Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Применение освобождений от НДС по товарам и услугам, реализуемым дипломатическим представительствам и их персоналу на территории Российской Федерации


Применение освобождений от НДС по товарам и услугам, реализуемым дипломатическим представительствам и их персоналу на территории Российской Федерации

     

Г.В. Желобкович,
советник налоговой службы I ранга

Е.Н. Сорокина,
советник налоговой службы I ранга

Н.К. Кузовая,
советник налоговой службы III ранга

     В настоящее время большинство стран мирового сообщества практикуют в той или иной форме освобождение от НДС товаров (работ, услуг), предназначенных для пользования дипломатическими представительствами и их персоналом. В ряде государств льготы для дипломатических представительств предоставляются в полном объеме как по НДС, так и по другим налогам, включаемым в цену товара (например, акцизам, налогу с продаж). В то же время имеются страны, не освобождающие дипломатический корпус от косвенных налогов. Подавляющее большинство государств предоставляют льготы по НДС или его аналогу, но строго в рамках ограничений, предусмотренных национальным законодательством. Подобного рода ограничений может быть множество: по сумме покупки, сумме возмещения в отдельный период времени, номенклатуре товаров (работ, услуг), количеству, стоимости. В отдельных государствах реализация товаров без НДС может осуществляться только через сеть специализированных торговых предприятий. Наиболее распространенными являются ограничения по сумме чека и номенклатуре товаров.
     
     Согласно действующему налоговому законодательству в Российской Федерации освобождение товаров и услуг, реализуемых дипломатическим представительствам и их персоналу, предусмотрено только от НДС.
     
     В соответствии с подпунктом "б" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" до 1 апреля 1999 года все товары и услуги, предназначенные для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами, а также для личного пользования дипломатическим и административно-техническим персоналом (включая членов семей персонала, проживающих вместе с персоналом), освобождались от НДС без ограничений. Ситуация изменилась с вступлением в силу Федерального закона от 31.03.1999 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах". Начиная с 1 апреля 1999 года согласно новой редакции подпункта "б" п. 1 ст. 5 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 предусмотрено освобождение от НДС товаров и услуг, предназначенных для иностранных дипломатических представительств и их персонала, в случае, если национальным законодательством аккредитующего государства установлена аналогичная льгота в отношении российских дипломатических представительств и их персонала (включая членов семей).
     
     В целях реализации принципа взаимности информация по объему освобождений от НДС при реализации товаров и услуг, предназначенных для дипломатических и приравненных к ним представительств иностранных государств, аккредитованных в Российской Федерации, а также их персонала, доводится МНС России до налоговых органов и всех заинтересованных лиц.
     

     По состоянию на 1 мая 2000 года МНС России подготовило пять писем (от 08.10.1999 N ВГ-6-06/804, от 14.12.1999 N ВГ-6-06/1011, от 28.01.2000 N ВГ-6-06/81, от 09.03.2000 N ВГ-6-06/179 и 14.04.2000 N ВГ-6-06/283), в которых поименованы государства, в отношении дипломатических представительств и персонала которых применяется полное или частичное освобождение от уплаты НДС, а также те государства, дипломатические представительства и персонал которых не освобождаются от уплаты налога.     


Объем освобождений

Наименование иностранных государств

Полное освобождение

Австрийская Республика, Австралия, Республика Азербайджан, Республика Армения, Исламское государство Афганистан, Бахрейн, Республика Беларусь, Бельгия, Бруней Даруссалам, Греция/ Грузия, Арабская Республика Египет, Индия, Итальянская Республика, Республика Казахстан, Республика Камерун, Канада, Республика Колумбия, Республика Куба, Государство Катар, Государство Кувейт, Кыргызская Республика, Республика Ливан, Мексиканские Соединенные Штаты, Монголия, Союз Мьянма, Королевство Непал, Федеративная Республика Нигерия, Султанат Оман, Исламская Республика Пакистан, Республика Панама, Республика Польша, Румыния, Республика Словения, Соединенные Штаты Америки, Республика Таджикистан, Республика Туркменистан, Республика Узбекистан, Республика Хорватия, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка, Государство Эритрея

Частичное освобождение с учетом ограничений

Республика Албания, Алжирская Народная Демократическая Республика, Аргентинская Республика, Республика Болгария, Республика Боливия, Федеративная Республика ;

Частичное освобождение с учетом ограничений

Бразилия, Государство-Город Ватикан, Венгерская Республика, Социалистическая Республика Вьетнам, Республика Гана, Федеративная Республика Германия, Республика Замбия, Республика Зимбабве, Государство Израиль, Республика Индонезия, Ирландия, Королевство Испания, Йеменская Республика, Республика Кения, Республика Кипр, Китайская Народная Республика, Республика Кот д'Ивуар, Республика Корея, Латвийская Республика, Литовская Республика, Малайзия, Мальта, Мозамбик, Республика Молдова, Королевство Нидерланды, Королевство Норвегия, Португалия, Словацкая Республика, Турецкая Республика, Украина, Уругвай, Финляндская Республика, Французская Республика, Чешская Республика, Швейцарская Конфедерация, Королевство Швеция. Эстонская Республика, Федеративная Демократическая Республика Эфиопия, Южно-Африканская Республика, Япония

Освобождение не предоставляется

Республика Кабо-Верде


     Дипломатические представительства государств, поименованных в вышеназванных письмах, информируют МНС России о внесении изменений в национальное законодательство государств, после чего соответствующим образом корректируется объем освобождений от НДС соответствующего государства. Такие изменения были внесены в отношении следующих государств: Республики Молдова, Республики Кот д'Ивуар, Украины, Королевства Швеции, Республики Гана, Латвийской Республики, Литовской Республики и Южно-Африканской Республики.
     
     В целях реализации положений Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" разработано и утверждено приказом Госналогслужбы России от 22.12.1998 N ГБ-6-06/334 (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.1999, регистрационный N 1694) Положение о порядке возмещения налога на добавленную стоимость дипломатическим представительствам и их персоналу, включая членов их семей (далее - Положение). В соответствии с Федеральным законом от 31.03.1999 N 64-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах" в Положение внесены Изменения и дополнения N 1, утвержденные приказом МНС России от 06.05.1999 N ГБ-3-06/123 (зарегистрированы в Минюсте России 17.06.1999, регистрационный N 1806).
     
     Согласно п. 1.1 вышеназванного Положения товары (работы, услуги), предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами, расчеты за которые производятся в безналичном порядке, реализуются предприятиями и организациями без НДС.
     
     В случае реализации товаров (услуг) за наличный расчет стоимость товара (услуги) должна включать сумму НДС. При этом НДС, уплаченный в цене товара (услуги) дипломатическими представительствами и их персоналом, подлежит возмещению налоговыми органами в соответствии с Положением. Необходимо отметить, что товары и услуги могут быть реализованы без НДС и при наличной форме расчетов, если у предприятия существует техническая возможность выставить счет за реализованный товар (оказанную услугу) без налога.
     
     В том случае если в отношении иностранного государства информация об объеме освобождений включена в вышеупомянутые письма МНС России, дипломатическое представительство, аккредитованное в Российской Федерации, имеет право на полное или в рамках ограничений освобождение от НДС по приобретаемым товарам и услугам.
     

     Возмещение НДС производится на основании представляемого в налоговый орган по месту нахождения дипломатического представительства Заявления по форме 1014ДТ за соответствующий отчетный период, в котором указывается итоговая сумма налога, уплаченная в цене приобретенных товаров (услуг), предназначенных как для официального пользования дипломатическими представительствами, так и для личного пользования их персоналом. К Заявлению прилагаются реестры первичных документов.
     
     Заявление представляется в четырех экземплярах, из которых один с отметкой налогового органа о дате принятия к рассмотрению возвращается дипломатическому представительству. В течение трех месяцев со дня поступления Заявления на возврат НДС налоговый орган должен его рассмотреть, проверить соответствие прилагаемых документов требованиям Положения и осуществить возврат НДС заявителю. После принятия решения налогового органа о сумме налога, подлежащей возмещению, дипломатическому представительству направляется еще один экземпляр Заявления.
     
     Реестр первичных документов заполняется отдельно для товаров (услуг), предназначенных для официального пользования дипломатическим представительством и для личного пользования его сотрудниками. При этом к реестру первичных документов должны быть приложены сами первичные документы или их копии, заверенные должным образом. Оригиналы платежных документов отсылаются, как правило, представительством в направляющую страну, из-за чего между сотрудниками представительств и работниками российских налоговых органов часто возникают разногласия. Статьей 93 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность представления оправдательных документов в виде заверенных должным образом копий. В данном случае достаточно, чтобы копии были заверены уполномоченным должностным лицом представительства, и лицо, претендующее на возмещение НДС, могло бы по требованию работника налогового органа предъявить данный документ.
     
     Заявление на возмещение сумм НДС подается в налоговый орган один раз в квартал не позднее 10 числа месяца, следующего за окончанием квартала. В реестры первичных документов, прилагаемых к Заявлению, можно включать платежные документы за прошлые периоды, по которым не истек срок исковой давности, предусмотренный Кодексом. Такая возможность существует у дипломатических представительств в течение трех лет с момента осуществления покупки товара (приобретения услуги).