Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на добавленную стоимость и налоге с продаж


О налоге на добавленную стоимость и налоге с продаж

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

     

     В каком порядке предприятиям розничной торговли и общественного питания следует определять оборот, облагаемый НДС, при реализации товаров, закупленных у индивидуальных предпринимателей?

     
     Согласно Федеральному закону от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" у заготовительных, снабженческо-сбытовых, оптовых и других предприятий при закупке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия у физических лиц, при дальнейшей реализации этой продукции или результатов ее переработки налогооблагаемый оборот определяется не с полной цены реализации, а в виде разницы между ценой реализации и ценой приобретения продукции.
     
     В соответствии с письмом МНС России от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@ "О применении Федерального закона от 2 января 2000 г. N 36-ФЗ" вышеназванная норма применяется всеми налогоплательщиками, в том числе предприятиями розничной торговли и общественного питания, при реализации продукции, закупленной как у физических лиц, так и у индивидуальных предпринимателей.
     
     Кроме того, согласно указанному письму оборот, облагаемый НДС, у предприятий, реализующих принятые на комиссию товары физических лиц и индивидуальных предпринимателей по договору розничной купли-продажи, в том числе непродовольственные товары, определяется исходя из величины дохода, полученного в виде наценок, надбавок, вознаграждений, сборов.
     
     Таким образом, порядок исчисления НДС организациями розничной торговли и общественного питания при реализации товаров, закупленных и принятых на комиссию от физических лиц и индивидуальных предпринимателей, действовавший до 1 января 2000 года, в настоящее время не изменился.

     
     Следует ли применять льготу по НДС при выдаче напрокат кинозрелищным организациям кинофильмов зарубежного производства?

     
     Согласно подпункту "н" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ "О налоге на добавленную стоимость"), от этого налога освобождены театрально-зрелищные, спортивные, культурно-просветительные, развлекательные мероприятия, включая видеопоказ.
     
     Согласно подпункту "н" п. 12 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39) при проведении театрально-зрелищных, спортивных, культурно-просветительных, развлекательных мероприятий от НДС освобождается плата за посещение этих мероприятий. Вместе с тем предприятиями и организациями всех форм собственности производится выдача напрокат без НДС кинофильмов, кино- и видеопрограмм кинозрелищным организациям, телевидению, киноустановкам и видеозалам, видеокассет населению.
     
     Таким образом, от НДС освобождается плата за выдачу напрокат зарубежных и российских (вне зависимости от наличия удостоверения национального фильма) кинофильмов, а также кино- и видеопрограмм кинозрелищным организациям, телевидению, киноустановкам и видеозалам, видеокассет населению.

     
     Организация реализует по договорам комиссии товары, закупленные без НДС. В каком порядке следует начислять НДС: с полного оборота по реализации товаров или с комиссионного вознаграждения?

     
     Согласно ст. 4 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" у предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, налогооблагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров исходя из применяемых цен без включения НДС.
     
     Согласно ст. 7 вышеназванного Закона сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     Таким образом, предприятия при перепродаже товаров, закупленных без НДС (например, у производителя товаров, применяющего льготу по НДС), вносят в бюджет всю сумму НДС, полученную от покупателя.

     
     В каком порядке следует применять льготу по НДС средствам массовой информации при получении денежных средств за размещение в средствах массовой информации рекламных объявлений физических лиц?

     
     Согласно подпункту "э" п. 1 ст. 5 Закона "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождаются обороты по реализации продукции средств массовой информации, за исключением информации рекламного характера.
     
     Порядок применения вышеуказанной льготы предусмотрен в письмах Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н и от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393, согласованных с Минфином России.
     
     Так, согласно п. 8 письма Госналогслужбы России от 07.06.1996 N ПВ-6-03/393 "Разъяснения о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" при отнесении информации, напечатанной в средствах массовой информации, к рекламе необходимо руководствоваться Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе".
     
     Согласно п. 1 письма Госналогслужбы России от 21.03.1996 N ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции", в случае если реклама в отдельном номере периодического издания не превышает 40 % объема отдельного номера, то средства, поступающие от рекламодателей-заказчиков, НДС не облагаются.
     
     Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" действие данного Закона не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
     
     Учитывая изложенное и принимая во внимание, что объявления физических лиц не учитываются при определении общего объема коммерческой рекламы для целей льготного налогообложения продукции средств массовой информации, стоимость заказов на размещение в газетной и журнальной продукции объявлений нерекламного характера подлежит обложению НДС как обычный вид платных услуг, оказываемых редакциями (издательствами) заказчикам.
     
     Одновременно необходимо отметить, что, как показывает практика, в настоящее время получили массовое распространение случаи размещения в средствах массовой информации объявлений физических лиц, являющихся, по существу, рекламой тех или иных фирм и организаций. Поэтому подобные объявления следует рассматривать как рекламную продукцию и учитывать при определении объема рекламы в каждом номере периодического издания для целей применения льгот по налогообложению.
     

     В каком порядке следует исчислять НДС комиссионеру, получающему денежные средства на закупку товаров для комитента и оказывающему услуги по транспортировке этих товаров?

     
     Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами НДС, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В связи с этим при получении денежных средств от комитента на закупку товаров оборотом, облагаемым НДС у такой организации, является полная стоимость товаров, поставляемых комитенту, исходя из применяемых цен.
     
     Что касается услуг по транспортировке указанных товаров, то в соответствии с п. 3 ст. 4 вышеуказанного Закона при осуществлении посреднических услуг налогооблагаемым оборотом является сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов. В связи с этим у комиссионеров, оказывающих услуги по транспортировке товаров не собственными силами, в оборот, облагаемый НДС, включается сумма вознаграждения за оказание таких услуг.
     

     Организация розничной торговли реализует по договорам комиссии с участием в расчетах товары, принятые на комиссию от частных предпринимателей без образования юридического лица. Что будет являться оборотом, облагаемым НДС, у комиссионера? Возникает ли в данной ситуации объект обложения налогом с продаж, если денежные средства за реализованные товары комиссионер (магазин) перечисляет на расчетные счета поставщиков, которые поставляют данные товары индивидуальному предпринимателю?

     
     Согласно письму МНС России от 03.02.2000 N ВГ-6-03/99@ оборот, облагаемый НДС, у предприятий, реализующих принятые на комиссию товары физических лиц и индивидуальных предпринимателей по договору розничной купли-продажи, определяется исходя из величины дохода, полученного в виде наценок, надбавок, вознаграждений, сборов. При этом суммы налога, уплаченные поставщикам материальных ресурсов, стоимость которых относится на издержки обращения, принимаются к зачету (возмещению) в общеустановленном порядке.
     
     Что касается налога с продаж, то, в случае если согласно условиям договора комиссии фактическая реализация товаров покупателям производится комиссионером, участвующим в расчетах, налог с продаж с покупателей должен взиматься комиссионером и уплачиваться им в бюджет в порядке, установленном законом субъекта Федерации, на территории которого действует данный налог и осуществляется продажа товара. При этом налог взимается комиссионером с покупателей исходя из полной цены продажи товара, включающей комиссионное вознаграждение комиссионера. Комитенту при получении выручки от комиссионера как наличными, так и безналичными денежными средствами, по нашему мнению, налог с продаж уплачивать не следует.
     
     Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" объектом обложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. В связи с этим организации, осуществляющие между собой расчеты в безналичной форме, плательщиками налога с продаж не являются.
     
     Согласно ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не следует из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. Поэтому товары (работы, услуги), приобретенные индивидуальными предпринимателями для предпринимательской деятельности, а не для личного или домашнего использования, оплата за которые производится путем перечисления денежных средств на расчетный счет юридического лица, налогом с продаж облагать не следует.
     

     Организации оказаны услуги на сумму более 10 тыс. руб., выписан счет-фактура с указанием сумм НДС, оплата производится наличными денежными средствами в течение нескольких дней в пределах установленного лимита (10 тыс. руб.). В каком порядке подлежат возмещению уплаченные суммы НДС?

     
     Согласно п. 19 Инструкции N 39 при приобретении материальных ценностей (работ, услуг) для производственных целей за наличный расчет НДС принимается у налогоплательщиков к зачету (к возмещению) при наличии приходного кассового ордера и накладной на отпуск товаров, в которых суммы налога указаны отдельной строкой, только в пределах установленных лимитов расчетов наличными денежными средствами.
     
     Указаниями Банка России от 07.10.1998 N 375-У "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" предельный платеж расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами в настоящее время установлен в размере 10 тыс. руб.
     
      Согласно письму Банка России от 16.03.1995 N 14-4/95 "О разъяснениях по отдельным вопросам Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации и условий работы с денежной наличностью" (в ред. письма Банка России от 28.01.1997 N 14-4/50) и письму Банка России от 29.09.1997 N 525 "Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами" при установленных ограничениях расчетов наличными деньгами по одному платежу между юридическими лицами под термином "один платеж" понимаются расчеты наличными деньгами одного юридического лица с другим юридическим лицом за приобретаемые товарно-материальные ценности в один день по одному или нескольким денежным документам в сумме установленного предела расчетов наличными деньгами. При этом количество дней, в течение которых могут производиться такие расчеты, не ограничено.
     
     Таким образом, в общеустановленном порядке к зачету (возмещению) принимается НДС в пределах 10 тыс. руб. ежедневно.
     

     Правомерно ли применение льготы по НДС предприятием, использующим труд инвалидов, уставный капитал которого состоит из вклада отделения областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов?

     
     Согласно подпункту "х" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" от этого налога освобождаются товары (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством РФ по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работы, услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимые и (или) реализуемые организациями, среди работников которых не менее 50 % общей численности составляют инвалиды и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов.
     
     В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Федерации.
     
     Региональные общественные объединения не могут входить в состав общероссийской общественной организации в качестве отделения, поскольку являются самостоятельными юридическими лицами.
     
     Таким образом, предприятие, использующее труд инвалидов, уставный капитал которого состоит из вклада отделения областной общественной организации Всероссийского общества инвалидов, не имеет права применять вышеназванную льготу по НДС.
     

     В состав себестоимости научно-исследовательских работ включаются затраты на командировки (стоимость проезда туда и обратно, расходы по найму жилого помещения). Подлежат ли возмещению суммы НДС, уплаченные по вышеназванным затратам на командировки?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения отдельные произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
     
     Так, в соответствии с указанным Положением для целей налогообложения затраты на командировки включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке.
     
     Согласно п. 19 Инструкции N 39 суммы НДС по затратам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам по найму жилого помещения), относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета в этих пределах, а сверх нормы налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий). Сумма налога, уплаченная при возмещении таких расходов (в пределах норм), определяется по расчетной ставке 16,67 % от суммы указанных расходов.
     

     В каком порядке подлежат возмещению суммы НДС по сырью и материалам, закупленными организациями, использующими труд инвалидов, в период применения льготы по НДС?

     
     Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за поступившие (принятые к учету) материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.07.1996 N 914 "Об утверждении порядка ведения журналов учета счетов-фактур при расчетах по налогу на добавленную стоимость" суммы НДС по приобретенным (оприходованным) и оплаченным товарам (работам, услугам) принимаются к зачету (возмещению) у покупателя при наличии счетов-фактур, подтверждающих стоимость приобретенных товаров, и соответствующих записей в книге покупок.
     
     Учитывая изложенное, суммы НДС по сырью и материалам, оплаченным и оприходованным по состоянию на 1 марта 2000 года, организациями, использующими труд инвалидов, применявшими до указанной даты льготу по НДС, подлежат возмещению (зачету) при наличии счетов-фактур по этим товарам.