Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Основные вехи новейшей истории налоговых органов (к 10-летию МНС России)


Основные вехи новейшей истории налоговых органов
(к 10-летию МНС России)

В.А. Тимошенко,
советник налоговой службы I ранга,
доктор исторических наук,
г. Саратов

   
     Сбор налогов в России имеет многовековую историю, но более упорядоченной деятельность налоговых органов стала после учреждения в 1802 году Министерства финансов, структурным подразделением которого вначале был департамент податей и сборов, а потом - департаменты окладных сборов и неокладных сборов. В дальнейшем департамент неокладных сборов преобразован в главное управление неокладных сборов и казенной продажи питей.
     
     В советское время (в начале 20-х годов) налоги взимались различными органами - Наркоматами продовольствия, финансов, труда и др.; в период НЭПа - централизованно управлением налогами и госдоходами Наркомфина, на местах - финансовыми инспекторами, их помощниками и финансовыми агентами. Затем основным структурным звеном стали налоговые инспекции, действовавшие в составе финансовых отделов и включавшие налоговых инспекторов, их помощников и налоговых агентов. С 1959 года налоговые инспекции стали называться инспекциями государственных доходов, контролировавшими поступление от предприятий платежей в бюджет, проводившими счетные проверки и осуществлявшими другие функции.
     
     С переходом к рыночным реформам назрела необходимость в воссоздании налоговых органов. Постановлением Совета Министров СССР от 24 января 1990 года "О Государственной налоговой службе" в системе Минфина СССР была создана Главная государственная налоговая инспекция, в республиках, областях и районах - государственные налоговые инспекции (ГНИ). 21 мая 1990 года был принят Закон СССР "О правах, обязанностях и ответственности государственных налоговых инспекций", постановлением Совета Министров СССР от 26 июля 1990 года было утверждено Положение о Государственной налоговой службе. Общая численность сотрудников была установлена на 1990 год в количестве 65 тыс. человек, основную их часть (40 тыс. человек) составляли работники финансовых органов.
     
     Главной задачей Госналогслужбы являлся контроль за соблюдением законодательства о налогах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет государственных налогов и других платежей.
     
     Аппарат налоговых органов укомплектовался быстро, чему способствовала относительно большая зарплата по сравнению с другими государственными служащими, а в дальнейшем выплата так называемых "пайковых", премий из специального фонда социального развития.
     
     С распадом СССР стали формироваться самостоятельные налоговые органы Российской Федерации. Законом РСФСР от 21 марта 1991 года "О Государственной налоговой службе РСФСР" были определены задачи, права, обязанности и ответственность налоговых органов. В дальнейшем в этот Закон был внесен ряд изменений, в настоящее время он именуется Законом РФ "О налоговых органах Российской Федерации".
     
     Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года "О Государственной налоговой службе Российской Федерации" Госналогслужба России была выведена с 1 января 1992 года из состава Минфина России и стала центральным органом государственного управления, подчиненным Президенту Российской Федерации и Правительству РФ. Согласно данному Указу сотрудники Госналогслужбы России обеспечивались в порядке, установленном для работников органов внутренних дел, за счет средств, дополнительно взысканных работниками налоговых органов в результате контрольной работы (в пределах до 10 % этих сумм) создавался централизованный фонд социального развития, для сотрудников, имеющих классные чины, вводилась форменная одежда. Этим же Указом Президента Российской Федерации были утверждены Положение о Госналогслужбе России с определением ее задач, функций, прав, даны гарантии правовой и социальной защиты работников инспекций и их семей и Положение о классных чинах работников: главный государственный советник налоговой службы; государственные советники I, II и III ранга; советники налоговой службы I, II и III ранга; инспектора налоговой службы I, II и III ранга. Было также определено, что Госналогслужба России возглавляется руководителем в ранге министра, назначаемым Президентом Российской Федерации.
     
     Руководители Госналогслужбы России, а затем МНС России: И.Н. Лазарев, В.В. Гусев, В.Г. Артюхов, Б.Г. Федоров, Г.В. Боос, А.П. Починок, Г.И. Букаев - внесли значительный вклад в дело мобилизации доходов в бюджет, укрепления материально-технической базы налоговой службы, заботились о социально-бытовом обслуживании сотрудников.
     
     В условиях экономического и финансового кризисов деятельность налоговых органов в основном обеспечивала минимальные потребности государства.
     
     Так, в 1990 году в бюджет Российской Федерации было мобилизовано 159,5, а в 1991 году 310 млрд руб. доходов. Основными платежами являлись налог с оборота, налог на прибыль. Следует отметить, что в 1991 году были введены налог с продаж, ставший впоследствии аналогом налога на добавленную стоимость, а также акцизы на узкую группу товаров: вина, коньяки и др. По итогам 1991 года впервые было официально признано, что дефицит госбюджета России составил 37,6 млрд руб.
     
     Налоговыми органами России в 1992 году были обеспечены поступления в бюджет 4,7 трлн руб. денежных средств. В этом же году ГНИ приняли на себя дополнительные функции по сбору и учету налогов, поступающих в дорожный фонд.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 18 марта 1992 года было создано Главное управление налоговых расследований (ГУНР) при Госналогслужбе России, а в декабре 1992 года - 88 территориальных управлений и отделов ГУНР, в том числе 464 райгороргана, со штатной численностью 17 тыс. человек.
     
     Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 1992 года "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" общая численность работников службы на 1992 год установлена в количестве до 100 тыс. чел.; были утверждены описание формы одежды, табель обмундирования и нормы его выдачи, а также описание знаков различия; по предъявлению служебных и командировочных удостоверений сотрудники службы получили право на внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, а также получение мест в гостиницах.
     
     В 1993 году в бюджетную систему страны поступило налогов и других обязательных платежей на сумму 38 трлн руб. Произошло снижение ставки НДС с 28 до 20 %, а по продовольственным товарам - до 10 %. В этом же году возросла недоимка, составившая 8 % от объема поступлений налогов.
     
     Положительное влияние на развитие Госналогслужбы России оказало постановление Совета Министров-Правительства РФ от 4 ноября 1993 года "О совершенствовании деятельности Государственной налоговой службы Российской Федерации", в котором предельная численность работников была определена в 200 тыс. человек (но такой численности никогда не было), а также решены некоторые вопросы укрепления материальной базы налоговых органов.
     
     Законом РФ от 18 июня 1993 года "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" на налоговые органы были возложены обязанности по контролю за соблюдением правил использования ККМ, за полнотой учета выручки денежных средств на предприятиях, по наложению на виновных штрафов.
     
     С вступлением в действие Закона РФ от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой полиции". Налоговая полиция стала самостоятельным правоохранительным органом.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года "О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней" с 1 января 1994 года введены два новых налога: специальный - для финансовой поддержки приоритетных отраслей народного хозяйства и транспортный (взимание специального налога было прекращено с 1 января 1996 года, а транспортного - с 16 ноября 1997 года).
     
     В 1994 году налоговые органы мобилизовали в бюджет налогов и других обязательных платежей на сумму 135,6 трлн руб. Вместе с тем впервые не были выполнены бюджетные назначения. В декабре на совещании в Правительстве РФ были заслушаны сообщения и рассмотрены предложения о конкретных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности фискальных органов.
     
     В целях организации взаимодействия Госналогслужбы России и органов Департамента налоговой полиции 14 марта 1994 года был издан совместный приказ, в котором определен порядок проведения проверок, а 24 мая - второй совместный приказ об утверждении Порядка направления налоговыми органами материалов о нарушениях налогового законодательства в органы налоговой полиции. Налоговые органы получили возможность получать информацию в странах-членах Интерпола через органы налоговой полиции или другие правоохранительные органы.
     
     Уже тогда стало ясно, что налоговая система несовершенна и нуждается в реформировании, поэтому распоряжением Президента Российской Федерации от 4 июля 1994 года была создана временная рабочая группа по подготовке законопроектов, направленных на совершенствование налоговой системы во главе с Заместителем Председателя Правительства РФ А.Н. Шохиным.
     
     Важное значение для налоговых органов имел Указ Президента Российской Федерации от 23 мая 1994 года "Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей", в котором зафиксированы меры финансовой ответственности за несоблюдение условий работы с денежной наличностью, порядка ведения кассовых операций и др. Ряд положений данного Указа действует до сих пор.
     
     До воссоздания налоговых органов отсутствовали специальные периодические издания по проблемам налогообложения. Первым таким изданием стала газета "Налоги". С июля 1994 года начала выходить газета "Налоговая полиция" - орган ФСНП России. С 1995 года стал издаваться ежемесячный специализированный журнал "Налоговый вестник". Позднее в центре и регионах появились и другие подобные издания.
     
     В 1995 году (с учетом увеличенного в декабре задания) обеспечено поступление в бюджетную систему страны 352 трлн руб. налоговых и других обязательных платежей. За год по результатам проверок налоговых органов начислено платежей 302,6 млн руб. на одного работника при затратах федерального бюджета на одного работника 20,2 млн руб.
     
     Правительство РФ в отличие от предыдущих лет осуществляло более действенный контроль за формированием доходов, прежде всего федерального бюджета. На это было направлено постановление Правительства РФ от 29 июня 1999 года "О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов".
     
     Постановлением Правительства РФ от 29 июня 1995 года "О вопросах Государственной налоговой службы Российской Федерации" установлена предельная численность территориальных органов службы в количестве 161 790 единиц и центрального аппарата службы - 710 единиц. Приказом по Госналогслужбе России от 29 сентября 1995 года произведена реорганизация центрального аппарата и образовано 26 управлений.
     
     Основной проблемой, стоявшей перед налоговыми органами, являлась задолженность предприятий по платежам в бюджетную систему. Она составила 55 трлн руб., или 15,8 % ко всему объему налоговых поступлений. В СМИ стали публиковаться списки предприятий, являвшихся крупнейшими должниками. В большинстве налоговых инспекций были образованы специальные подразделения, занимавшиеся проблемой снижения задолженности.
     
     В 1995 году Госналогслужба России переработала, согласовала с Минфином России и зарегистрировала в Минюсте России все полные тексты инструкций к налоговым законам.
     
     На места были направлены совместные письма о взаимодействии Госналогслужбы России с Пенсионным фондом РФ при осуществлении контроля за своевременным и полным поступлением страховых взносов; с органами государственной статистики об обмене информацией.
     
     С 1995 года начались перебои с выплатой зарплаты налоговым работникам, а также денежной компенсации взамен стоимости продовольственного пайка. Осенью 1997 года Совет Федерации обсудил информацию Правительства РФ о финансировании налоговых органов и федеральных судов. Было отмечено, что финансирование налоговых органов в 1996-1997 годах осуществлялось неравномерно и не в полном объеме, что вело к оттоку высококвалифицированных кадров и оказывало неблагоприятное воздействие на осуществление контроля за налоговым законодательством. С октября 1998 года начисления и выплата "пайковых" прекращены.
     
     В 1996 году налоговые органы мобилизовали в бюджет страны 474,8 трлн руб., или 21 % от общего валового внутреннего продукта, что соответствовало уровню 1995 года. Но назначения по поступлениям в федеральный бюджет исполнены лишь на 85,6 %.
     
     В связи с невыполнением заданий по поступлению налогов Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 1996 года "О Временной чрезвычайной комиссии при Президенте Российской Федерации по укреплению налоговой и бюджетной дисциплины" образована чрезвычайная комиссия во главе с Председателем Правительства РФ В.С. Черномырдиным. Аналогичные комиссии были созданы на местах. Они заслушивали отчеты руководителей и привлекали их к ответственности за несвоевременную и неполную уплату налогов, таможенных и других платежей.
     
     Центральный аппарат Госналогслужбы России впервые стал проводить ежемесячный мониторинг динамики недоимки по 500 крупнейшим предприятиям, на которые приходилось 65 % всей суммы задолженности, а территориальные органы - по более чем 5 тысячам предприятий всех отраслей экономики.
     
     На все предприятия, у которых задолженность федеральному бюджету по налогам превышала 10 млрд руб., были назначены представители территориальных налоговых инспекций; за предприятиями с задолженностью свыше 100 млрд руб. были закреплены представители центрального аппарата службы.
     
     Для усиления государственного контроля за производством и оборотом спирта этилового в организациях, которые его производили, были созданы постоянно действующие налоговые посты.
     
     Проведена значительная работа по исполнению Указа Президента Российской Федерации от 18 августа 1996 года N 1212 "О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения" в части проверок по выявлению предприятий, осуществляющих расчеты через счета третьих лиц и др.
          
     По инициативе Госналогслужбы России Государственной Думой были приняты поправки в Закон РФ "О Государственной налоговой службе РСФСР" о необязательности документальных проверок всех юридических лиц каждые два года.
     
     Продолжались приниматься решения по вопросам реформирования налогового законодательства: Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года "Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины"; постановление Правительства РФ от 12 мая 1996 года "Об образовании Комиссии Правительства Российской Федерации по совершенствованию налогового законодательства". Велась работа по усилению взаимодействия налоговой службы с другими органами государственного управления. Подписаны приказы о взаимодействии с органами государственного горного надзора, органами государственной статистики, МПС России; письма о взаимодействии с отделениями Фонда социального страхования РФ, органами службы занятости населения, территориальными фондами обязательного медицинского страхования.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1996 года было определено, что органы внутренних дел по согласованию с налоговыми органами могут участвовать в обеспечении личной безопасности налоговых сотрудников при проведении контрольных проверок. Однако реализация данного Указа на практике широкого распространения не получила.
     
     На конец этого года штатная численность работников Госналогслужбы России составила 177 тыс. человек. Проводилась большая работа по учебе кадров. На основании постановления Правительства РФ от 23 ноября 1996 года была создана Всероссийская государственная налоговая академия Госналогслужбы России, а также осуществлен набор студентов, окончивших колледжи, в Институт налогов и налогообложения Финансовой академии при Правительстве РФ.
     
     Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 1996 года призывникам - выпускникам, получившим финансово-экономические или юридические специальности и поступившим на работу в органы Госналогслужбы России, стала предоставляться отсрочка от призыва на военную службу.
     
     В 1996 году ухудшилось финансирование налоговых органов, общая сумма задолженности составила 784,9 млрд руб., что привело к оттоку квалифицированных кадров. За год из налоговых органов уволилось около 16 тыс. работников.
     
     В 1997 году налоговые органы мобилизовали в бюджет страны налогов и других обязательных платежей на сумму 611,1 трлн руб. Однако задания Правительства РФ от 25 августа 1997 года по поступлению налоговых платежей в федеральный бюджет были выполнены на 98 %. Резко возросла доля зачетов в налоговых поступлениях, четверть фактических доходов федерального бюджета была собрана в виде зачетов, в некоторых региональных бюджетах она дошла до 70 %.
     
     Важное значение имел утвержденный 21 июля 1997 года Временный порядок взаимодействия территориальных органов федерального казначейства, налоговых и финансовых органов при исполнении доходной части бюджетной системы Российской Федерации на региональном уровне (республики, края, области, района), направленный на обеспечение достоверности данных по учету и отчетности доходов, устранению диспропорций зачисления доходов в различные уровни бюджетов и др.
     
     В 1997 году в Государственную Думу был внесен проект Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     На заседаниях Коллегии Госналогслужбы России были заслушаны отчеты о выполнении бюджетных назначений всех ведущих управлений центрального аппарата и 20 начальников ГНИ. Отмечалось, что многие предложения Госналогслужбы России по увеличению доходов бюджета до сих пор не приняты. Не начал работать механизм реструктуризации задолженности федеральному бюджету, не введен механизм идентификации ИНН физических лиц.
     
     Большие трудности в работе создавало неудовлетворительное финансирование налоговых органов (на 91,1 %). Укомплектованность службы составила 187,1 тыс. человек. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 марта 1997 года "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" была проведена работа по упорядочению структуры и распределению штатной численности центрального аппарата.
     
     В 1998 году вследствие тяжелого финансового кризиса августа - сентября поступление налогов и сборов в намеченных объемах обеспечить не удалось. За год в консолидированный бюджет поступило налогов и сборов лишь на сумму 526,1 млрд руб., в том числе в федеральный бюджет - 194,1, что соответственно на 12 и 22 % меньше, чем в 1997 году. Продолжался рост задолженности, достигший 268 млрд руб.
     
     Государственной Думой была принята часть первая Налогового кодекса Российской Федерации.
     
     Важное значение имело также принятие Законов о праве органов государственной власти субъектов Российской Федерации вводить налог с продаж (от 31.07.1998 N 150-ФЗ) и единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности (от 31.07.1998 N 148-ФЗ). Был принят Федеральный закон от 31.07.1998 N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес", в котором определены налогооблагаемая база, ставка и плательщики налога на игорный бизнес.
     
     Постановлением Правительства РФ от 6 января 1998 года была образована специализированная налоговая инспекция по работе с крупнейшими налогоплательщиками.
     
     Мониторингом налогоплательщиков, имеющим наибольшую задолженность федеральному бюджету, было охвачено 7184 организации. Госналогслужба России подписала соглашения с нефтяными компаниями, ОАО "Газпром", МПС России о фиксированных суммах поступления налогов.
     
     Впервые на основании постановления Правительства РФ от 14 апреля 1998 года была проведена реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом. Другим постановлением (от 12 августа 1998 года) был определен порядок предоставления отсрочек и (или) рассрочек уплаты налогов и других обязательных платежей в федеральный бюджет.
     
     Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 года "Вопросы Государственной налоговой службы Российской Федерации" на Госналогслужбу России было возложено осуществление функций по вопросам государственной политики в области производства и оборота спирта этилового, спиртосодержащей и алкогольной продукции, лицензирования и контроля за этой деятельностью. Госналогслужба стала правопреемником упраздненного Государственного комитета по обеспечению монополии на алкогольную продукцию. Этим же постановлением разрешено создание госналогинспекций межрегионального и межрайонного уровней. В дальнейшем во всех территориальных налоговых инспекциях были созданы подразделения по обеспечению госмонополии на алкогольную продукцию, налоговых поступлений в этой сфере.
     
     Постановлением Правительства РФ от 9 июня 1998 года "О начислении пени в порядке пересчета задолженности юридических лиц по уплате пени" ежедневная ставка пени с 1 апреля 1998 года стала составлять 1/300 ставки рефинансирования Банка России.
     
     Продолжилось расширение практики взаимодействия налоговых органов с другими органами государственного управления, в частности, с МПР России.
     
     В 1998 году произведена болезненная операция - численность работников налоговых органов была сокращена на 20 %: со 197 тыс. человек по состоянию на 1 октября 1998 года до 156 тыс. человек на 1 января 2000 года.
     
     С 1 октября 1998 года начальники райгоринспекций стали именоваться руководителями, а с августа 1999 года - руководителями стали называться и начальники инспекций по субъектам Федерации.
     
     В 1999 году в связи с благоприятной экономической ситуацией налоговые органы обеспечили мобилизацию в бюджетную систему страны 884 млрд руб. налогов и сборов, или 168 % к объему 1998 года. "Живыми" деньгами собрано 793 млрд руб.
     
     С 19 января этого года налоговые органы стали работать в условиях действия части первой Налогового кодекса Российской Федерации. В дальнейшем в него были внесены важные уточнения и дополнения, касающиеся порядка уплаты налогов филиалами и иными обособленными подразделениями организаций, пересмотрены нормы, регулирующие вопросы налогового контроля и санкций и др. (см. Федеральный закон от 09.07.1999 N 154_ФЗ).
     
     В соответствии с постановлениями Правительства РФ от 27 марта 1999 года и 24 июня 1999 года была утверждена Комиссия Правительства РФ по совершенствованию налоговой системы и обеспечению доходов федерального бюджета во главе с первым заместителем Председателя Правительства РФ Н.Б. Христенко.
     
     Улучшилась работа по информированию налогоплательщиков по вопросам налогов и сборов. Приказом Министра было утверждено специальное Положение по данному вопросу.
     
     Для достоверного, полного и оперативного доведения информации о нормативных актах по налогообложению до налогоплательщиков, органов государственной власти и управления, налоговых органов на местах стал шире использоваться созданный в 1997 году сервер МНС России в сети Интернет. В 1999 году руководителям территориальных управлений было предложено рассмотреть возможность создания собственных Wев-серверов и Wев-страниц в глобальной сети Интернет по согласованию с МНС России. Начат эксперимент по формированию территориальных консультационных пунктов.
     
     Постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 года были утверждены Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков.
     
     Начата работа по присвоению идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН) физическим лицам и контролю за их применением работодателями при представлении налоговой отчетности о выплаченных работникам доходах. Для упорядочения работы определенное значение имел Регламент ведения информационного обмена между налоговыми органами.
     
     Новый порядок взаимодействия налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции при осуществлении налогового контроля в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации был установлен совместным письмом МНС России и ФСНП России. Порядок представления налоговыми органами информации по запросам судебных приставов-исполнителей был определен совместным приказом Минюста России и МНС России от 22 марта 1999 года, а порядок обмена информацией между МНС России и Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству - совместным приказом от 22 октября 1999 года.
     
     Продолжался мониторинг задолженности крупнейших налогоплательщиков федерального бюджета (21,8 тыс. организаций).
     
     В целях снижения образовавшейся задолженности по платежам в бюджет постановлением Правительства РФ от 3 сентября 1999 года утвержден порядок и сроки проведения в 1999 году реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пени и штрафам перед федеральным бюджетом. Приказом Минфина России от 30 сентября 1999 года утвержден порядок организации работы по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате федеральных налогов и сборов, а также пени, подлежащих зачислению в федеральный бюджет.
     
     В связи с принятием части первой Налогового кодекса Российской Федерации приказами МНС России утверждены порядок назначения и инструкция по составлению акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов.
     
     В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 декабря 1998 года Госналогслужба России с 1 января 1999 года преобразована в МНС России. В постановлении Правительства РФ от 27 февраля 1999 года указано, что МНС России является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим выработку и проведение единой государственной налоговой политики, взимание налогов и сборов, координирующим деятельность федеральных органов исполнительной власти по вопросам налогов и сборов в Российской Федерации, осуществляющим государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налогов и других обязательных платежей в соответствующие бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также за производством и оборотом спирта этилового и алкогольной продукции. Федеральным законом от 8 июля 1999 года "О налоговых органах Российской Федерации" на налоговые органы была возложена еще одна функция - осуществление валютного контроля.
     
     Приказом Министра от 12 ноября 1999 года была создана Межрегиональная государственная инспекция МНС России по контролю за налогообложением малого бизнеса и сферы услуг, а приказом от 24 декабря 1999 года было утверждено Положение о данной инспекции.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ МНС России разрешено иметь в составе центрального аппарата наряду с другими подразделениями 15 департаментов по основным направлениям деятельности. В ведении МНС России находятся Всероссийская государственная налоговая академия, ГУП "Государственный НИИ развития налоговой системы", Главный научно-исследовательский вычислительный центр, Центры подготовки персонала при инспекции по г. Санкт-Петербургу и инспекции по Нижегородской области, Учебный центр по информатизации налоговых органов, Региональный научно-исследовательский вычислительный центр в Нижнем Новгороде, Региональный вычислительный центр в г. Чебоксары, один санаторий в Сочи, пансионаты в Анапе и Мытищинском районе Московской области.
     
     В 1999 году улучшилось положение с финансированием и решением социальных проблем работников налоговых органов. С октября 1998 года, а затем с ноября 1999 года увеличена зарплата налоговых сотрудников.
     
     Вместе с тем во многих территориальных управлениях налоговых инспекций из-за возросших объемов работ (по обработке налоговых деклараций, учету налогоплательщиков и др.) остро ощущался недостаток компьютерной техники и периферийного оборудования к нему.
     
     В 1999 году утвержден государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности "Налоги и налогообложение". Приказом Минобразования России данная специальность внесена в Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования. С 1999-2000 учебного года университеты Омска, Нижнего Новгорода, Казани приступили к подготовке студентов по новой специальности.
     
     В 2000 году налоговые органы страны продолжают настойчиво трудиться по мобилизации доходов в бюджеты и внебюджетные фонды, а также по осуществлению других функций, возложенных Правительством РФ на МНС России.
     
     Налогоплательщики и налоговые органы страны связывают разрешение множества проблем по совершенствованию налогообложения с принятием в полном объеме Налогового кодекса Российской Федерации как единого, взаимосвязанного и комплексного документа, обеспечивающего реальное облегчение налоговой нагрузки на экономику.