Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам


Зарубежный опыт оказания помощи налогоплательщикам

     

Ю.Л. Матюшенкова,
советник налоговой службы I ранга

1. Работа с налогоплательщиками

     
     Начиная с 80-х годов налоговые органы развитых стран оказались перед необходимостью проведения модернизации своей деятельности, при этом значительное внимание было уделено совершенствованию взаимоотношений с налогоплательщиками. Кроме "кнута" (принуждения к соблюдению налоговой дисциплины под угрозой санкций), стал использоваться и "пряник" - предоставление необходимых налогоплательщику услуг. При этом под услугами понимается предоставление требуемой информации, обучение налогоплательщиков, а также оказание иной помощи.
     
     Основная форма предоставления услуг налогоплательщику - деятельность специального подразделения налогового органа, ответственного за работу с налогоплательщиками. Именно специалисты таких подразделений оказывают помощь в заполнении деклараций, предоставляют информационные материалы, организуют и проводят семинары, работают со средствами массовой информации. При наличии у налогоплательщиков конкретных вопросов по налогообложению такие подразделения могут связаться с профильным подразделением налогового органа для квалифицированного ответа на вопрос. Однако помощь налогоплательщикам, как правило, носит характер "справок", а не консультаций. Исключение, пожалуй, составляет только Дания, где в составе налогового органа, каковым является Министерство финансов, имеется Департамент налоговых консультаций. А вот в Великобритании хотя и существуют консультационные подразделения в составе налоговых служб, но они консультируют не налогоплательщиков, а собственные оперативные подразделения, а также руководство Министерства по налоговой политике.
     
     Формы работы с налогоплательщиками могут быть разнообразными.
     
     Прежде всего это оказание помощи и информирование на центральном, региональном и местном уровнях.
     
     Хороший эффект приносит издание специальной литературы - разъяснений законодательства, рекомендаций квалифицированных специалистов. Такого рода брошюры можно бесплатно получить в налоговых инспекциях.
     
     Важное место занимает обучение, в том числе проведение разного рода семинаров и тренингов для различных видов налогоплательщиков. В Австралии, например, существует программа консультирования по бухгалтерскому учету для вновь созданных предприятий. В рамках этой программы специалисты налоговых инспекций выходят на предприятия для разъяснения требований учета, ответов на вопросы работников. Это не контрольные, а именно консультативные посещения, по результатам которых санкции налагаться не могут. Кроме того, в Австралии принята и действует "Хартия налогоплательщиков", которая определяет права налогоплательщиков, стандарты и правила их обслуживания в налоговых органах.
     

2. Регулирование налогового консультирования

     
     Ввиду того, что налоговым органам не свойственно оказание консультационных услуг (услуги, которые они оказывают налогоплательщикам, нельзя отнести к консультационным), а потребность в налоговых консультациях имеется, возникает особая специальность - налоговый консультант.
     
     Как регулируется его деятельность? Оказывается, в большинстве развитых стран консультирование по вопросам налогообложения может осуществляться только специально уполномоченными законом лицами. В той или иной форме государство берет под контроль налоговое консультирование и устанавливает такие правила, по которым оно становится, во-первых, важным и ответственным занятием, а во-вторых, люди, выбирающие для себя это занятие, обязаны подтвердить свой высокий профессиональный уровень.
     
     Так, в Австрии принят Закон о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением, в Германии применяется Закон о консалтинговых услугах в области налогообложения.
     
     Во Франции профессия налогового консультанта существовала до 1992 года, когда в результате реформы все разнообразные юридические профессии были объединены под одним названием "юрист". Поскольку налоговые консультанты относились к числу юристов, то с 1992 года такого названия профессии более не существует, а налоговые консультации вправе давать юристы, прежде всего специализирующиеся по налоговому праву. На практике, однако, юристы консультируют, в основном, крупные компании по глобальным вопросам, например по налоговому планированию.
     
     В Нидерландах законодательство о налоговом консультировании отсутствует, но это не значит, что консультации по налогообложению не даются. Потребность в них имеется, есть и налоговые консультанты. Их деятельность не регулируется законом. Голландские налоговые консультанты объединены в саморегулируемые организации, которые устанавливают требования к консультантам, условия и стандарты консультирования и следят за их соблюдением. Функционируют четыре крупные организации, объединяющие налоговых консультантов: Голландская ассоциация налоговых советников, Голландская федерация налоговых советников, Голландская коллегия налоговых советников, Голландское общество налоговых советников. В каждой из них приняты свои внутренние кодексы или уставы поведения, работают дисциплинарные и апелляционные коллегии. Для вступления в эти организации требуется, как правило, университетская степень. Членство в организациях является персональным. Обычно член одной из них не может вступить в другую.
     
     Отличительная особенность голландских организаций, объединяющих налоговых консультантов, заключается в их совместном с государственными органами участии в обсуждении актуальных вопросов налогообложения - от нового законодательства до вопросов взаимоотношений с налогоплательщиками.
     
     Такой опыт особенно интересен, поскольку подтверждает, что наличие сильной независимой организации, объединяющей профессионалов в какой-либо области, позволяет осуществлять эффективное регулирование их деятельности и оказывать существенное влияние на формирование государственной политики в данной области.
     
     Интересны и требования, предъявляемые законодательством разных стран к тем фирмам, которые вправе оказывать налоговые консультационные услуги. Как правило, консультации по налогообложению могут оказывать полные товарищества и товарищества с ограниченной ответственностью, включая те из них, которые создаются представителями таких профессий, как юристы, налоговые советники и т.п., компании с ограниченной ответственностью, акционерные компании. В Германии членами управляющего органа фирмы, менеджерами, членами полного товарищества могут быть налоговые консультанты, а также юристы, бухгалтеры и аудиторы, но их число не должно превышать число налоговых консультантов. Весь капитал должен находиться в руках налоговых консультантов, юристов, бухгалтеров, аудиторов и не может принадлежать иным лицам. Во Франции не менее двух третей акционерного капитала организации, дающей консультации по налогообложению, должно принадлежать бухгалтерам. Для организаций, дающих юридические консультации, эта норма еще жестче - юристам должно принадлежать не менее трех четвертей капитала.
     
     Страхование ответственности налоговых консультантов - обязательное требование в Австрии, Германии, Франции.
     

3. Требования к налоговым консультантам

     
     Анализ правовых норм, регулирующих деятельность по налоговому консультированию в зарубежных странах, позволяет сделать вывод, что практически нигде случайный человек не вправе объявить себя налоговым консультантом. Понимая, что налоговое консультирование представляет собой отдельный и очень важный вид деятельности, законодатель установил такие условия, при которых специалист, занимающийся налоговым консультированием, должен подтвердить свое соответствие ряду профессиональных требований. Это обязательное условие соблюдается и в том случае, если профессии налогового консультанта как таковой не существует (во Франции). Тогда налоговым консультированием занимаются представители профессий, для которых характерен жесткий формальный отбор - юристы, бухгалтеры и т.п.
     

4. Австрия: регулирование деятельности в сфере налогового консультирования

     
     Регулирование деятельности в сфере налогового консультирования осуществляется на основании Закона о профессиональной деятельности, связанной с экономическим управлением. Экономическим управлением, занимаются, в частности, аудиторы, бухгалтеры, лица, уполномоченные самостоятельно работать в качестве консультантов по налоговым вопросам (далее - консультанты по налоговым вопросам).
     
     На консультантов по налоговым вопросам возложены две группы полномочий:
     
     1) консультанты по налоговым вопросам имеют право осуществлять разнообразные виды деятельности - консультировать и оказывать иную помощь в области налогового права, составления балансов, бухучета, внутренней системы контроля, уплаты взносов, страхования, санации предприятий. Они вправе давать правовые консультации по вопросам экономического управления, а также выполнять функции представительства в различных государственных органах по вопросам, связанным с налогообложением. Консультанты составляют экспертные заключения по ведению бухучета и составлению баланса, по налоговому праву;
     
     2) консультанты по налоговым вопросам имеют право заниматься бухгалтерией и составлять бухгалтерские балансы; консультировать по организации внутренней системы контроля, по вопросам социального страхования; давать правовые консультации, связанные с экономическим управлением; представительствовать в различных инстанциях по вопросам экономического управления; осуществлять управление имуществом.
     
     Как видно из приведенного перечня, круг полномочий налоговых консультантов широк - от решения вопросов, непосредственно связанных с исчислением и уплатой налогов, взаимоотношениями с административными органами, до комплексных экономических проблем управления производством или имуществом.
     
     Стать налоговым консультантом непросто. В Австрии консультанты по налогообложению должны отвечать следующим требованиям: полная право- и дееспособность, особая надежность, прочное финансовое положение, страхование ответственности от денежной компенсации ущерба, местонахождение в стране-участнице ЕЭС. Кроме того, необходимо сдавать специальные экзамены по программе советников по налогообложению. Но к сдаче такого экзамена допускаются не все желающие, а только те, кто окончил университет или высший технический колледж Австрии по специальности, связанной с налогообложением, имеет опыт работы в качестве помощника налогового консультанта не менее 3 лет или опыт работы в качестве бухгалтера не менее 12 месяцев.
     
     Законодательством предписывается создание Палаты доверенных лиц по экономическим вопросам, которая издает директивы по выполнению профессиональных обязанностей доверенных лиц по экономическим вопросам. В директиву обязательно включаются нормы, регламентирующие поведение при деловых отношениях с заказчиком, а также по отношению к другим лицам, с которыми контактирует консультант, меры предосторожности для защиты уполномоченных лиц от использования их организованной преступностью и от втягивания в преступную деятельность.
     
     Австрийское законодательство регламентирует и некоторые аспекты взаимоотношений консультанта с клиентом. Основное требование - не принимать на себя поручения, выполнение которых "связывало" бы консультанта в соблюдении директив профессионального характера, а также выполнять только такие поручения, объем которых обеспечен страхованием ответственности консультанта.
     
     Отсюда можно сделать вывод о том, что правовое регулирование налогового консультирования имеет рамочный характер, то есть устанавливает правовые рамки, за пределы которых выходить нельзя, но внутри которых существует свобода для действий консультантов и их профессиональной организации.
     
     Какие же пределы для действий консультантов установлены законом? Регламентируются:
     
     обязательные условия отказа от проведения проверки или экспертизы (зависимость от проверяемого лица или влияние на проверяемое лицо, заинтересованность, ведение бухучета на проверяемом предприятии);
     
     возможные причины отказа от принятого поручения (поручение сделалось невыполнимым, болезнь консультанта, выявившиеся факты умышленного предоставления консультанту неверной или неполной информации).
     
     Согласно закону консультантам предписано рассматривать предоставленные им документы, в том числе числовые данные, как верные и полные. Таким образом, ответственность за консультацию, оказавшуюся неверной по причине неадекватности исходных документов, автоматически ложится на клиента, предоставившего такие документы.
     
     На консультантов распространяется обязанность сохранения в тайне всех сведений о клиенте и его делах, при этом процессуальным законодательством может быть определено, в какой мере консультанты освобождаются от обязанности давать свидетельские показания.
     
     Палата доверенных лиц по экономическим вопросам не только регламентирует, но и контролирует деятельность таких лиц, а также вправе временно запретить им выполнение их функций в следующих случаях: потери дееспособности, нахождения под следствием или арестом за совершение уголовно-наказуемого деяния, в том числе финансового или совершенного с целью обогащения; при открытии конкурсного производства (то есть при банкротстве) или при недостаточности имущества. Такой запрет (отсрочка) отменяется после того, как отпали основания для запрета. Постоянные члены Палаты подпадают под действие дисциплинарного права, но это не относится к добровольным членам. За совершение дисциплинарных нарушений может быть вынесено предупреждение или наложен штраф.
     

(Окончание следует)