Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

О применении косвенных налогов субъектами малого предпринимательства, использующими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности


О применении косвенных налогов субъектами малого предпринимательства, использующими упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности

     

М.Н. Хромова,
главный специалист Департамента
налоговой политики Минфина России

1. О налоге на добавленную стоимость

     
     Согласно действующему налоговому законодательству, если субъект малого предпринимательства (малое предприятие) перешел на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и объектом обложения единым налогом установил совокупный доход или валовую выручку за отчетный период, то данный субъект не является плательщиком налога на добавленную стоимость (НДС).
     
     При этом суммы НДС, уплаченные поставщикам по товарно-материальным ресурсам (работам, услугам), использованным данным субъектом малого предпринимательства при изготовлении товаров (работ, услуг), относятся на издержки производства и обращения.
     
     Основные средства и нематериальные активы, используемые субъектами малого предпринимательства при производстве товаров (работ, услуг), отражаются в учете по стоимости их приобретения, включая сумму уплаченного НДС.
     
     Согласно п. 16 инструкции Госналогслужбы России от 11.10.1995 N 39 "О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость", с изменениями и дополнениями (далее - Инструкция N 39), при реализации субъектами малого предпринимательства товаров (работ, услуг) в расчетных и первичных документах суммы НДС выделяться не должны, и соответственно покупатели этих товаров (работ, услуг) не имеют права на возмещение данного налога в связи с его отсутствием.
     
     Таким образом, поскольку данные субъекты малого предпринимательства не являются плательщиками НДС, они не должны составлять счета-фактуры при отгрузке своей продукции либо не должны включать в счета-фактуры суммы НДС.
     
     Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ) предусмотрено право выбора на добровольной основе системы налогообложения, учета и отчетности, включая переход к упрощенной системе или возврат к ранее принятой системе, предусмотренной законодательством. Так, согласно данному Закону малые предприятия численностью до 15 человек имеют право перейти к упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в соответствии с которой юридические лица освобождаются от всех федеральных, региональных и местных налогов. Вместо них малые предприятия будут уплачивать только один (единый) налог с валовой выручки или совокупного дохода, исчисляемый по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период.
     
     Следует отметить, что для малых предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, отчислений в государственные внебюджетные фонды.
     

     Как свидетельствует практика, у субъектов малого предпринимательства, использующих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (неплательщиков НДС), возникают определенные вопросы о порядке применения налога на добавленную стоимость.

     
     Подлежат ли зачету (возмещению из бюджета) суммы НДС, уплаченные по командировочным расходам (по найму жилого помещения, по проезду к месту командировки и обратно), у субъекта малого предпринимательства, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     В соответствии с Положением о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг). Для целей налогообложения отдельные произведенные организацией затраты корректируются с учетом утвержденных в установленном порядке лимитов, норм и нормативов.
     
     Так, в соответствии с указанным Положением для целей налогообложения затраты на командировки включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, утвержденных в установленном порядке. Согласно приказу Минфина России от 13.08.1999 N 57н "Об изменении норм возмещения командировочных расходов на территории Российской Федерации" с 1 сентября 1999 года введена в действие норма возмещения расходов по найму жилого помещения, подтвержденных соответствующими документами, в размере 270 руб. в сутки.
     
     Согласно п. 19 Инструкции N 39 суммы НДС, оплаченные по расходам, связанным с затратами на командировки (по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая затраты за пользование в поездах постельными принадлежностями, а также по найму жилого помещения), относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, подлежат возмещению из бюджета только в этих пределах, а сверх нормы - налог возмещению из бюджета не подлежит, а относится за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций (предприятий).
     
     Согласно Закону N 222-ФЗ субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками НДС не являются.
     
     В соответствии с действующим законодательством по НДС организации, не являющиеся плательщиками этого налога, не имеют права на возмещение (зачет) налога, уплаченного поставщикам товаров (работ, услуг), а относят этот налог на издержки производства и обращения.
     
     Учитывая изложенное, для малых предприятий, применяющих упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности, суммы НДС, оплаченные по расходам, связанным с затратами на командировки, относимым на себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах норм, установленных законодательством, относятся на издержки производства и обращения, а сверх норм - за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

     
     Возмещаются ли суммы НДС, уплаченные на таможне при закупке продукции малым предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?

     
     Согласно действующему налоговому законодательству для предприятий (организаций), применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, порядок уплаты таможенных платежей, в том числе НДС, не изменен.
     
     В соответствии с п. 20 Инструкции N 39 суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, по товарам, работам, услугам, приобретаемым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения.
     
     В связи с этим суммы НДС, уплаченные указанными предприятиями (организациями) таможенным органам при ввозе товаров на территорию России, из бюджета не возмещаются, а включаются в цену товаров.

     
     Малое предприятие перешло на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности (то есть стало неплательщиком НДС), но ошибочно осуществляет реализацию своей продукции с налогом на добавленную стоимость. Как в этом случае следует поступать с суммами НДС, как начисленными, так и уплаченными поставщикам приобретенных товаров (работ, услуг)?

     
     В случае реализации малым предприятием, перешедшим на упрощенную систему налогообложения, товаров (работ, услуг) с учетом НДС, суммы этого налога, полученные от покупателей, уплачиваются в бюджет в общеустановленном порядке.
     
     В соответствии с п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет, определяется как разница между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные им товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам за материальные ресурсы (работы, услуги), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В связи с этим суммы НДС, уплаченные малым предприятием поставщикам товаров (работ, услуг), в указанном случае принимаются к зачету (возмещению из бюджета).

     
     Предприятие с 1 октября текущего года перешло на упрощенный порядок налогообложения, учета и отчетности, и по договорам, заключенным до этой даты, получает за работы, выполненные также до этой даты, оплату с учетом НДС. Как в этом случае следует поступить с полученными суммами НДС?

     
     Согласно действующему законодательству по НДС субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками данного налога не являются. Данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
     
     В случае реализации малыми предприятиями, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, товаров (работ, услуг) с учетом НДС, суммы этого налога, полученные от покупателей, должны быть уплачены в бюджет в общеустановленном порядке.
     
     Таким образом, по работам, выполненным предприятием в отчетном периоде, в котором упрощенный порядок налогообложения не применялся, то есть до 1 октября, суммы НДС, полученные от покупателей, независимо от даты фактической оплаты выполненных работ должны быть уплачены в бюджет в порядке, действующем для исчисления платежей по этому налогу.

     
     Подлежит ли возмещению НДС, уплаченный с сумм авансов, полученных малым предприятием, применяющим упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, до даты перехода на эту систему? Авансы были получены по работам, которые будут выполнены в условиях действия упрощенной системы налогообложения.

     
     Согласно действующему налоговому законодательству субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками НДС не являются. Данный порядок распространяется на субъекты малого предпринимательства начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
     
     В связи с изложенным, суммы НДС, уплаченные предприятием с авансов, полученных до даты (момента) перехода на упрощенную систему налогообложения, при фактическом выполнении работ после этой даты подлежат возврату заказчикам, и по этим суммам производятся перерасчеты с бюджетом. Соответственно счета-фактуры по таким работам оформляются без указания сумм НДС.
     

     Малое предприятие, применяющее упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, занимается оптовой торговлей и в 1999 году (при наличии упрощенной системы налогообложения) закупило партию товаров. В 2000 году данное предприятие переходит на общеустановленный порядок исчисления НДС и реализует остатки данного товара с начислением НДС. На эти остатки товара имеются оплаченные счета-фактуры. Подлежат ли возмещению суммы НДС, уплаченные ранее поставщикам товаров?

     
     Согласно п. 2 ст. 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) сумма НДС, подлежащая внесению в бюджет предприятиями, занимающимися закупкой и (или) продажей (перепродажей) товаров, в том числе по договорам комиссии и поручения, определяется в виде разницы между суммами налога, полученными от покупателей за реализованные товары (работы, услуги), и суммами налога, фактически уплаченными поставщикам и (или) таможенным органам по поступившим (принятым к учету) товарам, предназначенным для продажи, и материальным ресурсам (выполненным работам, оказанным услугам), стоимость которых относится на издержки производства и обращения. В связи с этим при реализации малым предприятием товаров с учетом НДС, суммы налога, уплаченные этим малым предприятием в период применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности поставщикам этих товаров, принимаются к возмещению при обеспечении раздельного учета операций по реализации таких товаров.
     

     Организация перешла с какой-то конкретной даты на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, затем ей был выставлен счет за услуги, оказанные до перехода на упрощенную систему налогообложения, а оплата, включая суммы НДС, была произведена после перехода на упрощенную систему. Подлежат ли в данном случае возмещению уплаченные суммы НДС по таким услугам? Если организация после перехода на упрощенную систему налогообложения списала по истечении исковой давности кредиторскую задолженность, образовавшуюся в результате получения аванса (НДС по которому был уплачен в бюджет), будут ли возмещаться эти суммы НДС?

     
     Согласно действующему порядку субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками НДС не являются. Данный порядок распространяется на эти субъекты начиная с того отчетного периода (квартала), с которого применяется упрощенный порядок налогообложения.
     
     В соответствии с п. 20 Инструкции N 39 суммы НДС, уплаченные субъектами малого предпринимательства, перешедшими на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления финансово-хозяйственной деятельности, относятся на издержки производства и обращения.
     
     Что касается услуг, оказанных организации до ее перехода на упрощенную систему налогообложения, но оплаченных после этой даты, то суммы НДС по таким услугам подлежат возмещению (зачету) при условии уплаты налога в бюджет по работам и услугам, выполненным и оказанным этой организацией до ее перехода на упрощенный порядок налогообложения, но оплаченным в период применения единого налога.
     
     По вопросу возмещения из бюджета НДС, уплаченного с сумм авансов, полученных до перехода на упрощенный порядок налогообложения, следует иметь в виду, что при списании сумм авансов в виде кредиторской задолженности с истекшим сроком давности, полученных до перехода на уплату единого налога, этот налог исчисляется с суммы кредиторской задолженности без учета суммы НДС, ранее уплаченной в бюджет.
     

2. О налоге с продаж

     
     В соответствии с Федеральным законом от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" (далее - Закон N 150-ФЗ) налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта. Объектом обложения налогом с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет.
     
     В соответствии с указанным Федеральным законом в целях применения налога с продаж к продаже за наличный расчет приравнивается продажа товаров (работ, услуг) населению с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц.
     
     Согласно данному Закону к числу плательщиков налога с продаж относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, самостоятельно реализующие товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации.
     
     Принимая во внимание вышеуказанные нормы Закона, у субъектов малого предпринимательства (организаций и индивидуальных предпринимателей), применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, возникает вопрос о правомерности взимания с них налога с продаж.

     
     Являются ли субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, плательщиками налога с продаж?

     
     Согласно Закону N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности организациями, подпадающими под действие этого Закона, предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организации за отчетный период.
     
     Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 150-ФЗ при введении налога с продаж на территории соответствующих субъектов Российской Федерации отменяется целый ряд местных налогов и сборов. Таким образом, организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности и не являющиеся плательщиками местных налогов и сборов, взамен которых вводится налог с продаж, плательщиками этого налога не являются.
     
     Что касается индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то необходимо отметить следующее.
     
     Согласно Закону N 222-ФЗ применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает замену уплаты подоходного налога на доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью. При этом индивидуальные предприниматели от уплаты других налогов не освобождаются. Таким образом, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, являются плательщиками налога с продаж.
     

     Достаточно часто индивидуальные предприниматели для осуществления своей предпринимательской деятельности приобретают товары (работы, услуги) и оплачивают их путем перечисления денежных средств со своего расчетного счета на расчетный счет юридического лица (то есть безналично). Следует ли применять налог с продаж при реализации товаров (работ, услуг) индивидуальным предпринимателям, осуществляющим свою деятельность без образования юридического лица, оплата за которые производится безналично?

     
     В соответствии со ст. 20 Закона РФ от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" объектом обложения налогом с продаж является стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. При этом в целях применения налога с продаж к продаже за наличный расчет приравнивается продажа товаров (работ, услуг) населению с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги).
     
     Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила данного Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношений. В связи с этим товары (работы, услуги), приобретаемые индивидуальными предпринимателями для предпринимательской деятельности, а не для личного или домашнего использования, оплата за которые производится безналично, налогом с продаж облагать не следует.

     
     Индивидуальный предприниматель осуществляет реализацию своей продукции по договорам комиссии (поручения). Должен ли он начислять налог с продаж?

     
     Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 150-ФЗ объектом налогообложения по налогу с продаж признается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет. Согласно данному Закону индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, являются плательщиками налога с продаж.
     
     Учитывая изложенное, индивидуальным предпринимателям при реализации товаров (работ, услуг), оплата за которые производится наличными денежными средствами, следует начислять налог с продаж и взимать этот налог с покупателей.
     
     При продаже товаров индивидуальным предпринимателем через посредников по договорам комиссии (поручения) фактическую продажу товаров покупателям осуществляет комиссионер, участвующий в расчетах. В связи с этим при продаже товаров покупателям через комиссионера, участвующего в расчетах, этот налог должен уплачиваться в бюджет комиссионером. При этом комитент (в том числе в лице индивидуального предпринимателя) при получении денежных средств от комиссионера налог с продаж не уплачивает.
     
     В случае если согласно условиям договора комиссионер не участвует в расчетах и фактическая продажа товаров покупателям производится собственником товаров (комитентом), то налог с продаж должен взиматься с покупателей собственником товаров и уплачиваться им в бюджет. При этом налог взимается исходя из полной цены продажи товара, включающей вознаграждение комиссионера.
     

     Правомерны ли действия налогоплательщика на территории субъекта Федерации, который считает, что форма налоговой декларации по налогу с продаж, не утвержденная МНС России, не является действительной, и соответственно он не представляет своевременно расчет по налогу с продаж в налоговые органы ?

     
     Согласно Федеральному закону от 31.07.1998 N 150-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации”" налог с продаж устанавливается и вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на их территории. Законодательные (представительные) органы субъектов Федерации, принимая решение о введении налога с продаж, определяют ставку налога с продаж, порядок и сроки его уплаты, льготы и форму отчетности по данному налогу.
     
     Таким образом, форма налоговой декларации по налогу с продаж, прилагаемая к инструкции, утвержденной налоговыми органами того или иного субъекта Федерации, является формой отчетности по налогу с продаж для налогоплательщиков, осуществляющих свою деятельность на территории данного региона.
     
     Что касается ответственности налогоплательщика за непредставление налоговой декларации, то в соответствии со статьей 119 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в установленный срок влечет взыскание штрафа независимо от того, в какой мере исполняется налогоплательщиком обязанность по уплате налога. При этом согласно ст. 112 НК РФ, принимая решение о привлечении виновного лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, налоговым органом должны быть исследованы все обстоятельства по делу и учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.