Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Инструкция МНС России N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”" (комментарий)


Инструкция МНС России N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю”"
(комментарий)*

     _____
     * Окончание. Начало см. «Налоговый вестник». 2000, № 7. С. 53.

          

Р.Г. Габбасов,
советник налоговой службы I ранга

Н.В. Голубева,
советник налоговой службы I ранга

     Следует обратить особое внимание на применение коэффициента 1,2 к ставкам налога за земли лесного фонда и земли, расположенные в полосе отвода железных дорог. В соответствии с п. 21 и 23 инструкции МНС России от 21.02.2000 N 56 "По применению Закона Российской Федерации “О плате за землю” (далее - Инструкция N 56) налог за земли лесного фонда устанавливается на период лесопользования с единицы освоенных лесов эксплуатационного назначения, на которых производится заготовка древесины, и взимается в составе платы за пользование лесами в размере 5 % от платы за древесину, отпускаемую на корню.
     
     Налог за земли лесного фонда, предоставленные в установленном порядке для рекреационных целей, определяется в размере 5 % от норматива платы за древесину на этой площади с учетом увеличения ставок для курортных зон (Приложение N 2 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю"). В данных случаях при исчислении земельного налога используется норматив платы за древесину, отпускаемую на корню.
     
     В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.1999 N 867 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню" минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются при отпуске древесины в порядке рубок главного пользования и прочих рубок в лесах Российской Федерации. Указанные минимальные ставки включают налог за земли лесного фонда, который составляет 5 % их размера. Одновременно статьей 17 Федерального закона от 31.12.1999 N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" установлено, что действующие минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, применяются в 2000 году также с коэффициентом 1,2. Поэтому увеличение сумм налога за земли лесного фонда, на которых производится заготовка древесины, в связи с введением Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2000 год" коэффициента 1,2 к действовавшим в 1999 году ставкам земельного налога не производится.
     
     Что касается определения ставок налога за земли, расположенные в полосе отвода железных дорог, то подпункт 19 п. 5 Инструкции N 56 определяет, что налог за эти земли взимается с предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта в размере 25 % от ставки земельного налога, установленной за сельскохозяйственные угодья согласно Приложению N 1 Закона РФ "О плате за землю". Данный подпункт оговаривает, что исчисление земельного налога юридическими лицами железнодорожного транспорта должно производиться по единой средней ставке за сельскохозяйственные угодья в целом по территории субъектов Федерации независимо от нахождения полосы отвода железных дорог: в городской или сельской местности. Поскольку согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2000 год" коэффициент 1,2 применяется к ставкам налога по всем категориям земель, в том числе и по землям сельскохозяйственного назначения, организации железнодорожного транспорта должны платить налог в 2000 году за земли в пределах полосы отвода в размере 25 % от ставки налога за сельхозугодья с учетом применения к ним коэффициента 1,2.
     

     Пример.
     
     По территории Воронежской области проходит железнодорожная линия. Общая площадь территории, занятой полосой отвода железной дороги, составляет 280 га. Железная дорога должна уплатить земельный налог за всю территорию Воронежской дистанции пути. По каким ставкам и какую сумму налога следует уплатить в 2000 году?

     
     Конкретные ставки земельного налога определяются решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом. Согласно Приложению N 1 Закона РФ "О плате за землю" средние размеры земельного налога Воронежской области установлены в размере 1965 руб. с 1 га пашни. Предположим, что Законом Воронежской области на основании средних ставок налога с 1 га пашни определены средние ставки земельного налога за сельскохозяйственные угодья в размере 1730 руб. за 1 га. В соответствии с индексацией ставок земельного налога в 1995-1997 годах, средняя ставка земельного налога составляла в 1999 году 20,8 руб./га [1730 руб./ га х 2 (1995 год) х 1,5 (1996 год) х 2 (1997 год) х 2 (1999 год) : 1000].
     
     При расчете ставок земельного налога в 2000 году следует применить коэффициент индексации ставок 1,2. В этом случае средняя ставка земельного налога составит 24,96 руб./га (20,8 руб./га х 1,2); 25 % от ставки налога - 6,24 руб./га (24,96 руб./га х 25 %).
     
     Сумма земельного налога, подлежащая уплате в 2000 году, составит 1747,2 руб. (6,24 руб./га х 280 га).

          
     Рассматривая порядок индексации ставок земельного налога, следует напомнить о том, что важное значение имеет введенный в 2000 году порядок индексации арендной платы за землю. Согласно п. 35 Инструкции N 56 размер, условия и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются договором. При аренде земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, соответствующие органы исполнительной власти устанавливают базовые размеры арендной платы по видам земель и категориям арендаторов. Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2000 год" установил на 2000 год коэффициент 1,2 к ставкам арендной платы, которые действовали в 1999 году.
     

     Пример.

     
     Организация арендовала в производственных целях земельный участок. По условиям договора аренды арендатор обязуется уплачивать арендную плату за землю в размере 18 тыс. руб. в два срока уплаты: не позднее 15 сентября и 15 декабря. Поскольку установлено, что ставки арендной платы, действовавшие в 1999 году, применяются в 2000 году с коэффициентом 1,2, возникает необходимость внесения соответствующих изменений в составленный ранее договор арендной платы за землю. После внесения в договор изменений арендная плата за земельный участок в 2000 году составит 21,6 тыс. руб. (18 тыс. руб. х 1,2) и должна быть уплачена по первому сроку (15 сентября) в размере 10,8 тыс. руб. (21,6 тыс. руб. : 2); по второму сроку уплаты (15 ноября) - также в сумме 10,8 тыс. руб.

          
     Следует отметить, что изменения, внесенные в Инструкцию N 56, направлены в своем большинстве на уточнение понятий и формулировок, содержащихся в старой редакции Инструкции N 29. В связи с этим ответ на вопрос: что понимать под понятием "плательщики земельного налога", - можно найти в п. 1 Инструкции N 56. Теперь понятие "плательщики земельного налога" соответствует понятию, изложенному в части первой Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Поэтому под плательщиками земельного налога понимаются организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которым предоставлена земля в собственность, владение, пользование на территории Российской Федерации. Одновременно организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации. Физическими лицами признаются граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. Что же касается индивидуальных предпринимателей, то ими признаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, частные охранники, частные детективы. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, но не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями. Вместе с тем из числа плательщиков земельного налога исключены организации, применяющие согласно Федеральному закону от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, поскольку указанным Законом предусмотрена замена уплаты совокупности установленных законодательством Российской Федерации федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности организаций за отчетный период. Для таких организаций сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов и отчислений в государственные внебюджетные фонды. К этому следует добавить, что объектами налогообложения земельным налогом являются земельные участки, части земельных участков, земельные доли (при общей долевой собственности на земельный участок), предоставленные юридическим лицам и гражданам в собственность, владение или пользование. Следует отметить, что перечень объектов обложения земельным налогом был установлен п. 2 старой редакции Инструкции N 29. В Инструкции N 56 данный пункт уже не оговаривает такой перечень. Это связано с тем, что вопрос о перечне объектов налогообложения в связи с непринятием Земельного кодекса Российской Федерации не урегулирован.
     

     Большие изменения внесены в порядок применения льготы по земельному налогу юридическими и физическими лицами. В соответствии с Законом РФ "О плате за землю" члены семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей, освобождаются от уплаты земельного налога. При определении такой льготной категории плательщиков прежде всего следует иметь в виду, что согласно Закону РФ "О плате за землю" льгота по земельному налогу предоставляется членам семей военнослужащих и другим указанным выше категориям граждан при условии, что потеря кормильца произошла во время исполнения им служебных обязанностей. Кроме того, при применении льготы по земельному налогу необходимо учитывать нормы, установленные Законом РФ от 12.02.1993 N 4468_1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии с которыми пенсия по случаю потери кормильца семьям военнослужащих назначается, если кормилец умер (погиб) во время прохождения службы или не позднее трех месяцев со дня увольнения со службы либо позднее этого срока, но вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в период прохождения службы, а семьям пенсионеров из числа этих лиц - если кормилец умер в период получения пенсии или не позднее пяти лет после прекращения выплаты пенсии. Члены семьи умершего считаются состоявшими на его иждивении, если они находились на его полном содержании или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию. Членам семьи умершего, для которых его помощь была постоянным и основным источником средств к существованию, но которые сами получали какую-либо пенсию, может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца. Кроме того, основанием для предоставления льгот членам семей военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, потерявшим кормильца при исполнении им служебных обязанностей, может служить пенсионное удостоверение, в котором проставлена отметка "Вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина" или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения, а также справка о гибели военнослужащего установленной формы.
     
     Изменился порядок предоставления льгот по земельному налогу участникам Великой Отечественной войны (ВОВ), а также гражданам, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников ВОВ. В основном изменения связаны с нормой, устанавливающей перечень граждан, отнесенных к участникам ВОВ, определяемый Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 40-ФЗ). При этом следует отметить, что перечень граждан, на которых распространялись льготы участников ВОВ, был установлен старой редакцией Инструкции N 29, однако не охватывал всех лиц, относящихся к участникам ВОВ. Теперь подпункт 6 п. 5 Инструкции N 56 определяет более широкий круг льготников и относит к ним:
     
      - военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившихся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, ВОВ или других боевых операций по защите Отечества, а также партизан и членов подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или ВОВ на временно оккупированных территориях СССР. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, проходивших в период ВОВ службу в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - лиц вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавших в период ВОВ штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии либо находившихся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - сотрудников разведки, контрразведки, выполнявших в период ВОВ специальные задания в воинских частях, входивших в состав действующей армии, в тылу противника или на территориях других государств. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - работников предприятий и военных объектов, наркоматов, ведомств, переведенных в период ВОВ на положение лиц, состоявших в рядах Красной Армии и выполнявших задачи в интересах армии и флота в пределах тыловых границ действующих фронтов или операционных зон действующих флотов, а также работников учреждений и организаций (в том числе учреждений и организаций культуры и искусства), корреспондентов центральных газет, журналов, ТАСС, Совинформбюро и радио, кинооператоров Центральной студии документальных фильмов (кинохроники), командированных в период ВОВ в действующую армию. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцов и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавших участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии в период ВОВ, а также принимавших участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 1 января 1944 года по 31 декабря 1951 года. Лиц, принимавших участие в операциях по боевому тралению в подразделениях, не входивших в состав действующего флота в период ВОВ, а также привлекавшихся организациями Осоавиахима СССР и органами местной власти к разминированию территорий и объектов, сбору боеприпасов и военной техники в период с 1 февраля 1944 года по 9 мая 1945 года. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - лиц, принимавших участие в боевых действиях против фашистской Германии и ее союзников в составе партизанских отрядов, подпольных групп, других антифашистских формирований в период ВОВ на территориях других государств. Основанием для предоставления льготы является удостоверение участника войны с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 15 Федерального закона “О ветеранах”";
     
     - военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период. Основанием для предоставления льготы является удостоверение о праве на льготы с отметкой: "Имеет право на льготы, установленные ст. 17 Федерального закона “О ветеранах”".
     
     С порядком оформления и выдачи удостоверений указанным гражданам можно ознакомиться в инструкции Минсоцзащиты России, Минобороны России, МВД России, ФСБ России, ФПС России, Минтранса России, МПС России, Минкультуры России от 26.07.1995 "О порядке и условиях реализации прав и льгот ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на территории других государств, иных категорий граждан, установленных Федеральным законом “О ветеранах”", зарегистрированной Минюстом России 18.08.1995, регистрационный N 934.
     
     Остается льгота по земельному налогу бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны. Это связано с тем, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 N 1235 "О предоставлении бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" на вышеуказанных лиц распространяются льготы по земельному налогу, предоставляемые участникам ВОВ. При этом основанием для предоставления льготы является соответствующее удостоверение о праве на льготу, выданное территориальным органом социальной защиты населения.
     
     Вместе с тем граждане, награжденные медалью "За оборону Ленинграда" и знаком "Жителю блокадного Ленинграда", утратили право на льготу по земельному налогу. Это связано с тем, что Указ Президента Российской Федерации от 18.01.1994 N 163 "О социальных гарантиях и льготах гражданам, награжденным медалью “За оборону Ленинграда” и знаком “Жителю блокадного Ленинграда”, распространявший в свое время льготу по налогу на указанные выше категории граждан, отменен Указом Президента Российской Федерации от 09.09.1999 N 1186 "О признании утратившими силу некоторых Указов Президента Российской Федерации".
     
     Для подтверждения права на льготу по земельному налогу инвалидам I и II групп необходимо учитывать основания, предусмотренные подпунктом 7 п. 5 Инструкции N 56: основанием для предоставления льготы указанным гражданам является удостоверение инвалида, пенсионное удостоверение или справка врачебно-трудовой экспертной комиссии. При этом инвалидам ВОВ и инвалидам боевых действий на территориях других государств льгота предоставляется на основании удостоверения инвалида Великой Отечественной войны или удостоверения инвалида о праве на льготы. В удостоверениях производится отметка: "Инвалид   группы, имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона “О ветеранах”". Участникам ВОВ, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий) - на основании удостоверения инвалида, а также удостоверения участника ВОВ и справки врачебно-трудовой экспертной комиссии об инвалидности. В удостоверениях производится отметка: "Инвалид -- группы, имеет право на льготы, установленные ст. 14 Федерального закона “О ветеранах”".
     
     В случае если следует уточнить льготу по земельному налогу, военнослужащим необходимо руководствоваться Указами Президента Российской Федерации от 14.12.1993 N 2140 "Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации" и от 10.03.1997 N 197 "О признании утратившим силу Указа Президента Российской Федерации от 12 июня 1992 г. N 620 “Об образовании Пограничных войск Российской Федерации”" и внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации", в соответствии с которыми действие общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации распространено на внутренние войска МВД России, Железнодорожные войска и Войска гражданской обороны; военнослужащих системы органов ФСБ, ФПС, Федеральной службы охраны, ФАПСИ, другие федеральные органы исполнительной власти и воинские формирования, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная служба; военных строителей военно-строительных отрядов (частей) МО, других министерств и ведомств Российской Федерации. Основанием для предоставления льгот военнослужащим являются удостоверения воинских частей, справки рай(гор)военкоматов, пенсионные удостоверения.
     
     Уточнены льготы по земельному налогу, предо-ставляемые учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, определяемые подпунктом 18 п. 5 Инструкции N 56. Ранее льготы по земельному налогу предоставлялись учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы согласно Перечню, утвержденному постановлением Правительства РФ от 09.07.1994 N 814 "Об утверждении Перечня предприятий, учреждений и организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, входящих в уголовно-исполнительную систему". В связи с реформированием уголовно-исполнительной системы и передачей уголовно-исполнительной системы МВД в ведение Минюста России данное постановление Правительства РФ утратило силу. С принятием постановления Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 "Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему" утвержден Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему. В связи с этим от уплаты земельного налога теперь освобождаются базы материально-технического и военного снабжения; управления строительства; центральные ремонтно-механические мастерские и ремонтно-эксплуатационные предприятия; межрегиональные ремонтно-восстановительные базы; центры инженерно-технического обеспечения; центральный узел связи; автомобильные и железнодорожные хозяйства; жилищно-коммунальные хозяйства; подразделения технического надзора, лаборатории; научно-исследовательские институты; образовательные учреждения высшего, среднего, начального (учебные центры) профессионального и дополнительного образования; санаторно-оздоровительные, амбулаторно-поликлинические и стационарные медицинские учреждения для персонала и членов их семей; военно-врачебные комиссии; центры санитарно-эпидемиологического надзора; предприятия торговли; редакции периодических изданий; отделы специального назначения; подразделения розыска, конвоирования, собственной безопасности, оперативно-технических и поисковых мероприятий; военное представительство. Кроме того, от уплаты налога освобождаются следственные изоляторы, которые относятся к учреждениям уголовно-исполнительной системы Минюста России на основании Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", с изменениями и дополнениями.
     
     Исходя из содержания п. 7 Инструкции N 56, в котором речь идет о льготах по земельному налогу для отдельных плательщиков, следует отметить, что ст. 14 Закона РФ "О плате за землю" дает право органам местного самоуправления устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного освобождения на определенный срок, отсрочки выплаты, понижения ставки земельного налога для отдельных плательщиков в пределах суммы налога, остающейся в распоряжении соответствующего органа местного самоуправления. Однако п. 1 ст. 56 части первой НК РФ льготами по налогам и сборам признает предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Таким образом, с вступлением в силу Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации", запретившего давать индивидуальные налоговые льготы, органы местного самоуправления не могут предоставлять льготу по земельному налогу отдельным налогоплательщикам.
     
     При решении вопроса о предоставлении льготы по земельному налогу предприятиям, государственным учреждениям и организациям морского и речного транспорта следует руководствоваться Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.04.1997 N 501 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации", в котором приведен Перечень государственных предприятий, учреждений и организаций, подведомственных Минтрансу России. Согласно данному Перечню к государственным предприятиям, учреждениям и организациям, подведомственным Минтрансу России относятся морские администрации портов; бассейновые аварийно-спасательные специализированные управления; управления аварийно-спасательных, судоподъемных и подводно-технических работ; спасательно-координационные центры на морских бассейнах; Государственное предприятие электрорадионавигации и спутниковой связи "Морсвязьспутник"; Государственное гидрографическое предприятие с гидробазами в арктических морских портах; государственные морские торговые порты; Государственное ремонтно-технологическое предприятие атомного флота "Атомфлот"; Северо-Каспийское морское пароходство; Государственное предприятие "Моринрасчет"; Государственное унитарное предприятие "Севмормонтаж"; государственные бассейновые управления водных путей и судоходства; Государственное учреждение подводно-технических, аварийно-спасательных и судоподъемных работ на речном транспорте "Подводречстрой"; Государственное предприятие "Канал имени Москвы"; Центр связи, информатики и радионавигации "Речсвязьинформ"; Центр связи и радионавигации Волжского бассейна "Волгаречсвязь"; Печорский бассейновый узел связи и радионавигации; Государственное предприятие "Донречсвязь"; Государственное предприятие материально-технического снабжения "Снабречфлот" и др.
     
     В Инструкцию N 56 внесены изменения, касающиеся порядка перечисления средств, поступающих от уплаты земельного налога и арендной платы, в бюджет Российской Федерации, субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Данные изменения связаны с установленным на 2000 год порядком перечисления платы за земли городов, поселков и сельскохозяйственные угодья во все уровни бюджетной системы. Наряду со старым порядком перечисления самим плательщиком земельных платежей во все уровни бюджетов, оставшимся от старой редакции Инструкции N 29, в Инструкцию N 56 включен измененный порядок перечисления этих платежей в бюджет. В связи с этим согласно ст. 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" плательщики земельного налога и арендной платы в 2000 году за земли городов и поселков должны перечислить в полном объеме плату за землю на счета органов федерального казначейства Минфина России. В свою очередь территориальные органы федерального казначейства должны распределить между уровнями бюджетной системы Российской Федерации плату за землю в следующем объеме: федеральный бюджет - 30 %; бюджеты субъектов Федерации (за исключением г. Москвы) - 20 %; бюджет г. Москвы - 70 %; бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований, включая муниципальные образования г. Санкт-Петербурга, - 50 %.
     
     Изменился порядок перечисления в бюджеты платы за сельскохозяйственные угодья. За эти земли, так же как и за земли городов и поселков, плательщики земельного налога и арендной платы в 2000 году должны перечислить в полном объеме платежи на счета, открытые органам федерального казначейства Минфина России, с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы Российской Федерации, но уже в пределах долей, установленных ст. 5 Закона РФ "О плате за землю" и нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов субъектов Федерации.
     
     В дополнение следует отметить, что приказом Минфина России от 14.12.1999 N 91н утверждена Инструкция о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. Данная Инструкция устанавливает единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступивших на счета органов федерального казначейства Минфина России, открытые в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях. Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и учета доходов федерального бюджета органам федерального казначейства открываются в кредитных организациях счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" и N 40102 "Доходы федерального бюджета". В этом случае счет N 40102 предназначен для учета поступления всех доходов, зачисляемых в федеральный бюджет, поступающих как непосредственно от плательщиков налогов (сборов) и других обязательных платежей, так и со счета N 40101. Кроме указанного выше приказа Минфина России, следует отметить письмо Минфина России и МНС России от 06.01.2000 N 03-1-12/07-2, ФС-6-09/10 "О зачислении налогов и сборов на счет N 40101 и их распределении в порядке межбюджетного регулирования" (в ред. от 28.01.2000). Этим письмом установлены Перечень налогов и сборов, подлежащих зачислению на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета N 40101 "Налоги и сборы, распределяемые органами федерального казначейства", и нормативы их распределения по уровням бюджетной системы Российской Федерации на 2000 год. В данном Перечне приведены земельный налог и арендная плата за земли городов, поселков и земли сельскохозяйственного назначения. Таким образом, в 2000 году плата за землю должна будет направляться налогоплательщиками на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства" для ее последующего распределения органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации. Рассмотрим, в каком порядке перечисляется земельный налог в 2000 году в соответствующие бюджеты на условном примере.

     
     Пример.

     
     АО "Смена" занимается производством промышленной продукции в городе Коркино Челябинской области. Сумма налога, подлежащая уплате в 2000 году, составляет 18 тыс. руб.. Сроки уплаты налога - 15 сентября и 15 ноября. В налоговой декларации на уплату налога налогоплательщик должен распределить годовую сумму земельного налога по двум срокам уплаты: по первому сроку уплаты 15 сентября - 9 тыс. руб.; по второму сроку 15 ноября - 9 тыс. руб. Поскольку доля средств, перечисляемых в федеральный бюджет за городские земли, определена в размере 30 %, то первая сумма земельного налога по первому сроку уплаты, направляемая в федеральный бюджет, составит 2,7 тыс. руб. (9 тыс. руб. х 30 %). На бюджетный счет Челябинской области будет направлено 1,8 тыс. руб. (9 тыс. руб. х 20 %). На бюджетные счета соответствующих органов местного самоуправления средства от уплаты налога поступят в размере 50 %, или в сумме 4,5 тыс. руб. (9 тыс. руб. х  50 %). Затем по второму сроку уплаты (15 ноября) сумма налога в размере 9 тыс. руб. должна поступить на отдельный лицевой счет с символом отчетности банка 01 балансового счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства". Органы федерального казначейства направят 2,7 тыс. руб.; 1,8 тыс. руб.; 4,5 тыс. руб. в федеральный бюджет, в бюджеты Челябинской области и органов местного самоуправления соответственно.

          
     Кроме того, положения ст. 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" дополнили п. 45 Инструкции N 56 нормой, предусматривающей использование земельного налога и арендной платы в 2000 году на финансирование новых мероприятий по землеустройству. Вместе с тем ст. 24 Закона РФ "О плате за землю" установлено, что земельный налог и арендная плата за землю используются на финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их использование. Однако ст. 16 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2000 год" приостановила на 2000 год действие ст. 24 Закона РФ "О плате за землю" в части целевого использования централизуемого земельного налога и арендной платы на финансирование мероприятий по землеустройству. В связи с этим средства земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков, зачисляемые в федеральный бюджет, должны направляться в 2000 году на проведение мероприятий в рамках Государственной программы повышения плодородия почв, на финансирование приобретения минеральных удобрений и средств химической защиты растений, ведения земельного кадастра и мероприятий по улучшению землеустройства и землепользования, на финансирование затрат капитального характера, связанных с мелиорацией сельскохозяйственных земель, закладкой и ремонтом многолетних насаждений и строительством групповых водопроводов, мелиорацией внутренних рыбохозяйственных водоемов, на развитие материально-технической базы государственных учреждений, участвующих в выполнении указанных работ, включая приобретение техники и оборудования, не входящих в сметы указанного строительства, мелиоративной техники, на проведение агрохимической мелиорации почв и научно-исследовательских работ прикладного характера.
     
     Изменения, касающиеся порядка применения пени при неуплате земельного налога, включены в п. 29 Инструкции N 56, который обязывает, в случае неуплаты налога в установленный срок, начислять пени в размере, установленном федеральным законом.