Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О земельном налоге и налоге на имущество предприятий


О земельном налоге и налоге на имущество предприятий

     

А.И. Новиков,
государственный советник
налоговой службы III ранга

1. О земельном налоге

     

     С какого времени индексировались ставки земельного налога в 1999 году? Увеличены ли размеры ставок земельного налога в 2000 году?
     

     Согласно ст. 15 Федерального закона от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применялись в 1999 году с коэффициентом 2 для всех категорий земель, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам, а также гражданам для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, сенокошения и выпаса скота.
     
     Средние ставки земельного налога приведены в Приложениях 1 и 2 к Закону РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", с изменениями и дополнениями (далее - Закон о плате за землю), и определены из расчета на год.
     
     Расчет земельного налога производится также в годовом исчислении и представляется налогоплательщиком в налоговый орган к 1 июля текущего года.
     
     Под налоговым периодом при уплате земельного налога понимается весь календарный год, за который определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Уплата земельного налога производится в два срока: 15 сентября и 15 ноября.
     
     Учитывая изложенное, индексация ставок земельного налога в 1999 году производилась с 1 января 1999 года.
     
     Статьей 18 Федерального закона от 31.12.1999 N 227 "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что ставки земельного налога и арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году для всех категорий земель с коэффициентом 1,2.

     
     Уплачивается ли земельный налог за неиспользуемые земли или за земли, используемые не по целевому назначению?

     
     Федеральным законом от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" внесено дополнение в ст. 3 Закона о плате за землю, в соответствии с которым за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере.
     
     МНС России и Госкомзем России в связи с поступающими вопросами по применению указанной нормы совместным письмом от 21.05.1999 N ИС-6-04/417;11-1109 сообщили ГНИ по субъектам Российской Федерации и комитетам по земельным ресурсам и землеустройству субъектов Российской Федерации, что основанием для взимания повышенной платы за неиспользование или нецелевое использование земельных участков являются решения органов исполнительной власти местного самоуправления соответствующих территорий, выносимые по представлению комитетов по земельным ресурсам и землеустройству района, города.
     

     Решения органов местного самоуправления в недельный срок направляются в ГНИ по району, городу.
     
     Основными признаками отнесения участков к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению для указанных целей могут быть:
     
     - осуществление хозяйственной или иной деятельности, связанной с использованием участка, в целях, не предусмотренных правоустанавливающими документами на землю, или в целях, не предусмотренных законодательством или иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
     
     - неиспользование сельскохозяйственных угодий в течение трех лет, характеризующееся отсутствием признаков осуществления хозяйственной деятельности, связанной с сельскохозяйственным использованием земель;
     
     - неиспользование участка, предназначенного для производственного, жилищного и иного строительства, в течение трех лет, если иной срок не предусмотрен договором на создание объекта или законодательством.
     
     Факты аренды или субаренды участка (или его части) не являются основанием для отнесения земель собственника к используемым не по целевому назначению.
     
     В период времени использования участка не включается срок, необходимый для его освоения, мелиоративного строительства, а также время, в течение которого участок не мог быть использован (в том числе стихийного бедствия, длительной болезни пользователя и других обстоятельств, исключающих использование участка).
     
     В зависимости от природно-экономических условий региона могут быть установлены иные признаки отнесения земель к неиспользуемым или используемым не по целевому назначению.
     
     Следует также иметь в виду, что увеличение ставок земельного налога в два раза за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, проводится с учетом их индексации в 1995-1999 годах в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 07.06.1995 N 562, от 03.04.1996 N 378, Федеральным законом от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год", а также Федеральными законами от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" и от 31.12.1999 N 227 "О федеральном бюджете на 2000 год".

     
     Освобождаются ли областные управления Федеральной почтовой связи и районные узлы почтовой связи (РУПСы) от уплаты земельного налога?
     

     Согласно Закону о плате за землю от уплаты земельного налога освобождаются государственные учреждения связи, акционерные общества связи, контрольный пакет акций которых принадлежит государству, обеспечивающие распространение (трансляцию) государственных программ телевидения и радиовещания, а также осуществляющие деятельность в интересах обороны.
     
     Подробный перечень предприятий связи, освобождаемых от уплаты земельного налога, был согласован с Минсвязи России и доведен до предприятий и организаций Минсвязи России письмом Минфина России и Госналогслужбы России от 13.01.1993 N 2 и ВГ-02/18.
     
     Областные управления Федеральной почтовой связи освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 14 ст. 12 Закона о плате за землю как за земли, предоставленные для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления; районные узлы почтовой связи (РУПСы) облагаются земельным налогом в общеустановленном порядке.
     

     Имеют ли право органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, руководствуясь ст. 13 и 14 Закона РФ "О плате за землю", предоставлять отдельным налогоплательщикам дополнительные льготы по земельному налогу?

     
     Нет, не имеют. Согласно ст. 13 Закона о плате за землю органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации имеют право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в распоряжении соответствующего субъекта Российской Федерации.
     
     В соответствии со ст. 14 названного Закона органы местного самоуправления имели право: устанавливать льготы по земельному налогу на определенный срок, предоставлять отсрочки выплаты, понижать ставки земельного налога для отдельных категорий плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления.
     
     Закон о плате за землю действует в части, не противоречащей части первой НК РФ.
     
     Статьей 56 части первой НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
     
     Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуальный характер.
     
     Учитывая изложенное, органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, руководствуясь указанными законодательными актами Российской Федерации, вправе принимать решения о предоставлении дополнительных льгот по уплате земельного налога только категориям налогоплательщиков.
     

     Освобождаются ли от уплаты земельного налога пенсионеры, имеющие в собственности либо в пользовании земельные участки, в соответствии с Законом РФ "О плате за землю"?

     
     В ст. 12 Закона о плате за землю, действующей в части, не противоречащей части первой НК РФ, приведен перечень лиц, освобожденных на федеральном уровне от уплаты земельного налога, в числе которых пенсионеры не значатся.
     
     Органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, руководствуясь данным Законом и частью первой НК РФ, вправе принимать решения о предоставлении дополнительных льгот по уплате земельного налога определенным категориям налогоплательщиков (в том числе и пенсионерам) в пределах суммы налога, находящейся в их распоряжении.
     
     Поэтому пенсионеры могут обращаться в указанные органы государственной власти и местного самоуправления по вопросам, связанным с предоставлением им льготы по уплате земельного налога.
     

     Является ли арендная плата за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду, налогом и должны ли налоговые органы осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления в бюджет такой арендной платы?

     
     Нет. Арендная плата за государственные и муниципальные земли, переданные в аренду, не является налогом, а относится к неналоговым доходам и поступает в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые органы обязаны осуществлять контроль за полнотой и своевременностью поступления этой платы в бюджеты всех уровней.
     

     Имеют ли право граждане на льготную ставку по земельному налогу за земли, предоставленные им для строительства жилья, в период строительства до ввода его в эксплуатацию?

     
     Согласно части 5 ст. 8 Закона о плате за землю налог за земли, занятые жилищным фондом (государственным, муниципальным, общественным, кооперативным, индивидуальным), а также личным подсобным хозяйством, дачными участками в границах городской (поселковой) черты, взимается со всей площади земельного участка в размере 3 % от ставок земельного налога, установленных в городах и поселках городского типа, но не менее 10 руб. за квадратный метр (с учетом деноминации национальной валюты и проведенных индексаций ставок земельного налога - 14,4 коп. за 1 кв.м в 2000 году).
     
     В соответствии со ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24.06.83 (с изменениями и дополнениями), находящиеся на территории РСФСР жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. Понятия "жилищное строительство" и "жилищный фонд" не одинаковы. Жилищное строительство не может рассматриваться как жилищный фонд до момента окончания строительства и принятия в эксплуатацию вновь построенных жилых домов.
     
     Таким образом, Законом о плате за землю не предусмотрено применение льготной ставки земельного налога за земли, предоставленные гражданам для строительства жилья, в период строительства до ввода его в эксплуатацию.
     
     Вместе с тем, учитывая многочисленные обращения граждан, ведущих строительство жилья, по поводу применения льготной ставки земельного налога на период до введения жилья в эксплуатацию, эти вопросы могут быть урегулированы решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которым предоставлено право устанавливать дополнительные льготы по земельному налогу для определенных категорий налогоплательщиков.
     

     За счет каких средств уплачиваются земельный налог и арендная плата за землю?

     
     Пунктом 46 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" предусмотрено, что сумма налога (арендной платы), рассчитанная в установленном порядке, ежемесячно отражается по кредиту счета 68 и дебету счетов учета затрат на производство продукции (работ, услуг) и расходов, не связанных с производством (08 "Капитальные вложения", 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" и др.).
     
     Таким образом, организации расходы по уплате земельного налога (арендной платы за землю) относят на издержки производства, а в соответствующих случаях - на затраты, не связанные с производством, граждане же вносят эти платежи за счет собственных средств.
     

2. О налоге на имущество предприятий

     

     Имеются ли какие-либо особенности исчисления и уплаты налога на имущество предприятий организациями газовой промышленности?

     
     Нет. Методика исчисления и уплаты налога на имущество предприятий едина для организаций любых отраслей экономики Российской Федерации. Поэтому организации газовой промышленности исчисляют и уплачивают налог на имущество в общеустановленном порядке.
     
     Следует только иметь в виду, что согласно п. "г" ст. 5 Закона РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2030-1), стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость магистральных трубопроводов, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов.
     
     При определении состава исключаемых из налоговой базы сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии магистральных трубопроводов, следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ) и Едиными нормами амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1998 N 1072 (раздел "Сооружения").
     
     Пунктом "ж" ст. 4 вышеназванного Закона установлено, что налогом на имущество не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
     
     Решение (распоряжение, приказ) по Минтопэнерго России (в настоящее время Минэнергетики России) о размере страхового и сезонного запаса газа по организациям ОАО "Газпром", а также о составе имущества, используемого для его хранения в транспортных организациях общества, является основанием для предоставления указанной льготы организациям ОАО "Газпром", на балансе которых находятся природный газ и подземные хранилища газа, предназначенные для создания страхового и сезонного запасов данного вида сырья.
     
     Налог на имущество предприятий полностью поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Размеры страховых и сезонных запасов должны быть согласованы с территориальными органами власти, в том числе по месту нахождения обособленных структурных подразделений, по которым налог на имущество исчисляется и уплачивается головной организацией.
     

     Имеет ли организация право на льготу по налогу на имущество предприятий, если находящиеся на ее балансе мобилизационные мощности переданы по договору аренды другой организации во временное пользование?

     
     Подпунктом 3 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют право использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.
     
     В соответствии с п. "и" ст. 5 Закона РФ N 2030-1, действующим в части, не противоречащей части первой НК РФ, стоимость имущества организации, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей.
     
     Указанная норма распространяется на мобилизационные мощности, находящиеся на балансе организации, как на неиспользуемые, так и используемые в текущем производстве.
     
     Организации могут использовать в мирное время мобилизационные мощности, предназначенные для выпуска вооружения, военной техники и военно-технического имущества, для производства иной продукции, а также сдавать их в аренду в соответствии с действующим законодательством при условии обеспечения их готовности к выполнению установленных мобилизационных заданий.
     
     Если организации имеют на балансе мобилизационные мощности и сдают их в аренду во временное пользование в соответствии с действующим законодательством, а также обеспечивают их готовность к выполнению установленного мобилизационного задания, то они при исчислении налога на имущество предприятий вправе исключить из налоговой базы стоимость мобилизационных мощностей.
     

     Имеются ли какие-либо особенности постановки на учет в налоговых органах предприятий и учреждений федерального железнодорожного транспорта и, если имеются, влияют ли они на действующий порядок исчисления и уплаты налога на имущество предприятий?

     
     Особенности порядка постановки на учет железных дорог, отделений железных дорог с учетом требований части первой НК РФ установлены письмом МНС России от 24.11.1999 N ФС-15-12/1310.
     
     Соответствующие разъяснения об особенностях порядка постановки на учет в налоговых органах железных дорог, отделений железных дорог направлены в управления МНС России по субъектам Российской Федерации и в ГНИ по субъектам Российской Федерации.
     
     Федеральным законом от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" (ст. 9) установлено, что до введения в действие части второй НК РФ филиалы и представительства организаций, признававшиеся до 1 января 1999 года самостоятельными налогоплательщиками по отдельным налогам, исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов в порядке, предусмотренном действующими федеральными законами, регулирующими порядок взимания конкретных налогов, уплаты налогов филиалами и представительствами, не имеющими отдельного баланса и (или) расчетного (текущего) счета.
     
     По налогу на имущество порядок расчетов с бюджетом головных организаций за филиалы и иные обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета, установлен Федеральным законом от 08.01.1998 N 1-ФЗ "О внесении дополнения в статью 7 Закона Российской Федерации “О налоге на имущество предприятий”".
     
     Отделения железной дороги, являющиеся юридическими лицами и имеющие в своем составе филиалы и иные обособленные подразделения, в соответствии со ст. 7 названного Закона обязаны уплачивать налог на имущество исходя из соответствующей налоговой базы по месту нахождения организации, а также по месту нахождения филиалов и иных обособленных подразделений.
     
     Согласно ст. 11 части первой НК РФ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные места. Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение.
     
     Письмо МНС России от 24.11.1999 N ФС-15-12/1310 определяет особенности постановки на учет в налоговых органах предприятий и учреждений железнодорожного транспорта (кроме железных дорог, отделений железных дорог) и не изменяет порядка исчисления и уплаты налога на имущество предприятий.
     

     Освобождаются ли от уплаты налога на имущество предприятий управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации?

     
     Да, освобождаются. Согласно п. "а" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 налогом на имущество предприятий не облагается, в частности, имущество бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления.
     
     В соответствии с п. 3 Положения о государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.08.1998 N 938, в систему госэнергонадзора входят управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации (государственные учреждения), уставы которых утверж-даются Минтопэнерго России (в настоящее время Минэнергетики России).
     
     Органы и учреждения госэнергонадзора в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ и указанным Положением.
     
     Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 08.05.1996 N 560 "О реорганизации органов государственного энергетического надзора в Российской Федерации" управления государственного энергетического надзора в субъектах Российской Федерации финансируются за счет средств, включаемых региональными энергетическими комиссиями в тарифы на электрическую и тепловую энергию по нормативам, устанавливаемым региональными энергетическими комиссиями, которые аккумулируются на специальном счете, открываемом в установленном порядке.
     
     Учитывая изложенное, имущество управлений госэнергонадзора в субъектах Российской Федерации в соответствии с п. "а" ст. 4 упомянутого Закона не подлежит обложению налогом на имущество предприятий как имущество органов исполнительной власти.
     

     В каком порядке предоставляются льготы по налогу на имущество предприятиям, занимающимся забоем скота, переработкой мяса, полученного от забоя скота, переработкой покупного мяса? Как рассчитывается выручка от переработки сельскохозяйственной продукции в общем объеме реализованной продукции для определения права на льготу, если продукция убойного цеха не реализуется, а идет в дальнейшую переработку вместе с покупным сырьем?
     
     Относятся ли предприятия мясной промышленности к сезонным предприятиям?

     
     В соответствии с п. "а" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 налогом не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Пунктом "в" ст. 5 названного Закона установлено, что стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.
     
     Согласно п. 6 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий", изданной на основании указанного Закона, к сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301. В целях правильного применения льгот предприятия обязаны обеспечить раздельный учет указанного в данном пункте имущества.
     
     Если предприятие закупает у организаций (или населения) крупнорогатый скот, относящийся в соответствии с указанным Классификатором к сельхозпродукции, забивает этот скот, перерабатывает и изготавливает из него колбасные изделия и выручка от реализации этих изделий составляет за год не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), то оно полностью освобождается от уплаты налога на имущество предприятий.
     
     Если предприятие закупает у организаций (или населения) не живой скот, а мясо крупнорогатого скота (как импортное, так и отечественное), изготавливает из него колбасные изделия, оно не освобождается от уплаты налога на имущество предприятий, так как мясо согласно упомянутому Классификатору не относится к сельхозпродукции.
     
     В случае если предприятие закупает живой крупнорогатый скот, а также мясо такого скота, перерабатывает и изготавливает из них колбасные изделия, то стоимость имущества, связанного с переработкой живого скота и изготовлением этих изделий, исключается из налоговой базы по налогу на имущество предприятий, а стоимость имущества, используемого для переработки мяса и получения из него колбасных изделий, облагается налогом в общеустановленном порядке. Льгота по налогу предоставляется при условии ведения предприятием раздельного учета.
     
     Налог на имущество предприятий отнесен законодательством к числу региональных налогов и полностью поступает в бюджеты субъектов Российской Федерации. Если в отдельных случаях сложно определить удельный вес выручки от переработки сельхозпродукции, организациям рекомендуется по согласованию с налоговыми органами по месту учета устанавливать порядок ведения раздельного учета указанного имущества или методику определения удельного веса выручки от переработки сельхозпродукции (например, исходя из удельного веса стоимости или количества закупаемого живого скота в общем объеме приобретаемого скота и мяса, используемого в производстве мясопродуктов).
     
     Правительство РФ постановлением от 06.04.1999 N 382 "О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" утвердило перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый при предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога, согласно которому организации мясной промышленности отнесены для указанных целей к сезонному производству.