Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (Г.В.Зинькова)


Вопросы и ответы

О налоге на прибыль

     

Г.В. Зинькова,
главный специалист
Департамента налоговой политики
Минфина России

     На территории завода созданы медицинские пункты без заключения договора с городскими медицинскими учреждениями. Все пункты объединены в подразделение (цех). Прошу разъяснить, включаются ли в затраты на производство продукции (работ, услуг) следующие виды расходов: на содержание медпунктов, организованных предприятием самостоятельно без заключения договора с городскими учреждениями (ремонт помещения, износ здания в части площадей, занятых медпунктами, износ медицинской техники); на медикаменты для медицинских пунктов; на оплату труда медицинского персонала?

     
     Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 181-ФЗ "Об основах охраны труда в Российской Федерации" работодатель должен обеспечить наряду с другими обязанностями санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работников в соответствии с требованиями охраны труда.
     
     В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг).
     
     Так, согласно подпункту "е" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения относятся затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований, включая затраты на содержание помещений и инвентаря, предоставляемых организациями медицинским учреждениям для создания медицинских пунктов непосредственно на территории организации.
     
     Учитывая это, считаем, что затраты на содержание медпунктов, необходимых для санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, обеспечение медикаментами для этих целей, оплату труда медицинского персонала медпунктов, являющихся работниками организации, предусмотренные обязательными требованиями по организации труда в отдельных отраслях, подлежат включению в затраты на производство.
     
     Что касается организации медицинских пунктов, оказывающих услуги работникам организации, не связанных с участием этих работников в производственном процессе и не предусмотренных обязательными требованиями по охране труда, то, по нашему мнению, их организация должна осуществляться в рамках законодательства Российской Федерации в области здравоохранения.
     

     В банке открыты бюджетные счета организаций. На данные счета поступают средства целевого бюджетного финансирования. Так как данные средства расходуются по мере необходимости в соответствии с календарным планом, они в течение определенного времени находятся на счете без движения. В соответствии со ст. 852 ГК РФ банк обязан уплатить проценты за пользование денежными средствами, находящимися на счете клиента, если иное не предусмотрено договором банковского счета.
     
     В случае начисления банком процентов на остатки денежных средств, находящиеся на бюджетных счетах, у организации-получателя бюджетных средств возникает доход.
     
     Правомерно ли считать факт получения организацией данного дохода как нецелевое использование бюджетных средств? Имеет ли право организация получать проценты, начисляемые банком в соответствии со ст. 852 ГК РФ по бюджетным счетам, и считать эти проценты своим доходом, что влечет за собой обязанность организации уплачивать с суммы данного дохода все законно установленные налоги?

     
     В связи с введением в действие с 1 января 2000 года Бюджетного кодекса Российской Федерации возникли противоречия между указанным Кодексом и нормами налогового законодательства, в частности по вопросу налогообложения доходов бюджетных организаций.
     
     В настоящее время и до приведения в соответствие Бюджетного кодекса Российской Федерации и налогового законодательства при налогообложении суммы превышения доходов над расходами от предпринимательской деятельности бюджетных организаций следует руководствоваться нормами действующего налогового законодательства, введенными в действие с 1 апреля 2000 года Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных организациях, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.1999 N 107н, а также нормативными правовыми актами по вопросам налогообложения бюджетных учреждений МНС России.
     
     Вышеназванной Инструкцией (п. 90) предусмотрено, что движение бюджетных средств и средств, полученных за счет внебюджетных источников, учитывается учреждениями на счетах органа казначейства или на счетах в кредитных организациях (если эти учреждения или их средства, полученные за счет внебюджетных источников, не переведены на казначейское обслуживание), в кассе, в прочих денежных документах.
     
     Таким образом, поступление бюджетных средств на счета в кредитных организациях не является противозаконным, и следовательно, начисление процентов на указанные средства нельзя рассматривать как нецелевое использование бюджетных средств.
     
     В соответствии с инструкцией Госналогслужбы России от 20.08.1998 N 48 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями (учреждениями) и представления отчетности в налоговые органы" доходы от операций, связанных с размещением денежных средств (бюджетных и внебюджетных) на текущих счетах в кредитных организациях, относятся к доходам, подлежащим налогообложению.
     

     Пунктом 4.6 инструкции N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" установлена льгота для предприятий, применяющих труд инвалидов. У нашей организации возникли разногласия с налоговой инспекцией о порядке применения указанной льготы, так как мы считаем, что вышеназванной Инструкцией по сравнению с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" сужен круг инвалидов, получающих социальную поддержку за счет прибыли указанных предприятий. Кроме того, данной Инструкцией не определены сроки использования прибыли на социальные нужды инвалидов. Просим дать разъяснения по данному вопросу.

     
     В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
     
     Из вышеприведенного следует, что социальную защиту инвалидам гарантирует государство. При этом наряду с льготами, предусмотренными непосредственно инвалидам, указанным Федеральным законом предусмотрено установление льгот по налогообложению организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые инвестируют средства в сферу социальной защиты инвалидов, общественным организациям инвалидов и их предприятиям, а также предприятиям, применяющим труд инвалидов.
     
     Таким образом, налоговое законодательство по прибыли должно предусматривать льготы для организаций, а не конкретным инвалидам. Исходя из сказанного, утверждение о том, что положения законодательства по налогообложению прибыли сужают круг инвалидов, которые могут получать социальную поддержку, является необоснованным.
     
     По вопросу применения льготы по налогу на прибыль для организаций, применяющих труд инвалидов, установленной п. 6 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, следует отметить следующее. Для получения данной льготы необходимыми условиями являются:
     
     - наличие численности инвалидов не менее 50 % от общего числа работников. При этом в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
     
     - использование в отчетном (налоговом) периоде не менее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов, работающих на данном предприятии. Перечень социальных нужд инвалидов определен п. 4.6 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (далее - Инструкция N 37).

     
     Торговая организация просит разъяснить: какой показатель необходимо использовать в период с 1996 года и по настоящее время для исчисления предельных расходов на рекламу, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг)?
     
     Просим разъяснить также порядок корректировки данных налоговой и бухгалтерской отчетности при обнаружении ошибок за предыдущие годы.

     
     В примечании к приложению N 2 письма Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг), и порядок их применения" было установлено, что торгующие организации при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валового дохода от реализации товаров.
     
     При внесении изменений в указанное письмо (письмо Минфина России от 29.04.1994 N 56) примечание было исключено. Однако установлено, что при определении расходов на рекламу, кроме объема выручки от реализации продукции (работ, услуг), применяется также иной показатель, используемый при определении финансового результата. Для торговых организаций показателем, используемым при определении финансового результата, является валовая прибыль.
     
     С 1 апреля 2000 года введен в действие приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н, которым увеличены предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые для целей налогообложения. В соответствии с указанным документом торговые организации при расчете предельных расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.
     
     Из сказанного следует, что по настоящее время торговые организации при расчете предельных расходов на рекламу должны использовать показатель валовой прибыли.
     
     Что касается второй части вопроса, то необходимо сказать следующее. При обнаружении ошибок за предыдущие годы следует руководствоваться ст. 54 части первой НК РФ, которой установлено, что налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
     
     При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
     
     В целях избежания двойного налогообложения одних и тех же сумм налогооблагаемую прибыль текущего отчетного периода следует уменьшать на суммы прибыли прошлых лет, выявленной и отраженной в бухгалтерской отчетности в текущем (отчетном) периоде, при условии включения указанной суммы в декларацию того отчетного периода, по которому произведен перерасчет налога на прибыль.
     
     При обнаружении убытка по операциям прошлых лет уточняется расчет налога от фактической прибыли за прошлый отчетный (налоговый) период, а налогооблагаемая база по налогу на прибыль в отчетном (налоговом) периоде подлежит увеличению.
     

     Выставочные организации заказывают в средствах массовой информации рекламные услуги (и несут при этом большие издержки) не столько с целью рекламы собственных услуг как организаторов выставочных мероприятий, сколько для рекламирования и предоставления информации об участниках выставок и ярмарок (их составе, количестве, продукции, услугах, "ноу-хау" и прочее). Расходы на рекламу у выставочных организаций достигают от 2 до 9 % от реализации. В связи с этим было бы целесообразно увеличить нормы расходов на рекламу, принимаемых для целей налогообложения. Просим высказать ваше мнение по данному вопросу.

     
     Рекламные услуги, которые заказывают выставочные организации, можно разделить на две категории: реклама, направленная на привлечение экспонентов, то есть на продажу выставочной площади, и реклама, ориентированная на привлечение посетителей и заключающаяся в информировании специалистов о продукции, работах и услугах организаций-экспонентов, то есть реклама, осуществляемая в интересах этих организаций.
     
     Федеральным законом от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе" предусмотрено, что рекламой является распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
     
     Таким образом, выставочным фирмам, оказывающим рекламные услуги в пользу другого предприятия согласно договору, следует делать различие между рекламой, направленной на достижение целей и интересов заказчика, и рекламой, направленной на привлечение внимания возможных клиентов к деятельности выставочного центра, то есть рекламой собственной деятельности.
     
     В 1999 году и в I квартале 2000 года при определении общей величины фактических расходов на рекламу, которые не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам, установленным в письме Минфина России от 06.10.1992 N 94 "Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) и порядок их применения" (с учетом изменений и дополнений), выставочные фирмы должны были учитывать расходы, связанные с рекламой собственной деятельности. С 1 апреля 2000 года введен в действие приказ Минфина России от 15.03.2000 N 26н, которым увеличены предельные размеры расходов на рекламу, принимаемых для целей налогообложения. Письмо Минфина от 06.10.1992 N 94 утратило силу с 1 апреля 2000 года.
     

     Наша организация в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" получила удостоверение национального фильма на производство полнометражного художественного фильма.
     
     Имеют ли льготы по налогам (прибыль, НДС) организации, натравившие часть своей прибыли на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма?
     
     Какая часть прибыли может быть направлена организацией-инвестором на производство вышеупомянутой продукции при условии сохранения льготного режима налогообложения?
     
     Какими документами подтверждается право на льготное налогообложение организации-инвестора?
     
     Когда организация-инвестор получает право использовать льготы - при заключении договора на финансирование или при перечислении средств организации, производящей соответствующую кинопродукцию?

     
     Федеральным законом от 06.01.1999 N 10-ФЗ "О внесении дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" установлены льготы, направленные на поддержку отечественной кинематографии.
     
     В частности, освобождается от налогообложения прибыль организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, направляемая на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Не облагаются НДС работы и услуги по производству, тиражированию и прокату (включая реализацию прав на использование) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма.
     
     Порядок и условия выдачи удостоверения национального фильма устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22.08.1996 N 126-ФЗ "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации".
     
     Льгота по налогу на прибыль распространяется на все организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, фактически перечислившие средства на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма. Льгота применяется без ограничения.
     
     Льготы по НДС для организаций, направивших часть своей прибыли на производство и тиражирование кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, налоговым законодательством не предусмотрены.
     
     Документами, подтверждающими право организаций-инвесторов на применение льготы при направлении прибыли на производство и тиражирование вышеназванной кинопродукции, являются удостоверение национального фильма, договор организации с производителем национального фильма и смета национального фильма, платежные документы о перечислении средств организацией.