Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (И.И. Барсукова)


Вопросы и ответы

О налогообложении целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов

     

И.И. Барсукова

     
     Наша фирма имеет представительства, расположенные на территориях стран как ближнего, так и дальнего зарубежья, в которых работают наряду с гражданами России граждане стран как дальнего, так и ближнего зарубежья. Следует ли начислять страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды на заработную плату, выплачиваемую работникам, являющимся гражданами стран СНГ?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" под государственным пенсионным страхованием понимается вид страхования, который осуществляется в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).
     
     Право на пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации распространяется на граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации.
     
     Таким образом, гражданин, местом постоянного жительства которого является территория иностранного государства (ближнего или дальнего), право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации не имеет.
     
     На основании ст. 62 Конституции Российской Федерации, а также ст. 6 Федерального закона от 20.04.1996 N 36-ФЗ "О занятости населения в Российской Федерации" иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации гарантирована возможность пользоваться правами наравне с гражданами Российской Федерации в области защиты от безработицы. Это означает, что иностранным гражданам и лицам без гражданства на территории Российской Федерации может быть предоставлена социальная поддержка и оказано содействие в реализации права на труд, выплате пособия по безработице, профессиональной подготовке и предоставлении других гарантий.
     
     Однако действующее законодательство о занятости имеет прямое действие только в Российской Федерации, и иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на социальную поддержку только в случае проживания на территории Российской Федерации.
     
     Кроме того, в ст. 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" закреплена норма, в соответствии с которой обязательному социальному страхованию подлежат граждане Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам. Однако данный Закон имеет прямое действие только на территории Российской Федерации.
     
     Специального закона, регулирующего вопросы начисления страховых взносов на выплаты, производимые иностранным гражданам, работающим в зарубежных представительствах Российской Федерации, нет.
     
     Из изложенного следует, что на выплаты, произведенные иностранным гражданам, работающим в представительствах на территориях стран СНГ, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды (ПФР, ФСС, ГФЗН и ФОМС) начисляться не должны.

     
     Благотворительный фонд-некоммерческая организация осуществляет свою деятельность за счет спонсорских средств и занимается проведением соревнований. Следует ли производить начисление страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на выплаты, производимые участникам конкурсов на питание, проживание и проезд, а также в виде призов?

     
     Федеральным законом от 20.11.2000 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год" тариф страховых взносов в фонд занятости установлен для работодателей-организаций в процентах по отношению к выплатам в денежной и (или) натуральной форме, начисленным в пользу работников по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения, выплачиваемые работникам и иным физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
     
     Таким образом, начисление страховых взносов производится работодателем или другим лицом, оплатившим выполненную работу или оказанную услугу. Организация, проводящая соревнования, таким лицом по отношению к спортсменам не является.
     
     Поскольку между благотворительным фондом и участниками соревнований отношения строятся не на основе трудовых договоров, а на основе договоров гражданского-правового характера, предметом которых не является выполнение работ или оказание услуг, то перечисленные в вопросе выплаты нельзя отнести к выплатам, начисленным в пользу работников, поэтому страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на указанные выплаты начисляться не должны.
     
     Что касается других участников соревнований (спортивных судей, тренеров и прочих специалистов, предусмотренных в правилах и положениях о соревнованиях), обеспечивающих их проведение и выполняющих работу (оказывающих услуги), соответствующую их квалификации, то на выплаты (стоимость призов, питания и т.д.), производимые организаторами спортивных мероприятий в пользу указанных лиц, в том числе по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации начисляются.