Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Ответы на вопросы


Ответы на вопросы


В.И. Макарьева,
государственный советник
налоговой службы II ранга

Т.Н. Соколова,

В.Ф. Матюшина

     
     1. Принимаются ли при налогообложении скидки к цене, применяемые поставщиками продукции, товаров?

     
     Как указано в п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступления денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности.
     
     Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем (заказчиком) или пользователем активов. Если иное не предусмотрено ст. 40 части первой НК РФ, для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен.
     
     Рыночная цена определяется с учетом положений, которые предусмотрены в п. 4-11 указанной статьи НК РФ, из которых следует, что учитываются скидки, вызванные:
     
     - сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
     
     - потерей товарами качества или иных потребительских свойств;
     
     - истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;
     
     - маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров, не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;
     
     - реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.
     
     В п. 6.5 ПБУ 9/99 определено, что величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок, что также подтверждено постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 N 1095 "О внесении изменений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли", вступившим в действие с 1 октября 1998 года.
     
     Однако, как указано в п. 2 ст. 40 НК РФ, при отклонении более чем на 20 % в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, налоговые органы вправе проверять правильность применения цен по сделкам и выносить мотивированное решение о доначислении налога и пени, рассчитанных таким образом, как если бы результаты этой сделки были оценены исходя из применения рыночных цен на соответствующие товары (работы, услуги).
     

     В п. 13 ст. 40 НК РФ также определено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
     
     Согласно Указу Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен", постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 по этому же вопросу и другим законодательным актам Российской Федерации по отдельным товарам (работам, услугам) применяются государственные регулируемые цены (тарифы).
     
     Правительством РФ в п. 5 вышеуказанного постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов Федерации, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют органы исполнительной власти субъектов Федерации, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
     
     Налоговые органы руководствуются п. 13 ст. 40 части первой НК РФ в случае реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) и только при условии, что местными органами власти в соответствии с законодательством определен перечень товаров (работ, услуг) и налогоплательщику не производится возмещение допущенных им потерь в результате взимания со своих покупателей платы за товары (работы, услуги) не по рыночной цене, а с применением государственных регулируемых цен.
     
     Организациям необходимо принять во внимание, что в случае возмещения из соответствующих бюджетов Российской Федерации разницы между рыночными (отпускными) ценами (тарифами) и регулируемыми ценами (тарифами) необходимо осуществить увеличение выручки от реализации продукции (работ, услуг). Но если при возмещении разницы в ценах предусмотрены только непосредственно убытки организаций, то она с дебета счета 96 "Целевые финансирование и поступления" полученные суммы относит в кредит счета 80 "Прибыли и убытки" вместо кредита счета 46 "Реализация продукции (работ, услуг)".

     
     2. Как осуществляется расчет размера льготы, предоставленной по п. 5 ст. 6 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций"?

     
     В п. 5 ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (далее - Закон РФ N 2116-1) и в п. 4.5 инструкции Госналогслужбы России от 10.08.1995 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций", с учетом дополнений и изменений (далее - Инструкция N 37), указано, что для предприятий и организаций, получивших в предыдущем году убыток (по данным годового бухгалтерского отчета, за исключением убытков, полученных по операциям с ценными бумагами), освобождается от уплаты налога часть прибыли, направленная на его покрытие, в течение последующих пяти лет (при условии полного использования на эти цели средств резервного и других аналогичных по назначению фондов, создание которых предусмотрено законодательством Российской Федерации).
     
     Прежде всего необходимо учесть условие, предусмотренное законодательством, - наличие убытка по данным годового бухгалтерского отчета. Для целей предоставления льготы необходимо сопоставить результаты от реализации продукции (работ, услуг) за год и результаты деятельности предприятия в целом по годовому бухгалтерскому отчету.
     
     В случае если при наличии убытка от реализации продукции (работ, услуг) убытка по годовому бухгалтерскому отчету нет или имеется прибыль, то предприятие права на льготу по налогу на прибыль не имеет.
     
     Если убыток по данным годового бухгалтерского отчета составил большую сумму, чем убыток от реализации продукции (работ, услуг), то при расчете налога исходя из фактически полученной прибыли в последующие пять лет (2000-2004 годы) будет покрываться убыток в размере, равном одной пятой части убытка от реализации продукции (работ, услуг).
     
     Если у предприятия убыток по данным годового бухгалтерского отчета за 1999 год меньше убытка от реализации продукции (работ, услуг), то для предоставления льготы принимается убыток, равный убытку по данным годового бухгалтерского отчета.
     
     При получении льготы на покрытие убытка ежегодно по одной пятой части этого убытка в течение последующих пяти лет следует принять во внимание, что если за какие-либо годы, в которые должен покрываться убыток, опять получен убыток, то доля убытка, подлежащая покрытию в этом году, на последующие годы не переносится.

     
     Пример.

     
     1. Предприятие имеет право покрыть убыток по итогам за 1999 год в сумме 20 тыс. руб. в течение 1999-2004 годов равными долями по 4 тыс. руб.
     
     2. За 2000 год предприятием опять получен убыток 10 тыс. руб., который также оно имеет право покрыть в 2001-2005 годах равными долями по 2 тыс. руб.
     
     3. В этом случае, соблюдая Закон РФ N 2116-1, для получения льготы предприятие может направить на покрытие убытка 2001-2004 годов по 6 тыс. руб. (1/5 от 20 тыс. руб. + 1/5 от 10 тыс. руб.), а в 2005 году - 2 тыс. руб. (1/5 от 10 тыс. руб.).
     
     
     При этом следует учесть, что согласно законодательству льгота на покрытие убытка входит в перечень льгот, которые не могут уменьшать по совокупности с другими льготами фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50 %.
     
     Применяя льготу по налогу на прибыль в случае получения убытка от реализации продукции (работ, услуг), необходимо руководствоваться разъяснениями МНС России от 07.12.1999 N ВГ-6-02/976.

     
     3. Принимают ли налоговые органы в уменьшение налога на прибыль расходы, связанные с обязательной продажей валюты?

     
     Исходя из требований п. 1 Положения о составе затрат себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) тех затрат, которые имеют непосредственное отношение к производству и реализации продукции (работ, услуг).
     
     До конца 1999 года расходы по оплате услуг банка в бухгалтерском учете отражались согласно подпункту "и" п. 2 Положения о составе затрат на счетах по учету затрат на производство без конкретизации, какие расходы по услугам банка должны быть списаны на себестоимость. По этой причине Высший Арбитражный Суд Российской Федерации принял решение (письмо от 23.08.1999 N 6696/99 "Об отсутствии принесения протеста") о том, что организации имеют право относить расходы, связанные с комиссионным вознаграждением банкам за проведение операций по обязательной продаже иностранной валюты, полученной за экспорт товаров (работ, услуг), на себестоимость продукции (работ, услуг).
     
     Продажа другой валюты, то есть не обязательной, не соответствующей инструкции Банка России от 29.06.1992 N 7 "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации", отражается по счету 48 "Реализация прочих активов", по дебету которого показываются понесенные в связи с продажей расходы, как это следует из Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий.
     

     Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, внесены поправки в бухгалтерский учет состава затрат и финансовых результатов, в том числе и по отражению расходов по оплате услуг кредитных организаций. Начиная с 1 января 2000 года в соответствии с п. 11 ПБУ 10/99 расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, относятся на счет 80 "Прибыли и убытки" как операционные расходы.
     
     Однако, учитывая, что для целей налогообложения в настоящее время действует Положение о составе затрат, что подтверждено п. 3 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и п. 2.3 Инструкции N 37, произведенные организациями расходы по оплате услуг банков, связанные с продажей обязательной валюты по указаниям Банка России, уменьшают базу при исчислении налога на прибыль.

     
     4. Включаются ли организациями в состав доходов от внереализационных операций средства, полученные приватизированными предприятиями как инвестиции при проведении инвестиционных конкурсов (торгов)?

     
     В п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1 и в п. 2.7 Инструкции N 37 установлено, что средства, полученные приватизированными предприятиями в качестве инвестиций в результате проведения инвестиционных конкурсов (торгов), не включаются в состав внереализационных операций.
     
     Указанный порядок до 1 января 1996 года, то есть до внесения изменений и дополнений в Закон РФ N 2116-1 и Инструкцию N 37 в соответствии с Федеральным законом от 31.12.1995 N 227-ФЗ, был определен в письме Госналогслужбы России и Минфина России от 28.10.1994 N НП-6-01/405, 143, зарегистрированном Минюстом России 22.11.1994, регистрационный N 727.
     
     Иначе говоря, приватизируемые предприятия, реализующие пакеты своих акций на конкурсах (торгах) и получающие по условиям таких конкурсов (торгов) от их победителей средства на инвестиции, могут расходовать указанные средства в порядке, предусмотренном инвестиционной программой, разработанной в соответствии с условиями таких конкурсов (торгов).
     
     В случае использования инвестиций не по назначению они подлежат в этой части включению в налогооблагаемую базу при исчислении налога на прибыль.

     
     5. Какой соблюдается принцип списания стоимости приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации?

     
     С выходом Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 20.07.1998 N 33н, изменен порядок отражения в бухгалтерском учете приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации.
     
     Если ранее согласно п. 11 и 12 Положения о порядке начисления амортизационных отчислений по основным фондам в народном хозяйстве, утвержденного Госпланом СССР, Минфином СССР, Госбанком СССР, Госкомцен СССР, Госкомстатом СССР и Госстроем СССР 29.12.1990 N ВГ-21-Д/144/17-24/4-73, исчисление амортизационных отчислений осуществлялось от первоначальной (восстановительной) стоимости, то оприходование основных средств, бывших в употреблении, производилось в бухгалтерском учете по дебету счета 01 "Основные средства" исходя из этой стоимости, то есть начисленный износ у бывшего владельца основных средств отражался у организации, которая приобрела указанные средства по дебету счета по учету основных средств и кредиту счета по учету износа основных средств.
     
     Учитывая п. 21 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату (в том числе бывших в эксплуатации), признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, за исключением возмещаемых налогов.
     
     Минэкономики России в письме от 29.12.1999 N МВ-890/6-16 по вопросу о том, как начисляются амортизационные отчисления по основным средствам, бывшим в эксплуатации, сообщило следующее.
     
     Затраты организации по приобретению основных средств, бывших в эксплуатации, погашаются путем начисления амортизации исходя из оставшегося срока службы основных средств, то есть нормы амортизационных отчислений рассчитываются в этом случае исходя из сроков фактической эксплуатации и предполагаемых сроков полезного использования у нового собственника основных средств.
     
     При этом предполагаемый срок полезного использования у нового собственника основных средств определяется путем вычитания из срока полезного использования, исчисленного для нового оборудования, срока фактической эксплуатации этого оборудования. Срок полезного использования указанного оборудования определяется исходя из норм амортизационных отчислений, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990 N 1072. Этот же порядок может быть применен и к основным фондам, переданным в качестве вклада в уставный капитал учредителем организации, которые до этого использовались передающей стороной.
     

     Пример 1.

     
     1. Организацией приобретена вычислительная техника, бывшая в эксплуатации, на сумму 20 тыс. руб.
     
     2. Срок использования вычислительной техники бывшим пользователем составил 5 лет. Начислен 50-процентный износ на сумму 20 тыс. руб.
     
     3. Определен дальнейший срок использования приобретенной вычислительной техники в течение 5 лет в соответствии с нормами амортизационных отчислений.
     
     4. Годовая норма амортизационных отчислений составляет 10 %, и если бы первоначальная (восстановительная) стоимость приобретенной ранее использованной техники составила бы 40 тыс. руб., то сумма амортизационных отчислений была бы равна 4 тыс. руб.
     
     5. Исходя из сроков фактической эксплуатации (5 лет) и стоимости приобретения сумма амортизационных отчислений ежегодно должна составить 4 тыс. руб. (20 тыс. руб. : 5).
     

     Пример 2.

     
     1. Приобретено оборудование хлебопекарных предприятий на сумму 50 тыс. руб.
     
     2. Срок использования приобретенного оборудования составил 3 года, амортизационные отчисления начислены на сумму 21 тыс. руб.
     
     3. Принимая во внимание проведенные мероприятия бывшим владельцем по оборудованию хлебопекарной промышленности, организацией определен срок полезного использования приобретенного оборудования в течение не семи оставшихся лет, а восьми.
     
     4. Ежегодное списание амортизационных отчислений новым собственником основных средств в этом случае составит не 7 тыс. руб., а 6,25 тыс. руб.

     
     6. Предоставляется ли льгота в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" организациям, обслуживающим сельскохозяйственное производство?

     
     В п. 5 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 и п. 1.2.1 Инструкции N 37 определено, что не являются плательщиками налога на прибыль предприятия любых организационно-правовых форм собственности по прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной и охотохозяйственной продукции, а также произведенной и переработанной на данных предприятиях собственной сельскохозяйственной продукции, за исключением сельскохозяйственных предприятий индустриального типа, определяемых по перечню, утверждаемому законодательными (представительными) органами субъектов Федерации.
     
     При определении сельскохозяйственной продукции следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Промышленная и сельскохозяйственная продукция", утвержденным Госстандартом СССР в 1985 году.
     
     Согласно Общесоюзному классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) 1 75 018 сельское хозяйство сферы материального производства сгруппировано под кодами 21000-21400, а обслуживание сельского хозяйства - 22000-29000.
     
     Таким образом, на организации, обслуживающие сельскохозяйственные предприятия, указанная выше льгота не распространяется.
     
     Кроме того, предприятия, освобождаемые от уплаты налога на прибыль в связи с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, являются плательщиками налога на прибыль, полученной от иных видов деятельности.

     
     7. Каким конкретно организациям предоставляется введенная с 1 апреля 1999 года льгота по налогу на прибыль?

     
     В целях стимулирования инвестиционной деятельности Федеральным законом от 31.03.1999 N 62-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций”" с 1 апреля 1999 года предусмотрена новая льгота, согласно которой не подлежит налогообложению прибыль, полученная от вновь созданного производства (за исключением производств, созданных в рамках торговой, снабженческо-сбытовой и посреднической деятельности организаций), на период его окупаемости, но не свыше трех лет.
     
     Вновь созданным производством признается производство, выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых (приобретенных или сооруженных) производственных мощностей, стоимость которых превышает 20 млн руб., при наличии технико-экономического обоснования, согласованного с государственными органами исполнительной власти субъектов Федерации.
     
     Не признается вновь созданным производством производство, организованное на базе производственных мощностей, приобретенных как имущественный комплекс.
     
     При рассмотрении вопроса о признании производства вновь созданным в целях применения этой льготы необходимо учесть следующее.
     
     Учитывая ст. 132 ГК РФ, в состав предприятия как имущественного комплекса должны входить все виды имущества, которые предназначены для его деятельности, если иное не установлено законом или договором, а по этой причине не может признаваться вновь созданным производством то производство, которое организовано на базе производственных мощностей приобретенного предприятия.
     
     Так как срок введения в действие Федерального закона N 62-ФЗ - день его опубликования, то вновь созданным может считаться производство, которое организовано после 31 марта 1999 года (выделенное в обособленное структурное подразделение на базе новых приобретенных или сооруженных производственных мощностей).
     
     В связи с изложенным выше, прибыль, полученная организацией от вновь созданного производства, введенного в действие до 1 апреля 1999 года, подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

     
     8. В каком порядке организации связи осуществляют расчеты с бюджетом?

     
     В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона РФ N 2116-1 для предприятий, относящихся к основной деятельности железнодорожного транспорта и связи, а также для объединений и предприятий по газификации и эксплуатации газового хозяйства порядок уплаты налога устанавливается Правительством РФ.
     
     Государственными предприятиями связи с акционерными обществами, образованными в процессе приватизации государственных предприятий электрической связи, в том числе имеющими в своем составе структурные подразделения с отдельным балансом и расчетным (текущим) счетом, относящимися к основной деятельности Минсвязи России, уплата налога на прибыль производится централизованно по сводному балансу согласно постановлению Правительства РФ от 02.02.1996 N 88 "О порядке уплаты налога на прибыль организаций, относящихся к основной деятельности Министерства связи Российской Федерации".
     
     Указанный выше порядок сохраняется до ввода в действие части второй НК РФ.

     
     9. Является ли объектом налогообложения передача имущества в оперативное управление?

     
     В ст. 296 ГК РФ указано, что организации осуществляют права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ними имущества в пределах, установленных законом в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.
     
     Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за организацией, наступает с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами, решением собственника.
     
     Имущество в оперативное управление передается казенному предприятию, а также учреждению. Казенным (унитарным) предприятием признается (ст. 113 ГК РФ) коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество.
     
     Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).
     
     Особенности правового положения отдельных видов унитарных предприятий и учреждений определены ГК РФ, законами и иными правовыми актами.
     
     Если открытые акционерные общества создают учреждения в виде спортивно-оздоровительных комплексов, которые по существу являются их дочерними предприятиями, то необходимо иметь в виду, что при определении налога на прибыль в состав доходов от внереализационных операций не включаются суммы средств, переданных между основными и дочерними предприятиями, при условии, что доля основного предприятия составляет более 50 % в уставном капитале дочерних предприятий. Имущество, передаваемое основными предприятиями дочерним, также не является объектом налогообложения, что следует из п. 6 ст. 2 Закона РФ N 2116-1.

     
     10. Ограничено ли для целей налогообложения списание процентов по коммерческим кредитам?

     
     В ст. 823 ГК РФ определено, что договорами, исполнение которых связано с передачей в собственность другой стороне денежных сумм или вещей, определяемых родовыми признаками, может предусматриваться предоставление кредита, в том числе в виде аванса, предварительной оплаты, отсрочки и рассрочки оплаты товаров, работ или услуг (коммерческий кредит), если иное не установлено законом.
     
     К коммерческому кредиту соответственно применяются правила главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено правилами о договоре, из которого возникло соответствующее обязательство, и не противоречит существу такого обязательства.
     
     В п. 6.2 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, указано, что при продаже продукции и товаров, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка от реализации продукции (работ, услуг) принимается к бухгалтерскому учету в полной сумме дебиторской задолженности.
     
     При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ или услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки или рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности (п. 6.2 ПБУ 10/99).
     
     Положением о составе затрат для целей налогообложения не установлены ограничения процентов за отсрочки оплаты (коммерческие кредиты), предоставляемые поставщиками (производителями работ, услуг) по поставленным товарно-материальным ценностям (выполненным работам, оказанным услугам).

     
     11. Могут ли транспортные организации являться посредническими?

     
     В соответствии с п. 2.9 Инструкции N 37 к посредническим операциям и сделкам относится деятельность предприятия, выступающего в роли комиссионера или поверенного в договоре комиссии или поручения. По договору поручения поверенный обязуется совершить от имени и за счет доверителя определенные юридические действия за вознаграждение; по договору комиссии комиссионер обязуется по поручению комитента (лица, по поручению которого совершается сделка) совершить одну или несколько сделок от своего имени за счет комитента за вознаграждение.
     
     Для целей налогообложения прибыли не относятся к посреднической заготовительная, снабженческо-сбытовая и торговая деятельность (кроме комиссионной).
     
     Пунктом 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции в обязанность экспедитора входят: организация перевозки груза транспортом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
     
     Организации, занимающиеся перевозкой грузов и осуществляющие расчеты с перевозчиками, рассматриваются как транспортные организации, а не как посреднические.
     
     Данный вывод подтверждается постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.01.1999 N 5056/98.

     
     12. В какой момент учитывается выручка от реализации продукции при агентских договорах?

     
     В соответствии с нормативными документами, регулирующими порядок отражения операций в бухгалтерском учете, все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета. Оплата ранее отгруженной продукции должна быть отражена в бухгалтерском учете путем погашения задолженности за первоначальную отгрузку этой продукции в корреспонденции с соответствующими счетами бухгалтерского учета.
     
     В соответствии с п. 14 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.11.1997 N 22 "Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль" для целей налогообложения к поступлению денежных средств на расчетный счет налогоплательщика приравнивается погашение дебиторской задолженности и иным способом.
     
     Согласно ст. 1011 ГК РФ к отношениям, вытекающим из агентского договора, соответственно применяются правила договора комиссии.
     
     Поскольку организации, заключая агентские договора, наделяют агентов полномочиями самостоятельно заключать договора с потребителями продукции (работ, услуг), то при определении выручки от реализации продукции (работ, услуг) по моменту "оплаты" для целей налогообложения будет учитываться выручка в момент сообщения агентом о выполнении покупателями своих обязательств по оплате товаров. При этом время получения указанного сообщения не должно превышать разумный срок прохождения таких документов.