Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О квалификации налоговых преступлений и правонарушений


О квалификации налоговых преступлений и правонарушений

     

В.В. Михалев,
заместитель Директора ФСНП России по следствию,
заслуженный юрист Российской Федерации

А.П. Даньков,
заместитель начальника Следственной части ГСУ ФСНП России

Р.В. Касютина,
начальник отдела организационно-зонального контроля
ГСУ ФСНП России

     Как указывается в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.1997 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Российской Федерации уголовного законодательства об ответственности за уклонение от уплаты налогов", общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции Российской Федерации). Таким образом, согласно ст. 198 и 199 УК РФ под уклонением от уплаты налогов следует понимать невыполнение лицом определенных действий, исполнить которые оно обязано в силу закона. Следовательно, уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды - это невыполнение обязанности по своевременной и полной уплате в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд определенной денежной суммы, исчисленной в установленном законодательством порядке, которое может выражаться как в действиях, так и в бездействии.
     
     В соответствии с п. 13 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации уклонение от уплаты налога связано с невыполнением виновным определенных норм налогового законодательства.
     
     Согласно ст. 106 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговым правонарушением признается виновно совершенное, противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
     
     В главе 16 НК РФ содержится перечень налоговых нарушений и мер ответственности за их совершение.
     
     Согласно НК РФ налоговыми правонарушениями признаются следующие деяния:
     
     - нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (ст. 116);
     
     - уклонение от постановки на учет в налоговом органе (ст. 117);
     
     - нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (ст. 118);
     
     - непредставление налоговой декларации (ст. 119);
     
     - грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст. 120) (под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика);
     
     - неуплата или неполная уплата налога (в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или иных неправомерных действий (бездействия) (ст. 122);
     
     - невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов (ст. 123);
     
     - незаконное воспрепятствование доступу должностного лица налогового органа, таможенного органа, органа государственного внебюджетного фонда на территорию или в помещение (ст. 124);
     
     - несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест (ст. 125);
     
     - непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (ст. 126);
     
     - уклонение от явки, неправомерный отказ от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний (ст. 128);
     
     - отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода (ст. 129);
     
     - неправомерное несообщение сведений налоговому органу (при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ) (ст. 129-1).
     
     В редакции Федерального закона от 13.06.1996 N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации" объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, выражается в следующих действиях, которые, по существу, являются способами совершения данного преступления, а именно:
     
     - в непредставлении декларации, когда подача декларации является обязательной;
     
     - во включении в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах.
     
     В редакции этого же Федерального закона объективная сторона состава преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, выражается в следующих действиях, которые также являются способами совершения данного преступления, а именно:
     
     - во включении в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах;
     
     - в сокрытии других объектов налогообложения.
     
     По существу, в данных составах преступления объективная сторона выражается в сокрытии объектов налогообложения, что влечет за собой уклонение от уплаты налогов.
     
     Из вышесказанного следует, что перечень налоговых правонарушений шире, чем способы совершения налоговых преступлений*.
     _____
     * В следственной практике встречаются такие способы совершения преступлений, предусмотренных ст. 198, 199 УК РФ, как сокрытие информации о деятельности налогоплательщика путем уклонения от постановки на учет в налоговом органе, сокрытие информации о финансовых результатах от деятельности налогоплательщика путем непредставления сведений об открытии счета в банке, на который поступает не отражаемая в бухгалтерском учете выручка, непредставление налоговой декларации; грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, под которым понимается отсутствие первичных документов, или счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика); неуплата или неполная уплата налога (в результате занижения налогооблагаемой базы, иного неправильного исчисления налога или иных неправомерных действий (бездействия).

     
     В связи со вступлением в силу Федерального закона от 25.06.1998 N 92-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" с 27 июня 1998 года действуют новые редакции статей 198 и 199 УК РФ, имеющие ряд существенных различий от диспозиций этих же статей в старой редакции. Так, если в диспозиции ст. 199 УК РФ в редакции Федерального закона N 64-ФЗ объективная сторона уклонения от уплаты налогов, по сути дела, выражается в сокрытии объектов налогообложения, поскольку внесение искаженных данных о доходах и расходах в декларацию либо бухгалтерские документы влечет за собой формирование недостоверных финансовых результатов и, следовательно, сокрытие объектов налогообложения, то в редакции Федерального закона N 92-ФЗ диспозиция ст. 199 УК РФ содержит ряд новых квалифицирующих признаков, а именно: введены новые квалифицирующие признаки объективной стороны состава преступления - уклонение от уплаты налогов иным способом, уклонение от уплаты страхового взноса в государственные внебюджетные фонды.
     
     Особого анализа и осмысления требует расшифровка нового квалифицирующего признака "уклонение от уплаты налогов иным способом". По нашему мнению, объективная сторона квалифицирующего признака "иной способ" уклонения от уплаты налогов может выражаться как в действии, так и в бездействии и представляет собой умышленное неисполнение лицом, на которое возложена конституционная обязанность уплаты законно установленных налогов, своих обязанностей при возможности их исполнить. Поэтому состав преступления будет и в случае, если налогоплательщик своевременно и в полном объеме исчислил подлежащие к уплате налоги и взносы, представил необходимые расчеты в органы, осуществляющие контроль за поступлением налогов и взносов в бюджеты и внебюджетные фонды, но, имея возможность уплатить исчисленные суммы, уклоняется от их уплаты.
     
     При этом следует обратить особое внимание на то, что ряд налогов и все страховые взносы в государственные внебюджетные фонды в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и порядка формирования финансовых результатов предприятия относятся на себестоимость продукции (работ, услуг)*.
     _____
     * К налогам, включаемым в себестоимость продукции (работ, услуг), помимо обязательных платежей в государственные внебюджетные фонды, относятся: налог на владельцев транспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на приобретение транспортных средств, транспортный налог, таможенная пошлина, государственная пошлина, земельный налог, платежи за право пользования недрами.

     

     Таким образом, налогоплательщик, отразив в бухгалтерском учете начисленные налоги и взносы и отнеся их на себестоимость, уменьшает размер налогооблагаемой прибыли за счет уменьшения валовой прибыли на величину затрат, относимых на себестоимость.
     
     Следовательно, с момента осуществления данной бухгалтерской проводки у налогоплательщика появляется безусловная обязанность уплатить исчисленные и отнесенные на себестоимость платежи, поскольку эти средства с этого момента уже должны поступить в адрес получателя платежа. Однако в случае неуплаты таких платежей при наличии достаточных денежных средств налогоплательщик начинает незаконно пользоваться средствами, подлежащими обязательному внесению в соответствующий бюджет или внебюджетный фонд и фактически получает доход от пользования этими средствами*. Как свидетельствует практика, предприятия-должники по платежам в бюджет и внебюджетные фонды имеют картотеку на расчетном счете, поэтому они принимают все меры к тому, чтобы расчеты в части поступления денежных средств по расчетному счету не проходили. Это достигается различными способами.
     _____
     * Определенный интерес вызывает точка зрения суда, высказанная по одному из рассмотренных уголовных дел. Так, приговором Индустриального суда г. Ижевска был осужден по ст. 199, ч. 1, 165, ч. 3 п. «б» УК РФ гр-н Хафизов. Как установлено в судебном заседании, гр-н Хафизов являлся директором ДП 000 «Прометей-газ». В период с 1 июля 1998 года по 31 марта 1999 года гр-н Хафизов, действуя умышленно и имея реальную возможность уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РФ (ПФР), поступающие в кассу предприятия наличные денежные средства направлял на выплату заработной платы, в результате чего в указанный период не были уплачены страховые взносы в ПФР в размере 361 198 руб. Кроме того, гр-н Хафизов дал указание подчиненным бухгалтерским работникам не перечислять подоходный налог с сумм выплаченной заработной платы, в результате чего в 1997—1999 годах не был уплачен подоходный налог на сумму 389 683 руб. Исследовав в ходе судебного заседания обстоятельства совершения гр-н Хафизовым инкриминируемых ему деяний, суд признал его виновным в совершении преступлений, преду-смотренных ст. 199, ч. 1, 165, ч. 3, п. «б» УК РФ и назначил ему наказание в виде 2 ,5 лет лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.

     
     Следственной практикой установлен ряд способов уклонения от уплаты налогов и взносов иным способом, а именно:
     
     1. Уклонение от уплаты налогов и взносов путем неперечисления на расчетный счет поступивших в течение дня в кассу наличных денежных средств. Как правило, денежные средства выдаются в подотчет на хозяйственные нужды предприятия.
     
     2. Осуществление расчетов через дебиторов. Предприятие, имея ряд дебиторов, финансовое положение которых позволяет производить расчеты в денежной форме, направляет требования о производстве платежа не на свой расчетный счет, с которого в случае поступления денежных средств будет произведено списание в очередности, установленной ст. 855 ГК РФ, а на расчетный счет своего поставщика или иного лица, откуда денежные средства изымаются. Таким образом, денежные средства не поступают в бюджет или внебюджетный фонд, а предприятие ими пользуется и расходует по своему усмотрению.
     
     3. Выплата неучтенной заработной платы путем фиктивного страхования интересов предприятия с последующим перестрахованием в пользу сотрудников предприятия за счет средств предприятия или же иным способом, при котором денежные средства, подлежащие выплате в качестве заработной платы, направляются по фиктивным договорам в другую организацию с последующим расторжением договора и выплатой денежных средств. В нарушение требований Закона РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" источник выплаты дохода не производит исчисление, удержание и перечисление подоходного налога с выплаченного дохода, скрывается реальный фонд заработной платы, с которого производятся выплаты взносов во внебюджетные фонды и необоснованно относятся на себестоимость суммы страховых платежей.
     

     Аналогичным способом происходит уклонение от уплаты налогов и взносов путем внесения взносов в банки якобы за банковское обслуживание с последующей аккумуляцией данных средств на счетах банка и зачислением этих средств на депозитные счета сотрудников предприятия.
     
     Уклонение от уплаты налогов представляет собой цепь действий, носящих продолжаемый характер во времени. Обязанность уплаты налога возникает при наличии объекта налогообложения. Объект налогообложения возникает при наличии определенных юридически значимых обстоятельств, влекущих за собой в установленном законодательством порядке обязанность уплаты налога.
     
     В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
     
     Согласно ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи. В соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями, а также указанием на событие, которое должно быть совершено.
     
     Таким образом, налоговый период является периодом, в течение которого формируется объект налогообложения, определяется налогооблагаемая база по определенному виду налога и производится его исчисление.
     
     Срок уплаты налога в налоговый период не включается, так как в соответствии со ст. 57 НК РФ сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
     
     В соответствии с п. 5 постановления Пленума Верховного

С

уда Российской Федерации N 8 преступления, предусмотренные ст. 198 и 199 УК РФ, считаются оконченными с момента фактической неуплаты налога за соответствующий налогооблагаемый период в срок, установленный налоговым законодательством.
     
     Состав преступления в действиях лица, уклоняющегося от уплаты налогов, будет в случае, если размер неуплаченных налогов будет превышать 1000 МРОТ.
     
     В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 8 (п. 12, абзац 2) "по смыслу закона уклонение от уплаты налогов с организаций может быть признано совершенным в крупном размере как в случаях, когда сумма неуплаченного налога превышает одну тысячу минимальных размеров оплаты труда по какому-либо виду налогов, так и в случаях, когда эта сумма является результатом неуплаты нескольких различных налогов". Таким образом, исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации можно сделать вывод о том, что для признания уклонения от уплаты налогов оконченным преступлением необходимо два условия:
     
     1. Размер всех видов сокрытых налогов должен превышать 1000 МРОТ.
     
     2. Налогоплательщик не исполнил свои обязанности по уплате налогов в установленный законодательством срок.
     
     В соответствии с частью 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога прекращается:
     
     - с уплатой налога или сбора;
     
     - с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате налога и сбора;
     
     - со смертью налогоплательщика или признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. При этом задолженность по имущественным налогам такого лица погашается в пределах стоимости наследственного имущества;
     
     - с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
     
     В соответствии со ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
     
     Таким образом, обязанность уплаты налогов, не уплаченных в одном налоговом периоде, не прекращается и в последующие налоговые периоды.
     
     Следовательно, оконченным состав преступления, предусмотренного ст. 198, 199 УК РФ, будет тогда, когда размер не уплаченного в определенный законодательством срок налога превысит установленные примечаниями к этим статьям размеры независимо от того, сколько налоговых периодов истекло.
     
     При этом следует отметить, что в диспозиции ст. 198 УК РФ отсутствует такой квалифицирующий признак, как неоднократность, поэтому данное преступление по смыслу закона носит продолжаемый характер. Сумма неуплаченного подоходного налога за несколько налоговых периодов (календарный год) может складываться, и в зависимости от размера неуплаченного налога действия виновного следует квалифицировать по части 1 или 2 ст. 198 УК РФ.
     
     Как уже отмечалось выше, сроки уплаты налогов с организации различны, поэтому представляется целесообразным привязывать факты неуплаты налогов к срокам подачи отчетности и расчетов по видам налогов в налоговый орган, поскольку обобщенная информация об объектах налогообложения содержится в отчетности. Отчетность подается в налоговый орган поквартально и ведется нарастающим итогом. Поэтому считается возможным определять момент окончания преступления по сроку фактической неуплаты налогов на дату, установленную для уплаты налогов по истечении налогового периода - квартала, полугодия, 9 месяцев и года, в соотношении с размером неуплаченных налогов.
     
     В правоприменительной практике наиболее спорным является вопрос квалификации деяний, предусмотренных ст. 199 УК РФ, по признаку неоднократности. Высказывается мнение, что поскольку умысел виновного направлен на единый объект преступного посягательства, преступление совершается однородными способами, данное преступление является продолжаемым и не должно квалифицироваться как неоднократное. Действительно, умысел виновного при уклонении от уплаты налогов направлен на неуплату налогов на неопределенный период времени вперед, способы уклонения от уплаты налогов могут являться как однородными, так и любыми другими. Однако данная точка зрения опровергается самим уголовным законом, предусматривающим уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций, поскольку в новой редакции ст. 199 УК РФ выделяются два самостоятельных квалифицированных способа совершения этого преступления - совершение уклонения от уплаты налогов неоднократно (то есть два и более раза) и совершение уклонения от уплаты налогов лицом, ранее судимым за совершение преступлений, предусмотренных ст. 194 и 198 УК РФ. Если признать, что данное преступление является продолжаемым, то неоднократности никогда не будет, поскольку все эпизоды неуплаты налогов при таком подходе за различные налогооблагаемые периоды охватываются единым умыслом, и виновного можно привлечь к уголовной ответственности за единое продолжаемое преступление, то есть по части 1 ст. 199 УК РФ.
     
     Из вышеизложенного можно сделать вывод, что оконченным состав преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, можно признать тогда, когда виновным не уплачены налоги за любой налогооблагаемый период в сумме, превышающей 1000 МРОТ. Таким образом, если в одном квартале не уплачено налогов на сумму, превышающую 1000 МРОТ, состав преступления будет оконченным, если же во втором квартале также не уплачено налогов на сумму, превышающую 1000 МРОТ, преступление будет совершено неоднократно, и так далее. Признавая единство действий и умысла, направленных на уклонение от уплаты налогов, можно сделать вывод и о том, что состав преступления будет и в том случае, если размер неуплаченных налогов в сумме, превышающей 1000 МРОТ, набирается и в результате противоправных действий налогоплательщика в течение ряда лет. Если же размер неуплаченных налогов превышает 5000 МРОТ, действия виновного надлежит квалифицировать по п. "г" ч. 2 ст. 199 УК РФ (в ред. Федерального закона N 92-ФЗ). При этом, если размер неуплаченных налогов, превышающих 5000 МРОТ, складывается из сумм налогов по эпизодам, являющимся оконченными составами преступления, то действия виновного надлежит квалифицировать по п. "в" и "г" части 2 ст. 199 УК РФ.
     
     В последнее время широкое распространение получил такой способ уклонения от уплаты налогов, как осуществление платежей через заведомо неплатежеспособные банки. В соответствии с ч. 2 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика. С учетом данного положения была разработана схема уклонения от уплаты налогов, которая формально основывается на нормах налогового законодательства. В этой схеме участвуют: предприятие-налогоплательщик, так называемый "проблемный (то есть неплатежеспособный) банк", а также ряд подставных фирм. Под термином "проблемный банк" следует понимать кредитную организацию, у которой в установленном порядке аннулирована, отозвана или приостановлена лицензия, либо кредитную организацию, в отношении которой возбуждено производство о несостоятельности (банкротстве). Банк выпускает векселя, эти векселя поступают в подставную фирму, зачастую зарегистрированную на утраченный паспорт, после чего их предлагают предприятию-налогоплательщику. Предприятие-налогоплательщик открывает расчетный счет в "проблемном банке". После этого предприятие-налогоплательщик приобретает векселя банков у подставной фирмы. Оплата подставной фирме, как правило в сумме, равной сумме подлежащего к уплате налога, производится либо безналичным путем на расчетный счет подставной фирмы, либо путем взаимозачета. При этом составляются фиктивные документы о наличии задолженности подставной фирмы перед предприятием-налогоплательщиком. Как свидетельствует практика, предприятие-налогоплательщик реально платит за эти услуги (то есть за оказание содействия в неуплате налогов) около 15-25 % от суммы налогового платежа. Оставшаяся сумма обналичивается и возвращается налогоплательщику в виде неучтенных наличных денег. Получив векселя банка, предприятие-налогоплательщик предъявляет их в банк к оплате. Банк принимает векселя и зачисляет денежные средства на расчетный счет налогоплательщика, после чего налогоплательщик выставляет платежное поручение на перечисление налогов в бюджет, поскольку формально на его расчетном счете имеются денежные средства. Однако на корреспондентском счете банка денежные средства отсутствуют, поэтому в бюджет эти денежные средства не поступают.
     
     При расследовании уголовных дел такой категории необходимо отрабатывать две версии:
     
     1. Предприятие-налогоплательщик, подставная фирма и "проблемный банк" действуют в преступном сговоре, направленном на уклонение от уплаты налогов. В этом случае действия руководителей предприятия-налогоплательщика следует квалифицировать по соответствующим частям ст. 163 и 199 УК РФ, а действия представителей подставной фирмы и руководителей банка - по соответствующим частям ст. 33, 165 и 199 УК РФ как организаторов либо пособников (в зависимости от степени и формы причастности к совершенному преступлению) в уклонении от уплаты налогов с организаций и причинении имущественного ущерба собственнику путем обмана или злоупотребления доверием, без признаков хищения, поскольку в соответствии со ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Непоступление этих средств причиняет ущерб собственнику в лице бюджета соответствующего уровня.
     
     Представляется, что обстоятельствами, указывающими на наличие умысла у руководителя предприятия-налогоплательщика на уклонение от уплаты налогов по этой схеме, могут быть:
     
     - открытие (при наличии нескольких расчетных счетов в других банках) еще одного расчетного счета именно в "проблемном банке", причем это не вызывается экономической необходимостью;
     
     - отсутствие какого-либо движения по вновь открытому счету в "проблемном банке", за исключением предъявления векселя к оплате, что подтверждает умысел руководителей предприятия-налогоплательщика на проведение только одной операции, направленной на погашение налоговой обязанности;
     
     - отсутствие подставной фирмы по ее юридическому адресу, отсутствие ее отчетности в налоговом органе по месту ее нахождения на налоговом учете;
     
     - установленный факт регистрации подставной фирмы по утраченному паспорту или же на подставное лицо;
     
     - документально установленный факт снятия наличных денежных средств, поступивших на расчетный счет подставной фирмы от предприятия-налогоплательщика.
     
     2. В то же время необходимо отрабатывать и версию о том, что предприятие-налогоплательщик является добросовестным плательщиком и его руководители не вступали в преступный сговор с руководителями "проблемного банка". В случае если банк не имеет средств на своем корреспондентском счете, необходимо иметь в виду следующее: в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.02.1999 N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" под несостоятельностью (банкротством) кредитной организации понимается признанная арбитражным судом ее неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее - банкротство). Кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения. Согласно ст. 4 вышеуказанного Федерального закона, в случае если кредитная организация не удовлетворяет неоднократно на протяжении последних шести месяцев требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в срок до трех дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах кредитной организации; допускает абсолютное снижение собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20 % при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России; нарушает норматив достаточности собственных средств (капитала), установленный Банком России; нарушает норматив текущей ликвидности кредитной организации, установленный Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10 %, осуществляются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:
     
     1) финансовое оздоровление кредитной организации;
     
     2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией (далее - временная администрация);
     
     3) реорганизация кредитной организации.
     
     Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований принимают необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению и (или) реорганизации кредитной организации.
     
     Принимая к оплате векселя, банк удовлетворяет требования своего кредитора. Однако в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.01.1998 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязанности по уплате обязательных платежей, которые возникли до назначения временной администрации. Иными словами, мораторий распространяется на все денежные обязательства и обязательные платежи кредитной организации, возникшие до момента назначения временной администрации, независимо от срока исполнения указанных обязательств или обязательных платежей. Таким образом, принимая к исполнению задолженность перед кредитором - предприятием-налогоплательщиком, кредитная организация действует в нарушение установленного порядка. Кроме того, согласно п. 2 ст. 27 Федерального закона от 08.07.1999 N 144-ФЗ "О реструктуризации кредитных организаций" в состав обязательных платежей кредитной организации, на которые распространяется мораторий, включаются как задолженность кредитной организации, выступающей в качестве самостоятельного налогоплательщика, так и задолженность кредитной организации по уплате в федеральный бюджет (внебюджетные фонды) сумм налогов и сборов ее клиентов. Таким образом, кредитная организация, неправомерно удовлетворяя денежные требования клиента - предприятия-налогоплательщика, неправомерно ущемляет интересы бюджета соответствующего уровня. В этом случае действия руководителя кредитной организации следует квалифицировать согласно ч. 2 ст. 195 "Неправомерные действия при банкротстве" УК РФ.
     
     Если у кредитной организации аннулирована, отозвана или приостановлена лицензия, эта организация не имеет права на осуществление банковской деятельности. В этом случае действия руководителя кредитной организации следует квалифицировать по ст. 172 "Незаконная банковская деятельность" УК РФ.
     
     При предъявлении предприятием-налогоплательщиком к оплате векселя и при его принятии к оплате банком, право собственности на денежные средства, обеспеченные векселем, переходит к предприятию-налогоплательщику. Предприятие-налогоплательщик выносит распоряжение относительно своей собственности - передать ее (то есть определенные денежные средства) в собственность бюджета соответствующего уровня. На этом этапе происходит смена собственника на эти денежные средства: один собственник (предприятие-налогоплательщик) передает право собственности новому собственнику (бюджету соответствующего уровня, то есть государству, органу власти субъекта Российской Федерации либо органу местного самоуправления). В соответствии со ст. 214 ГК РФ средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Согласно ст. 60 НК РФ банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты. Поручение на перечисление налога или решение о взыскании налога исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или налогового агента банки не вправе задерживать исполнение поручения на перечисление налогов в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды). Таким образом, в данной ситуации действиями банка причиняется имущественный ущерб собственнику в лице казны Российской Федерации, субъекта Федерации в виде неправомерного удержания принадлежащей им собственности - денежных средств.
     
     Из вышеизложенного следует, что, удовлетворяя требования одного кредитора и заведомо зная о том, что интересы другого собственника - бюджета соответствующего уровня ущемляются, работники кредитной организации, обязанные соблюдать требования законодательства, злоупотребляют своими полномочиями, причиняя существенный вред охраняемым законом интересам государства, и, следовательно, их действия надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 201 УК РФ. В случае если банк завладел денежными средствами, подлежащими зачислению в соответствующий бюджет или государственный внебюджетный фонд, путем обмана или злоупотребления доверием, действия руководителей кредитной организации необходимо квалифицировать по соответствующим частям ст. 159, 160 или 165 УК РФ.