Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение НДС организациями туризма


Применение НДС организациями туризма

     

И.И. Воробьева

     
     Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации") государство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации, создает благоприятные условия для ее развития.
     
     Основная деятельность организаций туризма осуществляется в льготном налоговом режиме.
     
     В части применения НДС льготный налоговый режим, установленный для основной деятельности таких организаций предусмотрен подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 1992-1), а для не основной деятельности - другими подпунктами указанного пункта статьи, и предоставляется при выполнении условий, приведенных в п. 2 и 5 ст. 5 данного Закона РФ.
     
     На основании подпункта "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 НДС не облагаются туристские и экскурсионные путевки (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских и экскурсионных путевок).
     
     Пунктом 2 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предусмотрено, что предприятия, реализующие товары (работы, услуги), как облагаемые, так и не облагаемые НДС, имеют право на получение льгот, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, только при наличии раздельного учета затрат по производству и реализации таких товаров (работ, услуг). Это требование введено Федеральным законом от 01.04.1996 N 25-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" и применяется с 1 января 1996 года.
     
     Пунктом 5 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 предусмотрено, что освобождение от НДС оборотов по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 1 настоящей статьи, производится при наличии у предприятий соответствующих лицензий на осуществление деятельности, подпадающей под лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Это требование введено Федеральным законом от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость”" и применяется с 1 января 2000 года.
     
     При применении организациями туризма, отдыха и санаторно-курортного лечения льготного налогового или обычного налогового режима как по основной, так и по не основной деятельности возникает много вопросов. Рассмотрим некоторые из них.
     

     1. Турфирма сдала в аренду помещение, являющееся ее собственностью. По условиям договора размер арендной платы был равен затратам арендодателя на проведение ремонта. При этом турфирма допустила ошибку при отражении в бухгалтерском учете расходов, связанных с оплатой ремонтных работ. Эта ошибка повлекла занижение суммы НДС, подлежащей перечислению в бюджет с арендной платы за сдачу имущества в аренду. Какие налоговые последствия могут быть применены к турфирме за допущенную ошибку и каким образом можно устранить допущенное нарушение без применения налоговых последствий?

     
     При обнаружении налоговыми органами подобной ошибки при проведении документальной проверки к турфирме могут быть применены меры налоговой ответственности, предусмотренные частью первой НК РФ в виде взыскания неуплаченной суммы НДС и штрафа в размере 20 % от этой суммы и взыскания пени в размере 1/300 установленной ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки уплаты НДС начиная с отчетного периода, в котором допущено нарушение при расчете налога, подлежащего перечислению в бюджет.
     
     Вместе с тем согласно п. 1 ст. 54 части первой НК РФ перерасчет налоговых обязательств по НДС в результате обнаружения ошибок, относящихся к прошлым налоговым периодам, производится путем уточнения суммы налога, причитающейся на тот налоговый период, в котором была обнаружена ошибка.
     
     Поэтому если до начала налоговой проверки турфирма представит в налоговый орган уточненную декларацию (расчет) по НДС за соответствующий налоговый период, внесет соответствующие исправления в бухгалтерский учет и отчетность и недоплаченные суммы налога перечислит в бюджет, ошибка турфирмы будет расценена налоговыми органами полностью исправленной.
     

     2. Турфирма имеет структурное хозрасчетное подразделение, которое оказывает ей услуги. Согласно Закону РФ "О налоге на добавленную стоимость" вышеуказанные услуги не могут рассматриваться в льготном налоговом режиме. Имеет ли место облагаемый НДС оборот в условиях действия ст. 39 части первой НК РФ?

     
     Согласно ст. 3 Закона РФ N 1992-1 объектом обложения НДС являются обороты по реализации товаров (работ, услуг).
     
     В соответствии с п. 1 ст. 39 части первой НК РФ реализацией товаров, работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.
     
     Поэтому оказание услуг хозрасчетным подразделением турфирмы непосредственно самой турфирме (то есть оказание услуг внутри одного юридического лица) не рассматривается как объект обложения НДС в случае, если хозрасчетное подразделение турфирмы не является юридическим лицом и самостоятельным налогоплательщиком.
     

     3. Турфирма приобрела основные средства, которые в том же отчетном периоде сдала в аренду сторонней организации. Принимается ли в зачет НДС, уплаченный поставщику, по приобретенному оборудованию, сданному в аренду?

     
     Согласно ст. 7 Закона РФ N 1992-1 суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.
     
     Этот налоговый режим в полной мере распространяется на приобретенное оборудование, предназначенное для предоставления в аренду.
     

     4. Турфирма (для выполнения турагентской деятельности) приобрела в мае текущего года в собственность нежилое помещение. При покупке этого помещения турфирма оплатила покупную стоимость с учетом НДС. Данное помещение планируется использовать для осуществления коммерческой деятельности с августа 2000 года. Какой порядок получения из бюджета турфирмой-покупателем нежилого помещения оплаченного продавцу НДС?

     
     Согласно ст. 7 Закона РФ N 1992-1 суммы налога, уплаченные при приобретении основных средств, в полном объеме вычитаются из сумм налога, подлежащих взносу в бюджет, в момент принятия на учет основных средств.
     
     Этот налоговый режим в полной мере распространяется на приобретенное нежилое помещение, используемое для турагентской деятельности, облагаемой НДС.
     
     Учитывая изложенное и принимая во внимание, что нежилое помещение приобретено турфирмой в мае текущего года и турагентская деятельность в этот период не осуществлялась, а запланирована на август 2000 года, указанный выше порядок зачета (возмещения из бюджета) может быть применен в том отчетном периоде, в каком возникнет источник вычета дебетовых оборотов по счету 68, субсчет "Расчеты с бюджетом по налогу на добавленную стоимость", из оборотов по кредиту этого счета.
     

     5. Турагентство оказывает услуги, облагаемые НДС. Для приобретения материальных ресурсов турагентство взяло денежную ссуду. Можно ли принять к зачету сумму НДС, уплаченную по приобретенным материальным ресурсам, до возврата ссуды?

     
     В случае если стоимость приобретаемых материальных ресурсов подлежит отнесению на себестоимость облагаемой НДС деятельности и данные материальные ресурсы оприходованы на балансе покупателя (с отражением в книге покупок соответствующих счетов-фактур) и оплачены поставщику (с выделением суммы НДС отдельной строкой), возмещение из бюджета на основании п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39), производится в общеустановленном порядке, вне зависимости от того, что оплата за данные материальные ресурсы произведена за счет денежных средств, предоставленных в виде ссуды.
     

     6. Турфирма передала школе в благотворительных целях два компьютера. Данные компьютеры были оприходованы на счете 01 "Основные средства" без учета НДС. Следует ли начислять НДС и как рассчитать его?

     
     Согласно ст. 3 Закона РФ N 1992-1 объектом обложения НДС являются обороты по реализации товаров (работ, услуг).
     
     Однако в соответствии с Федеральным законом от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не признается реализацией товаров, работ или услуг.
     
     Таким образом, если турфирма передала в благотворительных целях два компьютера школе (являющейся некоммерческой организацией) на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, и данная передача совершена после введения в действие Федерального закона N 154-ФЗ, объект обложения НДС отсутствует.
     
     Вместе с тем, если указанная выше передача совершена до введения в действие Федерального закона N 154-ФЗ, то на основании подпункта "в" п. 2 ст. 3 Закона РФ N 1992-1 такая передача подлежит обложению НДС.
     
     Сумма налога, подлежащая взносу в бюджет, определяется турфирмой в соответствии с п. 50 Инструкции N 39 в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из полной рыночной цены этих основных средств (указанной сторонами сделки), и суммой налога, не отнесенной на расчеты с бюджетом до момента их безвозмездной передачи без учета переоценки. При возникновении отрицательной разницы возмещение из бюджета не производится.
     

     7. Турфирма сдала малому предприятию в аренду одно из своих помещений сроком на год. На основании договора аренды стоимость услуги по предоставлению имущества в аренду составляет 1,0 млн руб. в год, а малое предприятие на сумму 1,0 млн руб. обязуется провести своими силами ремонт арендуемого помещения. Как в этом случае исчисляется облагаемый НДС оборот у арендодателя и арендатора?

     
     Согласно ст. 3 Закона РФ N 1992-1 обороты по реализации товаров (работ, услуг) подлежат обложению НДС.
     
     Таким образом, на балансе арендодателя налог исчисляется исходя из рыночной цены услуги по предоставлению в аренду имущества (определенной сторонами сделки), увеличенной на сумму НДС.
     
     На балансе арендатора налог исчисляется исходя из рыночной цены работы по ремонту арендуемого помещения (определенной сторонами сделки), увеличенной на сумму НДС. Сумма налога, подлежащая перечислению в бюджет, определяется за минусом сумм налога, уплаченных поставщикам при приобретении материальных ресурсов, стоимость которых включается в затраты по проведению ремонтных работ.
     
     Вместе с тем, в случае если малое предприятие арендует помещение в производственных целях и затраты по аренде этого помещения включаются в себестоимость облагаемой НДС хозяйственной деятельности, сумма налога, уплаченная по выполненным ремонтным работам (являющаяся оплатой за аренду помещения), также подлежит зачету (возмещению из бюджета) в общеустановленном порядке.
     

     8. Согласно п. 19 инструкции Госналогслужбы России "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость" при командировочных расходах (относимых на себестоимость в пределах установленных норм) осуществляется возмещение НДС в пределах этих норм. Распространяется ли этот порядок на командировочные расходы турфирмы (осуществляющей турагентскую деятельность), связанные с проживанием в частном секторе, в общежитиях и при оплате авиационных или железнодорожных билетов при поездках за рубеж?

     
     Согласно ст. 2 Закона РФ N 1992-1 физические лица не являются плательщиками НДС. Соответственно при взимании платы за проживание в частном секторе НДС не уплачивается и в бюджет не перечисляется.
     
     Согласно подпункту "г" п. 12 и подпункту "г" п. 14 Инструкции N 39 при проживании в общежитии с выпиской в установленном порядке ордера и при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств-участников СНГ , в том числе по территории Российской Федерации, при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами НДС не взимается и в бюджет не уплачивается.
     
     Поэтому по таким командировочным расходам возмещение из бюджета НДС в порядке, предусмотренном п. 19 указанной выше Инструкции, производиться не должно.

     
     9. Турагентство в мае 2000 года арендовало у комитета по муниципальному имуществу помещение. В договоре аренды не предусматривается перехода имущества на баланс арендатору. Акционерное общество в мае заплатило в бюджет арендную плату за май и два месяца вперед, что составило 300 тыс. руб., и сумму НДС в размере 60 тыс. руб. Каким образом учитывается начисление НДС в бухгалтерском учете и как правильно определить сумму налога, подлежащую возмещению из бюджета по данной аренде?

     
     В случае если ежемесячная арендная плата за аренду муниципального имущества установлена на основании заключенного договора в размере 100 тыс. руб. и НДС, начисленный на сумму арендной платы, составляет 20 тыс. руб., а фактическое перечисление арендной платы в бюджет произведено за текущий месяц и два месяца вперед, то на балансе арендатора делаются следующие проводки:
     
     1) начисляется сумма арендной платы за три месяца:
     
     Д-т 31 "Расходы будущих периодов" К-т 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", субсчет "Расчеты с бюджетом по арендной плате", - 300 тыс. руб.;
     
     2) начисляется НДС за три месяца:
     
     Д-т 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" К-т 68 "Расчеты с бюджетом", субсчет "Расчеты по НДС", - 60 тыс. руб.;
     
     3) перечисляется в бюджет сумма арендной платы:
     
     Д-т 76, субсчет "Расчеты с бюджетом по арендной плате", К-т 51 "Расчетный счет" - 300 тыс. руб.;
     
     4) перечисляется в бюджет НДС с суммы уплаченной в бюджет арендной платы:
     
     Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 51 -
60 тыс. руб.;
     
     5) сумма арендной платы, относящаяся к текущему отчетному месяцу, списывается на себестоимость:
     
     Д-т 20 "Основное производство" К-т 31 - 100 тыс. руб.;
     
     6) сумма НДС, подлежащая зачету (возмещению из бюджета) в соответствии с порядком, приведенным в п. 19 Инструкции N 39:
     
     Д-т 68, субсчет "Расчеты по НДС", К-т 19 -
20 тыс. руб.

     
     10. Туристская организация не выписывает счетов-фактур при реализации услуг, работ, товаров, путевок юридическим лицам, не ведет журнал их учета, книгу покупок и книгу продаж, необходимых для учета расчетов по налогу на добавленную стоимость. Может ли эта организация быть привлечена к ответственности с предъявлением санкций в случае, если у нее нет нарушений по перечислению НДС в бюджет?

     
     Организация, не выписывающая в установленном порядке счета-фактуры с их последующей регистрацией в журнале учета счетов-фактур, а также в книге продаж и книге покупок, при отсутствии нарушений, связанных с перечислением НДС в бюджет, может быть привлечена к ответственности, предусмотренной ст. 120 части первой НК РФ.

     
     11. Турагент, осуществляющий хозяйственную деятельность, облагаемую НДС, заключил с комитетом по имуществу долгосрочный договор на аренду недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности. Однако на основании законодательных актов органов местного самоуправления необходимым условием заключения договора долгосрочной аренды помещения с комитетом по имуществу является плата за право аренды (опцион). При приобретении этого права аренды организацией-арендатором был уплачен НДС. Каким образом производится зачет (возмещение из бюджета) этой суммы налога?

     
     В соответствии с письмом Департамента налоговой политики Минфина России от 29.06.1999 N 04-02-04/1 расходы по приобретению права на заключение договора аренды являются условием арендодателя по заключению арендного договора, и поэтому данные расходы можно рассматривать как составную часть расходов в рамках договора аренды, принимаемую для целей налогообложения в составе себестоимости продукции (работ, услуг).
     
     Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в течение срока действия договора аренды.
     
     Учитывая изложенное, сумма НДС, уплаченная при приобретении права аренды (опциона), подлежит зачету (возмещению из бюджета) на основании и в порядке, предусмотренном ст. 7 Закона РФ N 1992-1, в соответствующие налоговые периоды, в той части, которая приходится на часть стоимости опциона, относимую в данном отчетном периоде на издержки производства и обращения в составе арендной платы.

     
     12. Комитет по имуществу муниципального округа сдает в аренду нежилые помещения турфирме. Турфирма-арендатор этих помещений зарегистрирована в качестве налогоплательщика в другом муниципальном округе. При этом арендатор перечисляет арендную плату за аренду муниципального имущества в бюджет муниципального округа, к которому относится данный комитет по имуществу.
     
     Так как арендатор в соответствии с Законом РФ "О налоге на добавленную стоимость" является плательщиком этого налога, в бюджет какого муниципального округа он должен перечислять НДС?

     
     Арендная плата за аренду муниципального имущества подлежит обложению НДС в соответствии со ст. 3 Закона РФ N 1992-1.
     
     Однако при разработке механизма исчисления и уплаты в бюджет НДС по этим налогооблагаемым оборотам была принята во внимание специфика уплаты данной арендной платы в бюджет. Ее суть отражена в письме Госналогслужбы России и Минфина России от 08.12.1993 N ЮУ-4-15/194н, 143: арендная плата за указанное имущество перечисляется арендатором, а не арендодателем на соответствующий доходный раздел Классификации доходов бюджетов в Российской Федерации. Поэтому он (арендатор-турфирма) должен также перечислять в бюджет на соответствующий раздел сумму НДС (по ставке в размере 20 %), предусмотренную вышеуказанным договором аренды.
     
     При этом уплата НДС в бюджет осуществляется на основании представленного расчета (декларации), составленного в порядке, определенном Инструкцией N 39, в территориальный налоговый орган, в котором турфирма, арендующая муниципальное имущество, принята на налоговый учет в качестве налогоплательщика.

     
     13. ТОО продает путевки на отдых и туризм без НДС. Правомерно ли требование налоговых органов о наличии у ТОО специальной, а не произвольной формы путевки ?

     
     На основании постановления Правительства РФ от 30.07.1993 N 745 путевки отнесены к документам строгой отчетности, формы которых утверждаются Минфином России по представлению заинтересованных министерств, ведомств, предприятий и организаций.
     
     Согласно ст. 10 Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туристская путевка является документом первичного учета тур-оператора или турагента (то есть юридического лица или частного предпринимателя, сформировавшего комплекс услуг, включенных в реализуемую путевку, или реализующего приобретенные путевки).
     
     Реализация путевок в учреждения отдыха и туристских путевок не облагается НДС в соответствии с подпунктом "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1, за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи этих путевок.
     
     Учитывая вышеизложенное, а также то, что в соответствии с нормативным письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Госкомтуризма России от 25.09.1996 N ВЗ-4-03/58н, 04-03-07 и СШ-01/449 от налога освобождаются путевки, формы которых утверждены Минфином России как бланки строгой отчетности, требование налоговых органов о наличии у ТОО не произвольной формы путевки, а утвержденной как бланк строгой отчетности является правомерными.

     
     14. Турфирма реализовала экскурсионные путевки без учета НДС. Могла ли турфирма воспользоваться льготой по НДС при реализации не туристских, а экскурсионных путевок?

     
     Согласно подпункту "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 стоимость экскурсионных путевок не подлежит обложению НДС (за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи экскурсионных путевок).
     
     Поэтому турфирма, реализовавшая экскурсионную путевку в рамках туроператорской деятельности (то есть самостоятельно сформировавшая эту путевку), подпадает под указанный выше льготный налоговый режим.
     
     Вместе с тем в соответствии с действующим порядком указанные путевки относятся к документам строгой отчетности, формы которых утверждаются Минфином России.
     
     В связи с этим реализация туристической организацией экскурсионных путевок (в рамках туроператорской деятельности), форма которых утверждена Минфином России, не облагается НДС при соблюдении всех необходимых требований к оформлению и бухгалтерскому учету бланков строгой отчетности
     

     15. Туроператор, являющийся российским налогоплательщиком, осуществляет деятельность в рамках выездного международного туризма. Правомерно ли отнесение услуг по проживанию, питанию, культурному и экскурсионному обслуживанию и т.п. к деятельности, оказываемой за рубежом и не облагаемой НДС на территории России, в случае если туроператором не применялись формы путевок, утвержденные Минфином России, а использовались ваучеры и договоры с клиентами?

     
     Вопросы налогообложения туристических услуг (не оформленных соответствующими формами путевок) в рамках международного выездного туризма регулируются п. 5 ст. 4 Закона РФ N 1992-1.
     
     На основании подпункта "в" п. 5 ст. 4 вышеуказанного Закона РФ местом реализации услуг, оказываемых в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры или спорта либо в иной аналогичной сфере деятельности, является место фактического осуществления услуг.
     
     Согласно Федеральному закону от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туризм представляет собой путешествия граждан с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания.
     
     Поскольку оказание услуг в сфере туризма является сферой деятельности, аналогичной реализации услуг, перечисленных в подпункте "в" п. 5 ст. 4 Закона РФ N 1992-1, то местом оказания туристических услуг также является место фактического осуществления этих услуг.
     

     16. Какие документы подтверждают место оказания туристических услуг (проживание, питание, культурное и экскурсионное обслуживание) за рубежом и дают право не облагать эти услуги НДС на территории России?

     
     В соответствии с п. 9 Инструкции N 39 документами, подтверждающими место оказания услуг по проживанию, питанию, культурному и экскурсионному обслуживанию за рубежом, являются контракт с иностранным лицом, документы, подтверждающие оплату за оказанные услуги иностранному лицу, и документы, свидетельствующие о фактическом оказании услуг, подписанные иностранным лицом, оказавшим услуги в сфере туризма и отдыха (к данным документам могут быть отнесены ваучеры с отметкой о фактическом оказании услуг, имеющиеся у турфирм).
     

     17. Возникает ли объект обложения НДС при осуществлении туроператором, являющимся российским налогоплательщиком, деятельности в сфере выездного международного туризма и в рамках этой деятельности реализующим туристические услуги российским гражданам?

     
     Денежные средства, поступившие туроператорам, являющимся российскими налогоплательщиками, от покупателей услуг в сфере международного выездного туризма и перечисленные иностранному лицу, оказывающему эти услуги за рубежом (при наличии документов, подтверждающих место выполнения (оказания) туристических услуг за рубежом), не включаются у данных туроператоров в объект обложения НДС.
     
     В связи с чем фактически налогообложение НДС туроператорской деятельности в сфере выездного туризма осуществляется с разницы между ценой реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой приобретения этих услуг у иностранных лиц.
     
     Этот режим налогообложения применяется в настоящее время при реализации турфирмами путевок в страны дальнего зарубежья в случае неприменения льготного налогового режима по НДС, так как на основании подпункта "у" п. 1 ст. 5 Закона РФ N 1992-1 реализация туроператорами туристских или экскурсионных путевок, формы которых утверждены Минфином России, НДС не облагается.
     

     18. Какой порядок исчисления НДС применяется при реализации турагентом комплекса туристических услуг (не оформленных турпутевками) в рамках международного выездного туризма?

     
     При реализации турагентами комплекса услуг в сфере международного выездного туризма (при наличии контракта с иностранным лицом, документов, подтверждающих оплату за оказанные услуги иностранному лицу, и документов об оказании услуг, подписанных иностранным лицом, оказавшим услуги в сфере туризма и отдыха, к которым могут быть отнесены ваучеры с отметкой о фактическом оказании услуг, имеющиеся у турагентов) исчисление НДС на основании ст. 4 Закона РФ N 1992-1 осуществляется с разницы между ценой реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой приобретения этих услуг у иностранных лиц.
     

     19. Должны ли включаться в оборот, облагаемый НДС, суммы денежных средств, поступившие турфирмам от граждан и иных покупателей за предстоящую реализацию им комплекса туристических услуг (не оформленных турпутевками) в рамках международного выездного туризма?

     
     Согласно п. 9 Инструкции N 39 суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения услуг, местом реализации которых согласно п. 5 ст. 4 Закона РФ N 1992-1 не является Российская Федерация, НДС не облагаются.
     
     В связи с этим суммы авансовых и иных платежей, поступившие турфирмам (при наличии у них контрактов с иностранным лицом, расценок иностранных компаний по туристическим услугам и договоров с гражданами с указанием стоимости предоставляемых туристических услуг) в счет предстоящего выполнения услуг в сфере международного выездного туризма, местом реализации которых не является Российская Федерация, подлежат обложению НДС с разницы между ценой предстоящей реализации туристам комплекса услуг по туристическому обслуживанию (осуществляемому за рубежом) и ценой предстоящего приобретения этих услуг у иностранных лиц.
     
     Вместе с тем, если фактической реализации этих услуг за рубежом не состоялось (либо отсутствуют документы, подтверждающие место их реального выполнения (оказания) за рубежом), указанные предоплаты, поступившие турфирмам, в предстоящих отчетных периодах, неправомерно являлись объектом льготирования по НДС и подлежали включению в облагаемый НДС оборот.
     

(Окончание следует)