Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Вопросы и ответы (В.К.Мареева )


Вопросы и ответы

     

О налоге на прибыль


В.К. Мареева

     
     Включаются ли в себестоимость товаров (работ, услуг) для целей налогообложения затраты организации на маркирование алкогольной продукции региональными контрольными знаками?

     
     Статьей 12 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (в ред. Федерального закона от 07.01.1999 N 18-ФЗ) определен порядок маркировки алкогольной продукции.
     
     В частности, п. 2 ст. 12 данного Федерального закона установлено, что алкогольная продукция с содержанием спирта более 9 % объема готовой продукции, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты, правила маркировки устанавливаются Правительством РФ. Затраты на маркирование алкогольной продукции в обязательном порядке в соответствии с подпунктом "я" п. 2 Положения о составе затрат включаются в себестоимость продукции для целей налогообложения.
     
     В то же время затраты на маркирование алкогольной продукции, осуществляемые в соответствии с п. 4 ст. 12 Федерального закона N 171-ФЗ, вводимое субъектами Российской Федерации в целях защиты от подделок, в соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения не включаются, а относятся организациями за счет собственных средств.

     
     Изменился ли порядок налогообложения курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю, по валютным счетам и операциям в иностранной валюте в связи с введением ПБУ 3/2000?

     
     В соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях. Бухгалтерский учет по валютным счетам организации и операциям в иностранной валюте осуществляется в рублях на основании пересчета иностранной валюты по курсу Банка России на дату совершения операции.
     
     В связи с этим организации обязаны отражать курсовые разницы, образовавшиеся в результате изменения курса иностранной валюты по отношению к российскому рублю по валютным счетам и операциям в иностранной валюте на финансовых результатах.
     
     ПБУ 3/2000 "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденным приказом Минфина России от 10.01.2000 N 2н, предусмотрено, что курсовая разница подлежит зачислению на финансовые результаты организации (кроме курсовых разниц, связанных с формированием уставного (складочного) капитала организации) по мере ее принятия к бухгалтерскому учету.
     
     При этом следует иметь в виду, что действующим порядком налогообложения прибыли (Законом РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и Положением о составе затрат) установлено, что курсовые разницы для целей налогообложения принимаются в суммах, учтенных при определении финансовых результатов по правилам бухгалтерского учета.

     
     Какой порядок определения налогооблагаемой прибыли организацией, получившей денежные средства от иностранных инвесторов в I квартале 2000 года?

     
     Статьей 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в ред. Федерального закона от 31.03.1999 N 62-ФЗ (далее - Закон РФ N 2116-1), установлено, что денежные средства, безвозмездно полученные предприятиями от иностранных инвесторов на финансирование капитальных вложений производственного назначения, при условии их использования в течение одного года с момента получения объектом налогообложения не являются. При нецелевом использовании полученных средств или их неиспользовании в течение одного года с момента получения они подлежат налогообложению в составе внереализационных доходов в том отчетном периоде, в котором осуществлено нецелевое расходование этих средств или истек срок их использования по целевому назначению.
     
     При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям производственного назначения следует руководствоваться Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123.

     
     Не потеряет ли организация право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства в 2001 году после изменения в 2000 году МРОТ? Можно ли продлить действие патента на следующий год?

     
     Правовые основы введения и применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства определены Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ " Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Федеральный закон N 222-ФЗ).
     
     Пунктом 3 ст. 2 данного Федерального закона предусмотрено, что субъекты малого предпринимательства имеют право перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, если в течение года, предшествующего кварталу, в котором произошла подача заявления на право применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, совокупный размер валовой выручки данного налогоплательщика не превысил суммы стотысячекратного МРОТ, установленного законодательством Российской Федерации, на первый день квартала, в котором произошла подача заявления.
     
     Указанная норма была предусмотрена для преодоления влияния инфляционных процессов, происходящих в стране, на порядок налогообложения при применении упрощенной системы.
     
     Таким образом, в случае изменения МРОТ (в сторону повышения) и сохранения нормы Закона (предусмотренной п. 3 ст. 2) предельный совокупный размер валовой выручки, как условие перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, останется неизменным.
     
     Что касается изменения МРОТ в 2000 году, то необходимо иметь в виду следующее.
     
     В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" МРОТ, установленный ст. 1 настоящего Федерального закона (с 1 июля 2000 года - 132 руб. в месяц; с 1 января 2001 года - 200 руб. в месяц; с 1 июля 2001 года - 300 руб. в месяц), применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей. При этом ст. 5 данного Федерального закона установлено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от МРОТ, производится с 1 июля 2000 года по 31 декабря 2000 года исходя из базовой суммы, равной 83 руб. 49 коп.; с 1 января 2001 года - исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
     
     В соответствии с п. 1 ст. 5 Федерального закона N 222-ФЗ официальным документом, удостоверяющим право применения субъектами малого предпринимательства упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами по месту постановки организаций на налоговый учет.
     

     Законодательством не предусмотрено нормы, разрешающей продлевать срок действия патента. Пунктом 6 ст. 5 данного Федерального закона установлено, что по истечении срока действия патента по заявлению организации налоговый орган выдает патент на очередной (годичный ) срок действия с регистрацией новой книги учета доходов и расходов.
     

     Должны ли организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, составлять при отгрузке продукции счета-фактуры? Могут ли покупатели предъявлять к зачету НДС за товары, приобретенные у предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     Федеральный закон N 222-ФЗ предоставил возможность малым предприятиям, численность которых не превышает 15 человек, переходить на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, при которой юридические лица освобождаются от уплаты всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них такие предприятия могут уплачивать только один налог (единый) с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности за отчетной период. Федеральным законом определен конкретный перечень расходов, принимаемых при расчете базы налогообложения, когда в качестве объекта налогообложения используется показатель совокупного дохода; этот перечень видов расходов является исчерпывающим. Сумма НДС, уплаченная указанными организациями поставщикам, включается в состав затрат, учитываемых при исчислении совокупного дохода, принимаемого за базу при исчислении единого налога.
     
     В соответствии с указанным Законом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, освобождены от уплаты НДС и при отгрузке продукции счета-фактуры составлять не должны. Следовательно, покупатели не должны предъявлять к зачету НДС за товары, приобретенные у предприятий, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.

     
     Учитывается ли при исчислении налога на прибыль переоценка основных средств, осуществленная организациями в соответствии с ПБУ 6/97 "Учет основных средств"?

     
     Положением о составе затрат предусмотрено, что амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов производятся по нормам, утвержденным в установленном порядке.
     
     Нормы амортизационных отчислений были утверждены постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072 "О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР".
     
     Согласно ПБУ 6/97 "Учет основных средств", утвержденному приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н (с учетом изменений и дополнений), основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, то есть путем суммирования затрат, непосредственно связанных с их приобретением, сооружением, изготовлением. Организации имеют право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого счета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал организации.
     
     Переоценка основных средств, осуществленная организациями в соответствии с вышеназванным ПБУ и отраженная в бухгалтерской отчетности, учитывается при исчислении налога на прибыль в порядке, который разъяснен МНС России по согласованию с Минфином России письмом от 17.04.2000 N ВГ-6-02/288 @.

     
     Какой порядок применения п. 2 и 3 ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ)?

     
     Налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при следующих обстоятельствах:
     
     стороны являются взаимозависимыми лицами;
     
     сделка совершена в рамках товарообменных (бартерных) операций;
     
     при совершении внешнеторговых сделок;
     
     цена сделки в пределах непродолжительного периода времени отклоняется в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам), более чем на 20 %.
     
     Статьей 40 НК РФ однозначно не определено, какой период относится к "непродолжительному периоду времени". По нашему мнению, налоговые органы в ходе осуществления контроля правильности применения цен могут определить "непродолжительный период" как продолжительность производственного цикла в зависимости от конкретных условий деятельности налогоплательщика, рассматриваемой ситуации с учетом конкретных обстоятельств, связанных с особенностями реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика. Таким образом, понятие "непродолжительный период времени" может быть принято налоговым органом для одних налогоплательщиков как 30 дней, для других - как квартал, год.
     
     Уместно напомнить, что нормы, определяющие порядок пересчета цен для целей налогообложения, предусмотренные п. 3 ст. 40 НК РФ, установлены для налогового органа. Налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары, работы, услуги.
     
     Рыночная цена определяется в соответствии с положениями, установленными ст. 40 НК РФ, как цена, сложившаяся на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях с учетом обычных при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами надбавок к цене или скидок. Под обычными следует понимать скидки, которые широко применяются в какой-либо сфере предпринимательской деятельности. Налоговые органы, осуществляя контроль за полнотой исчисления налогов, должны также учитывать и предоставляемые проверяемым налогоплательщиком скидки (с учетом размера скидок, оснований их предоставления и т.д.). При этом следует иметь в виду, что перечень оснований для предоставления скидок, приведенный в п. 3 ст. 40 НК РФ носит примерный характер.

     
     Как учитываются в себестоимости продукции (работ, услуг) для целей налогообложения потери материальных ресурсов? Какими нормами естественной убыли должны руководствоваться предприятия?

     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 2 Положения о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства, включая материальные затраты и расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции (выполнением работ, оказанием услуг), расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному надзору продукции и устранению недостатков, выявленных в процессе эксплуатации.
     
     Таким образом, в случае если потери материальных ресурсов обусловлены технологией производства, что должно быть определено соответствующим министерством или ведомством, такие затраты учитываются в себестоимости продукции (работ,
услуг).
     
     Кроме того, п. 6 указанного Положения определено, что в себестоимости продукции (работ, услуг) учитываются потери от недостачи материальных ресурсов и порчи в пределах норм естественной убыли. Эти потери возникают при перевозке, хранении и реализации продукции, товаров и связаны с изменением физико-химических свойств товаров. Учитывая, что Минторгом России не были разработаны новые нормы естественной убыли, считаем возможным до принятия части второй НК РФ руководствоваться нормами естественной убыли, разработанными на основании постановлений Совета Министров СССР и утвержденными министерствами и ведомствами по согласованию с Минфином СССР. Потери сверх норм естественной убыли включаются в состав внереализационных расходов, но для целей налогообложения не учитываются.

     
     Основной деятельностью организации является оптовая торговля и снабженческо-сбытовая деятельность. Организации присвоены коды: ОКПО - 51279222; ОКОПФ - 67; ОКФС - 16; ОКЕИ - 384. Вправе ли организация применить льготу, установленную подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1 налогооблагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы, направленные:
     
     предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;
     
     предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
     
     Эта льгота предоставляется предприятиям, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату. Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, направленных на капитальные вложения.
     
     При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету "Капитальные вложения". Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету "Износ основных средств".
     
     При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 "Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций" и Инструкцией по заполнению форм федерального государственного статистического наблюдения по капитальному строительству, утвержденной постановлением Госкомстата России от 03.10.1996 N 123.
     
     Эта льгота может быть ограничена только в соответствии с п. 7 ст. 6 вышеуказанного Закона (не должна уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот более чем на 50 %).
     
     При этом следует иметь в виду, что льгота предоставляется организациям всех организационно-правовых форм, направившим прибыль на указанные цели по развитию видов деятельности, поименованных по кодам 10000 - 87900 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утвержденного Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 (с изменениями и дополнениями).
     
     Таким образом, льгота по налогу на прибыль, установленная подпунктом "а" п. 1 ст. 6 Закона РФ N 2116-1, организации предоставлена быть не может.

     
     Малое предприятие в приказе об учетной политике на 2000 год предусмотрело кассовый метод учета доходов и расходов. Как применять п. 20 приказа Минфина России от 21.12.1998 N 64н? В частности, как учитываются и отражаются фактические затраты после поступления денежных средств в кассу или на расчетный счет организации?

     
     В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н и разработанными в соответствии с Федеральным законом от 14.06.1995 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", субъектам малого предпринимательства при учете доходов и расходов разрешено не соблюдать допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности. Малое предприятие вправе использовать кассовый метод учета доходов и расходов.
     
     При этом кассовый метод учета доходов и расходов предполагает, что выручка от реализации продукции (работ, услуг) может отражаться в бухгалтерском учете в момент фактического поступления от покупателей денежных средств в счет оплаты отгруженной продукции (выполненных работ, оказанных услуг) на расчетный счет (в кассу) малого предприятия. Расходы признаются после осуществления погашения задолженности, возникшей вследствие передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, оказанную услугу покупателям и заказчикам.
     
     В соответствии с указанными Типовыми рекомендациями учет по упрощенной форме малыми предприятиями осуществляется на основе утвержденного рабочего Плана счетов бухгалтерского учета, составляемого на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утвержденного приказом Минфина СССР от 01.11.1991 N 56.
     
     Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг), включая общепроизводственные и общехозяйственные расходы, малым предприятиям, рекомендуется в соответствии с Типовыми рекомендациями учитывать на счете 20 "Основное производство" только в части оплаченных материальных ценностей, услуг, выплаченной оплаты труда, начисленных амортизационных отчислений и других оплаченных затрат. Данный порядок включения затрат на производство продукции (работ, услуг) должен приниматься и для целей налогообложения прибыли.