Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении финансово-кредитных организаций


О налогообложении финансово-кредитных организаций

     

К.И. Оганян,
государственный советник
налоговой службы III ранга

     Какой порядок уплаты банком налога на прибыль по филиалам, имеющим на балансе внутренние структурные подразделения?

     
     Федеральным законом от 09.07.1999 N 155-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" (далее - Федеральный закон N 155-ФЗ) установлено, что до введения в действие части второй данного Кодекса признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     МНС России в письме от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ "О порядке исполнения филиалами и представительствами, имеющими отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, обязанности по уплате налога на прибыль предприятий и организаций с 2000 года" разъяснило, что начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.95 N 660, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России от 14.08.1995, регистрационный N 932).
     
     При этом в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@ определено, что организации могут применять вышеупомянутый Порядок с учетом следующих особенностей.
     
     Филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, исполняют обязанности организации по уплате налога на прибыль путем перечисления авансовых взносов налога на прибыль, а также сумм налога на прибыль, определенных исходя из фактически полученной прибыли за отчетный квартал нарастающим итогом с начала года, и дополнительных платежей в бюджет в размерах, сообщенных организацией, по месту своего нахождения в бюджеты субъектов Российской Федерации в общеустановленные сроки.
     

     В соответствии с п. 9.2. инструкции Банка России от 23.07.1998 N 75-И "О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности" (с изменениями и дополнениями) кредитная организация (филиал) может открывать внутренние структурные подразделения вне места нахождения головной организации и филиала.
     
     К внутренним структурным подразделениям относятся дополнительные офисы, операционные кассы вне кассового узла, обменные пункты.
     
     Если в состав филиала, как имеющего отдельный баланс и расчетный (текущий корреспондентский) счет, так и не имеющего отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, входят вышеназванные внутренние структурные подразделения, расположенные в разных населенных пунктах на территории субъекта Российской Федерации по месту нахождения филиала, то налог на прибыль, подлежащий уплате в бюджет субъекта Российской Федерации по месту нахождения филиала, не должен распределяться по внутренним структурным подразделениям, входящим в филиал.
     

     Банк, имеющий филиал в закрытом административно-территориальном образовании - г. Байконуре, просит разъяснить порядок расчета налога на прибыль.

     
     Пункт 4 ст. 1 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" (с изменениями и дополнениями) устанавливает, что в отношении закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) федеральные законы действуют с учетом особенностей, устанавливаемых данным Законом. Согласно п. 1 ст. 5 названного Закона в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.
     
     Статьей 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что в 2000 году все налоги и сборы в той их части, которые в соответствии со ст. 10, 11 и 16 данного Федерального закона подлежат зачислению в федеральный бюджет, вносятся предприятиями и организациями, зарегистрированными в ЗАТО в федеральный бюджет, за исключением ЗАТО, на территории которых расположены федеральные ядерные центры. К числу этих налогов относится и налог на прибыль предприятий и организаций (ст. 10 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ).
     
     Таким образом, Федеральный закон N 155-ФЗ, устанавливающий, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета, действует в части налога на прибыль предприятий и организаций и в отношении филиалов и представительств, расположенных в ЗАТО.
     
     Учитывая изложенное, в 2000 году исчисление и уплата налога на прибыль в целом по банку, включая филиал в г. Байконуре, осуществляется в общеустановленном порядке, приведенном в письме МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@.
     

     В каком порядке должен исчисляться налог на прибыль Сбербанком России?

     
     Федеральным законом N 155-ФЗ введен новый порядок уплаты налога на прибыль для филиалов и представительств организаций, признававшихся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками.
     
     Данным Законом установлено, что до введения в действие части второй НК РФ признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам филиалы и представительства организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     В связи с этим начиная с 1 января 2000 года организации, в состав которых входят филиалы и представительства, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, расчеты по налогу на прибыль производят в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660 "О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета" и Методическими указаниями Госналогслужбы России по применению постановления Правительства РФ от 01.07.1995 N 660, направленными письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н, зарегистрированным в Минюсте России 14.08.1995, регистрационный N 932.
     
     До введения в действие с 1 января 1999 года части первой НК РФ в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) самостоятельными плательщиками налога на прибыль являлись филиалы (территориальные банки) Сберегательного банка Российской Федерации (Сбербанка России), созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге. Другие филиалы (отделения) Сбербанка России, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий, корреспондентский) счет, не являлись плательщиками налога на прибыль.
     
     В связи с изложенным в 2000 году Сбербанк России должен производить расчеты по налогу на прибыль за свои филиалы (территориальные банки), созданные в республиках, краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге, в порядке, предусмотренном письмом МНС России от 29.02.2000 N ВГ-6-02/158@, централизованно, исходя из средней величины удельного веса среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) и удельного веса стоимости основных производственных фондов территориальных банков, включая филиалы (отделения), входящие в их состав, соответственно в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) и стоимости основных производственных фондов по Сбербанку России в целом.
     

     В каком порядке учитываются банком при расчете налога на прибыль расходы, связанные с приобретением ценных бумаг, их хранением, ведением счета депо?

     
     Разъяснения по рассматриваемому вопросу приведены в письме Госналогслужбы России от 18.12.1998 N ВНК-6-05/890@ "О налогообложении операций с государственными облигациями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации и облигациями органов местного самоуправления".
     
     Что касается расходов по хранению ценных бумаг, ведению счета депо, то такие расходы относятся на себестоимость банковских услуг и учитываются при исчислении налогооблагаемой прибыли банка в соответствии с п. 28 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.05.1994 N 490.
     
     В случае если банком оплачиваются услуги других банков-депозитариев за хранение ценных бумаг клиентов, ведение счета депо и данные расходы возмещаются клиентами, то указанные расходы учитываются при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в части, возмещаемой клиентами.
     
     При этом следует обеспечить раздельный учет указанных доходов и расходов по обслуживанию ценных бумаг клиента и доходов и расходов по ценным бумагам самого банка.

     
     Правомерно ли кредитной организации относить в состав расходов, учитываемых при расчете налогооблагаемой прибыли, уплаченные проценты по привлеченному субординированному кредиту (займу, депозиту)?

     
     В соответствии с п. 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями к расходам, учитываемым при расчете налоговой базы, относятся начисленные и уплаченные проценты по межбанковским кредитам, включая целевые централизованные кредиты и овердрафт, по перераспределенным кредитным ресурсам между головным банком и его филиалами, а также между филиалами одного банка.
     
     Что касается субординированного кредита (займа, депозита), то данное понятие введено Банком России в целях Положения о методике расчета собственных средств (капитала) кредитных организаций от 01.06.1998 N 31-П, с изменениями и дополнениями (далее - Положение Банка России N 31-П), согласно п. 3.5.1 которого субординированным кредитом (займом, депозитом) называется привлеченный кредитной организацией кредит (заем), договор о предоставлении которого отвечает определенным условиям, установленным этим Положением.
     
     Как следует из Положения Банка России N 31-П, субординированный кредит (заем, депозит) может быть предоставлен кредитной организации-заемщику как другой кредитной организацией, так и юридическими лицами, не являющимися кредитными организациями. В то же время в соответствии со ст. 819 ГК РФ по кредитному договору денежные средства (кредит) предоставляются заемщику по кредитному договору только банком или иной кредитной организацией, тогда как согласно ст. 807 этого Кодекса по договору займа заимодавцем может быть как физическое, так и юридическое лицо, не являющееся банком или иной кредитной организацией.
     
     Учитывая изложенное, затраты на выплату процентов по договору субординированного кредита принимаются при налогообложении, если кредитором является банк или иная кредитная организация. Если же субординированный заем предоставлен юридическим лицом, не являющимся кредитной организацией, то начисленные и уплаченные проценты по договору не могут быть учтены при расчете налогооблагаемой прибыли, так как это не предусмотрено п. 25 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.
     
     Кредитная организация, привлекшая субординированный депозит, в том числе и от небанковской организации, начисленные и уплаченные проценты по договору относит на себестоимость банковских услуг по п. 23 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями.

     
     Коммерческим банком за счет собственных средств был застрахован риск несвоевременного погашения выданного кредита. Страховщик по условиям договора страхования обязался в случае невозврата заемщиком кредита выплатить страхователю сумму, равную сумме невозвращенного кредита. Возникает ли при проведении данной операции доход, облагаемый налогом на прибыль?

     
     В соответствии с п. 57 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями непосредственно на финансовые результаты деятельности банков относятся доходы в виде присужденных или признанных должником штрафов, пени, неустойки и других видов санкций за нарушения условий договоров, а также доходы от возмещения причиненных банку убытков, включая выплаты, связанные со страхованием кредитных рисков.
     
     Доход банка в виде превышения полученной от страховой компании суммы над суммой невозвращенного заемщиком кредита относится к доходам, учитываемым согласно указанному выше пункту Положения, и подлежит обложению налогом на прибыль в общеустановленном порядке.
     

     Можно ли включать в себестоимость оказываемых банком услуг, учитываемую при определении налоговой базы по налогу на прибыль, расходы по оплате текущего (косметического) ремонта арендуемых банком помещений?

     
     В соответствии с п. 35 Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями к расходам, включаемым в себестоимость оказываемых банками услуг, и иным расходам, учитываемым при расчете налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль, относятся расходы на проведение всех видов ремонта основных фондов, принадлежащих или арендованных банком, если это предусмотрено договором аренды.
     
     В связи с этим расходы банка по текущему (косметическому) ремонту арендуемого помещения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль, если такой ремонт предусмотрен договором аренды и расходы по нему несет арендатор.
     

     Просим разъяснить: включаются ли проценты по кредитам на покупку ценных бумаг в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения у профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих брокерскую и дилерскую деятельность?

     
     Постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 27.11.1997 N 40 утверждены Правила отражения профессиональными участниками рынка ценных бумаг и инвестиционными фондами в бухгалтерском учете отдельных операций с ценными бумагами.
     
     Однако указанные Правила не регулируют вопросы налогообложения операций с ценными бумагами у профессиональных участников рынка ценных бумаг.
     
     Согласно постановлению Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 "Об утверждении Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли" особенности состава затрат, вытекающие из специфики соответствующих производств и видов деятельности, в том числе профессиональных участников рынка ценных бумаг, должны определяться министерствами и ведомствами, в данном случае Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, по согласованию с Минэкономики России и Минфином России.
     
     Таким образом, у профессионального участника рынка ценных бумаг расходы, связанные с оплатой услуг по приобретению ценных бумаг, для целей налогообложения учитываются при реализации (выбытии) данных ценных бумаг в порядке, установленном п. 4 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
     
     Согласно п. 44 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, а также п. 3.2 Порядка отражения в бухгалтерском учете операций, утвержденного приказом Минфина России от 15.01.1997 N 2, финансовые вложения принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат для инвестора.
     
     Фактическими затратами на приобретение ценных бумаг могут быть расходы по уплате процентов по заемным средствам, используемым на приобретение ценных бумаг, до принятия их к бухгалтерскому учету.
     
     В случае если уплата процентов осуществлена после постановки ценных бумаг на баланс, то указанные расходы должны осуществляться за счет прибыли, остающейся в распоряжении профессионального участника рынка ценных бумаг после уплаты налогов в бюджет.
     

     ГКО выпуск 21139 приобретена 25 апреля 2000 года по цене 970 руб. и реализована 25 мая 2000 года по цене 980 руб. с учетом переоценки. Время нахождения облигаций на балансе налогоплательщика составляет 30 дней. Средневзвешенная цена размещения составляет 94,88 % к номиналу. Срок обращения ГКО 21139 - 98 дней.
     
     Доход по ГКО составит 5,12 х 30 : 98 = 15,67 руб.
     
     Доход в сумме 15,67 руб. подлежит налогообложению по ставке 15 %.
     
     При реализации бумаг прибыль определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения: 980 руб. - 970 руб. = 10 руб. Просим разъяснить порядок налогообложения отрицательной разницы в сумме 5,67 руб. (10 - 15,67).

     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) доходы в виде процентов, полученных владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, подлежат налогообложению по ставке 15 %.
     
     Согласно ст. 43 НК РФ процентами признается любой заранее заявленный (установленный) доход, в том числе в виде дисконта, полученный по долговому обязательству любого вида (независимо от способа его оформления). При этом процентами признаются, в частности, доходы, полученные по денежным вкладам и долговым обязательствам.
     
     В связи с этим для целей налогообложения доходом (процентом) по дисконтным облигациям, эмитированным после вступления в действие НК РФ, является дисконт (скидка от номинала), рассчитанный как разница между номинальной стоимостью и ценой их первичного размещения (средневзвешенной).
     
     На вторичном рынке дисконтный (процентный) доход по дисконтным облигациям определяется за время фактического нахождения облигаций на балансе налогоплательщика исходя из установленного дохода и общего срока обращения облигаций (аналогично накопленному купонному доходу по ОФЗ).
     
     Указанный порядок расчета процентного дохода разъяснен письмом МНС России от 16.05.2000 N ВП-6-05/374.
     
     В случае превышения результата от реализации (выбытия) ГКО, рассчитанного как разница между ценой реализации и ценой приобретения, с учетом затрат, связанных с приобретением и реализацией, над рассчитанным процентным доходом по государственной ценной бумаге за время фактического нахождения облигаций на балансе налогоплательщика сумма превышения подлежит обложению налогом на прибыль по общеустановленной ставке - 38 %.
     
     В случае реализации (выбытия) государственной ценной бумаги с результатом меньшим, чем рассчитанный процентный доход, определенный в вышеуказанном порядке, возникшая расчетная разница признается убытком по операциям с государственными ценными бумагами.
     
     Данный убыток принимается при исчислении налога на прибыль в порядке, установленном п. 4 ст. 2 Закона РФ N 2116-1.
     

     Просим разъяснить: каким документом следует руководствоваться кредитным организациям при учете для целей налогообложения отчислений в резерв на возможные потери по ссудам?

     
     Кредитные организации осуществляют учет в налоговой базе по налогу на прибыль отчислений в резерв на возможные потери по ссудам в порядке, установленном указанием Банка России от 29.06.2000 N 810-У "Об учете при налогообложении величины резерва на возможные потери по ссудам, формируемого кредитными организациями в соответствии с требованиями инструкции Банка России от 30.06.1997 N 62А “О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам”", согласованным с Минфином России и МНС России. Данное указание доведено по системе налоговых органов письмом МНС России от 21.07.2000 N ВП-6-05/553.