Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1

"Горячая линия" от 8 августа 2000 года (ответы на вопросы)


"Горячая линия" от 8 августа 2000 года
(ответы на вопросы)

     
     1. Необходимо ли распределять операционные и внереализационные доходы и расходы по видам деятельности при определении налога на прибыль?
     

     В п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" установлено, что прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) определяется как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Однако при определении объекта обложения налогом на прибыль необходимо учесть не только прибыль (убыток) организации, но и прибыль от иного имущества и доходы от внереализационных операций, уменьшенные на сумму расходов по этим операциям.
     
     В то же время согласно п. 6 ст. 6 указанного Закона не подлежит налогообложению прибыль, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм от реализации произведенной ими медицинской продукции, входящей в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному Правительством РФ.
     
     По этой причине Минфином России в ф. 2 "Отчет о прибылях и убытках" введена стр. 050, отражающая данные по прибыли (убытку) от продаж.
     
     Как следует из п. 2.10 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", в целях правильного исчисления налога на прибыль плательщики обязаны обеспечить раздельное ведение учета по видам деятельности. При этом общепроизводственные и общехозяйственные расходы (например, на содержание дирекции и охраны предприятия, содержание зданий и их текущий ремонт, командировочные расходы, расходы на оплату труда и т.п.) распределяются пропорционально размеру выручки, полученной от каждого вида деятельности, в общей сумме выручки.
     
     Если многопрофильное предприятие имеет несколько видов деятельности, по которым установлены разные ставки, исчисление налога по прибыли от каждого вида деятельности по соответствующим ставкам осуществляется независимо от результатов деятельности в целом по предприятию.
     
     Порядок распределения внереализационных доходов и расходов (в том числе операционных доходов и расходов) по аналогии с общепроизводственными и общехозяйственными указанными документами не предусмотрен.
     

     2. Имеет ли право налогоплательщик использовать льготы в соответствии с Законом РФ от 27.12.1991 N 2116-1 и Законом г. Москвы "О ставках и льготах по налогу на прибыль"?
     

     Согласно подпункту "к" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при исчислении налога на прибыль налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направляемые товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы.
     
     В соответствии с п. "ж" ст. 5 Закона г. Москвы от 22.12.1999 N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" от налогообложения освобождается прибыль товариществ собственников жилья и их объединений, жилищных и жилищно-строительных кооперативов, иных некоммерческих организаций, управляющих кондоминиумом и направляющих прибыль от любого вида предпринимательской деятельности на содержание и ремонт жилищного фонда.
     
     Указанные льготы аналогичны по своему назначению, но в Законе г. Москвы расширена льгота, предоставляемая при использовании прибыли на содержание и ремонт жилищного фонда, а именно в части иных некоммерческих организаций, управляющих кондоминиумом.
     
     Следует обратить внимание на п. 3 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", в котором установлено, что налоги, указанные в подпунктах "к" и "л" п. 1 ст. 19, являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчислений по ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики в составе Российской Федерации, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджетов других уровней, определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе Российской Федерации, краевого, областного бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов.
     
     Необоснованное занижение размеров платежей в федеральный бюджет не допускается.

     
     3. Какая база по исчислению и уплате налога на пользователей автомобильных дорог у строительных организаций?

     
     В п. 33.6 инструкции МНС России от 04.04.2000 N 59 "О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды" определено, что строительные, проектные, научно-исследовательские, опытно-конструкторские организации уплачивают налог на пользователей автомобильных дорог от суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг), полученной от выполнения работ собственными силами.
     
     Аналогичный порядок существует и для исчисления 1,5 % как налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, исчисление которого также осуществляется от объема реализации продукции (работ, услуг), произведенной юридическим лицом.

     
     4. Как осуществляется исчисление НДС у строительной организации при выполнении работ субподрядными организациями?

     
     В п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) определено, что сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (выполненные работы, оказанные услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения.
     
     В п. 2 и 3 ст. 4 указанного выше Закона установлено, что для строительных, строительно-монтажных и ремонтных предприятий налогооблагаемым оборотом является стоимость реализованной строительной продукции (работ, услуг), а при осуществлении предприятиями посреднических услуг - сумма дохода, полученная в виде надбавок, вознаграждений и сборов.
     
     В п. 11 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) указано, что под реализованной строительной продукцией (работами, услугами) следует понимать объемы реализации, отражаемые по кредиту счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)" исходя из метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг), устанавливаемого организацией при принятии учетной политики на отчетный год.
     
     Как следует из п. 18 Инструкции N 39, НДС на приобретаемые сырье, материалы, топливо, комплектующие и другие изделия, основные средства и нематериальные активы, а также работы (услуги), выполняемые сторонними организациями, используемые для производственных целей, на издержки производства и обращения не относятся, за исключением реализации товаров (работ, услуг), освобожденных от НДС, по которым возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам, не производится.
     
     Исходя из вышеуказанных законодательных и нормативных документов строительная организация, привлекающая для выполнения работ субподрядные организации, уплачивает в бюджет НДС с объема выручки, полученной от заказчика, за минусом НДС, принимаемого к зачету по мере уплаты за сырье и материалы, приобретенные для осуществления строительных работ, а также за услуги субподрядных организаций.
     
     При отражении в бухгалтерском учете операций, связанных с НДС, следует руководствоваться письмом Минфина России от 12.11.1996 N 96, а также Методическими рекомендациями о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Минфина России от 28.06.2000 N 60н.
     

     
     Ответы на вопросы читателей журнала по учету, отчетности и налогообложению по упрощенной системе, по списанию и учету затрат по установке телефонов и услуг связи неоднократно освещались на страницах журнала "Налоговой вестник".