Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налогообложении операций с ценными бумагами


О налогообложении операций с ценными бумагами

     

Г.В. Белова

     Условиями эмиссии и обращения государственных именных облигаций Санкт-Петербурга выпусков 1999 года предусмотрено получение двух видов дохода - купонного и дисконтного. Следует ли рассматривать и купонный, и дисконтный доходы как доход по государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и облагать их налогом по льготной ставке 15 %?

     
     Согласно ст. 3 Федерального закона от 29.07.1998 N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" государственные и муниципальные ценные бумаги могут быть выпущены в виде облигаций или иных ценных бумаг, удостоверяющих право владельца на получение от эмитента указанных ценных бумаг денежных средств или, в зависимости от условий эмиссии этих ценных бумаг, иного имущества, установленных процентов от номинальной стоимости либо иных имущественных прав в сроки, предусмотренные условиями указанной эмиссии.
     
     Согласно условиям эмиссии и обращения государственных именных облигаций Санкт-Петербурга
(купонных) (Приложение 2 к распоряжению от 03.02.1999 N 18-р) при погашении облигаций установлен купонный доход в виде процента к номинальной стоимости, то есть данные облигации являются процентными.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с изменениями и дополнениями) доходы в виде процентов, полученные владельцами государственных ценных бумаг Российской Федерации, государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и ценных бумаг органов местного самоуправления, подлежат налогообложению по ставке 15 %.
     
     При обращении на вторичном рынке владелец указанной купонной облигации получает доход от реализации (погашения), который в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" определяется как разница между ценой реализации и ценой приобретения с учетом оплаты услуг по их приобретению и реализации и облагается налогом по ставке налога на прибыль.
     
     При обращении данной облигации образуется накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемая пропорционально количеству дней, прошедших с даты выпуска облигации или даты выплаты предшествующего купонного дохода.
     
     Наряду с этим сообщается, что порядок налогообложения доходов (процентов) в виде части накопленного купонного дохода по государственным ценным бумагам, рассчитываемой как разница между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций (либо погашении купона), и накопленным купонным доходом, уплаченным при их приобретении, изложен в совместном письме от 04.02.1997 Банка России N 408, Минфина России N 10 и Госналогслужбы России N ВЕ-6-05/103 "О порядке применения статей 2, 9 и 10 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций” при совершении операций с государственными ценными бумагами".
     
     Выплата накопленного купонного дохода производится покупателем продавцу. Исчисление и уплата налога на доход осуществляются в этом случае продавцом (владельцем) ценной бумаги. В соответствии с письмом МНС России от 24.09.1999 N ВГ-6-05/751 по ценным бумагам, полученным первичными владельцами в результате новации от эмитента (Минфина России), и учитывая, что первичный владелец не понес затрат по уплате накопленного купонного дохода, налогообложению по ставке 15 % подлежит вся сумма накопленного купонного дохода, исчисленная с даты выпуска облигаций (даты начала исчисления дохода по очередному купону) до даты реализации облигаций или погашения купона.
     
     В случае если условиями эмиссии и обращения государственных именных облигаций Санкт-Петербурга при погашении облигаций установлен дисконтный доход, то согласно п. 3 ст. 43 НК РФ доход, установленный в виде дисконта по государственным ценным бумагам, признается процентом.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" процент по государственным ценным бумагам облагается по ставке 15 %.
     
     Доход (процент) в виде дисконта рассчитывается как разница между номинальной стоимостью и средневзвешенной ценой аукциона по выпуску, признанному размещенным в установленном порядке (официальное сообщение об итогах аукциона по размещению государственных именных облигаций Санкт-Петербурга).
     
     В связи с этим из прибыли от реализации государственных именных облигаций Санкт-Петербурга исключается часть дохода (процента), определяемая за фактическое время нахождения облигаций на балансе банка исходя из общего установленного дохода (процента) и срока обращения облигаций согласно условиям выпуска, которая подлежит налогообложению по ставке 15 %.
     
     Оставшаяся сумма прибыли (убытка) облагается налогом на прибыль по общеустановленной ставке.

     
     Правомерно ли для целей налогообложения рассматривать проценты, начисленные на сумму основного долга за шестимесячный период отсрочки по ставке 3 % годовых и полученные от покупателя при реализации ОВГВЗ, как процентный доход по облигациям внутреннего валютного займа серии 111?

     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1306 "О новации облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа 111 серии" ОВГВЗ подлежат новации путем обмена на новые государственные обязательства.
     
     Сумма выплаченного купонного дохода за период с 14 мая по 14 ноября 1999 года не подлежит налогообложению как процентный доход по облигациям внутреннего валютного займа серии 111.
     

     Многие акционерные общества, созданные до вступления в силу Федерального закона от 22.04.1996 N 39 "О рынке ценных бумаг", несколько раз увеличивали свой уставный капитал путем выпуска дополнительных акций. Поступление средств (в денежном и натуральном выражении) от акционеров в оплату дополнительных акций документально подтверждено. В бухгалтерском и аналитическом учете отражено распределение оплаченных акций между инвесторами. Однако своевременно не была проведена регистрация выпуска своих ценных бумаг, и акционерные общества обращаются с соответствующим заявлением в регистрирующий орган лишь в настоящее время.
     
     Распространяется ли на таких эмитентов действие Закона РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" и если распространяется, в соответствии с какой редакцией данного Закона должны определяться объект налогообложения и налоговая ставка?

     
     В соответствии со ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
     
     Согласно ст. 19 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" при принятии решения об эмиссии ценных бумаг должна производиться государственная регистрация выпуска ценных бумаг.
     
     В настоящее время действуют требования о регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, установленные ст. 19-21 вышеназванного Федерального закона, вступившего в силу с 22 апреля 1996 года.
     
     Статьей 24 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что эмитент имеет право начинать размещение выпускаемых им эмиссионных ценных бумаг только после регистрации их выпуска. В соответствии со ст. 2 данного Федерального закона под размещением эмиссионных ценных бумаг понимается отчуждение эмитентом эмиссионных ценных бумаг первым владельцам путем заключения гражданско-правовых сделок.
     
     До момента вступления в силу указанного Федерального закона следовало руководствоваться Положением о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах в РСФСР, утвержденным постановлением Правительства РСФСР от 28.12.1991 N 78.
     
     Согласно п. 6 и 7 названного Положения ценные бумаги допускались к обращению на территории Российской Федерации только при условии их государственной регистрации в Министерстве экономики и финансов РСФСР с присвоением государственного регистрационного номера.
     
     Пунктом 8 вышеназванного Положения и ст. 51 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" установлено, что выпуск ценных бумаг может быть признан недействительным по иску Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, региональных отделений Федеральной комиссии, государственного регистрирующего органа, органа государственной налоговой службы, прокурора, а также по искам иных государственных органов, осуществляющих полномочия в сфере рынка ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации. Признание выпуска ценных бумаг недействительным влечет изъятие из обращения ценных бумаг, выпущенных с нарушением установленного порядка регистрации или эмиссии ценных бумаг, и возвращение владельцам денежных средств (другого имущества), полученных эмитентом в счет оплаты ценных бумаг.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным данным Кодексом, в силу ее признания таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
     
     Пунктом 1 ст. 167 ГК РФ предусмотрено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
     
     Согласно Закону РФ от 12.12.1991 N 2023-1 "О налоге на операции с ценными бумагами" (в ред. от 23.03.1998) объектом налогообложения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Учитывая, что сумма налога уплачивается плательщиком одновременно с представлением документов на регистрацию эмиссии, объект налогообложения, ставка налога и порядок его уплаты определяются согласно действующему законодательству на момент подачи документов на регистрацию эмиссии.
     

     Акционерное общество выпустило обыкновенные акции. Целью эмиссии является погашение задолженности предприятия перед бюджетами и внебюджетными фондами. Налог на операции с ценными бумагами (0,8 % от номинальной суммы выпуска) был уплачен в январе 2000 года.
     
     Вправе ли предприятие вернуть (либо зачесть) указанную сумму налога, так как в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" предприятия Российской Федерации освобождаются от уплаты налога на операции с ценными бумагами, размещаемыми в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней и иными кредиторами?

     
     Пунктом 1 ст. 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
     
     Пунктом 1 ст. 1 и ст. 2 НК РФ установлено, что законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из указанного Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
     
     В соответствии со ст. 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации законодательство о федеральном бюджете на соответствующий год относится к бюджетному законодательству, а не налоговому.
     
     Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год (ст. 53 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
     
     Учитывая изложенное, установление налоговых льгот законодательством о федеральном бюджете, в том числе и предусмотренное ст. 34 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год", в виде освобождения промышленных предприятий Российской Федерации от уплаты налога на операции с ценными бумагами, размещаемыми в целях реструктуризации долговых обязательств перед бюджетами всех уровней и иными кредиторами, без внесения изменений в Закон РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" невозможно, и следовательно, данная норма не подлежит применению.