Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (Н.В. Криксунова)


Вопросы и ответы

О налогообложении целевых бюджетных и внебюджетных социальных фондов

     

Н.В. Криксунова,
советник налоговой службы I ранга

     
     Наше предприятие заключило договор на медицинское обслуживание своих работников в поликлинике. Просим разъяснить, следует ли начислять страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации на суммы, выплаченные по данному договору?

     
     Пунктом 20 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.10.1999 N 1193, страховые взносы не начисляются на суммы страховых платежей, уплачиваемых работодателем по договорам добровольного медицинского страхования работников.
     
     Вышеназванным пунктом Перечня определены условия, которые должны быть соблюдены при заключении вышеназванных договоров, а именно:
     
     - договор должен быть заключен на срок не менее одного года;
     
     - договор не должен предусматривать страховых выплат без наступления страхового случая.
     
     В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) страховым риском является предполагаемое событие, на случай наступления которого проводится страхование. При этом страховой случай рассматривается как свершившееся событие, предусмотренное договором страхования, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
     
     Статьей 3 Закона РФ от 28.06.1991 N 1499-1 "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" (в ред. от 02.04.1993) предусмотрено, что объектом добровольного медицинского страхования является страховой риск, связанный с затратами на оказание медицинской помощи при возникновении страхового случая.
     
     При добровольном медицинском страховании страховым случаем является обращение застрахованного в медицинское учреждение из числа предусмотренных договором страхования за помощью, требующей оказания медицинских услуг в пределах перечня, предусмотренного договором страхования.
     
     С наступлением страхового случая возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату.
     
     Законом РФ "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" выплата страхового обеспечения застрахованному лицу не предусмотрена.
     
     Учитывая, что взаимоотношения между страховой компанией и медицинским учреждением определяются условиями договора на предоставление лечебно-профилактической помощи (медицинских услуг), согласно которому медицинское учреждение обязуется предоставлять застрахованному медицинскую помощь определенного объема и качества в конкретные сроки в рамках программ медицинского страхования, страховые взносы в Государственный фонд занятости Российской Федерации не начисляются в случае, если договор является договором добровольного медицинского страхования и в договоре соблюдены вышеназванные условия. При этом договор должен быть заключен со страховой компанией и содержать пункт по обслуживанию работников в поликлинике. В нем должны также указываться стоимость работ и порядок расчетов.
     

     При регистрации в региональном отделении Фонда социального страхования (ФСС) нам установили размер страхового тарифа 5,4 % по государственному социальному страхованию и дополнительный страховой тариф 5,9 % по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по 12 классу профессионального риска.
     
     С дополнительным тарифом мы не согласны, так как при формировании уставных документов в основные виды деятельности был включен пункт "Заготовка и переработка древесины", которому согласно информационному письму Госкомстата России присвоен код по ОКОНХ 15100. Лицензию на данный вид деятельности мы не получили, и объемы по данному виду деятельности не выполнялись.
     
     Считаем, что дополнительные тарифы должны начисляться по тем видам деятельности, на которые получены лицензии. Правы ли мы?

     
     В соответствии со ст.6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федерального закона от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год" все предприятия, организации и физические лица, нанимающие работников на основании договора (контракта), должны быть зарегистрированы по данному виду страхования.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 31.08.1999 N 975 "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" юридические лица, являющиеся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, подлежат отнесению к отрасли (подотрасли) экономики по основному виду деятельности, установленному территориальными органами государственной статистики в соответствии с кодом ОКОНХ (Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства").
     
     Действительно, сложившаяся практика свидетельствует о том, что в ряде случаев деятельность организаций и предприятий по перечисленным в информационном письме органов государственной статистики кодам ОКОНХ не осуществляется.
     
     В настоящее время ФСС разъясняет исполнительным органам на местах, что при регистрации страхователей-юридических лиц их отнесение к отраслям (подотраслям) экономики по классу профессионального риска следует производить в соответствии с п.13 постановления Госкомстата России от 19.01.2000 N 4 "Об утверждении Инструкции по заполнению унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения", которым предусмотрено, что основным видом деятельности (из перечисленных выше) для коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, а для некоммерческой организации - тот вид деятельности, средняя численность занятых которым по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общей численности работников организации.
     
     Кроме того, п. 9 и 10 постановления Правительства РФ "Об утверждении Правил отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска" установлено, что:
     
     - структурные подразделения организации, осуществляющие внутренние перевозки и снабженческо-сбытовую деятельность, организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады организации, не выделенные в самостоятельные учетные единицы, учитываются по основной деятельности этой организации;
     
     - подсобно-вспомогательные производства (подразделения) организации, осуществляющие независимо от специализации организации другие виды производственной деятельности и выделенные в ее структуре в самостоятельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), являются самостоятельными классификационными единицами и подлежат отнесению к отраслям (подотраслям) экономики, которым соответствует их деятельность.
     
     Из вышеизложенного следует, что при установлении дополнительного тарифа по классу профессионального риска при расчете не участвуют виды деятельности, по которым не получены лицензии на определенный вид деятельности.
     
     Таким образом, в ситуации, изложенной в вопросе, можно обратиться в региональное отделение ФСС с просьбой пересмотреть установленный дополнительный тариф по классу профессионального риска.