Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоговые льготы для резидентов Кипра и российских компаний с их участием


Налоговые льготы для резидентов Кипра и российских компаний с их участием

     

В.Н. Оськин,
государственный советник
налоговой службы II ранга

     Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 года "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) предусматривает существенные налоговые льготы и преференции кипрским резидентам, осуществляющим деятельность в Российской Федерации или получающим доходы из источников в России, а также российским предприятиям с кипрскими инвестициями.
     
     Указанное Соглашение применяется вместо утратившего силу Соглашения между Правительством СССР и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 29 октября 1982 года в отношении налогов, взимаемых у источника выплаты, начиная с 1 января 2000 года, а в отношении других налогов - за налогооблагаемые периоды начиная с 1 января 2000 года или после 1 января 2000 года.
     
     Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" предусмотрено, что налогом на прибыль облагаются только иностранные юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство. В соответствии с Соглашением не рассматриваются как деятельность через постоянное представительство и освобождаются от налога на прибыль и налога на доходы от источника в Российской Федерации следующие виды деятельности кипрских резидентов в России:
     
     а) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих кипрскому предприятию;
     
     б) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих кипрскому предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;
     
     в) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих кипрскому предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
     
     г) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
     
     д) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления предприятием любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
     

     е) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от "а" до "д".
     
     Кипрское предприятие не будет рассматриваться как постоянное представительство в Российской Федерации, если оно осуществляет в ней предпринимательскую деятельность через брокера, комиссионера или любого другого агента с независимым статусом, при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной деятельности.
     
     Тот факт, что кипрская компания контролирует или контролируется российской компанией или компанией, которая осуществляет деятельность в Российской Федерации, либо через постоянное представительство, либо каким-то иным образом, сам по себе не означает, что любая такая компания становится постоянным представительством кипрской компании.
     
     В то же время, если иное лицо, чем агент с независимым статусом, осуществляет деятельность в Российской Федерации от имени кипрского предприятия, то это предприятие будет иметь постоянное представительство в Российской Федерации в отношении любой деятельности, которую это лицо осуществляет для предприятия, если такое лицо имеет и обычно использует в России полномочия заключать контракты от имени кипрского предприятия, за исключением случаев, когда деятельность такого лица ограничивается видами деятельности, упомянутыми в подпунктах "а" - "д".
     
     Не будет считаться постоянным представительством строительная площадка, строительный, сборочный или монтажный объект или связанная с ними надзорная деятельность, если такая площадка, объект или деятельность существует в течение периода, не превышающего 12 месяцев.
     
     Началом существования строительной площадки, объекта считается фактическое осуществление такой деятельности, как создание (открытие) офиса, приезд постоянного персонала, завоз материалов и оборудования на строительную площадку, возведение временных сооружений.
     
     Если фактический срок существования строительной площадки, объекта или деятельности превысил 12 месяцев, расчет обязательств по налогу на прибыль производится по первому отчетному сроку, наступающему после такого превышения, исходя из общего объема выполненных с начала существования строительной площадки работ.
     
     Следует иметь в виду, что кипрские юридические лица, имеющие строительные площадки, объекты или осуществляющие надзорную деятельность на территории России в течение 12 месяцев, не уплачивают авансовые взносы налога на прибыль и ежеквартально не исчисляют сумму налога от фактической прибыли.
     
     При исчислении прибыли постоянного представительства кипрского предприятия расходы, понесенные для нужд представительства, включая управленческие и общеадминистративные расходы, подлежат вычету независимо от того, возникли они в России или каком-то другом месте.
     
     Следует отметить, что никакая прибыль не относится к постоянному представительству кипрского предприятия на основании лишь закупки им товаров и изделий для головной конторы.
     
     В соответствии со ст. 8 "Доходы от международных перевозок" Соглашения доходы от эксплуатации морских и воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или железнодорожного транспорта в международных перевозках, если лица, получающие такие доходы, являются кипрскими резидентами, подлежат налогообложению только на Кипре.
     
     Аналогичным образом облагаются доходы кипрских резидентов от участия в пуле, совместной деятельности или международной организации по эксплуатации транспортных средств.
     
     В соответствии со ст. 10 "Дивиденды" Соглашения дивиденды, выплачиваемые российской компанией кипрскому резиденту, облагаются в России по ставке:
     
     а) 5 % от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 тыс. долл. США;
     
     б) 10 % от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
     
     Термин "дивиденды" означает доходы от акций или других прав, не являющихся долговыми требованиями, но дающими право на участие в прибыли, а также доходы от других корпоративных прав, которые подлежат такому же налогообложению, как доходы от акций в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Если кипрское лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, осуществляет предпринимательскую деятельность в России через постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с находящейся там постоянной базы, дивиденды относятся к такому постоянному представительству или постоянной базе. Дивиденды в данном случае являются доходами постоянного представительства или налогооблагаемым доходом физического лица и подлежат налогообложению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Если кипрская компания получает прибыль или доход в Российской Федерации, то в ней не подлежат налогообложению дивиденды, выплачиваемые этой компанией, кроме случаев, когда такие дивиденды выплачиваются российскому резиденту, или если холдинг, в отношении которого выплачиваются дивиденды, действительно связан с постоянным представительством (постоянной базой), находящимся в Российской Федерации, и с нераспределенной прибыли компании не взимается налог на нераспределенную прибыль компании, даже если выплачиваемые дивиденды или нераспределенная прибыль состоят полностью или частично из прибыли или дохода, возникающих в Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 11 "Проценты" Соглашения проценты, возникшие в Российской Федерации и выплачиваемые кипрскому резиденту, налогообложению в Российской Федерации не подлежат. Под термином "проценты" понимается доход от долговых требований любого вида, в частности доход от государственных ценных бумаг, облигаций и долговых обязательств, включая премии и выигрыши по таким ценным бумагам, облигациям или долговым обязательствам.
     
     В то же время, если кипрский резидент, имеющий фактическое право на проценты, осуществляет или осуществлял деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство или оказывает независимые личные услуги с постоянной базы, и долговое требование, в основание которого выплачиваются проценты, действительно относится к такому постоянному представительству или постоянной базе, то его доходы по процентам подлежат налогообложению в соответствии с внутренним российским налоговым законодательством.
     
     Если кипрское лицо, выплачивающее проценты, имеет в России постоянное представительство или постоянную базу, в связи с которой возникли долговые обязательства, по которым выплачиваются проценты, и расходы по их выплате несет постоянное представительство или постоянная база, то считается, что указанные проценты возникают в Российской Федерации, и доходы по ним подлежат налогообложению в России.
     
     В соответствии со ст. 12 "Роялти" Соглашения роялти, возникающие в Российской Федерации и выплачиваемые кипрскому резиденту, не подлежат налогообложению в России.
     
     Термин "роялти" означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или предоставление права пользования любым авторским правом на произведения искусства, литературы или науки, включая кинофильмы и записи для радио- и телевещания, любым патентом, ноу-хау, компьютерными программами, товарным знаком, дизайном или моделью, планом, секретной формулой, или процессом, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта, или за пользование или право пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.
     
     Если по каким-либо причинам сумма выплаченных роялти, относящаяся к использованию, праву использования или информации, превышает сумму, которая была согласована между плательщиком и кипрским лицом, имеющим фактическое право на роялти, то освобождению от налогообложения в России подлежит только первоначально согласованная сумма, а избыточная часть платежей подлежит налогообложению в соответствии с российским налоговым законодательством.
     
     Исходя из ст. 13 "Доходы от отчуждения имущества" Соглашения доходы кипрского резидента от отчуждения движимого имущества, не составляющего часть постоянного представительства и не относящегося к постоянной базе, которые он имеет в России, не подлежат налогообложению в Российской Федерации.
     
     При этом следует иметь в виду, что ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации определяются понятия недвижимых и движимых вещей. К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плаванья, космические объекты. Согласно законодательству к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая ценные бумаги, признаются движимым имуществом.
     
     Указанное относится к доходам, полученным от реализации государственных и других ценных бумаг.
     
     От налогообложения освобождены также доходы, полученные кипрским резидентом от отчуждения морских и воздушных судов, дорожного транспорта, эксплуатируемых в международных перевозках, и движимого имущества, связанного с такой эксплуатацией.
     
     В соответствии со ст. 14 "Доходы от независимых личных услуг" Соглашения доходы, получаемые кипрским резидентом от оказания профессиональных услуг или от прочей деятельности независимого характера, могут облагаться налогами в Российской Федерации только в случае, если он располагает здесь постоянной базой для осуществления своей деятельности или его пребывание в Российской Федерации составляет или превышает период в совокупности 183 дня в любом двенадцатимесячном периоде. При этом налогом могут облагаться только те доходы, которые относятся к постоянной базе.
     
     Под термином "профессиональные услуги" подразумевают, в частности, независимую научную, литературную, артистическую деятельность, а также независимую деятельность врачей, адвокатов, инженеров, архитекторов, стоматологов и бухгалтеров.
     
     Согласно ст. 15 "Доходы от работы по найму" Соглашения заработная плата и аналогичные вознаграждения, получаемые кипрскими резидентами от работы по найму, могут облагаться налогом в Российской Федерации только в случае, если работа выполняется в Российской Федерации. Однако налогами в Российской Федерации не будут облагаться вознаграждения, полученные кипрским резидентом в связи с работой по найму, которая осуществляется в России, если соблюдаются все нижеперечисленные условия:
     
     а) кипрский резидент-получатель вознаграждения пребывает в Российской Федерации в общей сложности не более чем 183 дня в течение любого двенадцатимесячного периода;
     
     б) вознаграждение выплачивается работодателем или от имени работодателя, который не является резидентом России;
     
     в) расходы по выплате вознаграждений не несет постоянное представительство или постоянная база, которые работодатель имеет в Российской Федерации.
     
     Не подлежат налогообложению в России вознаграждения кипрского резидента за работу в связи со строительной площадкой, строительным, сборочным или монтажным объектом, если такая площадка, объект или деятельность существуют в течение периода, превышающего двенадцать месяцев, а также вознаграждения, получаемые журналистами или корреспондентами-кипрскими резидентами, при условии, что такие выплаты осуществляются из источников на Кипре в течение двухлетнего периода с момента их приезда в Россию.
     
     В соответствии со ст. 17 "Доходы от деятельности артистов и спортсменов" Соглашения доходы от деятельности спортсменов и работников искусства, таких как артисты театра, кино, радио или телевидения, или музыкантов, являющихся кипрскими резидентами, не облагаются налогом в Российской Федерации в случае, если визит в Россию в основном поддерживается Кипром, его политическим подразделением, местным органом власти или из фондов, созданных в основном за счет средств этих органов власти.
     
     Исходя из ст. 18 "Доход от государственной службы" Соглашения вознаграждение, иное чем пенсия, выплачиваемое Правительством Кипра, его политическим подразделением или местным органом власти, не подлежит налогообложению в России. В то же время вознаграждение подлежит налогообложению в Российской Федерации, если эта служба осуществлялась на ее территории и физическое лицо, являясь резидентом России, не имеет гражданства Кипра.
     
     Вознаграждение, выплачиваемое Кипром, его политическим подразделением или местным органом власти, если такое вознаграждение выплачивается за службу, связанную с предпринимательской деятельностью в России, подлежит налогообложению в Российской Федерации в общем порядке.
     
     В соответствии со ст. 19 "Пенсии" Соглашения пенсии и другие подобные вознаграждения, выплачиваемые из источников на Кипре в связи с прошлой работой по найму, налогами в Российской Федерации не облагаются.
     
     Исходя из ст. 20 "Выплаты студентам, стажерам, научным работникам, профессорам и преподавателям" Соглашения выплаты, получаемые студентом, стажером, научным работником, профессором или преподавателем, который является резидентом Кипра или являлся таковым до выезда в Российскую Федерацию и который находится в России исключительно с целью обучения или прохождения практики, преподавания или научных исследований, и начисляемые для целей его содержания и обучения, освобождаются от налогообложения в Российской Федерации при условии, что такие выплаты возникают из источников на Кипре.
     
     На основании ст. 21 "Капитал" Соглашения капитал, представленный движимым имуществом, не составляющим часть активов постоянного представительства, которое кипрский резидент имеет в Российской Федерации, или относящимся к постоянной базе, находящейся в распоряжении кипрского резидента в России для цели оказания независимых личных услуг, налогообложению в Российской Федерации не подлежит.
     
     Также не облагается налогами в Российской Федерации капитал, представленный морскими, воздушными судами и дорожным транспортом, эксплуатируемыми в международных перевозках, принадлежащий резиденту Кипра, а также другими видами движимого имущества, связанного с эксплуатацией таких морских, воздушных судов или дорожного транспорта.
     
     В соответствии со ст. 22 "Другие доходы" Соглашения доходы кипрского резидента, полученные в Российской Федерации и не рассмотренные в статьях Соглашения, освобождаются от налогообложения в России.
     
     Исходя из ст. 23 "Устранение двойного налогообложения" Соглашения, в соответствии с положениями Налогового закона Кипра, касающимися зачета иностранного налога, из кипрского налога, уплачиваемого в отношении любого вида дохода, полученного в России, или капитала, находящегося во владении в России, будет вычитаться российский налог, уплаченный в соответствии с законодательством России и Соглашением по устранению двойного налогообложения. Такой вычет не должен превышать часть кипрского налога, рассчитанную до предоставления вычета и относящуюся к таким видам доходов или капитала.
     
     Согласно ст. 24 "Недискриминация" Соглашения национальные лица Кипра не должны подлежать в России любому налогообложению или связанному с ним требованию, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним требования, которым подвергаются или могут подвергаться при аналогичных обстоятельствах национальные лица Российской Федерации.
     
     Налогообложение постоянного представительства, которое кипрское предприятие имеет в России, не должно быть менее благоприятным, чем налогообложение российского предприятия, осуществляющего аналогичную деятельность.
     
     Проценты, роялти и другие выплаты, которые российское предприятие выплачивает кипрскому резиденту, должны вычитаться для целей определения налогооблагаемой прибыли такого предприятия на тех же условиях, как если бы они выплачивались резиденту России. Аналогично любые долги кипрского предприятия российскому резиденту должны для целей определения налогооблагаемого капитала такого предприятия подлежать вычету на тех же условиях, как если бы они причитались кипрскому резиденту.
     
     Российские предприятия, капитал которых полностью или частично, прямо или косвенно принадлежит или контролируется одним или несколькими резидентами Кипра, не должны подлежать в России любому налогообложению или любому связанному с ним требованию, иному или более обременительному, чем налогообложение и связанные с ним требования, которым подвергаются или могут подвергаться подобные российские предприятия.
     
     Сотрудники кипрских дипломатических и консульских учреждений имеют все привилегии и льготы, предоставляемые в соответствии с нормами общего международного права или с положениями специальных соглашений.
     
     В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" в случае, если вступают в силу новые федеральные законы и иные нормативные акты Российской Федерации, изменяющие размеры федеральных налогов (за исключением акцизов, НДС на товары, производимые на территории Российской Федерации), либо вносятся в действующие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации изменения и дополнения, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки на деятельность иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями по реализации приоритетных инвестиционных проектов либо устанавливают режим запретов и ограничений в отношении иностранных компаний в Российской Федерации по сравнению с совокупной налоговой нагрузкой и режимом, действующими в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами на день начала финансирования приоритетного инвестиционного проекта за счет иностранных инвестиций, то такие законы и акты не применяются в течение срока окупаемости инвестиционного проекта, но не более семи лет со дня начала финансирования указанного проекта за счет иностранных инвестиций. В исключительных случаях при реализации иностранным инвестором или организацией с иностранными инвестициями приоритетных проектов в сфере производства или создания транспортной либо иной инфраструктуры с суммарным объемом иностранных инвестиций не менее 1 млрд рублей, срок окупаемости которого превышает семь лет, Правительство РФ принимает решение о продлении для указанного иностранного инвестора или организации с иностранными инвестициями срока действия льготных условий и режима.
     
     Указанный порядок действует в отношении иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями при условии, что товары, ввозимые ими на таможенную территорию Российской Федерации, используются целевым назначением для реализации приоритетных инвестиционных проектов, и распространяется на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, если доля, доли (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складчатом) капитале такой организации составляют свыше 25 %, а также на коммерческую организацию с иностранными инвестициями, реализующую приоритетный инвестиционный проект, независимо от доли, долей (вклада) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале такой организации.
     
     Вышеизложенное полностью относится к кипрским инвесторам и коммерческим организациям с кипрскими инвестициями.