Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы читателей


Ответы на вопросы читателей

     

     Предоставляется ли в 1998-2000 годах льгота по налогу на землю, на которой размещены мобилизационные мощности?
     

     В соответствии с п. 4 ст. 15 Федерального закона от 26.02.1997 N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" земельный налог, арендная плата и иные платежи за пользование землей, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады под хранение материальных ценностей мобилизационного резерва и мобилизационных запасов, не взимаются.
     
     Одновременно указанный выше Закон устанавливает, что федеральные органы государственной власти, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) или задачи по мобилизационной работе, для организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации и контроля за их проведением создают мобилизационные органы. Функции, права и обязанности мобилизационных органов, создаваемых в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и организациях, определяются в соответствии с примерным положением о мобилизационных органах, утверждаемым Правительством РФ.
     
     Начиная с 1992 года и в настоящее время налогообложение земли регулируется Законом РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" (с изменениями и дополнениями). Статья 1 данного Закона устанавливает платное землепользование и определяет, что собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.
     
     В соответствии с п. 13 ст. 12 Закона РФ "О плате за землю" от уплаты земельного налога освобождаются предприятия, научные организации и научно-исследовательские учреждения только за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации. В случае если организации имеют указанные выше земельные участки, они самостоятельно проводят расчеты по платежам за землю и представляют в налоговые органы налоговую декларацию, в которой указывают общие площади земельных участков за исключением земли, приходящейся на льготноналогооблагаемые земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, показывая их отдельной строкой. Основанием для расчетов будут являться перечни таких организаций, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.
     
     Следует отметить, что указанный порядок по предоставлению льготы по земельному налогу не распространяется на земельные участки организаций, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве.
     
     Статьей 14 Федерального закона от 26.02.1997 N 29-ФЗ "О федеральном бюджете на 1997 год" были освобождены от платы за землю в 1997 году предприятия и организации за земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, испытательные полигоны и склады для хранения всех видов мобилизационных запасов (резервов), снаряжательные базы, аэродромы и другие объекты особого назначения, в порядке, установленном Правительством РФ.
     
     Однако Федеральными законами от 26.03.1998 N 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" и от 22.02.1999 N 36-ФЗ "О федеральном бюджете на 1999 год" такой льготы предусмотрено не было. Не включена льгота и в Федеральный закон от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год".
     
     Следует отметить, что налоговые отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля за их уплатой осуществляются в настоящее время в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Статьей 56 НК РФ определено, что льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
     
     Таким образом, освобождение от уплаты земельного налога за пользование землей на условиях, предусмотренных п. 4 ст. 15 Федерального закона "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", может быть осуществлено только в случае, если бы эти положения были отражены в Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2000 год" или в Законе РФ "О плате за землю".
     
     Следовательно, налоговые органы, предъявляя требования на уплату земельного налога за 1998-1999 годы унитарному предприятию "N" за земельные участки, на которых размещены объекты мобилизационного назначения, поступают правильно.
     
     Вместе с тем в настоящее время подготовлен проект Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации “О плате за землю”" в части освобождения от уплаты налога земельных участков, на которых расположены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве. Указанный законопроект одобрен Правительством РФ и находится на рассмотрении в Государственной Думе.
     
     До внесения соответствующих изменений в Закон РФ "О плате за землю" можно воспользоваться льготой по земельному налогу, обратившись к органам законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации, которые в соответствии со ст. 13 указанного выше Закона имеют право устанавливать дополнительные льготы по налогу в пределах суммы земельного налога, находящейся в их распоряжении.
     

Ответ подготовлен
советником налоговой службы I ранга
Н.В. Голубевой          


     Каков порядок консервации основных средств, числящихся на балансе предприятия?

     
     Исходя из п. 48 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 4.2 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/97, утвержденного приказом Минфина России от 03.09.1997 N 65н, п. 53 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина Росси от 20.07.1998 N 33н, п. 15 Положения о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.08.1992 N 552 (с учетом дополнений и изменений), порядок консервации основных средств, числящихся на балансе организации, устанавливается и утверждается руководителем, но при этом могут быть переведены на консервацию с продолжительностью не менее трех месяцев, как правило, основные средства, находящиеся в определенном комплексе, объекте, имеющие законченный цикл производства.
     
     По указанным основным фондам амортизационные отчисления не начисляются.
     
     На финансовые результаты основной деятельности промышленных предприятий расходы по содержанию основных средств (фондов) за время их консервации относятся только тогда, когда на эти расходы не предусмотрены средства целевого финансирования.
     
     В таких случаях на расходы по содержанию законсервированных основных средств организации составляется и утверждается отдельная смета.
     
     Налоговые органы осуществляют проверку целесообразности расходов, включаемых в смету на содержание законсервированных основных средств.
     
     При этом необходимо обратить внимание на п. 2 ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" и п. 2.2. инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" (с учетом дополнений и изменений), из которых следует, что валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов (включая земельные участки), иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
     

Ответ подготовлен
государственным советником
налоговой службы II ранга
В.И. Макарьевой