольнении работника, не использовавшего ежегодный отпуск, по его желанию предоставляется отпуск с последующим увольнением, за исключением случаев расторжения трудового договора (контракта) в связи с совершением виновных действий.
     
     Таким образом, работнику дается возможность использовать ежегодный отпуск при увольнении или получить за него компенсацию.
     

     В соответствии с КЗоТ при переходе на новое место отпуск за первый год работы предоставляется работнику по истечении одиннадцати месяцев непрерывной работы на данном предприятии, в учреждении, организации.
     
     Из вышесказанного следует, что у организации возникает обязанность возмещать работнику расходы, связанные с проездом к месту отдыха и обратно, по истечении одиннадцати месяцев с момента приема его на работу.