Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об акцизах


Об акцизах

     

И.А. Давыдова,
советник налоговой службы II ранга

     Нефтеперерабатывающий завод производит бензин автомобильный, используя при этом нефть, как переданную ему в переработку на давальческих началах, так и приобретенную в собственность. ГНИ, как считает завод, в нарушение ст. 5 Федерального закона "Об акцизах" ни в том ни в другом случае не принимает при исчислении суммы акциза по произведенному бензину к зачету акциз, уплаченный по нефти, из которой этот бензин произведен. Насколько правомерны действия налоговой инспекции?

     
     Следует иметь в виду, что норма, изложенная в п. 1 ст. 5 Федерального закона от 06.12.1991 N 1993-1 "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями), в соответствии с которой в случае использования в качестве сырья подакцизных товаров, по которым на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по готовому подакцизному товару, уменьшается на сумму акциза, уплаченного по сырью, использованному (списанному) для его производства, была введена в целях избежания двойного налогообложения, то есть обложения налогом одного и того же вида одного и того же объекта за определенный законом период налогообложения.
     
     В то же время согласно Федеральному закону от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (с изменениями и дополнениями) акцизы на отдельные виды минерального сырья, добываемого из месторождений с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками, являются одним из видов платежей за пользование недрами, тогда как в соответствии с Федеральным законом "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями) акцизы на товары народного потребления представляют собой косвенный налог, включаемый в отпускную цену товара, что, в конечном счете, является налогом на потребление конкретного подакцизного товара.
     
     Различная экономическая сущность акцизов на минеральное сырье и акцизов на другие подакцизные товары (в том числе и бензин автомобильный) обусловила выделение вопросов о порядке их исчисления и уплаты в отдельные инструкции. Так, все вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты акцизов по отдельным видам минерального сырья изложены в инструкции Госналогслужбы России от 01.11.1995 N 40 "О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат и природный газ", а вопросы, связанные с порядком исчисления и уплаты акцизов по подакцизным товарам (включая бензин автомобильный), - в инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1998 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов".
     
     Кроме того, как уже указывалось выше, двойное налогообложение может возникнуть лишь в случае переработки (или доработки) подакцизных товаров, имеющих одинаковый объект налогообложения (например, при изготовлении водки из спирта этилового, где объектом обложения является 1 литр безводного спирта этилового).
     
     Таким образом, поскольку присутствие в процессе производства бензина автомобильного двух различных и самостоятельных объектов налогообложения, а также различная экономическая сущность акциза на бензин автомобильный и акциза на минеральное сырье исключают возможность двойного обложения одним и тем же налогом одного и того же объекта, оснований для уменьшения суммы акциза по бензину автомобильному на сумму акциза, уплаченную по нефти (как предоставленной производителю бензина на принципах давальческого сырья, так и являющейся его собственностью), использованной на его производство, не имеется.
     

     В условиях предоставления предприятиям-производителям права формирования свободных оптовых и отпускных цен, устанавливающихся исходя из конъюнктуры рынка, не является ли утверждение минимальных цен на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 % фактором, ограничивающим это право производителя, а также способом искусственного повышения цен на эту продукцию?

     
     Решение о введении минимальных цен, как способе государственного регулирования в сфере ценообразования, было принято постановлением Правительства РФ от 08.02.1996 N 131 "О мерах по обеспечению устойчивой работы ликероводочной отрасли промышленности" в условиях затоваривания российского рынка алкогольной продукции большим количеством дешевой, зачастую фальсифицированной ликероводочной продукцией, в целях защиты интересов отечественных предприятий, традиционно производящих качественную алкогольную продукцию.
     
     Во исполнение указанного постановления Минэкономики России при установлении размера минимальных цен на водку и ликероводочные изделия было учтено, что они должны как возмещать затраты производителя по изготовлению, так и обеспечивать уплату налогов в соответствии с действующим законодательством, а также индексироваться по мере изменения величины этих факторов.
     
     В результате минимальные цены на алкогольную продукцию устанавливаются на уровне уже сложившейся на данный момент рыночной цены реализации на эту продукцию в качестве нижней ее границы.
     
     Следовательно, реализация вышеназванной алкогольной продукции по ценам ниже этого уровня свидетельствует о ее незаконном, подпольном происхождении, что напрямую связано с фальсификацией, крайне низким качеством и соответственно с серьезной опасностью для здоровья населения.
     
     Таким образом, минимальные цены определяют лишь минимальный уровень, ниже которого предприятия не должны реализовывать свою продукцию, при этом никак не ограничивая права предприятия в формировании свободной рыночной оптово-отпускной цены, складывающейся в зависимости от спроса и предложения.
     

     Коммерческая организация, основным видом деятельности которой является оказание различных посреднических услуг, оказывает услуги по сдаче в наем оборудования, предназначенного для производства подакцизных товаров (пива, табачных изделий и т.д.). Каким образом налоговые органы могут выявить организации, которые производят на этом арендованном оборудовании подакцизную продукцию, не встав при этом на налоговый учет в качестве плательщиков акцизов?

     
     В целях выявления арендаторов оборудования по производству подакцизных товаров с целью пресечения появления нелегальных производителей этой продукции в п. 2.2 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1998 N 47 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" предусмотрен порядок, согласно которому организации, в случае сдачи в аренду зданий, сооружений, технологических линий или оборудования для производства подакцизной продукции, в течение 3-х дней с момента заключения договоров аренды должны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации сведения об этом с указанием юридического адреса и идентификационного номера арендатора.
     
     В свою очередь налоговые органы, в которых зарегистрированы указанные организации-арендодатели, ежемесячно (до 20 числа следующего за отчетным месяца) должны направлять эти сведения в налоговые органы по месту нахождения арендаторов.
     

     Согласно действующему налоговому законодательству лекарственные средства не включены в перечень продукции, облагаемой акцизами, в том числе и спирт фармакопейный, представляющий собой водно-спиртовой раствор медицинского назначения. Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ), спирт этиловый - это спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья методом спиртового брожения либо гидратации этилена с последующей перегонкой и ректификацией или без нее, тогда как спирт фармакопейный производится путем смешения этилового спирта с очищенной водой с последующей фильтрацией. Налоговыми органами в результате проверки деятельности предприятий аптечной сети проведены доначисления акцизов по лекарственным средствам, изготовленным и реализованным в 1997-1998 годах, и по спирту фармакопейному, реализованному в период 1997-2000 годов. Насколько правомерны действия налоговых органов? Какая в таком случае должна применяться ставка акциза на спирт фармакопейный, в том числе на отпускаемый аптеками в учреждения здравоохранения, если налоговым законодательством на этот вид продукции ставка не установлена?

     
     С даты официального опубликования Федерального закона от 10.01.1997 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" в перечень подакцизных товаров были включены спиртосодержащие растворы. В Законе было указано, что обложение акцизами данного товара должно осуществляться в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ.
     
     Таким образом, с момента введения в действие с 22 мая 1997 года постановления Правительства РФ от 07.05.1997 N 559 "О спиртосодержащих растворах, облагаемых акцизами", утвердившего перечень этих растворов, стало производиться взимание акцизов по спиртосодержащим растворам. Согласно данному постановлению к таким растворам были отнесены все растворы спирта этилового, вырабатываемые в организациях из всех видов сырья, за исключением растворов с денатурирующими добавками.
     
     Отсутствие в указанном постановлении конкретного перечня товаров, подпадающих под формулировку "спиртосодержащие растворы", и столь широкое толкование этого понятия, а также то, что в нем не было предусмотрено исключения для спиртосодержащих растворов, выпускаемых в соответствии с фармакопейными статьями, позволило относить к ним и, следовательно, облагать акцизами спиртосодержащие лекарственные растворы.
     
     Согласно указанному постановлению Правительства РФ и до дня вступления в силу Федерального закона от 14.02.1998 N 29-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" (далее - Федеральный закон N 29-ФЗ) единственным условием для освобождения спиртосодержащих растворов от обложения акцизами являлось наличие в них денатурирующих добавок. Заключение о наличии денатурирующих добавок предприятие-производитель должно было получить в федеральном органе исполнительной власти, в частности в Минэкономики России, Госстандарте России или Минздраве России, поскольку в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) установление государственных стандартов и технических условий в области производства и оборота этилового спирта (включая спиртосодержащие растворы) и алкогольной продукции отнесено к полномочиям федеральных органов исполнительной власти.
     
     Со дня вступления в силу Федерального закона N 29-ФЗ спиртосодержащие лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, зарегистрированные уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, а также средства, изготавливаемые аптечными учреждениями по индивидуальным рецептам, включая гомеопатические препараты, обложению акцизами не подлежат.
     
     Для освобождения от уплаты акцизов данная продукция должна быть зарегистрирована Минздравом России, а при изготовлении ее аптечными организациями по индивидуальным рецептам рецепт должен быть заверен личной печатью врача.
     
     Поскольку данной нормой закона не предусмотрено исключения для не зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения спиртосодержащих растворов, отпускаемых аптеками лечебно-профилактическим учреждениям на основании требований, они должны облагаться акцизами в общеустановленном для спиртосодержащей подакцизной продукции порядке.
     
     Также в соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями) спирт этиловый из всех видов сырья облагается акцизом независимо от его концентрации и от того, по какой нормативно-технической документации он изготавливается (по ГОСТам, ТУ, ОСТам или фармакопейным статьям).
     
     В указанной статье Закона четко определено исключение из перечня подакцизной продукции спирта коньячного, спирта-сырца и спирта денатурированного, тогда как для спирта этилового пониженной концентрации или изготовленного по фармакопейным статьям такого исключения данным Законом не предусмотрено.
     
     Согласно фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94 изготавливаемая по этой нормативно-технической документации продукция, представляя собой лекарственное средство, в то же время является не спиртосодержащей продукцией (которая освобождена от обложения акцизом), а спиртом этиловым.
     
     Следовательно, независимо от того, что в отличие от понятия "спирт этиловый", данного Федеральным законом N 171-ФЗ, фармакопейные спирты производятся по другой технологии, и от того, что они включены в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения, спирты этиловые, изготовленные по фармакопейным статьям ФС 42-3071-94 и ФС 42-3072-94, являются подакцизной продукцией и облагаются акцизами в общеустановленном для данной продукции порядке с 1 августа 1994 года, то есть с даты введения указанных статей.
     
     Следует иметь в виду, что Федеральный закон N 171-ФЗ регулирует не порядок налогообложения спирта этилового, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а правовые основы их промышленного производства и оборота, тогда как согласно действующему налоговому законодательству порядок исчисления и уплаты акцизов (размеры их ставок, объекты обложения, круг плательщиков и другие нормы) по подакцизной продукции, в том числе и по спирту этиловому, устанавливается и регулируется Федеральным законом "Об акцизах". Согласно ст. 3 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ его действие не распространяется на деятельность организаций, связанную с производством и оборотом лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, содержащих спирт этиловый, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
     
     Учитывая изложенное, организации, производящие спирт этиловый концентрации 95, 90, 70, 40 % по фармакопейным статьям из спирта этилового крепостью 96 %, являются производителями подакцизной продукции и, следовательно (в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об акцизах", согласно которой плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, являются производящие и реализующие их предприятия), обязаны исчислять и уплачивать акцизы по реализации спирта этилового по ставке, установленной на такую продукцию ст. 4 указанного Закона, то есть в размере 12 тыс. руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) спирта этилового.
     
     Согласно п. 1 ст. 5 указанного Закона, в случае использования в качестве сырья, включая давальческое, спирта этилового, по которому на территории Российской Федерации уже был уплачен акциз, сумма акциза, подлежащая уплате по спирту этиловому, изготовленному по фармакопейным статьям, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному (списанному) для его производства.
     
     На спирт этиловый, отпускаемый медицинским и ветеринарным учреждениям, аптечной сети и предприятиям для производства лекарственных средств и изделий медицинского и ветеринарного назначения (по представлению Минздрава России и Минсельхозпрода России в пределах общих квот потребления спирта по согласованию с Минэкономики России), в период с 1997 года и до вступления в силу с 31 декабря 1998 года Федерального закона от 29.12.1998 N 192-ФЗ "О первоочередных мерах в области бюджетной и налоговой политики" была установлена льготная ставка акциза в размере 8 руб. за 1 литр безводного (стопроцентного) спирта этилового. С 31 декабря 1998 года эта ставка была распространена и на спирт этиловый, отпускаемый для проведения лечебного процесса.
     
     Федеральным законом от 02.01.2000 N 2-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" с 1 января 2000 года на спирт этиловый независимо от направления его использования (включая отпускаемый организациям для производства лекарственных средств, изделий медицинского и ветеринарного назначения и (или) проведения лечебного процесса) применяется единая ставка акциза в размере 12 руб. за 1 литр безводного спирта этилового.
     
     Таким образом, аптечной организацией при формировании отпускной цены на спирт этиловый, отгруженный производителем с 1 января 2000 года, должна применяться установленная данным Законом ставка акциза независимо от цели его назначения.
     
     В отношении спирта этилового, отгруженного производителем до 1 января 2000 года, применяются ранее действовавшие ставки.
     
     Принимая во внимание то, что аптечные предприятия ведут учет прихода и расхода спирта в весовом измерении, а, как указывалось выше, ставка акциза на спирт этиловый в размере 12 руб. установлена в расчете за 1 литр безводного (стопроцентного) спирта этилового, при формировании отпускной цены на спирт этиловый 96-процентной концентрации сумма акциза за 1 литр этого спирта определяется в размере 11,52 руб. [(12 руб.: 100 %) х 96 %].
     
     Поскольку Правительство РФ постановления о проведении переоценки остатков спирта этилового по состоянию на 1 января 2000 года не принимало, эти остатки переоценке не подлежат.
     
     Следовательно, если аптечная организация получила от производителя спирт этиловый, отгруженный до 1 января 2000 года по цене с учетом акциза по ставке 8 руб. за 1 литр безводного спирта этилового, то формировать цены на лекарственные средства (в том числе и на спирт фармакопейный), изготовленные из этого спирта, она должна только с учетом фактической цены приобретения этого сырья (то есть с учетом акциза в размере 8 руб. за 1 литр безводного спирта этилового).
     
     В случае если организация выступает в роли посредника, реализующего спирт этиловый аптечным и лечебным учреждениям, не меняя его концентрации, она не является плательщиком акциза, поскольку в соответствии с Федеральным законом "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями) плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, являются производящие и реализующие их предприятия.
     
     В то же время действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие процесс производства спирта этилового, не содержат технологических требований и правил по упаковке (розливу) этой продукции и, следовательно, не квалифицируют эту операцию как отдельный вид деятельности, что не дает правовых оснований для отнесения розлива спирта этилового к процессу его производства.
     
     Таким образом, поскольку розлив спирта этилового не представляет собой часть процесса его производства, акцизы по объемам розлитого спирта не начисляются, и, следовательно, аптечные организации, осуществляющие розлив спирта этилового (без изменения его концентрации) в мелкую тару (емкости) и реализующие его аптечным и лечебным учреждениям, не являются плательщиками акциза по данным объемам спирта.
     
     Именно по этой причине норма, изложенная в ст. 5 Федерального закона "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями), согласно которой сумма акциза в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе в счетах-фактурах, выделяется налогоплательщиком отдельной строкой, не распространяется на организации, реализующие спирт этиловый аптечным и лечебным учреждениям, не меняя его концентрации.
     
     Выделение суммы уплаченного акциза отдельной строкой в расчетных документах и первичных учетных документах является необходимым условием для последующего проведения уменьшения покупателю спирта этилового, использовавшему его в качестве сырья для производства другого подакцизного товара (например, спирта этилового по фармакопейной статье), суммы акциза, подлежащей уплате по готовому подакцизному товару, на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному (списанному) для его производства.
     
     Таким образом, поскольку организации, отпускающие спирт этиловый, не меняя его концентрации, и, следовательно, не производящие нового подакцизного товара, акциз по розлитому спирту не начисляют и не уплачивают, выделение суммы акциза отдельной строкой в расчетных документах и первичных учетных документах не является обязательным.
     

     Спиртопроизводящее предприятие для повышения октанового числа автомобильного бензина, используемого для собственных нужд, добавляет в низкооктановый бензин головную фракцию этилового спирта (эфироальдегидную фракцию этилового спирта из пищевого сырья), полученную как отход от основного производства. Будет ли в этом случае облагаться акцизами данная эфироальдегидная фракция, а также полученный в результате указанного процесса бензин автомобильный?

     
     Со дня вступления в силу (18 февраля 1998 года) Федерального закона N 29-ФЗ не подлежат обложению акцизами спиртосодержащие отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий и подлежащие дальнейшей переработке, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти.
     
     Таким образом, установленными вышеназванным Законом условиями освобождения спиртосодержащих отходов, в том числе и головной фракции этилового спирта (эфироальдегидной фракции этилового спирта из пищевого сырья) от обложения акцизами являются:
     
     - наличие государственного регистрационного удостоверения;
     
     - направление этой продукции на дальнейшую переработку.
     
     Государственная регистрация спиртосодержащих отходов, образующихся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водки, ликероводочных изделий и подлежащих дальнейшей переработке, была введена постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1069 "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 N 559 и внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Российской Федерации", вступившим в силу с 25 сентября 1998 года. Организация и проведение указанной регистрации были возложены на Минсельхозпрод России.
     
     С момента получения организацией регистрационного удостоверения на эфироальдегидную фракцию эта продукция при ее передаче для дальнейшей переработки (в том числе и при использовании для повышения октанового числа автомобильного бензина) акцизом не облагается.
     
     В то же время, учитывая, что вторым условием освобождения спиртосодержащих отходов от обложения акцизами является направление этой продукции на дальнейшую переработку, следует иметь в виду, что поставка спиртосодержащих отходов осуществляется только в соответствии с выданными Департаментом пищевой, перерабатывающей промышленности и детского питания Минсельхозпрода России специальными разрешениями, в которых, в случае если указанные отходы подлежат дальнейшей переработке, производится запись "для переработки". Таким образом, спиртосодержащие отходы (даже прошедшие регистрацию в Минсельхозпроде России), реализованные не по специальным разрешениям с отметкой "для переработки", выданным Минсельхозпродом России, облагаются акцизами в общеустановленном порядке.
     
     В отношении вопроса об исчислении акциза по бензину автомобильному новой марки, получаемому организацией в результате осуществления процесса смешивания низкооктанового бензина с высокооктановыми добавками (в данном случае с эфироальдегидной фракцией спирта этилового из пищевого сырья), следует иметь в виду, что согласно Федеральному закону "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями) бензин автомобильный является подакцизным товаром, а плательщиками акцизов по подакцизным товарам, производимым на территории Российской Федерации, являются производящие и реализующие их предприятия. При этом в вышеуказанном Законе не оговорено, каким именно способом должен быть изготовлен бензин автомобильный, и не сделано исключений для бензина автомобильного, полученного нестандартными (то есть не в процессе нефтепереработки) способами.
     
     Следовательно, тот или иной осуществляемый в организации технологический, химический или какой-либо другой процесс (независимо от того, какое оборудование или сырье при этом используется), результатом которого является получение бензина автомобильного иного качества, представляет собой процесс производства этой подакцизной продукции.
     
     Вместе с тем, поскольку в действующих государственных стандартах (ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения") отсутствует четко сформулированное понятие (термин) "производство", которое можно применить к процессу получения бензина автомобильного путем смешения двух различных компонентов, налоговые органы до настоящего времени не имели правовой основы для отнесения организаций, осуществляющих этот процесс, к производителям подакцизной продукции.
     
     В настоящее время во исполнение поручения Правительства РФ о решении вопроса о правовом регулировании деятельности субъектов в сфере производства и торговли нефтепродуктами, получаемыми путем смешения двух и более различных нефтепродуктов, в целях предотвращения бюджетных потерь от спекулятивных операций Госстандарт России постановлением от 28.03.2000 N 20 "Об определении терминов “нефтепродукт” и “производство нефтепродуктов”" постановил ввести в действие на территории Российской Федерации с 1 октября 2000 года (до принятия в установленном порядке изменения N 1 в ГОСТ 26098-84 "Нефтепродукты. Термины и определения") термины в следующей редакции:
     
     "производство нефтепродуктов - совокупность технологических операций, технологического оборудования, а также систем обеспечения их функционирования (технического обслуживания и ремонта, метрологического обеспечения и т.п.), предназначенная для изготовления нефтепродуктов, соответствующих требованиям стандартов или технических условий, любыми способами, в том числе смешением двух или более марок нефтепродуктов;...".
     
     Таким образом, если организацией в результате процесса смешения эфироальдегидной фракции спирта этилового и низкосортного бензина вырабатывается, а впоследствии и реализуется (или используется для собственных нужд) автомобильный бензин новой марки и нового качества, которые отвечают требованиям ГОСТ РФ 511313-99 "Бензины автомобильные. Общие технические требования", то с 1 октября 2000 года данная организация является производителем этой марки автомобильного бензина и плательщиком акцизов по нему в соответствии с установленным Федеральным законом "Об акцизах" (с изменениями и дополнениями) порядком исчисления и уплаты акцизов.
     
     Согласно ст. 5 указанного Закона, в случае документального подтверждения факта уплаты на территории Российской Федерации акциза по бензину автомобильному, использованному в качестве сырья для производства автомобильного бензина новой марки, сумма акциза по этому бензину, подлежащая внесению в бюджет организациями-производителями, уменьшается на сумму акциза, уплаченную по сырью, использованному (списанному) для его производства.
     

     Организация с 1997 года и по настоящее время занимается производством и реализацией наручных часов в золотых корпусах. За весь указанный период данная организация, ссылаясь на то, что согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, продукции и услуг часы относятся к группе приборов времени, а не ювелирных изделий, акциз по этим изделиям не исчисляла и не уплачивала. В связи с изложенным, правомерно ли отнесение к подакцизной продукции часов в золотых корпусах и следует ли облагать акцизами золотые браслеты к часам, реализуемые как отдельные изделия и (или) как единое целое с часами?

     
     Федеральным законом N 29-ФЗ (ст. 1) конкретизировано понятие ювелирных изделий, подлежащих обложению акцизами, согласно которому в целях исполнения Федерального закона "Об акцизах" к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов.
     
     В указанной статье Закона четко определено исключение из перечня подакцизной ювелирной продукции ювелирных изделий, являющихся предметами культа и религиозного назначения, предназначенных для использования в храмах при священнодействии и (или) богослужении, а также монет, имеющих статус законного платежного средства и прошедших эмиссию, государственных наград, медалей, знаков отличия и различия, статус которых определен федеральными законами или указами Президента Российской Федерации.
     
     Таким образом, поскольку в Федеральном законе "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”" не предусмотрено исключения из перечня подакцизной ювелирной продукции изготовленных из драгоценных металлов часов и браслетов к ним независимо от того, что эта продукция, согласно присвоенному ей шифру, отнесена к приборам времени, часы в золотых корпусах, золотые часовые корпуса и браслеты к часам, реализуемые как единое целое и (или) как отдельные изделия, в целях исполнения указанного Закона и с момента его вступления в силу облагаются акцизом в общеустановленном для подакцизных ювелирных изделий порядке, а организации, осуществляющие изготовление часов в золотых корпусах, являются производителями подакцизного товара и, следовательно, плательщиками акцизов по нему.
     
     Вместе с тем следует иметь в виду, что налоговое законодательство, регламентирующее порядок исчисления и уплаты акцизов в период с 1997 года и до вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”", не содержало конкретного понятия ювелирных изделий, подлежащих обложению акцизами в целях применения Федерального закона "Об акцизах" (в ред. Федерального закона от 10.01.1997 N 12-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об акцизах”").
     
     В действующей в указанный временной период инструкции Госналогслужбы России от 22.07.1996 N 43 "О порядке исчисления и уплаты акцизов" перечня ювелирных изделий также предусмотрено не было.
     
     Норма закона, согласно которой в целях исполнения Федерального закона "Об акцизах" к ювелирным изделиям, подлежащим обложению акцизами, относятся изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, приведена в ст. 1 Федерального закона N 29-ФЗ и применяется лишь с момента его вступления в силу.
     
     Учитывая изложенное, а также то, что Общероссийским классификатором продукции (ОК 005-93) наручные золотые часы включены в подкласс "Приборы времени", для обложения акцизами золотых часов, изготовленных организацией в период с 1997 года и до вступления в силу Федерального закона N 29-ФЗ, правовых оснований не имеется.
     

     Какие льготы по налогообложению в части акцизов предоставлены в настоящее время Русской православной церкви? Являются ли объектом обложения акцизами нательные кресты, изготовленные из драгоценных металлов, подвески в виде иконок с ликами святых, изготовленные в соответствии с канонами Русской православной церкви, а также символы, используемые религиозными объединениями различных конфессий, например, полумесяцы или звезды?

     
     Согласно Федеральному закону N 29-ФЗ из перечня ювелирных изделий, подлежащих обложению акцизами, исключены предметы культа и религиозного назначения, предназначенные для использования в храмах, при священнодействии и (или) богослужении.
     
     Таким образом, церковная утварь и другие предметы религиозного назначения и культа, используемые в христианских храмах при богослужении и священнодействии, изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в том числе и нательные кресты, изготовленные из драгоценных металлов или с применением драгоценных камней и предназначенные для использования в храмах при таинстве крещения, не относятся к подакцизным ювелирным изделиям, и обороты по их реализации не подлежат обложению акцизом.
     
     Вместе с тем, поскольку предназначение подвесок, выполненных в виде иконок, в отличие от вышеназванных предметов религиозного назначения и культа, используемых в христианских храмах при богослужении и священнодействии, не соответствует установленным вышеуказанной нормой закона условиям освобождения их от обложения акцизом, эти изделия подлежат обложению акцизом как ювелирные изделия, применяемые в качестве различных украшений, предметов быта и (или) в декоративных и иных целях.
     
     Также, имея в виду, что богослужение представляет собой совокупность обрядов, присущих только христианству, данная норма закона не распространяется на предметы культа и религиозного назначения других вероисповеданий (иудейство, мусульманство, буддизм и т.д.), и, следовательно, религиозные символы других вероисповеданий (полумесяцы, звезды и т.д.), изготовленные из драгоценных металлов и их сплавов, в соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона подлежат обложению акцизом как ювелирные изделия, применяемые для выполнения различных ритуалов и обрядов.