Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования в 2000 году


Порядок уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд и фонды обязательного медицинского страхования в 2000 году

     

Н.В. Криксунова,
советник налоговой службы I ранга

     

1. Общие положения

     
     Основными документами, регламентирующими вопросы по расчетам с Пенсионным фондом Российской Федерации (далее - ПФР) и фондами обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в 2000 году, являются:
     
     Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2122-1 (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 38-ФЗ);
     
     постановление ПФР от 11.11.1994 N 258 "Об утверждении инструкции “О порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации”" (с изменениями и дополнениями);
     
     Федеральный закон от 30.03.1999 N 56-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год";
     
     Федеральный закон от 20.11.1999 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год";
     
     постановление Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями);
     
     Разъяснения по применению перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации", утвержденные постановлением Правления ПФР от 15.09.1997 N 73;
     
     Федеральный закон от 02.01.2000 N 38-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации";
     
     Федеральный закон от 02.01.2000 N 14-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2000 год";
     
     Инструкция о порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденная постановлением Правительства РФ от 11.10.1993 N 1018;
     
     постановление Правительства РФ от 05.01.2000 N 9 "О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в фонды обязательного медицинского страхования";
     
     письмо ПФР от 23.03.2000 N МЗ-16-27/2425 "О применении Федерального закона от 2 января 2000 г. N 38-ФЗ";
     
     Указ Президента Российской Федерации от 29.01.2000 N 116 "О дополнительных мерах по нормализации расчетов с Пенсионным фондом Российской Федерации";
     
     письмо ПФР от 04.10.1999 N ЕВ-16-27/8891 "Об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации садоводческими и садово-огородными товариществами";
     
     письмо ПФР от 11.01.2000 N ЛЧ-06-27/135 "О порядке учета страховых взносов по дополнительному тарифу";
     
     письмо ПФР от 03.03.2000 N КА-16-27/1630 "О применении Федерального закона от 20 ноября 1999 г. N 197-ФЗ".
     

2. Тарифы и круг плательщиков страховых взносов в ПФР и ФОМС

     
     Круг плательщиков и страховой тариф взносов в ПФР и ФОМС на 2000 год установлены Законом РФ от 20.11.1999 N 197-ФЗ.
     
     Страховые тарифы установлены в следующих размерах:     
     

№ п/п

Плательщики страховых взносов

Тариф

База для исчисления страховых взносов


 

ПФР

ФОМС

ПФР

ФОМС

ПФР

ФОМС



 

Для работодателей-организаций Для работодателей-организаций, занятых в производстве сельскохозяйственной продукции

28%



 

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме. начисленные в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим лицам, за исключением индивидуальных предпринимателей, по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

  
 


 

20,6 %

3,6 %


 



 

Для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации

14%



 

Выплаты, начисленные в пользу членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

-

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы

20,6 %

3,6 %

Доход от предпринимательской либо иной деятельности за вычетом расходов, связанных с его извлечением



 

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения

20,6 %

3,6 %

Доход, определяемый исходя из стоимости патента



 

Индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы и занимающиеся частной практикой нотариусы, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

28%

3,6 %

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования



 

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянские (фермерские) хозяйства

20,6 %

3,6 %

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, и крестьянских (фермерских) хозяйств по всем основаниям независимо от источников финансирования



 

Родовые, семейные общины коренных малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, крестьянские (фермерские) хозяйства, осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг

20,6 %

3,6 %

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников и иных физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования



 

Адвокаты

20,6 %

3,6 %

Выплаты, начисленные в пользу адвокатов



 

Граждане (физические лица), осуществляющие прием на работу по трудовому договору или выплачивающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

28%

3,6 %

Выплаты в денежной и (или) натуральной форме, начисленные в пользу работников и иных физических лиц/ за исключением индивидуальных предпринимателей, по всем основаниям независимо от источников финансирования



 

Граждане (физические лица), работающие по трудовым договорам или получающие вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторским договорам

1 %




 

Выплаты, начисленные в пользу указанных граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования


     При применении в работе вышеназванной таблицы следует иметь в виду следующие особенности порядка исчисления налогооблагаемой базы отдельными категориями плательщиков.
     
     Примерный порядок расчета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, изложен в письме ПФР от 31.12.1999 N КА-16-27/11925. Данным письмом определено, что ставки подоходного налога, установленные Федеральным законом от 25.11.1999 N 207-ФЗ на 2000 год, используются применительно к стоимости патента, подлежащей уплате за период с 1 января по 31 декабря 2000 года.
     
     
     Пример.
     
     Стоимость патента с 1 января по 31 декабря 2000 года составляет 5999 руб.;
     
     доход за период с 1 января по 31 декабря 2000 года - 49 992 руб. (5999 х 100 : 12);
     
     страховые взносы за 2000 год - 10 298 руб. (49 992 руб. х  20,6 %).     
     

Примеры расчета доходов индивидуальных предпринимателей-субъектов малого предпринимательства, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, исходя из стоимости патента по действующим нормативам на 2000 год

     

    (в руб., в масштабе цен 2000 года)

     
     

Стоимость патента на 2000 год

Сумма дохода, соответствующая стоимости патента

(до 6000)

13 167

1580



 

Расчет:



 

1580х 100 : 12 =13 167



 

5008


41 733

Расчет:



 

5008х100: 12 =41 733



 

(с 6001 по 26 000)

83 275

12 655




 

Расчет:



 

12 655 -6000 =6655



 

6655х100: 20=33 275



 

33 275+50000=83 275



 

21 728

128 640

Расчет:



 

21 728-6000=15 728



 

15 728 х 100: 20=78640



 

78 640+50000=128640



 

(с 26 001 по 14981 000)

249 143

55 743




 

Расчет:



 

55 743 -26000=29743



 

29 743х100: 30=99 143



 

99 143+150000=249143



 

(с 14981 001 и выше)

49 940 000

14982000




 

Расчет: 14982000х100: 30



 


     Шкала ставок подоходного налога на совокупный доход, полученный в 2000 году     
     

Размер облагаемого совокупного дохода, полученного в календарном году

Ставки налога

До 50000 руб.

12%

От 50 001 руб. до 150 000 руб.

6000 руб. + 20 % с суммы, превышающей 50 000 руб.

От 150 001 руб. и выше

26 000 руб. + 30 % с суммы, превышающей 150 000 руб.


     Что касается плательщиков страховых взносов в ПФР и ФОМС, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, то порядок их расчетов с данными фондами следующий.
     
     Статья 5 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ содержит норму, согласно которой плательщики страховых взносов в ПФР и ФОМС, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход в соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", уплачивают страховые взносы по ставкам и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом.
     
     Так, Федеральным законом от 31.07.1998 N 148_ФЗ (в ред. от 31.03.1999 N 63-ФЗ) определено, что со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные социальные внебюджетные фонды.
     
     При этом ст. 7 указанного Федерального закона предусмотрено распределение зачисления части суммы уплачиваемого ими единого налога на вмененный доход в ПФР и ФОМС.
     

     Таким образом, плательщики единого налога на вмененный доход не являются плательщиками страховых взносов в ПФР и ФОМС.
     
     Страховые взносы в ПФР по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, считаются уплаченными только при условии уплаты в полном объеме страховых взносов по основному тарифу за отчетный период и отсутствия просроченной задолженности по страховым взносам за предшествующие периоды.
     

3. Льготы по начислению страховых взносов в ПФР

     
     В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ от уплаты страховых взносов в ПФР и ФОМС в 2000 году освобождаются:
     
     а) организации любых организационно-правовых форм в части выплат, начисленных по всем основаниям, независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, в пользу работников, являющихся инвалидами I, II и III групп и получающих пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
     
     б) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 %, их региональные и территориальные организации, а также организации (если численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 %, а их доля в фонде оплате труда - не менее 25 %), уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общественных организаций, и организации, единственным собственником имущества которых являются данные общественные организации;
     
     в) индивидуальные предприниматели, в том числе иностранные граждане, лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, являющиеся инвалидами I, II и III групп и получающие пенсии по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации постановлением от 23.12.1999 N 18-П признал не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее ст. 19 (части 1 и 2), пункты "б" и "в" ст. 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" в той части, в какой они не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды работающих инвалидов I, II и III групп - индивидуальных предпринимателей, в том числе иностранных граждан, лиц без гражданства, проживающих на территории Российской Федерации, частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, получающих пенсии по старости, а также в той части, в какой они не освобождают от уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, не входящие в состав общероссийских общественных организаций инвалидов.
     
     Согласно части 2 ст. 87 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное постановление Конституционного Суда Российской Федерации является основанием для отмены в установленном порядке положений нормативных актов, носящих дискриминационный характер в отношении иных категорий работающих инвалидов I, II и III групп, получающих пенсии по инвалидности или по старости.
     
     Согласно частям 1 и 2 ст. 79 Федерального конституционного закона N 1-ФКЗ указанное постановление Конституционного Суда Российской Федерации является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения и действует непосредственно.
     
     Таким образом, с 23 декабря 1999 года от уплаты страховых взносов освобождаются общественные организации инвалидов, в том числе не относящиеся к общероссийским.
     
     Льгота для работодателей в части выплат работающим инвалидам I, II, III групп осталась неизменной, так как п. "а" ст. 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ Конституционный Суд Российской Федерации не рассматривал.
     
     Кроме того, льгота для организаций, уставный капитал или имущество которых принадлежит общероссийским общественным организациям инвалидов, также осталась неизменной.
     
     Вышеназванные нормы, установленные Конституционным Судом Российской Федерации, распространяются и на положения Федерального закона от 20.11.1999 N 197-ФЗ.
     
     Следует обратить внимание на то, что на плательщиков, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход, порядок уплаты страховых взносов которых, а также льготы по уплате устанавливаются иным федеральным законом, нормы, определенные ст. 6 Федерального закона от 20.11.2000 N 197-ФЗ, не распространяются.
     

4. База для начисления страховых взносов в ПФР и ФОМС

     
     База для начисления страховых взносов в ПФР и ФОМС определяется Федеральным законом от 20.11.1999 N 197-ФЗ, а также:
     
     для ПФР - в соответствии с Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ПФР, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07.05.1997 N 546 (далее - Перечень), и постановлением Правления ПФР от 15.09.1997 N 73;
     
     для ФОМС - в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.01.2000 N 9.
     

Сводный перечень выплат

("-" - страховые взносы не начисляются; "+" - страховые взносы начисляются)

     

№ п/п

Перечень выплат

по Перечню ПФР

по Перечню ФОМС

1

Вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых не является выполнение работ или оказание услуг

(п. 21)

(п. 22)



 

Фонд оплаты труда иностранных физических лиц


2

Фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации проектов и программ безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации, в части оплаты труда, осуществляемой за счет средств такой помощи (такого содействия)

Ст. 3 Федерального закона от 04.05.1999 N 95-ФЗ

3

Фонд оплаты труда иностранных физических лиц, привлекаемых на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами государственного управления

Ст.1 Федерального закона от 11.11.1994 N 37-ФЗ




 

Средства избирательных фондов кандидатов и доходы, связанные с проведением избирательных кампаний


4

Средства избирательных фондов кандидатов/ избираемых в федеральные органы государственной власти, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке

(п.22)

(п. 23)

5

Доходы, получаемые от избирательных комиссий членами избирательных комиссий, осуществляющими свою деятельность в указанных комиссиях не на постоянной основе

(п. 22)

(п. 23)

6

Доходы, получаемые физическими лицами от избирательных комиссий, а также из избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов избирательных объединений за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний

(п.22)

(п. 23)

7

Средства избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, полученные и израсходованные на проведение избирательных кампаний, а также учтенные в установленном порядке

(п.22)

+

8

Доходы, получаемые физическими лицами из избирательных фондов кандидатов на должность Президента Российской Федерации, за выполнение указанными лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний

(п. 22)

+



 

Выплаты социального характера


9

Выходное пособие при прекращении трудового договора (контракта)

(п.1)

(п.1)

10*

Денежная компенсация за неиспользованный отпуск (только при увольнении)

(п.1)

(п.1)



 

*При применении п. 1 Перечней необходимо иметь в виду, что денежная компенсация за неиспользованный отпуск выплачивается только в случае увольнения работника (ст. 75 КЗоТ) и на нее страховые взносы не начисляются. В соответствии со ст. 66 КЗоТ всем работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка. Отпуск должен предоставляться ежегодно в установленный срок. В случае отзыва работника из отпуска производится перерасчет выплаченных ему сумм, а оставшаяся часть отпуска используется в согласованный между работодателем и администрацией срок. При этом производится новый расчет заработка. В этом случае выплата не рассматривается как компенсация, и страховые взносы на нее начисляются.

11

Пособия по временной нетрудоспособности

(п. 2)

(п. 2)

12

Государственные пособия гражданам, имеющим детей

(п. 2)

(п. 2)

13

Социальное пособие на погребение

(п. 2)

(п. 2)

14*

Пенсии

(п. 2)

(п. 2)



 

"Страховые взносы, в частности, не начисляются на выплаты, производимые в соответствии с законодательством за счет средств ПФР.

15*

Иные социальные выплаты, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств Государственного фонда занятости населения, ПФР, Фонда социального страхования

(п. 2)

(п. 2)



 

*Я иным выплатам относятся, например, оплата стоимости санаторно-курортного лечения и отдыха, четырех дополнительных выходных дней в месяц, предоставляемых в соответствии со ст. 163.1 КЗ оТ одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами с детства, пособия по безработице, компенсационные выплаты работникам, находящимся в вынужденных отпусках, за счет средств, принадлежащих государственным внебюджетным фондам, указанным в этом пункте.

16*

Единовременные пособия работникам при увольнении в связи с выходом на государственную пенсию

(п. 9)

(п. 9)



 

*В случае если работник после назначения пенсии не расторг трудовые отношения, страховые взносы на выплаченное ему единовременное вознаграждение начисляются.

17

Стоимость оплачиваемых работодателем путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей

+

(п.16)