Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (О.Г.Бизякин)


Вопросы и ответы

О налоге на прибыль

     

О.Г. Бизякин,
ведущий специалист
Департамента налоговой политики
Минфина России

     Должны ли организации, в состав которых входят филиалы и представительства, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета и расположенные на территории того же субъекта Российской Федерации, что и организация, производить расчеты по налогу на прибыль в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 N 660?

     
     Порядок расчетов с бюджетом организаций, в состав которых входят территориально обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, осуществляется в соответствии с письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н "Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета”" и применяется в части, не противоречащей положениям части первой НК РФ.
     
     Указанный порядок расчетов с бюджетом не распространяется на предприятия и организации и их структурные подразделения, находящиеся на территории одного субъекта Российской Федерации. Однако в соответствии с требованиями налогового законодательства организация обязана встать на налоговый учет по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

     
     Администрацией области ежегодно принимаются распоряжения о временном ограничении движения транспортных средств в период весенней распутицы, в которых предусмотрены сборы в виде приобретения пропусков на тяжеловесный транспорт в данный период года. Право ли УМНС России, считая, что расходы на приобретение указанных пропусков не могут относиться на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Положением о составе затрат включение в себестоимость продукции (работ, услуг) платы за приобретение пропусков на тяжеловесный транспорт в период весенней распутицы не предусмотрено.
     
     Таким образом, расходы организации по оплате пропусков на проезд тяжеловесного транспорта в период весенней распутицы должны осуществляться после налогообложения за счет прибыли.

     
     ОАО проработаны возможности создания на базе предприятия цеха по освоению и производству новой продукции. Для этой цели предполагается выделить имеющийся на балансе предприятия производственный корпус, который частично оснащен необходимой для данного производства техникой. Дооснащение цеха новым и бывшим в употреблении оборудованием потребует затрат свыше 200 млн руб. Может ли ОАО применить в данном случае п. 6 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

     
     Пунктом 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 установлено, что не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет. Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Не признается вновь созданным производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     Учитывая изложенное, при создании на базе предприятия цеха с выделением производственного корпуса, оснащенного необходимой техникой для производства продукции, и его дооснащением новым оборудованием указанная льгота применяться не должна.
     
     Кроме этого, в соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 указанного Закона налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, относящегося к отраслям сферы материального производства, уменьшается на суммы, направленные в установленном порядке на финансирование капитальных вложений производственного назначения.
     

     Понятие "авансовые платежи по налогу на прибыль" не подпадает под определение налога и сбора, приведенное в НК РФ. Организация уплатила авансовые взносы за I квартал одним платежом. Является ли обоснованным решение налоговой инспекции по начислению пени на сумму авансовых платежей?

     
     Статьей 5 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" установлено, что до введения в действие части второй НК РФ ссылки на положения Кодекса, содержащиеся в п. 3 ст. 57 ("Сроки уплаты налогов и сборов"), п. 1 и 2 ст. 58 ("Порядок уплаты налогов и сборов") части первой НК РФ, приравниваются к ссылкам на Закон РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" и отдельные законы о налогах, устанавливающие порядок уплаты конкретных налогов.
     
     Так, например, ст. 8 Закона РФ N 2116-1 установлены порядок исчисления и сроки уплаты налога. Согласно указанному порядку организации уплачивают в бюджет в течение квартала авансовые взносы налога на прибыль исходя из предполагаемой суммы прибыли за налогооблагаемый период и ставки налога. Авансовые взносы налога на прибыль уплачиваются не позднее 15 числа каждого месяца равными долями в размере одной трети квартальной суммы указанного налога.
     

     Учитывая изложенное и принимая во внимание положения ст. 75 НК РФ, при уплате авансовых взносов по налогу на прибыль в более поздние сроки по сравнению со сроками, установленными Законом РФ N 2116-1, у налогоплательщика возникает обязанность по начислению и уплате пени.
     
     Кроме этого, согласно указанному выше порядку уплаты налога на прибыль разница между суммой, подлежащей внесению в бюджет по фактически полученной прибыли, и авансовыми взносами налога за истекший квартал подлежит уточнению на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в истекшем квартале.
     

     Муниципальное производственное предприятие водоканализационного хозяйства получило в хозяйственное ведение объекты основных средств согласно постановлению главы администрации района. По мнению налоговой инспекции, амортизация по данным основным средствам не должна начисляться в соответствии с п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Каким образом следует начислять амортизацию указанных основных средств?

     
     Приказом Минфина России от 24.03.2000 N 31н внесены изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: из перечня основных средств, по которым амортизация не начисляется, исключены основные средства бюджетных организаций, основные средства, полученные по договору дарения, приобретенные с использованием бюджетных ассигнований и иных аналогичных средств (в части стоимости, приходящейся на величину этих средств).
     
     Приказом Минфина России от 28.03.2000 N 32н аналогичные изменения внесены в норму, предусмотренную п. 48 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н.
     
     При этом согласно п. 46 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств объекты основных средств, находящиеся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, являются объектами для начисления амортизации.
     
     В целях налогообложения начисление амортизационных отчислений по основным средствам должно производиться от их первоначальной стоимости по единым нормам, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072, с учетом постановлений Правительства РФ от 31.12.1997 N 1672 и от 24.06.1998 N 627.
     

     В состав нашего предприятия входят структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета. Они вместе с головным предприятием находятся на территории одного субъекта Российской Федерации, но подконтрольны разным налоговым инспекциям. В какие налоговые инспекции подаются налоговые декларации - по месту регистрации организации или по месту нахождения структурного подразделения? В какой из местных бюджетов должно осуществляться зачисление налога на прибыль в части, подлежащей уплате в доходы бюджетов субъектов Российской Федерации?

     
     Порядок расчетов с федеральным бюджетом предприятиями и организациями, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета, определенный письмом Госналогслужбы России от 04.08.1995 N НП-4-01/46н "Методические указания по применению постановления Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 660 “О порядке расчетов с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации по налогу на прибыль предприятий и организаций, в состав которых входят обособленные структурные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета”", применяется в части, не противоречащей положениям части первой НК РФ.
     
     Согласно п. 2 ст. 80 НК РФ у налогоплательщика возникает обязанность представлять налоговую декларацию в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
     
     Пунктом 1 ст. 83 НК РФ определено, что организация, в состав которой входят структурные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
     
     Исходя из смысла приведенного положения ст. 80 НК РФ считаем, что налогоплательщик должен представлять налоговую декларацию, содержащую все данные, связанные с исчислением и уплатой налога, в налоговый орган по месту учета организации и по месту учета каждого обособленного подразделения.
     
     Возложение на налогоплательщика-организацию обязанности встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого обособленного подразделения организации не вызывает обязанности у налогоплательщика по уплате налога по месту нахождения каждого обособленного подразделения. Обязанность налогоплательщиков-организаций, их обособленных структурных подразделений, не имеющих отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, по уплате налога регулируется Законом РФ N 2116-1.
     
     Согласно ст. 5 указанного Закона налогоплательщик-организация должен уплачивать налог на прибыль как в федеральный бюджет, так и в бюджеты субъектов Российской Федерации по месту своего нахождения по установленным ставкам. На налогоплательщика не возложена обязанность по уплате налога на прибыль в местные бюджеты.