Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах" (комментарий)


Инструкция МНС России от 10.04.2000 N 60
"О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах"
(комментарий)

     

И.С. Сафонова,
советник налоговой службы I ранга

     Федеральный закон от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 154-ФЗ) несколько изменил требования к процедуре проведения выездных налоговых проверок, составлению акта по ее результатам и производству по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах. В связи с этим МНС России разработало новую инструкцию от 10.04.2000 N 60 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах", утвержденную приказом МНС России от 10.04.2000 N АП-3-16/138 и зарегистрированную в Минюсте России 07.06.2000, регистрационный N 2259 (далее - Инструкция N 60). Ранее действовавшая инструкция МНС России от 31.03.1999 N 52 "О порядке составления акта выездной налоговой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения ее материалов" (далее - Инструкция N 52) утратила силу.
     
     Рассмотрим отдельные положения Инструкции N 60, не содержавшиеся в ранее действовавшей Инструкции N 52, а также положения, которые претерпели существенные изменения.
     
     Изменения, внесенные Федеральным законом N 154-ФЗ в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), определяющие срок проведения проверки, нашли отражение в разделе 1 Инструкции N 60. Срок проведения проверки включает время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов. Требование о представлении документов вручается руководителю организации или индивидуальному предпринимателю под расписку.
     
     Кроме того, при наличии исключительных обстоятельств выездная налоговая проверка может прерываться по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку. В решении должен указываться период, на который данная проверка приостанавливается.
     
     Датой окончания проверки является дата составления проверяющими справки о проведенной проверке. В справке фиксируются предмет проверки (вопросы проверки и проверяемый период) и сроки ее проведения (даты начала и окончания проверки). Следует обратить внимание, что вручение указанной справки налогоплательщику непосредственно после проведения проверки НК РФ не предусмотрено. Справка прилагается к акту проверки.
     

     С вступлением в силу Федерального закона N 154-ФЗ не позднее двух месяцев (трех месяцев - в случае продления срока проверки вышестоящим налоговым органом) после составления справки о проведенной проверке проверяющими должен быть составлен акт выездной налоговой проверки с учетом требований, содержащихся в разделе 1 Инструкции N 60. При этом акт налоговой проверки составляется в обязательном порядке вне зависимости от результатов проведенной проверки.
     
     Необходимо обратить внимание, что в акте выездной проверки отражаются все существенные обстоятельства, имеющие отношение к фактам налоговых правонарушений, в том числе факты представления налогоплательщиком заявлений о дополнениях и изменениях в налоговые декларации. В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в принятии налоговых деклараций, в том числе представленных в ходе проведения выездной налоговой проверки. Однако, учитывая, что налогоплательщик в соответствии со ст. 81 НК РФ (в ред. Федерального закона N 154-ФЗ) не освобождается от ответственности в случае, если указанное заявление сделано им после того, как он узнал о назначении выездной налоговой проверки, то в итоговой части акта должны содержаться предложения проверяющих о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности. При этом суммы налогов и пени, причитающиеся к уплате по вышеназванному заявлению налогоплательщика, не считаются доначисленными налоговым органом.
     
     Порядок подписания (вручения) акта проверки предусматривает возможность подписания (вручения) акта проверки не только руководителем(лю) проверяемой организации либо индивидуальным(ому) предпринимателем(лю), но и их представителями(ям). В случае отказа указанных лиц от подписания акта и (или) уклонения от его получения, на последней странице акта проверки делается соответствующая запись, которая заверяется подписью проверяющего (в Инструкции N 52 по факту уклонения от получения акта было предусмотрено составление проверяющим соответствующего акта).
     
     В соответствии с Федеральным законом N 154-ФЗ из ст. 101 НК РФ исключен десятидневный срок, установленный для вынесения решения по результатам рассмотрения материалов проверки. Положения Инструкции N 60 устанавливают следующий порядок вынесения решения: по истечении двухнедельного срока, установленного для представления налогоплательщиком в налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать акт или возражений по акту, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком, и по результатам рассмотрения материалов проверки выносит решение в соответствии с порядком, предусмотренным разделом 3 названной Инструкции.
     
     Федеральным законом N 154-ФЗ Кодекс дополнен ст. 1011, устанавливающей порядок производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, совершенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами. Раздел 4 Инструкции N 60 регламентирует названный порядок, который применим, в частности, в отношении: банков, нарушивших обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (виды нарушений определены в главе 18 НК РФ); свидетелей (по основаниям ст. 128 НК РФ); экспертов, переводчиков, специалистов (по основаниям ст. 129 НК РФ); лиц, располагающих информацией о деятельности проверяемого налогоплательщика (по основаниям ст. 126 НК РФ).
     

     При обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, законодательства о налогах и сборах (в том числе о совершении налоговых правонарушений), должностным лицом налогового органа должен быть составлен акт по форме согласно приложению N 7 к Инструкции N 60.
     
     Следует отметить, что требования, предъявляемые к производству по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах, допущенных лицами, не являющимися налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами, аналогичны требованиям к производству по делу о налоговом правонарушении, совершенном таковыми лицами, плательщиками сборов или налоговыми агентами.