Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налог на доходы физических лиц


Налог на доходы физических лиц

     

В.М. Акимова,
государственный советник налоговой службы III ранга

     
     Глава 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) является актом прямого действия и не нуждается в уточнении инструкцией по ее применению. С введением в действие главы 23 части второй НК РФ отменяются Закон РФ от 07.12.1991 N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" и инструкция Госналогслужбы России от 29.06.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”".
     
     МНС России предоставлено право утверждать формы следующих налоговых документов:
     
     - налоговых деклараций;
     
     - формы учета доходов;
     
     - формы сведений о доходах физических лиц, передаваемых в налоговые органы налоговыми агентами;
     
     - формы справки о полученных физическим лицом доходах и удержанных суммах налога, которую налоговые агенты выдают по требованию налогоплательщика.
     
     Предлагаемая в главе 23 части второй НК РФ концепция налогообложения доходов физических лиц имеет целью снизить налоговое бремя налогоплательщиков за счет увеличения количества и размеров налоговых льгот, а также введения единой налоговой ставки в размере 13 % при налогообложении большей части доходов физических лиц. При этом применяются повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом их капитала; например, с дивидендов установлена налоговая ставка в размере 30 %, а с выигрышей, процентных доходов по вкладам в банках, сумм экономии на процентах по заемным средствам - максимальная налоговая ставка в размере 35 %. С доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами, определена средняя налоговая ставка в размере 30 %.
     
     Как мы можем констатировать, законодатели решили уйти от прогрессивного налогообложения общего дохода налогоплательщика и приблизиться к ранее действовавшей системе подоходного налогообложения, когда некоторые виды налогооблагаемых доходов облагаются по различным налоговым ставкам.
     
     В главе 23 части второй НК РФ определены плательщики налога на доходы и все необходимые элементы налогообложения, без которых нельзя определить налоговое обязательство и порядок его исполнения:
     
     - объект налогообложения;
     

     - налоговая база;
     
     - методы налогообложения;
     
     - налоговый период;
     
     - налоговые ставки;
     
     - налоговые льготы;
     
     - порядок исчисления налога;
     
     - порядок и сроки уплаты налога.
     
     Рассмотрим положения некоторых статей, содержащихся в главе 23 части второй НК РФ.
     
     Статьей 207 определены две категории плательщиков налога на доходы физических лиц.
     
     К первой категории отнесены физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а ко второй - физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Что касается физических лиц-налоговых резидентов Российской Федерации, то они уплачивают этот налог с доходов, получаемых от источников как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, уплачивают этот налог с доходов, получаемых от источников, расположенных в Российской Федерации.
     
     На основании положений ст. 207 в ст. 208 приведены два перечня доходов:
     
     первый содержит виды доходов, относящихся к доходам, полученным от источников в Российской Федерации;
     
     второй включает виды доходов, относящихся к доходам, полученным от источников за пределами территории Российской Федерации.
     
     Минфину России предоставлены полномочия по разрешению спорных вопросов отнесения доходов к тому или иному источнику.
     
     Статьей 209 установлен объект налогообложения. На основании положений данной статьи объектом налога на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками:
     
     1) от источников в Российской Федерации и (или) за ее пределами - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
     
     2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
     
     Перечень видов доходов, являющихся объектом налогообложения в Российской Федерации, приведен в ст. 208.
     
     Порядок определения налоговой базы содержится в ст. 210, 212, 213, 221.
     

     При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной [в валюте Российской Федерации и (или) иностранной валюте] форме или право на распоряжение которыми у него возникло.
     
     При определении налоговой базы также учитываются доходы в виде:
     
     - материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами;
     
     - материальной выгоды, полученной от приобретения товаров (работ, услуг) у физических лиц в соответствии с гражданско-правовым договором, а также у организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся взаимозависимыми лицами по отношению к налогоплательщику;
     
     - материальной выгоды, полученной от приобретения ценных бумаг.
     
     В случае если из дохода налогоплательщика производятся какие-либо удержания по распоряжению самого работника либо по решению суда и иных органов, налоговая база определяется без учета этих удержаний.
     
     Установлено, что налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых используются различные налоговые ставки.
     
     Статьей 216 определено, что налоговым периодом для налога на доходы физических лиц признается календарный год. В налоговый период включаются все полученные налогоплательщиком в течение налогового периода доходы, в том числе начисленная за этот период заработная плата.
     
     Перечень доходов, не подлежащих обложению налогом на доходы физических лиц, приведен в ст. 217.
     
     Перечень освобождаемых от налогообложения доходов довольно большой. По сравнению с действующим в настоящее время законодательством с 2001 года увеличивается число социальных вы-плат, освобождаемых от налогообложения.
     
     К числу не подлежащих налогообложению доходов относятся, например, такие выплаты, как государственные пособия, пенсии, компенсации, некоторые виды единовременной материальной помощи, стипендии, призы, получаемые спортсменами, суммы, направляемые на обучение детей-сирот, доходы, получаемые детьми-сиротами от благотворительных и религиозных организаций, и ряд других. В перечень доходов, освобождаемых от налогообложения в размере полученного дохода, то есть полностью, включены 30 видов доходов.
     
     Не подлежат налогообложению следующие виды доходов, не превышающие 2000 руб.:
     

     - стоимость подарков, полученных от организаций и индивидуальных предпринимателей и не подлежащих обложению налогом на наследование или дарение;
     
     - стоимость призов, полученных на конкурсах и соревнованиях, проводимых в соответствии с решениями Правительства РФ, законодательных (представительных) органов государственной власти или представительных органов местного самоуправления;
     
     - суммы материальной помощи, оказываемой работодателями своим работникам, а также бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по возрасту;
     
     - возмещение (оплата) работодателями своим работникам, их супругам, родителям и детям, бывшим своим работникам (пенсионерам по возрасту), а также инвалидам стоимости приобретенных ими (для них) медикаментов, назначенных лечащим врачом;
     
     - стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях с целью рекламы товаров (работ, услуг).
     
     При определении налоговой базы следует учитывать виды и размеры не подлежащих обложению налогом доходов по перечню ст. 217, а также виды и размеры налоговых вычетов, определенных в ст. 218, 219, 221, 299.
     
     Налоговые вычеты подразделены на четыре группы:
     
     1 группа - стандартные налоговые вычеты;
     
     2 группа - социальные налоговые вычеты;
     
     3 группа - имущественные налоговые вычеты;
     
     4 группа - профессиональные налоговые вычеты.
     
     Впервые установлены большие ограничения по использованию налогоплательщиками налоговых вычетов. Так, перечисленные налоговые вычеты предоставляются лишь по доходам, в отношении которых предусмотрена минимальная налоговая ставка 13 %.
     
     Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговая база определяется как денежное выражение таких подлежащих налогообложению доходов без их уменьшения на установленные в ст. 218 - 221 налоговые вычеты.
     
     Рассмотрим более подробно виды налоговых вычетов и порядок их использования.
     
     В первую группу "Стандартные налоговые вычеты" включены налоговые вычеты, установленные для конкретных категорий налогоплательщиков, которые ежемесячно уменьшают налоговую базу:
     

     а) не облагаемый налогом минимум дохода за каждый месяц для поименованных в НК РФ категорий налогоплательщиков:
     
     - налоговый вычет в размере 3000 руб.;
     
     - налоговый вычет в размере 500 руб.;
     
     - налоговый вычет в размере 400 руб. (предоставляется ежемесячно до того месяца, в котором доход с начала налогового периода превысит 20 000 руб.);
     
     - налоговый вычет в размере 300 руб.
     
     В случае если налогоплательщик имеет право более чем на один из вышеперечисленных вычетов, ему предоставляется соответствующий максимальный вычет;
     
     б) расходы на содержание ребенка (детей) - налоговый вычет в размере 300 руб. на каждого ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося дневной формы обучения, аспиранта, ординатора, студента, курсанта в возрасте до 24 лет у родителей и (или) супругов, опекунов или попечителей. Этот налоговый вычет предоставляется ежемесячно до того месяца, в котором доход с начала налогового периода не превысит 20 000 руб.
     
     Вычеты предоставляются в двойном размере вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный вычет. Иностранные физические лица, у которых ребенок (дети) находится за пределами Российской Федерации, могут воспользоваться таким вычетом на основании документов, заверенных компетентными органами страны, в которой проживает ребенок (дети). Предоставление указанного вычета вдовам (вдовцам), одиноким родителям прекращается с месяца, следующего за месяцем их вступления в брак.
     
     Под одиноким родителем для целей налогообложения понимается один из родителей, не состоящий и не состоявший ранее в зарегистрированном браке.
     
     Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей) или месяца, в котором установлена опека (попечительство), и сохраняется до конца года, в котором ребенок (дети) достиг(ли) соответствующего возраста, а также в случае смерти ребенка (детей). Вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в учебном заведении, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке.
     
     Указанные стандартные налоговые вычеты предоставляются одним из работодателей, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие вычеты. В случае если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено в НК РФ, то по окончании налогового периода на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы с учетом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных в НК РФ.
     

     Что касается социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, то они применяются при определении налоговой базы на основании налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц, подаваемой в налоговый орган по окончании налогового периода.
     
     Виды и размеры социальных налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу налогоплательщиков, установлены ст. 219. В их число входят три вида произведенных налогоплательщиком в налоговом периоде расходов на социальные нужды:
     
     1) в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком на благотворительные цели, в виде денежной помощи организациям науки, культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, частично или полностью финансируемым из соответствующих бюджетов, а также физкультурно-спортивным организациям, образовательным и дошкольным учреждениям на нужды физического воспитания граждан и содержание спортивных команд - в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 % суммы дохода, полученного в налоговом периоде;
     
     2) в сумме, уплаченной налогоплательщиком за свое обучение в образовательных учреждениях, - в размере фактически произведенных расходов на обучение, но не более 25 000 руб., а также в сумме, уплаченной налогоплательщиком-родителем за обучение детей в возрасте до 24 лет в образовательных учреждениях при дневной форме обучения, - в размере фактически произведенных расходов на это обучение, но не более 25 000 руб. на каждого ребенка в общей сумме, приходящейся на обоих родителей;
     
     3) в сумме, уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению, предоставленные медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации.
     
     Сумма налогового вычета по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации применяется в пределах документально подтвержденных затрат.
     
     Перечень медицинских услуг, расходы по которым уменьшают налоговую базу налогоплательщика, а также перечень дорогостоящих видов лечения должны утверждаться Правительством РФ.
     
     В ст. 220 приводятся виды и размеры имущественных налоговых вычетов.
     

     Налоговая база подлежит уменьшению в течение налогового периода на следующие имущественные налоговые вычеты:
     
     1) имущественные налоговые вычеты к доходам от продажи имущества:
     
     а) в суммах, полученных от продажи жилых домов, квартир, дач, садовых домиков или земельных участков, находившихся в собственности налогоплательщика менее пяти лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб. В случае продажи указанных видов имущества, находившихся в собственности налогоплательщика пять и более лет, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;
     
     б) в суммах, полученных от продажи иного имущества, находившегося в собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих 125 000 руб. При продаже указанного вида имущества, находившегося в собственности налогоплательщика три и более лет, имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме, полученной налогоплательщиком при продаже указанного имущества;
     
     в) в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных налогоплательщиками расходов, связанных с получением этих доходов. Этот имущественный вычет предоставляется вместо вышеперечисленных в п. 1 и 2 имущественных налоговых вычетов;
     
     г) в отношении доходов от реализации ценных бумаг имущественный налоговый вычет предоставляется в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов на их приобретение. При налогообложении доходов от реализации ценных бумаг в качестве документально подтвержденных расходов могут быть учтены суммы, с которых налогоплательщиками был уплачен подоходный налог. Если налогоплательщиком на безвозмездной основе были получены или с частичной оплатой приобретены в собственность ценные бумаги, то при налогообложении доходов от их реализации в качестве документально подтвержденных расходов на приобретение (получение) этих ценных бумаг могут быть учтены суммы, с которых был исчислен и уплачен налог при их приобретении (получении).
     
     Имущественные налоговые вычеты не распространяются на доходы, получаемые индивидуальными предпринимателями от продажи имущества в связи с осуществлением предпринимательской деятельности;
     
     2) имущественные налоговые вычеты в связи с новым строительством или приобретением жилого дома или квартиры:
     

     а) в сумме, израсходованной на новое строительство или приобретение жилого дома или квартиры на территории Российской Федерации, в размере фактически произведенных расходов, но превышающей 600 000 руб.;
     
     б) в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным в банках Российской Федерации и фактически израсходованным на новое строительство, либо приобретение на территории Российской Федерации жилого дома или квартиры.
     
     Данные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику с года регистрации права собственности на этот жилой объект на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщиком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты закупки материалов у физических лиц с указанием адресных и паспортных данных продавца, другие документы).
     
     Имущественный налоговый вычет не применяется в случае, если оплата расходов по строительству или приобретению жилого дома или квартиры производится за счет средств работодателей или иных лиц, а также в случае, если сделки купли-продажи жилого дома или квартиры совершаются между физическими лицами, являющимися взаимозависимыми.
     
     Повторное предоставление налогоплательщикам имущественного налогового вычета не допускается.
     
     Если в налоговом периоде льгота не может быть использована полностью, то ее остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного использования.
     
     Статьей 221 определены виды и размеры профессиональных налоговых вычетов. Эти вычеты могут предоставляться в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов либо в пределах установленных нормативов. В число профессиональных налоговых вычетов входят вычеты:
     
     а) в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, - у налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, частных нотариусов и других лиц, занимающихся частной практикой. При этом расходы принимаются к вычету в соответствии с составом затрат, принимаемых к вычету при исчислении налога на доходы организаций;
     
     б) в размере 20 % от общей суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, - если предприниматель в состоянии документально подтвердить свои расходы, связанные с деятельностью в качестве индивидуального предпринимателя. Настоящее положение не применяется в отношении физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей;
     

     в) в сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг), - у налогоплательщиков, получающих доходы от выполнения работ (оказания услуг) по договорам гражданско-правового характера.
     
     Налогоплательщики, получающие авторские вознаграждения или вознаграждения за создание, издание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждения за открытие, изобретение, имеют право на профессиональные налоговые вычеты:
     
     а) в сумме фактически произведенных и документально произведенных расходов;
     
     б) в размере нормативов - если эти расходы не могут быть подтверждены документально:
     

Нормативы затрат
(в процентах к сумме начисленного дохода)
    

Создание литературных произведений, в том числе для театра, кино, эстрады и цирка

20

Создание художественно-графических произведений, фоторабот для печати, произведений архитектуры и дизайна

30

Создание произведений скульптуры, монументально-декоративной живописи, декоративно-прикладного и оформительского искусства, станковой живописи, театрально- и кинодекорационного искусства и графики
в различной технике

40

Создание аудиовизуальных произведений (видео-, теле- и кинофильмов)

30

Создание музыкальных произведений: музыкально-сценических произведений (опер, балетов, музыкальных комедий), симфонических, хоровых, камерных произведений, произведений для духового оркестра, оригинальной музыки для кино-, теле- и видеофильмов и театральных постановок

40

Создание других музыкальных произведений, в том числе подготовленных к опубликованию

25

Исполнение произведений литературы и искусства

20

Создание произведений науки

20

Открытия, изобретения и создание промышленных образцов

30 (к сумме дохода, полученного за первые два года использования)


     При определении налоговой базы расходы, подтвержденные документально, не могут учитываться одновременно с расходами в пределах установленного норматива.

     
     Следует отметить, что в ст. 222 приведены особые правила по установлению социальных и имущественных налоговых вычетов. В пределах определенных ст. 219 размеров социальных налоговых вычетов и ст. 220 размеров имущественных налоговых вычетов законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе устанавливать иные размеры этих вычетов с учетом своих региональных особенностей. Из этого следует, что в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться и социальные и имущественные налоговые вычеты в меньших размерах, чем это определено федеральным законодательством.
     
     В ст. 223 содержатся правила установления даты фактического получения дохода. Без определения налоговой базы невозможно установить сумму причитающегося налога, без установленного метода учета налоговой базы невозможно определить и саму налоговую базу. Метод учета налоговой базы обязательно должен содержаться в законодательном акте, устанавливающем налог. Из положений данной статьи следует, что налоговая база налогового периода определяется с учетом даты фактического получения дохода. При этом датой фактического получения дохода считается:
     
     1) день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц, - при получении доходов в денежной форме;
     

     2) день передачи доходов в натуральной форме - при получении доходов в натуральной форме;
     
     3) день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным средствам, приобретения товаров (работ, услуг), приобретения ценных бумаг - при получении доходов в виде материальной выгоды.
     
     При получении доходов в виде заработной платы датой фактического получения дохода признается последний день месяца, за который был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
     
     Конкретные размеры налоговых ставок установлены ст. 224. Величина налога зависит от размера налоговых ставок и налоговой базы. Сумма налога рассчитывается исходя из суммы дохода и ставок налога. Ставкой налога считается размер налога на единицу налогообложения. От выбора размера налоговых ставок зависит не только величина дохода, остающегося налогоплательщику после уплаты налога, но и размеры поступлений налога в бюджет. Как правило, установление высоких ставок налога приводит к сокращению доходов налогоплательщика, а также к потерям поступлений налога в бюджет. Из-за введения более повышенных ставок налога к различным ступеням доходов у налогоплательщиков нет стимула зарабатывать доходы в большем размере. Кроме того, установление повышенных ставок налога дает повод к сокрытию налогоплательщиками получаемых ими доходов.
     
     Налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
     
     Вводятся повышенные ставки налога на доходы физических лиц, связанные с приростом капитала.
     
     Налоговая ставка 30 % применяется к:
     
     - дивидендам;
     
     - доходам, получаемым в Российской Федерации физическими лицами-нерезидентами.
     
     Максимальная налоговая ставка в размере 35 % устанавливается в отношении:
     
     - выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр;
     
     - стоимости любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях, в целях рекламы товаров, работ и услуг - с суммы, превышающей 2000 руб., полученной за налоговый период;
     
     - процентных доходов по вкладам в банках в части превышения суммы, рассчитанной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Банка России, в течение периода, за который начислены проценты, по рублевым вкладам и 9 % годовых по вкладам в иностранной валюте;
     
     - сумм экономии на процентах при получении заемных средств - с материальной выгоды, рассчитанной:
     
     по рублевым вкладам - как разница между суммой процентов, рассчитанных исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Банка России на дату получения заемных средств, и суммой процентов, начисленных по договору;
     
     по валютным вкладам - как разница между суммой процентов, рассчитанных исходя из 9 % годовых, и суммой процентов, начисленных по договору.
     
     Как видим, с 2001 года отменяется прогрессивное налогообложение совокупного дохода налогоплательщика. Однако декларирование налогоплательщиками своих доходов сохраняется, поскольку у источника выплаты дохода будут учитываться только стандартные налоговые вычеты, а социальные, имущественные и профессиональные вычеты будут предоставляться при декларировании налогоплательщиком своих доходов. Такое решение может привести к значительному росту числа декларантов по сравнению с количеством лиц, представивших декларации о доходах в 2000 году.
     
     Порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц установлен ст. 225, 226, 227 и 228. Сохранен порядок исчисления и уплаты налога у источника выплаты и на основании декларации о доходах. У источника выплаты налог исчисляется и удерживается ежемесячно при выплате суммы дохода, то есть налогоплательщику выплачивается доход уже за минусом подоходного налога.
     
     Те лица, которые обязаны представлять налоговые декларации о предположительных доходах на текущий налоговый период, уплачивают налог в течение года в три срока:
     
     за 1-е полугодие - не позднее 15 июля в размере половины суммы авансового платежа, установленного на текущий год;
     
     за III квартал - не позднее 15 октября в размере 1/4 годовой суммы авансового платежа;
     
     за IV квартал - не позднее 15 января года, следующего за отчетным, в размере 1/4 годовой суммы авансового платежа.
     
     В случае увеличения или уменьшения дохода более чем на 50 % авансовые платежи налога на текущий год должны быть пересмотрены. Для этого налогоплательщик обязан представить новую декларацию с указанием новой суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет суммы авансовых платежей по ненаступившим срокам уплаты.
     
     Порядок представления налоговой декларации изложен в ст. 229. Налоговая декларация по налогу на доходы физических лиц представляется налогоплательщиками в налоговый орган по месту их жительства.
     
     Итоговая налоговая декларация о доходах предшествующего налогового периода представляется не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
     
     В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога (налоги, удержанные налоговыми агентами, уплаченные в течение налогового периода авансовые платежи).
     
     Статьей 230 установлены конкретные виды обязанностей, возлагаемых на налоговых агентов и налоговые органы в целях обеспечения положений, изложенных в главе 23 части второй НК РФ.
     
      В частности, на налоговых агентов возлагаются следующие обязанности:
     
     - вести учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, которая устанавливается МНС России;
     
     - ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным, представлять в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет сведения о доходах физических лиц по форме, утвержденной МНС России.
     
     Указанные сведения представляются на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом МНС России.
     
     При численности физических лиц, получивших доходы в налоговом периоде, до 10 человек налоговые агенты могут представлять такие сведения на бумажных носителях.
     
     Налоговые органы в исключительных случаях с учетом специфики деятельности либо особенностей местонахождения организаций могут предоставлять отдельным категориям организаций право представлять сведения о доходах физических лиц на бумажных носителях.
     
     Налоговые органы направляют эти сведения налоговым органам по месту постоянного жительства физических лиц.
     
     Не представляются сведения о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям за приобретенные у них товары или выполненные работы в случае, если эти индивидуальные предприниматели в качестве подтверждения уплаты налога с указанных доходов на основании налогового уведомления налогового органа предъявили соответствующие документы;
     
     - выдавать физическим лицам справки о полученных ими доходах и удержанных суммах налога.
     
     Особенности удержания и возврата налога на доходы физических лиц установлены ст. 231.
     
     Излишне удержанные налоговым агентом из дохода налогоплательщикам суммы налога подлежат возврату по заявлению налогоплательщика, которое подается налоговому агенту, излишне удержавшему сумму налога.
     
     Суммы налога, не удержанные с физических лиц или удержанные налоговыми агентами не полностью, взыскиваются ими с физических лиц до полного погашения этими лицами задолженности по налогу.
     
     Взыскание задолженности по налогу с физического лица налоговым агентом производится с соблюдением гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.
     
     Суммы налога, не взысканные в результате уклонения плательщика от налогообложения, взыскиваются за все время уклонения от уплаты налога.
     
     В ст. 232 содержатся положения об устранении двойного налогообложения доходов физических лиц. Предусмотрены некоторые особенности для зачета налога, уплаченного в течение отчетного налогового периода, при получении доходов за пределами Российской Федерации. Установлено, что начиная с 2001 года при окончательном расчете полагающейся к уплате суммы налога в Российской Федерации налогоплательщиками-налоговыми резидентами Российской Федерации к зачету принимаются суммы налога, уплаченного за пределами Российской Федерации, с доходов, полученных в иностранных государствах лишь в том случае, если этот зачет предусмотрен соответствующим договором об избежании двойного налогообложения.
     
     Для освобождения от налогообложения полученных доходов, получения налоговых вычетов и иных налоговых привилегий налогоплательщик в обязательном порядке представляет налоговым органам официальное подтверждение того, что он является резидентом государства, с которым Российская Федерация заключила действующий в течение соответствующего налогового периода договор об избежании двойного налогообложения.
     
     Статьей 233 установлен порядок использования налогоплательщиками налоговых льгот, установленных в субъектах Российской Федерации до 1 января 2001 года. Из положений данной статьи следует, что те налоговые льготы, которые были предоставлены законодательными актами субъектов Российской Федерации по налогу с доходов физических лиц, действуют в течение того срока, на который они были предоставлены. Если же при установлении налоговых льгот не был определен срок их действия, то законодательные органы субъектов Российской Федерации должны вынести свои решения о прекращении действия законодательных актов об их установлении.