Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О порядке перечисления в федеральный бюджет доходов от использования и продажи федерального имущества

     

О порядке перечисления в федеральный бюджет доходов от использования и продажи федерального имущества

     

В.И. Майоров,
советник налоговой службы I ранга

     

     Зачисляются ли в доходы бюджета закрытого административно-территориального образования (ЗАТО) арендная плата от сдачи в аренду федеральной собственности, расположенной на его территории, а также дивиденды по находящимся в федеральной собственности акциям?

     
     В соответствии с приложением N 2 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" в доход бюджетов Российской Федерации зачисляются, кроме налоговых доходов, иные доходы. В состав иных доходов, в частности, входят доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и доходы от дивидендов по акциям, принадлежащим государству.
     
     При этом необходимо учитывать, что согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании" в доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и другие поступления с его территории.
     
     Следовательно, в доходы бюджета ЗАТО должна зачисляться также арендная плата от сдачи в аренду государственного имущества, расположенного на его территории, и дивиденды по находящимся в государственной собственности акциям.
     
     Однако эта норма Закона в 2000 году не действует.
     
     Статьей 58 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" приостановлено на 2000 год действие абзаца второго п. 1 ст. 5 Закона РФ от 14.07.1992 N 3297-1 "О закрытом административно-территориальном образовании", а также действие п. 1 ст. 142 Бюджетного кодекса Российской Федерации для органов местного самоуправления ЗАТО, за исключением ЗАТО, на территориях которых расположены федеральные ядерные центры.
     

     Должна ли арендная плата, рассчитанная в установленном порядке, включать амортизационные отчисления и эксплуатационные затраты? Следует ли руководствоваться письмом Минфина России от 04.10.1995 N 3-Е1-5 "Об арендных платежах" в части уменьшения арендной платы на сумму амортизационных отчислений балансодержателя?

     
     В ст. 10 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" доходы от сдачи в аренду федеральной собственности учтены в полном объеме.
     
     Законодательством Российской Федерации не установлена обязанность арендатора возмещать балансодержателю начисленные им амортизационные отчисления от стоимости сданных в аренду комитетами по управлению государственным имуществом объектов недвижимости за счет уменьшения арендной платы, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.
     
     Письмо Главного управления федерального казначейства Минфина России от 04.10.1995 N 3-Е1-5 "Об арендных платежах" не зарегистрировано в Минюсте России и поэтому не имеет юридической силы.
     
     Вместе с тем в отдельном договоре по возмещению арендатором эксплуатационных, коммунальных и других административно-хозяйственных услуг может быть предусмотрено и возмещение балансодержателю части амортизационных отчислений, приходящейся на сдаваемые в аренду площади.
     

     В каком порядке с 1998 года по настоящее время должны зачисляться доходы от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности имущества организаций МПС России?

     
     Статьей 105 Федерального закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" предписано отменить в 1998 году льготный порядок распределения доходов от сдачи в аренду федерального имущества, установленный для отдельных предприятий и организаций федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
     
     Данная норма не отменяет вышеуказанный льготный порядок, а лишь предписывает соответствующим органам государственной власти предпринять действия по отмене изданных в соответствии с их компетенцией нормативных правовых актов, устанавливающих указанный порядок. В соответствии с данной статьей вышеуказанные акты должны быть отменены в течение 1998 года. Действие срока, установленного ст. 119 данного Федерального закона, согласно которому акты Президента Российской Федерации и Правительства РФ подлежат приведению в соответствие вышеуказанному Федеральному закону, не распространяется на вышеупомянутые акты, так как ст. 105 установлен специальный срок для их отмены.
     
     Следовательно, льготный порядок, установленный для отдельных предприятий и организаций федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, сохраняет свое действие до их отмены соответствующими органами государственной власти вне зависимости от момента вступления в силу Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год".
     
     Поскольку ни в 1998, ни в 1999 году изменения в Федеральный закон от 25.08.1995 N 153-ФЗ "О федеральном железнодорожном транспорте" внесены не были, средства, полученные от сдачи в аренду имущества предприятиями и организациями железнодорожного транспорта, зачисляются в общую сумму их доходов и могут направляться только на приобретение подвижного состава и контейнеров, развитие производственных мощностей и строительство объектов социальной сферы указанных предприятий, на балансе которых находится это имущество.
     
     Пунктом 14 Графика подготовки нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, необходимых для реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год", утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.03.2000 N 222, Мингосимуществу России, Минфину России поручено совместно с заинтересованными органами исполнительной власти разработать Порядок учета и использования средств, поступающих в доход федерального бюджета от сдачи в аренду находящегося в федеральной собственности недвижимого имущества, закрепленного за государственными архивными учреждениями, организациями Министерства обороны Российской Федерации и Министерства путей сообщения Российской Федерации, а также организациями научного обслуживания Российской академии наук и отраслевых академий наук.
     
     До вступления в силу вышеназванного Порядка при проведении проверок предприятий железнодорожного транспорта необходимо руководствоваться п. 2 ст. 4 Федерального закона N 153-ФЗ и письмом Госналогслужбы России от 11.04.1996 N ВН-4-07/32н.
     

     Имеют ли право комитеты по управлению имуществом оставлять в своем распоряжении часть арендной платы, поступающей от арендаторов государственного (муниципального) имущества?

     
     В соответствии со ст. 8 и 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации определение порядка направления в бюджет субъекта Российской Федерации
(местные бюджеты) доходов от использования собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления).
     
     Таким образом, перечисление части арендной платы комитетам по управлению имуществом, поступающей от арендаторов государственного (муниципального) имущества, правомерно.
     
     Согласно Закону РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) бюджетные и другие некоммерческие организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог с получаемой от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
     
     Комитеты по управлению имуществом и фонды имущества вышеуказанным Законом не освобождены от уплаты налога на прибыль в случае, если они имеют доходы от предпринимательской деятельности.
     
     Согласно ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Понятие "предпринимательская деятельность" определено ст. 2 ГК РФ.
     
     Права комитета по управлению имуществом, распоряжению государственным имуществом и оформлению договоров аренды определены Типовым положением о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.10.1992 N 1231.
     
     Таким образом, доходы получаемые комитетом по управлению имуществом в размере 10 % от арендных платежей, не относятся к доходам от предпринимательской деятельности.
     

     Какими нормативами следует руководствоваться при распределении средств от продажи имущества действующих государственных (муниципальных) предприятий?

     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при распоряжении государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями имуществом, закрепленным за ними на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
     
     Исходя из положений ст. 3 указанного Федерального закона продажа имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственных унитарных предприятий, регламентируется нормами ГК РФ, в частности ст. 295. Таким образом, п. 3.6.2 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, с принятием вышеуказанного Федерального закона применению не подлежит.
     
     Что касается распределения средств, полученных от продажи высвобождаемого имущества, то по объектам, которые могут быть переданы с разрешения собственника, этот вопрос решается при даче согласия на такую продажу. Средства от продажи остального имущества полностью поступают в распоряжение предприятия.
     
     В соответствии с п. 47 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, суммы, вырученные учреждением от реализации неиспользуемого оборудования и других объектов основных средств, а также материалов, полученных от разборки основных средств, остаются в распоряжении учреждения, а суммы, полученные учреждениями от реализации зданий, сооружений, передаточных устройств, находящихся в оперативном управлении, а также от реализации материалов, полученных от разборки этих основных средств, полностью перечисляются в доход соответствующего бюджета.
     

     По лицевому счету комитета по управлению государственным имуществом области числится задолженность по доходам от приватизации государственного имущества, которая образовалась в результате списания сумм с расчетного счета комитета, но не зачислена на соответствующие доходные счета бюджетов по причине отсутствия средств на корреспондентском счете кредитного учреждения. Какой порядок взыскания образовавшейся задолженности по доходам от приватизации?

     
     В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 123-ФЗ денежные средства, полученные в результате приватизации государственного или муниципального имущества, подлежат перечислению соответственно в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, местные бюджеты и являются обязательными платежами.
     
     Согласно п. 4 ст. 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся к неналоговым доходам.
     
     В соответствии со ст. 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы и иные поступления считаются уплаченными в бюджет, государственный внебюджетный фонд с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
     
     Таким образом, если доходы от приватизации, причитающиеся бюджету, были списаны в срок и в полном объеме со счета комитета по управлению государственным имуществом области в коммерческом банке, который не выполнил указания комитета, по причине отсутствия средств на корреспондентском счете, то из вышеприведенных законодательных актов следует, что обязанность комитета по перечислению в бюджет обязательных платежей по доходам от приватизации считается выполненной с момента списания денежных средств со счета плательщика в кредитной организации.
     
     Необходимо также иметь в виду, что по вопросу неправомерного удержания чужих денежных средств и уклонения от их возврата комитет по управлению государственным имуществом области должен был обратиться в арбитражный суд с иском к коммерческому банку в связи с нарушениями условий договора между банком и клиентом.

     
     Какой порядок распределения средств, полученных от продажи не завершенных строительством объектов?

     
     Распределение средств от продажи объектов незавершенного строительства зависит от порядка продажи этих объектов.
     
     Если объекты незавершенного строительства принадлежат Российской Федерации и продаются в порядке приватизации на торгах, то распределение средств осуществляется в соответствии со ст. 126 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год".
     
     Если объект незавершенного строительства продается федеральным государственным унитарным предприятием - его владельцем в соответствии с ГК РФ, распределение средств от его продажи осуществляется в соответствии с нормами распоряжения Мингосимущества России от 15.02.1999 N 241_р "Об утверждении Порядка дачи согласия на продажу недвижимого имущества, закрепленного за федеральным государственным унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения". Согласно п. 4 указанного Порядка комиссия по выработке решения о целесообразности продажи имущества определяет нормативы распределения средств от продажи имущества между федеральным государственным унитарным предприятием и федеральным бюджетом. При этом объем средств, направляемых в федеральный бюджет, не может быть менее 20 % от цены продажи имущества.

     
     По каким нормативам распределяются средства, полученные от продажи земельных участков?

     
     В соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона N 123-ФЗ действие названного Закона не распространяется на приватизацию земли.
     
     Приватизация земельных участков под объектами недвижимого имущества регулируется разделом 4 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, Указами Президента Российской Федерации от 14.02.1996 N 198 "О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности" и от 16.05.1997 N 485 "О гарантиях собственникам объектов недвижимости в приобретении в собственность земельных участков под этими объектами" и постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 N 319 "О порядке определения нормативной цены земли" с учетом Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
     
     Распределение средств, поступающих от продажи земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия, в случае оплаты стоимости земельных участков денежными средствами, осуществляется в соответствии с приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 18.09.1996 N 1368 "О нормативах распределения средств, поступающих от приватизации".

     
     Какой нормативный порядок распределения денежных средств, поступающих от приватизации муниципального имущества?

     
     В соответствии с п. 1 и 2 ст. 13 Федерального закона N 123-ФЗ денежные средства, полученные в результате приватизации муниципального имущества, подлежат перечислению в местные бюджеты и распределяются в соответствии с решениями представительных органов местного самоуправления.
     
     Согласно п. 3 ст. 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации доходы от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности, полностью поступают в местные бюджеты.
     
     Что касается продажи земельных участков, на которых расположены приватизированные предприятия, то, поскольку в настоящее время вопросы разграничения собственности на землю не решены, в соответствии со ст. 214 ГК РФ данные земельные участки являются государственной собственностью. Средства от этих продаж распределяются в соответствии с нормативами, установленными приложением N 2 к Указу Президента Российской Федерации N 1368.