Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О налоге на имущество


О налоге на имущество

     

А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой политики Минфина России

     В соответствии со ст. 689 Гражданского кодекса Российской Федерации предприятие имеет право передавать имущество в безвозмездное пользование (по договору ссуды), при этом смены собственности не происходит и оплаты за переданное имущество не производится.
     
     В каком порядке производится налогообложение указанного имущества?

     
     В соответствии с Законом РФ от 13.12.1991 N 2030-1 "О налоге на имущество предприятий", с изменениями и дополнениями (далее - Закон РФ N 2030-1), налогом облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика.
     
     Статьей 8 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации, то есть определена норма допущения имущественной обособленности организации, согласно которой в системном бухгалтерском учете и бухгалтерском балансе организации может быть отражено лишь имущество, которое по законодательству признается его собственностью.
     
     Согласно ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, с учетом нормального износа, или в состоянии, обусловленном договором.
     
     Договор безвозмездного пользования имуществом (договор ссуды) по своему характеру близок к договору аренды (так как к договору применяются правила, предусмотренные ст. 607 ГК РФ), поэтому отражение операций, связанных с передачей имущества в безвозмездное временное пользование по договору, осуществляется аналогично передаче имущества во временное пользование по договору аренды.
     
     В связи с этим стоимость передаваемого в безвозмездное пользование имущества не списывается у ссудодателя с его баланса, а подлежит отражению на счете 01 "Основные средства", субсчет "Основные средства, переданные во временное безвозмездное пользование".
     
     Что касается ссудополучателя, то передаваемое в безвозмездное пользование (по договору ссуды) имущество подлежит обложению налогом на имущество предприятий у ссудодателя, поскольку является его собственностью и отражается на его балансе.
     

     В соответствии с п. "г" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 налогом на имущество не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.
     
     В каком порядке может применяться эта льгота организациями, осуществляющими, помимо основной деятельности, связанной с образованием и культурой, иные виды деятельности (например, сдача имущества в аренду, торговля и т.д.)?

     
     Согласно п. "г" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 налогом на имущество не облагается имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры.
     
     Подпунктом "г" п. 5 инструкции Госналогслужбы России от 08.06.1995 N 33 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий" (далее - Инструкция N 33) определено, что к нуждам образования и культуры относится имущество, используемое для дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов; оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи; центров, клубов и кружков (в сфере образования); предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам); курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения; детских экскурсионно-туристических организаций, а также других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования; стационарных и передвижных клубов (домов и дворцов культуры); библиотек; музеев; зоопарков; парков культуры и отдыха; социально-культурных специализированных и многофункциональных комплексов и объединений; научно-методических центров творчества и культурно-просветительной работы; театров, стационарных и передвижных цирков; филармоний; кинопроката; кинотеатров; киноустановок; киностудий; планетариев.
     
     Вместе с тем при сдаче в аренду части имущества и (или) его использовании не по целевому назначению (деятельность, не связанная с образованием и культурой, например, торговля) указанное выше условие нарушается, и организация, утратив право на полное освобождение ее имущества от налогообложения, должна уплачивать налог на общих основаниях.
     
     В этом случае налог уплачивается с учетом п. "а" ст. 5 вышеуказанного Закона, предусматривающего уменьшение стоимости имущества организации, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     При отнесении объектов, находящихся на балансе организации, к объектам жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы в соответствии с подпунктом "а" п. 6 Инструкции N 33 следует руководствоваться Общесоюзным классификатором “ Отрасли народного хозяйства” 1-75-018 (переиздание 1987 года Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства" с изменениями 9-17, утвержденными Госстандартом СССР в 1987-1991 годах и Госстандартом России в 1992-1994 годах).
     
     В целях правильного применения льготы предприятие обязано обеспечить раздельный учет льготируемого имущества.
     
     Например, стоимость здания, состоящего из помещений различного назначения (используемых для нужд образования и культуры, а также для иных целей), может быть разделена с учетом занимаемой этими помещениями площади.
     
     При этом из общей стоимости здания следует исключать стоимость имущества, используемого для нужд образования и культуры, - пропорционально доле площади, занимаемой льготируемыми помещениями.
     
     Кроме этого, для определения стоимости льготируемых объектов могут быть использованы данные Бюро технической инвентаризации или независимых экспертов-оценщиков.
     
     Следует также учитывать, что данная льгота предоставляется при наличии раздельного учета в каждом отчетном периоде.

     
     В процессе объединения городских тепловых и электрических сетей было создано Государственное унитарное межрайонное энергетическое предприятие, которое отпускает энергию предприятиям и населению, а также на коммунально-бытовые нужды города. Доля поставляемой энергии населению составляет 80-90 %.
     
     Как определить стоимость имущества, на которую уменьшается налогооблагаемая база при расчете налога на имущество предприятий согласно п. 6 Инструкции N 33?
     
     Налоговая инспекция считает, все имущество, относящееся к энергоснабжению, нужно льготировать в процентном отношении по удельному весу реализации населению и на коммунальные нужды. По мнению предприятия, к льготируемому имуществу относится все, что непосредственно связано с электро- и теплоснабжением: линии электропередачи, теплосети, котельные, трансформаторные подстанции, оборудование, спецмашины. На все остальное имущество, не имеющее непосредственного отношения к энергоснабжению (административные здания, грузовой и легковой транспорт, хозинвентарь и т.д.), должен начисляться налог. Кто прав?

     
     При рассмотрении данного вопроса следует исходить из того, что предприятие в соответствии с Общесоюзным классификатором “Отрасли народного хозяйства” (ОКОНХ) отнесено к отрасли "Промышленность" (код 11100) и имеет на балансе имущество, относимое в соответствии с ОКОНХом к линиям энергопередачи, то есть линии электропередачи, теплосети (коды 11170 и 11180).
     
     Согласно п. "г" ст. 5 Закона РФ N 2030-1 для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания указанных объектов в эксплуатационном состоянии. Данная льгота предоставляется энергетическим предприятиям, имеющим на своем балансе линии энергопередачи, независимо от фактического направления использования электро- и теплоэнергии (то есть на жилищно-коммунальные или производственные цели).
     
     При этом следует учитывать, что Законом РФ N 2030-1 и Инструкцией N 33 применение указанной льготы в процентном отношении к объему реализуемой энергетическими предприятиями продукции (работам, услугам) не предусмотрено.
     
     Данная норма Закона распространяется как на сооружения, предназначенные для поддержания в эксплуатационном состоянии линий энергопередачи, так и на установленное в них (на них) оборудование (устройства), работающее в комплексе и обеспечивающее их эксплуатацию (например, котельные, трансформаторные подстанции).
     

     Основным видом деятельности организации является производство молочной продукции из сухого и цельного молока. Основными поставщиками этого молока являются совхозы. В течение года использование сухого молока в пересчете на цельное составляет 55-60 % от всего перерабатываемого сырья.
     
     Является ли сухое (цельное) молоко сельскохозяйственным сырьем и может ли предприятие воспользоваться в этой части льготами по налогу на имущество предприятий?

     
     Пунктом "б" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 установлено, что налогом на имущество не облагается имущество предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 % от общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Инструкцией N 33 дано разъяснение, что отнесение продукции к сельскохозяйственной производится в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93, принятым постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 301 и введенным в действие с 1 июля 1994 года.
     
     Согласно указанному Классификатору сухое (цельное) молоко относится к продукции молочной и маслосыродельной промышленности (код 92 2000), и следовательно, на переработку указанной продукции данная льгота не распространяется.
     
     По тем же основаниям предприятие не может воспользоваться льготой, предусмотренной п. "в" ст. 5 вышеуказанного Закона, предусматривающей возможность уменьшения стоимости имущества, исчисленной для целей налогообложения, на балансовую (нормативную) стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции.
     

     Предприятие является переработчиком сельскохозяйственной продукции, но не непосредственно сырья, а ферментированного табака. Так как табак в основном импортный, он поступает на предприятие после первичной обработки.
     
     Возможно ли освобождение предприятия от налога на имущество как переработчика сельскохозяйственной продукции и как это документально оформить?

     
      Пунктом "в" ст. 5 Закона РФ N 2030-1 определено, что для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы.
     
     Подпунктом "в" п. 6 Инструкции N 33 установлено, что к сельскохозяйственной и рыбной продукции относится продукция, включенная в Общероссийский классификатор продукции ОК 005-93.
     
     Согласно указанному Классификатору табак-сырье ферментированный относится к продукции табачной промышленности (код 919311), и следовательно, на указанное предприятие вышеназванная льгота не распространяется.
     

     Предприятие является самостоятельным юридическим лицом. Согласно Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018 оно относится к объектам социально-культурной сферы (код 90310 "Предприятия и организации, занимающиеся непроизводственными видами бытового обслуживания населения"). В инвентарном учете имущество, относящееся к данному виду деятельности, выделено отдельно. Кроме того, ведется раздельный бухгалтерский учет предполагаемого льготируемого имущества.
     
     Согласно ст. 5 Закона РФ N 2030-1 и Инструкции N 33 стоимость имущества предприятий, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующему объекту) объектов социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика.
     
     Распространяется ли льгота по налогу на имущество предприятия, используемое в деятельности "Услуги непроизводственных видов бытового обслуживания населения" (парикмахерское дело, косметология, визаж, педикюр, маникюр)?

     
     Да, распространяется. Пунктом "а" ст. 5 Закона РФ N 2030-1 установлено, что стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщиков.
     
     В соответствии с подпунктом "а" п. 6 Инструкции N 33 при применении данной льготы согласно Общесооюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" 1-75-018 к объектам социально-культурной сферы следует относить объекты культуры и искусства, образования, физкультуры и спорта, здравоохранения, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения.
     
     Согласно вышеуказанному Классификатору парикмахерские относятся к непроизводственным видам бытового обслуживания (код 90310). Кроме того, в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг ОК 004-93, утвержденным постановлением Госстандарта России от 06.08.1993 N 17, деятельность парикмахерских, салонов и лечебных косметических учреждений (подгруппа 9312) относится к деятельности в области жилищно-коммунального хозяйства (группа 93). Указанная подгруппа включает виды деятельности, связанные с обработкой волос, мытьем, подравниванием и стрижкой, укладкой, окраской, подцвечиванием, завивкой, распрямлением и аналогичными работами, выполняемыми над прическами мужчин и женщин, а также бритьем и подравниванием бороды. Включаются в нее также массаж лица, маникюр, макияж и прочие косметические процедуры.
     
     Учитывая это, стоимость перечисленных объектов, находящихся на балансе предприятия, при наличии раздельного учета должна исключаться из налогооблагаемой базы при исчислении налога на имущество предприятия.
     

     В соответствии с указанием МПС России в запас переводятся пассажирские вагоны, не используемые для перевозки пассажиров. Для того чтобы воспользоваться льготой в соответствии с подпунктом "ж" п. 5 Инструкции N 33 по указанию областной администрации необходимо решение органа местного самоуправления. Решение о создании страховых и сезонных запасов на предприятиях, связанных с сезонным циклом работ, принимается органом местного самоуправления с обязательным представлением информации о принятом решении в комитет экономики администрации области.
     
     Правомерно ли требование администрации?

     
     При рассмотрении данного вопроса следует исходить из норм действующего налогового законодательства Российской Федерации.
     
     Так, в соответствии с п. "ж" ст. 4 Закона РФ N 2030-1 налогом на имущество не облагается имущество, используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.
     
     Госналогслужба России своим письмом от 06.05.1997 N СШ-6-2/348 "О налоге на имущество предприятий" рекомендовала в целях правильного применения данной нормы Закона территориальным органам власти самостоятельно определять перечень предприятий, расположенных на их территории и связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ (исходя из условий их функционирования). Предприятиям, включенным в такой перечень, рекомендовано согласовывать размеры страховых и сезонных запасов с указанными органами.
     
     Учитывая решение органов местного самоуправления, указанное в вопросе не противоречит действующему законодательству.
     
     Однако следует учитывать, что постановлением Правительства РФ от 06.04.1999 N 382 "О перечне сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения" утвержден перечень сезонных отраслей и видов деятельности, к которым, в частности, может быть применена льгота, предусматривающая освобождение от налогообложения созданных на предприятиях страховых и сезонных запасов имущества. В указанном перечне деятельность предприятий МПС России не предусмотрена.
     
     Данное предприятие может воспользоваться льготой, предусматривающей освобождение от налогообложения запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления. К таким запасам могут, в частности, относиться материальные ценности предприятий, законсервированные в соответствии с указанным порядком.
     
     Данная норма Закона предусматривает равные права вышеназванных органов в принятии решения об образовании запасов имущества.
     
     Учитывая это, решение, принятое одним из указанных органов об образовании запасов имущества, будет являться основанием для полного освобождения предприятия от обложения налогом на имущество, не требует дополнительных согласований, но должно быть оформлено в установленном порядке, то есть приказом (распоряжением, постановлением и т.п.).
     
     Учитывая, что имущество предприятий МПС России является федеральной собственностью, в рассматриваемом случае это решение может быть оформлено приказом (распоряжением, постановлением и т.п.) по МПС России с соответствующим номером, датой и прилагаемым перечнем и определенной стоимостью конкретного имущества, подлежащего переводу в запас (или на консервацию).