Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О платежах сельскохозяйственных организаций за пользование водными объектами


О платежах сельскохозяйственных организаций за пользование водными объектами*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, N 8. С. 91.
     

В.В. Петрунин,
советник налоговой службы I ранга

5. Порядок получения лицензий на водопользование

     
     Получение лицензии на водопользование не требуется при осуществлении общего водопользования; водопользования для пожарных нужд; заборе воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов, обустроенных собственниками и пользователями земельных участков; при использовании первого от поверхности водоносного горизонта, если такой водоносный горизонт не используется и не может быть использован для централизованного питьевого водоснабжения.
     
     Границы территорий, в пределах которых собственникам и пользователям земельных участков разрешается такое водопользование, устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по представлению территориальных органов МПР России.
     
     Для получения лицензии на водопользование заявитель представляет в орган лицензирования заявление о выдаче лицензии с указанием наименования и границ водного объекта, вида водопользования и его особенностей, срока действия лицензии; копии учредительных документов; копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица; характеристику видов намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности; справку налогового органа о постановке на учет или свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя со штампом налогового органа; документ о согласовании вопроса о выделении земельного участка, необходимого для осуществления водопользования; предложения по условиям пользования водным объектом, в том числе по улучшению состояния водного объекта и его охране; данные об организационных возможностях и материально-техническом оснащении системы контроля качества вод.
     
     При использовании водных объектов для забора воды дополнительно к вышеуказанным документам представляются сведения о водопотребителях и их потребности в воде; сведения о наличии средств учета забора воды и контроля (наблюдения) за качеством забираемых вод; утвержденная в установленном порядке документация по эксплуатируемому водозабору; разрешение на специальное водопользование (лицензия на водопользование) или предпроектная документация на строительство планируемого водозабора.
     
     При использовании водных объектов для сброса сточных и (или) дренажных вод дополнительно представляются сведения о наличии технических средств учета объемов сброса и контроля (наблюдения) за качеством сбрасываемых сточных и (или) дренажных вод; обоснование заявленного объема водоотведения и сведения о показателях качества отводимых сточных и (или) дренажных вод.
     

     При этом следует иметь в виду, что даже если сельскохозяйственные организации осуществляют забор воды только для полива и централизованного водоснабжения животноводческих помещений, лицензию на право забора воды они должны получить в установленном порядке.
     

6. Платные виды водопользования у сельскохозяйственных организаций

     
     Исключая вышеизложенные виды водопользования, которые не являются у сельскохозяйственных организаций объектом платы, укажем, в каких случаях эти организации должны вносить платежи за пользование водными объектами. Это:
     
     - осуществление сброса сточных вод в водные объекты;
     
     - осуществление забора воды из водных объектов для других нужд (то есть без использования воды для орошения земель).
     
     Целесообразно еще раз подчеркнуть, что в данном случае речь идет о заборе воды только из поверхностных источников. В иных случаях, то есть при добыче воды из скважин, плата не взимается, но только если добываемая вода используется именно на собственные нужды. Здесь следует иметь в виду следующее: если часть объема добытой подземной воды после ее использования на собственные нужды попадает в виде хозяйственно-бытовых стоков (в общей их массе) в водные объекты, то ответ на вопрос о том, следует ли в этом случае осуществлять плату за сброс сточных вод, очевиден. Понятно, что в данном случае отдельно выделить такой сток невозможно, да и нет необходимости. Здесь имеется в виду, что природоохранными органами и подразделениями МПР России как косвенными способами, так и путем специальных замеров может быть выявлен значительно больший объем хозяйственно-бытовых стоков, чем указанный в представляемом организацией расчете, который составляется с учетом только объемов воды, забранной из поверхностных источников.
     
     Следует также иметь в виду, что согласно Водному кодексу Российской Федерации к сточным водам относятся воды, сбрасываемые в установленном порядке в водные объекты после их использования или поступившие с загрязненной территории.
     
     В Инструкции N 46 уточнено, что взимание платы производится за сброс сточных вод, попадающих в водные объекты (п. 2.2). Поэтому при расчете объемов сброса сточных вод следует иметь в виду, что сточные воды могут проникать в водные объекты как напрямую, так и через водосборную площадь: подземные горизонты, рельеф местности и т.д.
     
     Водосборной площадью является территория, сток с которой формирует водный объект (ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации).
     

     Поэтому в Инструкции N 46 прямо записано, что к объекту платы отнесены как сточные воды после использования забранной воды в технологическом процессе и для собственных нужд, так и хозяйственно-бытовые стоки (п. 5 данной Инструкции).
     

     Пример.

     
     Крестьянскому хозяйству Брянской области установлен лимит сброса сточных вод в объеме 4 тыс. м3. Законом Брянской области от 28.12.1998 N 58-З для сельскохозяйственных предприятий и (или) крестьянских (фермерских) хозяйств за 1 тыс. м3 сбрасываемых сточных вод установлена ставка платы в размере 7,6 руб.
     
     Фактический сброс сточных вод составил 37 тыс. м3,
     
     в том числе:
     
     - сброс хозяйственно-бытовых стоков - 12 тыс. м3,
     
     - сброс дренажных вод (концентрация вредных веществ в них не превышает концентрацию таких веществ в водоприемнике, то есть в ближайшей реке) - 25 тыс. м3.
     
     Учитывая, что в данном случае объем дренажных вод не относится к объекту платы, он исключается из налогооблагаемой базы, и весь сверхлимитный сброс в объеме 8 тыс. м3 приходится на хозяйственно-бытовые стоки (12 тыс. м3 - 4 тыс. м3).
     
     Сумма платы составит:
     
     (4 тыс. м3 х 7,6 руб./тыс. м3) + (8 тыс. м3 х 7,6 руб./тыс. м3 х 5) = 334,4 руб.
     
     В случае если концентрация вредных веществ в дренажных водах превысила бы концентрацию таких веществ в водоприемнике, сумма платы составила бы:
     
     (4 тыс. м3 х 7,6 руб./тыс. м3) + (25 тыс. м3 х 7,6 руб./ тыс. м3 х 5) = 980,4 руб.
     
     
     Иными словами, в этом случае весь объем дренажных вод уже являлся бы налогооблагаемой базой и должен был бы быть добавлен к сверхлимитному объему сточных вод от хозяйственно-бытовых стоков.
     
     Уточним также, что объемы сброса различных сточных вод и стоков определяются на основании показаний измерительных приборов, отражаемых водопользователями в журнале первичного учета, а при отсутствии измерительных приборов - по нормам водоотведения, показателям работающих насосов, расходу электроэнергии или другими косвенными методами, согласованными с территориальными органами МПР России.
     
     Как показал анализ отчетных материалов по итогам контрольных проверок органов государственного контроля за использованием и охраной водных объектов, основное количество нарушений водного законодательства было связано именно с несоблюдением установленных требований при сбросе сточных вод в водные объекты.
     

     При расчете платы за забор воды из поверхностных источников на цели, не связанные с орошением земель, следует иметь в виду, что к этим видам относится забор воды для снабжения ферм, животноводческих комплексов (не при их централизованном водоснабжении), собственного жилого фонда, других хозяйственно-бытовых нужд.
     

     Пример.

     
     Сельскохозяйственная организация Свердловской области при лимите забора воды 14 тыс. м3 произвела фактический забор в объеме 40 тыс. м3. Из них добыто из подземных скважин для собственных нужд 12 тыс. м3; направлено в животноводческие комплексы (централизованное водоснабжение) - 10 тыс. м3.
     
     В этом случае налогооблагаемой базой является только объем 18 тыс. м3 (40 тыс. м3 - 12 тыс. м3 - 10 тыс. м3), в том числе сверхлимитный 4 тыс. м3 (18 тыс. м3 -  14 тыс. м3).
     
     Законом Свердловской области от 28.12.1998 N 49-ОЗ различные ставки платы установлены только для двух видов категорий водопользователей:
     
     - осуществляющих выработку электроэнергии на гидроэлектростанциях и лесосплав без применения судовой тяги;
     
     - для остальных водопользователей. Для них ставки платы за забор воды составляют в пределах установленных лимитов - 77,5 руб./тыс. м3 и за сверхлимитный забор - 387,5 руб./ тыс. м3.
     
     Сумма платы составит:
     
     (14 тыс. м3 х 77,5 руб./ тыс. м3) + (4 тыс. м3  х 387,5 руб./тыс. м3) = 2635 руб.

          
     Следует иметь в виду, что при использовании водных ресурсов для водоснабжения собственного жилого фонда у сельскохозяйственных организаций часто возникают вопросы о правомерности применения в данном случае минимальных ставок платы. Ведь Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" предусмотрено, что ставки платы за пользование водными объектами, связанное с забором воды для водоснабжения населения, не должны превышать 30,0 руб. за 1 тыс. м3 воды, забранной из водного объекта (настоящее положение действует до 1 января 2003 года).
     
     Учитывая, что в данном Федеральном законе не содержится указаний о том, что данное положение касается только специализированных водохозяйственных организаций (например, водоканалов), то сельскохозяйственные организации также вправе применять пониженную ставку платы для расчета соответствующих платежей за данный вид водопользования.
     
     При этом в соответствии с п. 11 и подпунктом 14.1 Инструкции N 46 при сверхлимитном заборе воды для водоснабжения населения не применяется пятикратный коэффициент к установленной ставке платы. Уточним, что данное положение не касается объемов сбрасываемых вод, даже если они и были использованы ранее в системе водоснабжения населения.
     

     Пример.

     
     Сельскохозяйственная организация Псковской области произвела забор воды в объеме 36 тыс. м3, в том числе для водоснабжения жилого фонда - 20 тыс. м3.; для прочих нужд - 16 тыс. м3.
     
     Лимит для водоснабжения населения - 18 тыс. м3 и прочих нужд - 10 тыс. м3.
     
     Законом Псковской области от 06.01.1999 N 22-ОЗ для организаций, имеющих животноводческие комплексы и осуществляющих непосредственный (нецентрализованный) забор воды из водного объекта, ставка платы установлена в размере 88 руб./тыс. м3 (по бассейну реки Западная Двина).
     
     По предприятиям ЖКХ и другим организациям для водоснабжения населения ставка платы установлена в размере 30 руб./тыс. м3.
     
     Налогооблагаемой базой является забор воды для населения и для прочих нужд. Хотя лимиты и были превышены соответственно на 2 тыс. м3 (20 тыс. м3 - 18 тыс. м3) и на 6 тыс. м3 (16 тыс. м3 - 10 тыс. м3), в данном случае расчет ведется по повышенным в 5 раз ставкам платы только за перерасход лимита по прочим нуждам.
     
     Сумма платы составит:
     
     (20 тыс. м3 х 30 руб./тыс. м3) + (10 тыс. м3 х 88 руб./тыс. м3) + (6 тыс. м3 х 88 руб./тыс. м3 х 5) = 4120 руб.
     
     
     Что касается сельскохозяйственных организаций, занимающихся рыбоводством, то согласно Федеральному закону "О плате за пользование водными объектами" забор воды для рыбоводства и воспроизводства водных биологических ресурсов также не является объектом платы. Поэтому некоторые сельскохозяйственные организации, занимающиеся товарным рыборазведением, ошибочно считают, что от платы за пользование водными объектами освобождена вся указанная деятельность.
     
     Следует иметь в виду, что рыбохозяйственные комплексы и товарное рыборазведение оказывают существенное влияние на состояние водных объектов, а внесение удобрений для развития кормовой базы и профилактических средств для рыб влияет на качественное состояние водоемов.
     
     Поэтому товарное рыборазведение не полностью освобождено от платы за пользование водными объектами, а именно: за сброс вод, использованных в технологическом процессе выращивания рыбы, плата вносится в установленном порядке.
     

     Пример.

     
     Сельскохозяйственная организация Курской области, занимающаяся рыбоводством, осуществила забор воды в объеме 1525 тыс. м3, в том числе для использования в водоемах по разведению рыбы - 1500 тыс. м3; для хозяйственных и других нужд, связанных с технологическим процессом рыбоводства, - 25 тыс. м3. Осуществлен сброс использованных вод из указанных прудов в объеме 1000 тыс. м3, а также хозяйственно-бытовых стоков в объеме 12 тыс. м3.
     
     Налогооблагаемой базой в данном случае является весь объем сброса независимо от его источников. При расчете платежей следует применять ставки платы для сельского хозяйства, так как прудовое рыборазведение относится к сельскохозяйственному производству.
     
     В указанном регионе для этой категории водопользователей ставки за сброс сточных вод (по бассейну реки Днепр) установлены в размере 7,5 руб./ тыс. м3.
     
     Сумма платы составит:
     
     (1000 тыс. м3 + 12 тыс. м3) х 7,5 руб./тыс. м3 =  7590 руб.
     
     
     Еще один платный вид пользования водными объектами, который является практически единственным (и самым незначительным по сумме) для рыболовецких хозяйств, - это плата за использование акватории для размещения собственного рыболовецкого флота.
     

     Пример.

     
     Хозяйство находится в Волго-Вятском экономическом районе, максимальная ставка платы за этот вид водопользования составляет 4,2 тыс. руб. в год за 1 км2 используемой акватории. Если занимаемая для стоянки судов акватория составляет даже 2 км2 (с учетом площади, необходимой для маневра этих судов при заходе на стоянку), сумма платы составит:
     
     4,2 тыс. руб. х 2 км2 х 0,25* = 2100 руб.
     _____
     * В соответствии с подпунктом 14.1 Инструкции № 46 сумма платы за данный вид водопользования определяется как произведение площади акватории используемых водных объектов на соответствующую ставку платы с коэффициентом 0,25.

     

7. О порядке включения платежей в себестоимость продукции

     
     В соответствии с Федеральным законом "О плате за пользование водными объектами" суммы платы за пользование водными объектами включаются в себестоимость продукции (работ, услуг). Постановлением Правительства РФ от 05.09.1998 N 1048 в связи с принятием данного Федерального закона внесены изменения в Положение о составе затрат:
     
     в подпункте "б" п. 2 и в абзаце шестом п. 6 слова: "платы за воду, забираемую организациями из водохозяйственных систем" заменены словами: "платы за пользование водными объектами".
     

     Поэтому в бухгалтерском учете порядок отражения сумм вносимых платежей за пользование водными объектами одинаков независимо от того, уплата произведена с соблюдением установленных лимитов на водопользование или же с их превышением.
     

8. Особенности заполнения сельскохозяйственными организациями Налоговой декларации по плате за пользование водными объектами

     
     Данная Налоговая декларация (НД) приведена в приложении N 2 к Инструкции N 46.
     
     В ходе практической работы налоговых органов по контролю за порядком расчета платежей за пользование водными объектами выявлено несколько характерных ошибок и неточностей в заполнении НД.
     
     Например, часто на НД нет отметки о согласовании расчета с территориальным органом МПР России, что не является ошибкой, так как в самой форме НД не предусмотрено отметки органа МПР России.
     
     Однако на практике в налоговые инспекции поступают НД, как правило, уже после их согласования с территориальными комитетами по природным ресурсам. В этом случае у налоговых инспекторов возникает меньше вопросов к водопользователям (или не возникает совсем), так как в соответствии с п. 27 Инструкции N 46 контроль за достоверностью исходных данных расчетов платы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 716 соответствующими органами МПР России.
     
     Таким образом, при согласовании с этими органами указанной декларации графа 5 НД "По данным налогового органа" практически не заполняется, так как пометки в ней ставятся только при наличии разночтений между данными водопользователя и ГНИ.
     
     Если же отметки о согласовании нет, налоговым инспекторам приходится заново рассматривать имеющиеся документы или требовать у плательщика другие дополнительные материалы, в том числе данные первичного учета по объемам и видам использования водных ресурсов, установленным лимитам водопользования для подтверждения правильности определения суммы платежа.
     
     В НД не указываются установленные лимиты водопользования (подпункт 1.1), а сразу пишется фактический объем воды, забранный из водного объекта (подпункт 1.2). Это также не позволяет установить правильность определения суммы платежа, так как за сверхлимитное пользование плата должна взиматься в пятикратном размере. Аналогичные замечания у налоговых инспекторов имеются и в случае анализа данных НД по сбросу сточных вод (подпунк-ты 5.1, 5.2.1 и 5.2.2).
     
     Следует, однако, сделать следующее уточнение.
     
     В соответствии с п. 15 Инструкции N 46 расчет сверхлимитного пользования водными объектами (при заборе и (или) сбросе воды) производится исходя из фактического объема водопользования и установленных месячных (годовых) лимитов. Иными словами, предприятию-водопользователю может быть установлен и годовой лимит. Таким водопользователям при заполнении НД по итогам месяца (квартала) необходимо или каждый раз уточнять в соответствующих пунктах НД, что это годовой лимит, или же по согласованию с ГНИ сделать это один раз в году при представлении всех необходимых документов (лицензий на водопользование, лимитов и др.).
     
     Некоторые предприятия иногда самостоятельно разбивают годовой лимит по месяцам (или кварталам), что делать нецелесообразно, так как в случае превышения лимита предприятия будут вынуждены или вносить платежи по повышенным ставкам, или тратить время на доказательства, что перерасход воды у них отсутствует, ввиду того что органами МПР России им установлен все-таки годовой лимит.
     
     При этом обращаем внимание, что объемы воды, которые у сельскохозяйственных организаций не являются объектом платы, в НД не указываются.
     
     Это положение не относится к другим льготам, установленным для отдельных видов водопользования законодательными органами регионов. Так, при анализе п. 6 "Сумма платы без учета предоставления льгот" НД и п. 7 "Сумма предоставленных льгот по платежам в региональные бюджеты" НД выявляются многочисленные факты неправильного применения предусмотренных законодательством льгот при отдельных видах водопользования.
     
     Встречаются также случаи ошибочного исключения из НД объемов сбрасываемых сточных вод, а также водных ресурсов, переданных другим организациям.
     
     Кроме того, следует иметь в виду, что если законом субъекта Федерации отдельному плательщику устанавливается льготная ставка платы в размере ниже минимальной, принятой постановлением Правительства РФ, то для такого плательщика должны устанавливаться две ставки платы:
     
     - в пределах минимальных и максимальных размеров ставок, утвержденных Правительством РФ, - для расчета поступления средств в федеральный бюджет;
     
     - льготная ставка платы - для расчета поступления средств в бюджет субъекта Федерации.
     
     Однако в ряде случаев при расчете платы и заполнении НД (по пунктам, где должны быть проставлены как ставки платы для расчета платежей в федеральный бюджет, так и льготные ставки платы по платежам в региональный бюджет по соответствующим видам водопользования) приводятся только льготные ставки платы.
     
     Налогоплательщиками часто допускаются ошибки и при установлении ставок платы при безлицензионном и сверхлимитном заборе воды (заполнение подпунктов 1.3.2 и 1.3.3 НД). Иными словами, объем сверхлимитного пользования иногда считается безлицензионным, и наоборот. И в ряде случаев дважды (то есть неправомерно) за один и тот же объем водопользования применяют пятикратный повышающий коэффициент к ставкам платы.
     
     Следует иметь в виду, что не всегда удается выявить случаи неправильного указания в НД ставок платы при приеме деклараций. В Правилах предоставления в пользование водных объектов, находящихся в государственной собственности, установления и пересмотра лимитов водопользования, выдачи лицензии на водопользование и распорядительной лицензии, а также в Водном кодексе Российской Федерации (ст. 49 "Содержание лицензии на водопользование") не содержится требования включать в лицензию условия по порядку и размерам (ставкам платы) внесения платежей. Таким образом, наличие копии лицензии соответствующего водопользователя в ГНИ не гарантирует налогоплательщику, что все сомнения в правомерности применения конкретной ставки платы будут разрешены в его пользу.
     
     Поэтому обращаем внимание на то, что размеры и порядок внесения платежей, связанных с пользованием водными объектами, в обязательном порядке указываются в договоре пользования водным объектом, который заключается органом исполнительной власти субъекта Федерации с водопользователем на основании соответствующей лицензии (ст. 55, 56 и 57 Водного кодекса Российской Федерации).