Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (В.А.Угревицкая)


Вопросы и ответы

О налоге на прибыль

     

В.А. Угревицкая,
ведущий специалист
Департамента налоговой политики
Минфина России

     Каким образом должны учитываться у организации, являющейся субъектом малого предпринимательства и применяющей упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, расходы на оплату труда, амортизационные отчисления по основным средствам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам при исчислении единого налога на совокупный доход? Как учитывается в составе расходов, уменьшающих облагаемый доход по единому налогу, уплаченный лицензионный сбор?

     
     Федеральным законом N 222-ФЗ предусмотрено право для организаций, подпадающих под действие данного Закона (ст. 2), применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 222-ФЗ объектом обложения единым налогом организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, устанавливается совокупный доход, полученный за отчетный период (квартал), или выручка, полученная за отчетный период.
     
     Согласно п. 2 ст. 3 совокупный доход исчисляется как разница между валовой выручкой и затратами, поименованными в этом пункте.
     
     Валовая выручка представляет собой сумму выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов (п. 3 ст. 3).
     
     Во исполнение Федерального закона N 222-ФЗ приказом Минфина России от 22.02.1996 N 18 утвержден образец формы Книги учета доходов и расходов (Приложение 1) и Порядок отражения в ней хозяйственных операций субъектами малого предпринимательства, применяющими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (Приложение 2).
     
     В графе 6 "Расходы" раздела 1 "Доходы и расходы" отражаются расходы субъекта, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, включая расходы, перечисленные в п. 2 ст. 3 Федерального закона.
     
     В графе 7 показываются затраты, не предусмотренные в п. 2 ст. 3, в частности расходы на оплату труда; амортизационные отчисления по основным средствам, нематериальным активам и малоценным и быстроизнашивающимся предметам (п. 3 названного выше Порядка).
     
     При исчислении совокупного дохода в целях расчета единого налога в соответствии с п. 4 Порядка отражения в Книге учета доходов и расходов хозяйственных операций субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, заполняется раздел II "Расчет совокупного дохода". При заполнении этого раздела по строке "Валовая выручка" отражается сумма, начисленная на основе данных графы "Доходы" раздела I (п. 3 ст. 3), а по строке "Расходы" - сумма вычетов (п. 2 ст. 3).
     

     В целях налогообложения принимается ограниченный перечень затрат, перечисленных в п. 2 ст. 3 Федерального закона N 222-ФЗ.
     
     В перечень затрат, принимаемых к вычету при расчете единого налога, включены лицензионные сборы.
     
     Лицензирование отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должны относить на расходы всю сумму произведенных затрат, связанных с оплатой лицензии.
     
     Остальные предприятия относят затраты, связанные с оплатой лицензионных сборов, на общехозяйственные расходы равномерно в течение срока их действия.
     

     При заключении договора аренды нежилого помещения для производственной деятельности не предусматривается включение в арендную плату стоимости коммунальных услуг. На оказание таких услуг планируется заключение отдельного договора арендодателя с арендатором. Может ли в этом случае арендатор расходы по оплате коммунальных платежей относить на себестоимость продукции (работ, услуг)?

     
     Вопросы учета расходов на оплату коммунальных платежей для целей налогообложения у арендатора и арендодателя изложены в п. 8 Методических рекомендаций по отдельным вопросам налогообложения прибыли (доведены письмом Госналогслужбы России от 27.10.1998 N ШС-6-02/768).
     
     Согласно ст. 539 ГК РФ договор энергоснабжения заключается между энергоснабжающей организацией и потребителем-абонентом.
     
     Правила о договоре энергоснабжения, предусмотренные ст. 539-547 ГК РФ, применяются к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не следует из существа обязательства (п. 2 ст. 548 ГК РФ).
     
     Договор арендатора с арендодателем на оказание коммунальных услуг может быть заключен в случае, если в соответствии с действующим законодательством арендодатель вправе выполнять функции по оказанию коммунальных услуг (ст. 539, 540 ГК РФ, п. 4 Правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.09.1997 N 1235).
     
     В остальных случаях заключенный между арендодателем и арендатором договор на оказание коммунальных услуг может быть признан недействительным и отнесение затрат арендатора на себестоимость продукции (работ, услуг) будет являться неправомерным.
     
     Если же договор на предоставление коммунальных услуг по арендуемому помещению заключен с соответствующими организациями непосредственно арендатором, то для целей налогообложения расходы арендатора по уплате коммунальных платежей относятся на себестоимость продукции (работ, услуг) согласно подпункту "и" п. 2 Положения о составе затрат.
     

     Акционерное общество планирует заключить договор на противопожарное обслуживание с организацией, имеющей соответствующую лицензию. В целях оформления этих услуг дочерним предприятиям акционерное общество намерено заключить с ними агентский договор. Могут ли в этом случае акционерное общество и дочерние предприятия включать в себестоимость продукции затраты по оплате услуг по пожарной безопасности?

     
     В соответствии с подпунктом "е" п. 2 Положения о составе затрат затраты на обслуживание производственного процесса, в частности на обеспечение противопожарной и сторожевой охраны и других специальных требований, предусмотренных правилами технической эксплуатации организаций, надзора и контроля за их деятельностью, включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     В связи с этим, если противопожарная охрана необходима акционерному обществу по характеру деятельности и это требование отражено в правилах его технической эксплуатации, отнесение затрат на противопожарное обслуживание на себестоимость продукции правомерно.
     
     Дочерние предприятия могут включать указанные расходы в себестоимость продукции на тех же основаниях.
     
     Однако при заключении с дочерними предприятиями агентского договора с целью "перепредоставления" им услуг по пожарной безопасности необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 1005 ГК РФ по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.
     
     По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала. Поэтому если акционерное общество заключает договор на оказание услуг по пожарной безопасности с дочерними предприятиями от своего имени, то расходы по оплате таких услуг в себестоимость продукции (работ, услуг) этих предприятий включаться не должны.
     
     Для того чтобы расходы по оплате услуг по обеспечению противопожарной безопасности могли относиться на затраты дочерних предприятий, договоры на оказание этих услуг должны быть заключены от их имени и за их счет.
     

     Предприятие предоставляет услуги по реализации права на владение торговым местом физическим и юридическим лицам. Местом расположения предприятия является рынок, в связи с чем есть необходимость установить пост охраны кассы. Предприятие лицензии на охранную деятельность не имеет. В штат введена должность охранника с правом владения оружием (наличие лицензии у охранника). Оружие было приобретено в порядке, установленном законом, и поставлено на баланс предприятия в составе основных средств. Норма амортизационных отчислений определена в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072.
     
     Может ли предприятие относить затраты по содержанию службы безопасности, вызванные производственной необходимостью, на счет 20, а также начислять амортизацию на оружие и относить ее на себестоимость?

     
     Частная охранная деятельность регламентируется Законом РФ от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон).
     
     Охрана имущества собственников - один из видов услуг, разрешаемых в целях охраны (ст. 3 Закона).
     
     Согласно ст. 11 данного Закона оказание этого вида услуг разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для этих целей.
     
     Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь лицензию, выдаваемую органом внутренних дел в порядке, установленном названным выше Законом для лицензирования объединений частных детективов (ст. 11).
     
     Законом установлено, что предприятия, независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя с правом открытия текущих и расчетных счетов (службы безопасности).
     
     Руководители и персонал служб безопасности обязаны действовать на основании собственных уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения, получить лицензии в соответствии с положениями Закона и руководствоваться иными его требованиями.
     
     В частности, согласно ст. 11 Закона руководители и персонал служб безопасности, оказывающие услуги, связанные с использованием в своей профессиональной деятельности оружия и специальных средств, обязаны получить лицензию в порядке, установленном для частных детективов. При этом в орган внутренних дел требуется представить документы, подтверждающие прохождение специальной подготовки для работы в качестве охранника либо иметь стаж работы не менее трех лет в органах внутренних дел или органах безопасности.
     
     В соответствии с Инструкцией о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью, утвержденной приказом МВД России от 22.08.1992 N 292, лицензии выдаются следующим субъектам частной охранной деятельности: персоналу (охранникам) частных охранных предприятий, служб безопасности; частным охранным предприятиям.
     
     Согласно п. 2.1.6 этой Инструкции лицензия на осуществление частной охранной деятельности позволяет персоналу частных охранных предприятий и служб безопасности работать по договору (трудовому соглашению) в целях оказания отдельных видов услуг в частном охранном предприятии, службе безопасности либо служить основанием для утверждения в должности руководителя частного охранного предприятия, службы безопасности.
     
     Таким образом, организация в целях охраны собственного имущества может заключить договор на предоставление такого рода услуг с охранным предприятием или учредить обособленное подразделение - службу безопасности в соответствии с действующим законодательством.
     
     Расходы организации по оплате заключенных договоров на охрану, обеспечиваемую в соответствии с требованиями законодательства, включаются в себестоимость продукции в соответствии с подпунктом "е" п. 2 Положения о составе затрат в число затрат на обслуживание производственного процесса как затраты по обеспечению сторожевой охраны.
     
     Учет затрат обособленного подразделения (службы безопасности) осуществляется в общеустановленном порядке.
     
     Что касается оружия, то вопросы оборота (в том числе продажи, приобретения, хранения, ношения и т.п.) гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
     
     Указанным Федеральным законом определены субъекты, имеющие право на приобретение оружия, а также установлено, что производство оружия, торговля им, его приобретение, коллекционирование или экспонирование на территории Российской Федерации подлежит лицензированию, за исключением производства и приобретения военизированными организациями.
     
     В соответствии с положениями раздела 3 Инструкции о порядке лицензирования и осуществления органами внутренних дел контроля за частной детективной и охранной деятельностью оружие и бое-
припасы, использование которых разрешено в частной охранной деятельности, предназначены для вооружения охранников, имеющих лицензии с указанием права хранения и ношения оружия.
     
     Пунктом 2.2.6 Инструкции установлено, что в лицензиях и удостоверениях личности, выдаваемых частным охранникам, оказывающим услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, в том числе при его транспортировке, указывается их право на хранение и ношение огнестрельного оружия при оказании этих услуг.
     
     В случае если оружие было приобретено частным охранником, имеющим соответствующую лицензию, в установленном законодательством порядке, у этого охранника возникает право на хранение и ношение оружия, и данное оружие не может быть отнесено к собственности предприятия, пользующегося охранными услугами.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" во исполнение Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, согласно которым поставщикам (продавцам) запрещается продавать на территории Российской Федерации оружие юридическим и физическим лицам, не имеющим лицензий на приобретение конкретного вида и типа оружия.
     
     В связи с изложенным амортизационные отчисления по оружию, в случае если право на его приобретение и хранение имеет только охранник, не могут относиться на себестоимость услуг предприятия, пользующегося охранными услугами.
     
     Следует иметь в виду, что огнестрельное оружие и боеприпасы к нему (кроме гладкоствольных охотничьих ружей) приобретаются частными охранными предприятиями, а также службами безопасности во временное пользование за плату через хозяйственные управления (отделы) определенных Инструкцией органов внутренних дел по сертификатам, выдаваемым органами внутренних дел по месту учреждения предприятий (организаций), служб безопасности.