Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1

Налоги Австралии


Налоги Австралии

     

Д.Г. Черник,
государственный советник налоговой службы I ранга,
д.э.н., профессор, академик РАЕН

     Австралия является высокоразвитым индустриально-аграрным государством. В настоящее время в этой стране проводится структурная реформа экономики, сопровождающаяся реформированием налоговой системы. Ведущие позиции в экономике занимают горнодобывающая промышленность и сельское хозяйство, особенно животноводство, а также туризм. Добываются цветные металлы, включая золото, производятся машинно-технические изделия. Австралия является крупнейшим в мире производителем и поставщиком высококачественной шерсти, пшеницы, сахара, мясо-молочных продуктов. Развиты капитальное строительство и строительная индустрия. Количество ежегодно приезжающих туристов превышает 4 млн человек. Федеральный бюджет ежегодно сводится с превышением доходов над расходами.
     
     В административном отношении Австралия подразделяется на 6 штатов и 2 территории, имеющие свои правительства и законодательные собрания.
     
     Налоговая система, как и в большинстве государств, в том числе в Российской Федерации, имеет три уровня: федеральные налоги, региональные налоги и налоги общин или местные налоги. С фискальной точки зрения преобладают федеральные налоги, за счет которых и финансируются в основном все три уровня управления. Налоги штатов и общин, в отличие от США, не имеют серьезного значения. Федеральные налоги подлежат реформированию с 1 июля текущего года.
     
     Одним из основных федеральных налогов является подоходный налог с юридических и физических лиц. Подоходный налог с компаний, по существу, является налогом на прибыль. В ходе налоговой реформы он подвергается поэтапной либерализации. В настоящее время ставка налога снижается с 36 до 34 %. В дальнейшем (с 1 июля 2001 года) предусмотрено ее снижение до 30 %. Полученные фирмой убытки без ограничений переносятся на прибыль будущих лет.
     
     Австралийское налоговое управление подразделяет юридических лиц на три категории налогоплательщиков. Крупные компании с оборотом от 100 млн AUD* в год и более. Их всего около тысячи, и к этой же категории относятся международные корпорации. К ним приковано постоянное внимание налоговиков. К малому бизнесу относятся предприятия с годовым оборотом менее 1 млн AUD в год. Численность работающих никакой роли при этом не играет. Соответственно компания с оборотом от 1 млн до 100 млн AUD в год - это средний бизнес. Плательщиков налога в стране свыше 2,5 миллионов, включая индивидуальных предпринимателей. Для малого бизнеса предусмотрена возможность применения упрощенной системы налогообложения и учета доходов по кассовому методу. Выбор системы налогообложения принадлежит предприятию.
     _____
     * AUD — австралийский доллар. В конце мая 2000 года австралийский доллар составлял 0,59 долл. США.

     

     Подоходный налог с компаний обеспечивает 14-15 % федерального бюджета, а подоходный налог с физических лиц - более половины.
     

     В ходе реформы заметно смягчается подоходный налог с физических лиц. До 1 июля 2000 года действовала следующая шкала налогообложения. Доход до 5400 AUD в год налогом не облагался. А далее действовали четыре налоговые ставки со следующей прогрессией:

     
     5401   - 20 700 AUD - 20 %;
     
     20 701 - 38 000 AUD - 34 %;
     
     38 001 - 50 000 AUD - 43 %;
     
        свыше 50 000 AUD - 47 %.

     
     Как видим, ставки подоходного налога довольно высокие, что компенсируется необлагаемым минимумом доходов. В основе налогообложения лежит система самоначисления налога. Все взрослые граждане подают налоговые декларации.
     
     С нового финансового года, который начинается в Австралии с 1 июля, необлагаемый минимум повышен до 6000 AUD и введена следующая шкала с пониженной первой налоговой ставкой:

     
       6001 - 20 000 AUD - 17 %;
     
     20 000 - 50 000 AUD - 30 %;
     
     50 000 - 60 000 AUD - 42 %;
     
        свыше 60 000 AUD - 47 %.
     

     Теперь 80 процентов населения платят налог по ставке не выше 30 %.
     
     Одновременно с введением смягченной шкалы налогов на 4 % повышается размер пенсий и пособий с гарантией перевеса в 2 % над любым уровнем инфляции, увеличивается специальная помощь на воспитание детей. Так, семья с одним заработком, имеющая ребенка в возрасте до 5 лет, фактически не платит налоги с первых 13 тыс. AUD своего дохода. Здесь нужно отметить, что, в отличие от Российской Федерации, пенсии входят в совокупный годовой доход физического лица. Рассматривается вопрос об отмене налоговых деклараций для работников наемного труда с одним источником дохода.
     
     Наиболее крупному реформированию подверглись косвенные налоги. До реформы в Австралии действовал налог с продаж на ограниченный круг товаров с различными (от 7 до 22 %) налоговыми ставками. Он не распространялся на услуги. Налог с продаж отменен, и вместо него введен налог на товары и услуги с единой ставкой 10 %. По механизму исчисления и взимания, налоговым льготам - это европейский налог на добавленную стоимость. От налога освобождены товары, идущие на экспорт, продовольственные товары, медикаменты, услуги по начальному и среднему образованию, медицинские услуги, благотворительная деятельность, деятельность религиозных организаций.
     
     В систему косвенных налогов входят, как и в других странах, таможенные пошлины и акцизы. Акцизы установлены на алкогольные, табачные изделия, бензин, некоторые виды дизельного топлива.
     
     К менее значимым с точки зрения доходности федеральным налогам относятся:
     
     налог на прирост капитала, который взимается с прибыли, полученной от реализации определенных активов, например акций;
     
     налог на дорогостоящие автомобили;
     
     пенсионный сбор в размере 1,5 % от фонда оплаты труда;
     
     налоги, взимаемые у источника с процентов, дивидендов и т.д.;
     
     налог на нефтяные ресурсы;
     
     налог на дополнительные выплаты.
     
     Остановимся на последнем из перечисленных. Налог на дополнительные выплаты работодатель платит в случаях, если он предоставляет своим работникам дополнительные льготы и выплаты. Сюда входят пользование автомобилем, оплата учебы детей сотрудников, оплата каких-либо других их расходов, выдача беспроцентных ссуд или ссуд с процентами ниже обычной банковской ставки и т.д. Если подобные льготы превышают в год 50 тыс. AUD для конкретного работника, то работодатель с суммы превышения платит налог по ставке 48,5 %, то есть к максимальной ставке подоходного налога 47 % прибавляется пенсионный сбор 1,5 %.
     
     Налог по удельному весу составляет в федеральном бюджете 2,3 %. Но он очень сложен для контроля, и его сбор требует немалых затрат.
     
     В ходе налоговой реформы отменены некоторые налоги штатов и муниципалитетов с целью упрощения налоговой системы. Правительства штатов взимают налог на игорный бизнес, гербовые сборы и пошлины, земельный налог. Муниципальные советы (их свыше 850) могут устанавливать налоги на отдельные виды имущества и на фонд оплаты труда.
     
     Бюджеты штатов, территорий и муниципалитетов ранее зависели от объемов поступлений главным образом налога с продаж, в настоящее время - налога на товары и услуги.
     
     В ходе налоговой реформы в Австралии отказались от авансовой системы налоговых платежей, основанной на доходах прошлого периода. Она заменена квартальной уплатой с единым сроком по всем видам налогов до 21 числа следующего за отчетным кварталом месяца на основе расчета истинных полученных за квартал доходов.
     
     Развиваются и расширяются услуги, которые австралийское налоговое управление оказывает налогоплательщикам. Сюда входят устное консультирование налогоплательщиков, консультирование по телефону, ответы по электронной почте, письменные ответы на наиболее сложные вопросы.
     
     Проведение реформы связано с совершенствованием информационных технологий, систем управления рабочими процессами контроля за поступлением налогов, недоимкой, налоговыми расчетами. Новые компьютерные программы оценивают уровень риска при введении налога на товары и услуги. Прогнозируется, как скажется введение этого налога и другие меры на различных категориях налогоплательщиков, в разных отраслях и регионах и т.д. Оценивается платежеспособность компаний, подбираются наиболее удобные методы и сроки уплаты налогов. Около 1200 сотрудников налоговой службы Австралии занимаются компьютерными информационными технологиями. В вычислительном центре налоговой службы в столице страны г. Канберра обеспечивается хранение и доступ к сведениям по всем налогоплательщикам, ведутся "налоговые досье". Доступ к базам данных возможен для всех подразделений и инспекторов налоговой службы с использованием контроля доступа и шифрования данных по арендованным у телекоммуникационных компаний каналам. Концентрация в едином центре всех сведений о налогоплательщиках, наличие их лицевых счетов в единой базе дает возможность сплошного контроля полноты поступления налогов, обеспечивает оперативный контроль по отдельным плательщикам. Центр ведет постоянный мониторинг по всем видам федеральных налогов. Имеется еще два федеральных центра обработки данных, на базе которых, в частности, организована система консультаций налогоплательщиков, в том числе и по телефону.
     
     А каковы ожидаемые финансовые результаты налоговой реформы? В 1998-1999 финансовом году сбор федеральных налогов принес в казну 141 млрд AUD. Налог на товары и услуги (НДС) по расчету австралийского налогового управления принесет 24 млрд AUD. Отмена налога с продаж даст потерю 14 млрд AUD, снижение подоходного налога - 12 млрд AUD и еще около 3 млрд AUD будет потеряно за счет снижения и отмены некоторых мелких налогов и сборов. Федеральный бюджет вследствие предпринимаемых мер сократится на 5 млрд AUD. Но превышение доходов над расходами сохранится.
     
     Налоговая реформа сопровождается введением в стране Австралийского номера бизнеса - нового единого идентификатора юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Пока в стране существует несколько различных систем идентификации юридических и физических лиц.
     
     Несколько слов о работе с недоимщиками (поскольку в экономике Российской Федерации недоимка стала форменным бедствием). В Австралии на момент начала налоговой реформы имелась недоимка у 506 тысяч налогоплательщиков на общую сумму 7,8 млрд AUD. Какие методы используются для ее погашения? Первый шаг - это напоминание налогоплательщику по телефону о необходимости погасить задолженность. Затем направление письменного напоминания. После этого плательщик приглашается на переговоры в налоговое управление. И лишь после всего этого следуют принудительные меры, такие как наложение ареста на банковские счета, имущество и конфискация имущества для погашения недоимки.
     
     В исключительных случаях налоговый комиссар может принять решение о списании задолженности, освобождении от штрафа или о его снижении.
     
     Штраф за проступок налагается в виде процента от недоимки (пени) или в определенном размере. Если налогоплательщик самостоятельно определил свою ошибку в расчетах, приведшую к недоплате налога, то он вносит разовый штраф в сумме 5 % от недоплаты. За неправильную информацию, выявленную налоговым органом, штраф возрастает до 30 %. За сознательное занижение доходов штраф уплачивается в размере 60 %. Злостное нарушение карается суммой, равной 100 % недоплаты.
     
     Обращает на себя внимание тщательная подготовка Австралийского налогового управления к проведению налоговой реформы. На протяжении нескольких месяцев, предшествующих началу реформы, ведется разъяснительная работа с налогоплательщиками, организовано обучение сотрудников налогового ведомства, их численность увеличена почти на 4 тысячи человек (с 15 до 19 тысяч). Издана необходимая методическая литература и бланки отчетности. Организуются пять новых центров обработки данных для администрирования налога на товары и услуги. Укрепляется информационная база налогового ведомства. Улучшается работа с налогоплательщиками.
     
     Помимо разъяснений и консультаций, которые дают налогоплательщикам работники налоговой службы, в стране развита сеть налоговых консультантов, которые работают в качестве рыночной инфраструктуры, но получают содействие налоговой службы и лицензируются ею.
     
     Именно такие аспекты деятельности должны как можно шире применяться в практике работы Министерства РФ по налогам и сборам и его органов на местах.