Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Об автоматизации приема налоговой отчетности


Об автоматизации приема налоговой отчетности

     

В.В. Нестеров,
директор РВЦ МНС России в Чувашской Республике

     
     При решении задач, стоящих перед МНС России, возникает необходимость обработки, анализа и использования больших объемов информации, содержащейся в отчетных документах, направляемых налогоплательщиками в налоговые инспекции для расчета налогооблагаемой базы и исчисления налогов. Данная информация, заверенная юридическими реквизитами и факсимильными данными (подписями и печатями), представляется налогоплательщиками постоянно в течение финансового года в сроки, установленные налоговым законодательством.
     
     Выделяются два основных типа отчетных документов:
     
     - формы бухгалтерской отчетности налогоплательщиков-юридических лиц;
     
     - расчеты налогов - налоговые декларации.
     
     Документы бухгалтерской отчетности налогоплательщиков-юридических лиц определяют экономические характеристики хозяйственной деятельности налогоплательщика; имеющаяся в них информация должна быть практически полностью введена в компьютерные базы данных для автоматизации камеральных расчетов и проведения дополнительных проверок. Формы данных документов являются стандартными для всех министерств и ведомств Российской Федерации.
     
     Документы, содержащие налоговые расчеты (налоговые декларации), - это наиболее сложная и многочисленная часть отчетных форм, которую налогоплательщики постоянно представляют в налоговые инспекции. Число этих документов зависит от числа налогов и платежей, определенных действующим законодательством, причем некоторые расчеты (с уточненными данными) в регламентированные периоды времени могут представляться неоднократно. Документы включают экономические характеристики для исчисления конкретных налогов и имеют федеральное или территориальное назначение (по региональным и местным налогам). В качестве примера можно привести налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, расчет налога от фактической прибыли, налоговый расчет по акцизам, расчет налога на имущество предприятия и др.
     
     Эти отчетные документы, кроме декларации о доходах граждан, полностью ориентированы на традиционную ручную обработку информации. В документах имеется числовая и символьная информация, которую необходимо полностью ввести в компьютерные базы данных. Часть информации рассчитывается автоматически по данным, уже имеющимся в ресурсах налоговой инспекции, исходя из сведений, поступивших из других источников, постоянно актуализируемых реестров, отчетов.
     
     До настоящего времени полностью не решена проблема создания унифицированных форм отчетных документов налогоплательщиков, которая позволила бы:
     
     - упорядочить, систематизировать, унифицировать и кодировать экономическую информацию в налоговых органах;
     
     - внедрить единую систему нормативно-справочной информации за счет применения стандартизированного кодирования данных на основе общероссийских и ведомственных классификаторов;
     
     - упростить компьютерную идентификацию информации, связанной с Государственным реестром налогоплательщиков и классификаторами.
     
     Массовое внедрение достижений информационных технологий во все сферы деятельности человека приводит к тому, что в настоящее время практически ни один хозяйствующий субъект не может обойтись без применения компьютерных средств обработки и хранения информации. Компьютерная оргтехника почти повсеместно вытеснила традиционные средства подготовки деловой документации и активно используется для обмена данными с выходом на внешние электронные каналы связи. Успех работы хозяйствующего субъекта в условиях развития рыночной экономики непосредственно зависит от скорости и качества обработки больших объемов деловой информации, необходимой как для внутреннего обеспечения (бухгалтерский, торговый, складской учет), так и для работы с внешними организациями, в том числе и с налоговыми органами. Можно утверждать, что в настоящее время компьютерная техника имеется практически у всех юридических лиц, в том числе работающих в сфере малого бизнеса, а также у частных предпринимателей, имеющих большие денежно-товарные обороты.
     
     Совершенно очевидно, что в настоящее время созданы все условия для перехода к полномасштабному внедрению безбумажной технологии передачи в налоговые инспекции основного потока информации по налогообложению от юридических и физических лиц. Такая информация может быть подготовлена как самими налогоплательщиками с использованием специализированного программного обеспечения, так и сторонними организациями по данным налогоплательщиков. Создание подобного программного обеспечения трудностей не представляет. Кроме того, должна бесплатно распространяться версия программы, разработанная по заказу МНС России, специально предназначенная для генерации налоговой отчетности на электронных носителях. Объем работ по приему данных в компьютерные системы налоговых инспекций резко снижается, так как сами налогоплательщики осуществляют наиболее трудоемкую часть этих работ - ручной ввод отчетных документов на электронный носитель информации. На первом этапе даже нет необходимости во встраивании в них криптографической защиты информации, так как основная цель таких программ - подготовка файлов, которые затем будут быстро введены в информационные системы налоговой инспекции параллельно с приемом бумажных документов, где имеются факсимильные идентификаторы - печать и подписи.
     
     Альтернативная технология автоматизированного ввода информации с бумажных носителей - применение сканеров. Так, например, последняя форма декларации о доходах граждан, разработанная МНС России, специально предназначена для считывания информации быстродействующими сканерами, дешифрирования ("распознавания") и последующего использования в прикладных программных пакетах. Из-за высокой стоимости технических средств процесс ввода данных предполагает сбор, ручную укладку и загрузку в сканеры деклараций от нескольких налоговых инспекций. Для удовлетворительного считывания сканером и распознавания бумажных носителей качество входных печатных документов должно быть очень высоким, что повышает стоимость данных документов и предполагает их изготовление на специализированных предприятиях. Программное обеспечение оптического распознавания графических образов - начертаний символов и установочных меток - является трудоемким и очень дорогостоящим. Общая скорость ввода данных в компьютерные информационные системы гораздо ниже, чем при приеме с электронных носителей. Недостаточная достоверность распознавания предполагает дополнительную ручную проверку операторами информации, введенной в компьютер, что также удорожает стоимость ввода и снижает его скорость. Все это позволяет сделать вывод, что технология приема налоговых отчетов на электронных носителях информации - это наиболее оптимальный и дешевый вариант ввода данных по сравнению со "сканерной" технологией.
     
     Что касается налогоплательщиков, то для подготовки отчетных документов они могут использовать самые маломощные и недорогие компьютеры. Использование текстового формата обмена данными позволяет обходиться без специального программного обеспечения и создавать файлы, содержащие отчетную информацию, с использованием обычных текстовых редакторов. Но в любом случае более предпочтительны специальные программы подготовки, так как в них закладываются алгоритмы проверки корректности заполнения документов, сервисные функции для быстрого заполнения отчетных форм, контроля достоверности информации, записываемой в файлы. Для работы с такими программами достаточна невысокая квалификация пользователей, которая имеется у большинства населения страны. При существующей децентрализованной системе обработки налоговой информации в МНС России, когда весь спектр работ с налогоплательщиками проводится в налоговых инспекциях, в том числе и в сельских районных, большое значение имеет качество отчетных документов. Для повышения готовности данных входных отчетных документов, в особенности деклараций о доходах граждан, необходима тщательная предварительная подготовка и выверка этих отчетов с помощью квалифицированных специалистов. С помощью компьютерных программ сделать это возможно, а в качестве таких специалистов могут быть использованы учителя математики, физики и информатики сельских школ. Из-за низкой требовательности к ресурсам программы подготовки налоговых отчетных документов могут функционировать на самых слабых машинах, которые в настоящее время уже имеются во многих районных центрах - в частных фирмах, учебных заведениях, у частных лиц. Таким образом, могла бы быть решена задача качественной "предотчетной" подготовки налоговых документов любой сложности.
     
     В настоящее время появились фирмы, специализирующиеся в области подготовки налоговой отчетности на магнитных носителях для налогоплательщиков, не имеющих компьютерного оборудования или необходимого программного обеспечения. Опыт фирм, занимающихся такими услугами, показывает, что проведение таких работ выгодно всем трем сторонам:
     
     - налогоплательщики избавляются от хлопот с подготовкой и представлением отчетов в налоговые инспекции, к тому же она выполняется на более качественном уровне - при приеме электронных документов к отчетам предъявляется меньше претензий;
     
     - в налоговых инспекциях разгружается процесс приема отчетных документов, повышается качество труда инспекторов, увеличивается ценность информационной базы данных;
     
     - сервисные фирмы (в основном это - сфера малого бизнеса) получают выгодную и перспективную область для своей деятельности, стимулы для развития дальнейшей предпринимательской инициативы.
     
     Для поддержки государственной политики занятости важно и то, что развитие такого рода услуг создает новые рабочие места. Сервисные фирмы по обслуживанию налогоплательщиков помогают государству внедрять элементы налоговой культуры в масштабе всей страны.
     
     Важно, что эти организации могут дополнительно предоставлять налогоплательщикам консультационные и информационные услуги. Известно, что, с одной стороны, работники налоговых инспекций обязаны согласно части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) разъяснять налогоплательщикам порядок заполнения форм отчетности. С другой стороны, налогоплательщики не имеют возможности получить эти консультации в период сдачи отчетов по причине чрезвычайной загруженности налоговых инспекторов. Налогоплательщики, в особенности малые предприятия с небольшим количеством работающих, несут дополнительную финансовую нагрузку, связанную с приобретением компьютерной и организационной техники, прикладных компьютерных программ и обучением специалистов. Для начинающих предприятий малого бизнеса данные затраты могут быть не только сильно обременительными, но, порой, просто невозможными.
     
     В сложившейся ситуации целесообразно создание специальных консультационных пунктов налоговых органов, где налогоплательщики могли бы получить не только консультации по вопросам исчисления налоговых и других платежей, но и навыки работы на компьютерной технике на примере программ, применяемых налоговыми органами. Создание консультационных пунктов, которые централизованно получали бы нормативные акты, издаваемые федеральными и местными органами власти, значительно бы облегчило нагрузку на работников налоговых органов, позволило бы налогоплательщикам получать своевременные консультации по вопросам налогообложения, помогло бы избавить их от дополнительных расходов в виде финансовых санкций. Ведь не секрет, что зачастую нарушение налогового законодательства налогоплательщиками является не умышленным действием, а следствием отсутствия информации об изменениях в нормативных документах.
     
     Положительный опыт использования технологии автоматизированного приема налоговой отчетности на электронных носителях был получен с вступлением в силу с начала 1998 года изменений к инструкции Госналогслужбы России от 29.07.1995 N 35 "По применению Закона Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц”". Согласно этим изменениям предприятия, учреждения, организации и иные работодатели, имеющие среднесписочную численность работающих более 100 человек, сведения о начисленных ими физическим лицам доходах, начисленных и удержанных с этих доходов суммах налога должны представлять в налоговые органы не только на бумажных носителях, но и на дискетах. С апреля 1999 года уровень среднесписочной численности работающих был понижен до 10 человек. МНС России были разработаны требования к формату и структуре налоговой отчетности, которую налогоплательщики должны передавать на магнитных носителях - компьютерных дискетах. Практически сразу же многие фирмы (например, "1-С", "АйТи", "Парус") разработали и выпустили на рынок специализированные программы, позволяющие подготавливать информацию о доходах физических лиц в утвержденном формате. В настоящее время уже более 50 фирм получили сертификаты от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о пригодности их программ к использованию налогоплательщиками для формирования отчетности о доходах. Федеральные органы министерства, а также некоторые региональные налоговые инспекции бесплатно предоставляют аналогичное программное обеспечение. Оно установлено для свободного распространения и использования в сети Интернет (например, по адресу http://www1.rambler.ru/nalogy). Практический опыт внедрения технологии приема информации о дополнительных доходах физических лиц на магнитных носителях показал ее большую эффективность для налоговых инспекций местного уровня - напряженность работы в отчетные периоды резко упала, повысились производительность и качество труда налоговых работников. Многие налоговые инспекции прилагают усилия к тому, чтобы все налогоплательщики-юридические лица передавали данную отчетность на магнитных носителях.
     
     Интересен опыт практического изучения вопросов обработки данных о дополнительных доходах физических лиц, имеющийся у Регионального вычислительного центра (РВЦ) МНС РФ в Чувашской Республике. За полгода к услугам РВЦ обратились несколько сотен предприятий и частных предпринимателей, стоящих на учете в двух налоговых инспекциях города. В период сдачи налоговой отчетности за 9 месяцев 1999 года были обработаны сведения о тысячах физических лиц и, следовательно, нагрузка на работников налоговых инспекций по вводу данных с бумажных носителей уменьшилась на сотни человеко-часов.